Перейти к основному содержанию

4258 просмотров

С чем столкнулись казахстанские торговые сети на кассах самообслуживания

Курсив изучил плюсы и минусы новой технологии для страны

Фото: Офелия Жакаева

Две торговые сети, «Дастархан» и Small, внедрили экспериментальные кассы самообслуживания. Еще одна сеть, Magnum, заявила о планах запуска этой технологии уже в текущем месяце.

Кассы самообслуживания, или self-checkout, – технология кассового контроля, которая позволяет покупателю сформировать чек и оплатить товар самостоятельно, без посредника-кассира. Алгоритм действий простой: покупатель подносит каждую покупку к сканеру штрих-кода, после чего оплачивает итоговый счет через терминал с помощью банковской карты. «Курсив» изучил плюсы и минусы новой технологии для Казахстана, учитывая особенности отечественного ритейла. 

Кассы самообслуживания приживаются не везде

Первые комплексы self-checkout появились в США в 1992 году, но их широкое распространение началось в начале 2000-х. В 2016 году во всем мире работали 225 тыс. касс самообслуживания. Консалтинговая компания RBR в отчете Global EPOS and Self-Checkout 2019 отмечает, что в текущем году на глобальном рынке ритейла дополнительно к имеющимся установят 81 тыс. терминалов self-checkout (SCO). Ожидается, что к 2021 году их общее число достигнет 325 тыс. Это капля в море по сравнению с традиционными электронными кассами (EPOS), которых только в текущем году во всем мире заказано 2,2 млн. 

В разных странах свой, уникальный опыт использования касс самообслуживания. Например, Франция продолжает активно внедрять self-checkout, ежегодный прирост составляет 30%, в то же время торговля Великобритании сокращает их применение на 20%. 

RBR отмечает, что к внедрению технологии SCO ритейл подталкивает растущая конкуренция со стороны онлайн-торговли и стремление угодить технологически продвинутой части покупателей. Плюсы внедрения кажутся очевидными: экономия площади и штатных единиц, ведь на месте одной традиционной кассы можно установить четыре модуля самообслуживания. С другой стороны, появляется необходимость углубления технологий контроля за хищениями – это одна из главных проблем магазинов, внедряющих SCO. 

Какие системы выбрали казахстанские торговые сети

Сеть Magnum Cash & Carry (62 магазина) устанавливает SCO европейского производства. Как сообщили в компании, на первом этапе по четыре узла самообслуживания будут установлены в двух крупнейших торговых центрах сети в Алматы. 

Технология должна снизить общую нагрузку на кассы, уменьшить очередь, ускорить обслуживание. По результатам тестирования будет принято решение о частичном внедрении решений self-checkout во всей торговой сети.
 
SCO в Magnum будут принимать только безналичные платежи. Чек на алкоголь поможет оформить консультант магазина, табачная продукция через кассы самообслуживания продаваться не будет.

Сеть супермаркетов Small (89 магазинов) выбрала американские кассы самообслуживания NCR. Четыре новинки установлены в сентябре в одном из крупных магазинов сети в Алматы. Эти кассы также не предусматривают возможность оплаты наличными и покупку сигарет, чек на алкоголь заверяет работник магазина.

По информации от представителей головного офиса компании, 40% покупателей сети предпочитают при оплате покупок использовать банковские терминалы. Клиенты, опробовавшие технологическую новинку, считают, что теряют на кассе в три раза меньше времени в сравнении с классической схемой.

Сеть «Дастархан» для кассы самообслуживания использовала собственное решение. Первый экспериментальный пост self-checkout в крупном алматинском магазине сети был запущен в середине минувшего лета и сейчас обслуживает в среднем 500 покупателей в сутки. Павел Кляхин, руководитель IТ-департамента ТОО «Дастархан-консалтинг», поделился с «Курсивом» технологическими подробностями. 

s-chem-stolknulis-kazahstanskie-torgovye-seti-na-kassah-samoobsluzhivaniya2.jpg

Между «выгодно» и «удобно»

Павел Кляхин отмечает, что главной мотивацией для казахстанских торговых сетей, внедряющих кассы самообслуживания, служит обеспечение комфорта клиентов. С точки зрения финансовой выгоды подобный инструмент очень сомнителен: экономия на высвобождающемся персонале касс незначительна. Вдобавок принцип самостоятельного обслуживания ставит перед магазинами задачи углубления технологического контроля за процессом покупок.

В первую очередь речь идет о банальном воровстве. По данным Кляхина, во всем мире из-за воровства ежегодно списывается около 2% оборота ритейла. Как эта особенность учитывается в готовых системах self-checkout? 

Кассы самообслуживания, помимо считывателя штрих-кода товара, включают в себя весы. Это дополнительный инструмент контроля, позволяющий системе судить о том, насколько чек соответствует товару. Иначе говоря, магазин должен позаботиться о том, чтобы в электронной системе появилась новая разновидность учета товара – весовая. Именно так работают кассы сетей Small и Magnum.

Почему «Дастархан» не планирует расширение касс self-checkout

Чем отличается касса самообслуживания сети «Дастархан»? По сути, это классическая касса, повернутая служебной стороной к клиенту. Обычно на кассе обслуживающий персонал вводит сумму итогового чека в банковский терминал, через который снимается сумма со счета клиента. По словам руководителя IТ-департамента «Дастархан-консалтинг», на этом этапе кассиры часто ошибаются, например, неправильно вводят в терминал суммы итогового счета. Поэтому восемь лет назад «Дастархан» исключил это звено, интегрировав банковское оборудование в кассу магазина. И теперь, чтобы перевести кассы на формат работы self-checkout, оказалось достаточным повернуть кассу служебной стороной к покупателю.

Задача контроля за возможными инцидентами также решена технологически. Для этого используются возможности аналитического видеонаблюдения. Искусственный интеллект самостоятельно оценивает поведение клиента у кассы, и если оно соответствует 300 сценариям, требующим вмешательства персонала, система сообщает об этом.

Сам Кляхин считает, что в отношениях с новыми технологиями важно не торопиться перескакивать через очередную ветку развития. По его оценкам, большинство покупателей, сталкиваясь с кассой самообслуживания, теряются, им требуется помощь персонала. Поэтому в сети «Дастархан» расширять количество касс self-checkout не планируют.

3108 просмотров

Ревизию госпрограмм предложили провести в Казахстане

И привлечь к их финансированию банки

Фото: Олег Спивак

Председатель президиума Национальной палаты предпринимателей Казахстана «Атамекен» (НПП) Тимур Кулибаев во время встречи с парламентариями предложил провести ревизию госпрограмм по поддержке бизнеса и снизить уровень участия государства в этой сфере. Заместить госпрограммы должны банки, но они смогут это сделать только в случае смягчения регуляторных требований к ним, признает он.

«Госпрограммы начали постепенно замещать рыночные механизмы привлечения денег: к примеру, сегодня есть девять госпрограмм по поддержке сельского хозяйства, – сказал Кулибаев во время встречи с депутатами мажилиса. – Идет конкуренция между банками и институтами развития: внутри госпрограмм существуют разные операторы, разные ставки, это дезориентирует рынок. Необходимо выработать единые приоритеты, какие отрасли поддерживать, а какие отдать рынку. Нужна ревизия всех госпрограмм. Давайте совместно проведем эту работу», – обратился он к парламентариям.

При каких условиях банки смогут заменить государство

Сам автор предложения признал, что сейчас в Казахстане с банковским кредитованием бизнеса все обстоит не лучшим образом: по сведениям главы президиума НПП, по сравнению с прошлым годом объем кредитования юридических лиц со стороны банков снизился на 5,4%, а банковские займы малому и среднему бизнесу уменьшились на 12,5%.

Это при том, что в займах казахстанский бизнес остро нуждается: по данным исследования Всемирного банка, большинство казахстанских предприятий (62%) держится на плаву, не имея возможностей для дальнейшего развития. Исследования НПП дают примерно ту же цифру: 60% компаний обрабатывающей промышленности испытывает проблемы с получением займа на оборотные средства.

«Зачастую это связано с высокими требованиями банков, высокой ставкой по кредиту и недостатком залоговой базы», – утверждает Кулибаев.

И эти же 62 и 60% в разных интерпретациях остаются за бортом и государственных программ. Выход спикер видит в смягчении требований к банкам со стороны регулятора: по его мнению, банки сейчас находятся под давлением усиленного регулирования и вынуждены придерживаться консервативного подхода при принятии кредитных решений.

Разомкнуть круг, при котором банки не кредитуют бизнес, потому что у него нет достаточного залогового имущества, а это имущество не появляется, потому что у бизнеса нет возможности получить необходимые заемные средства, предлагается за счет снижения пруденциальных нормативов и требований к залоговому обеспечению.

При этом риски банков НПП предлагает нивелировать за счет внедрения цифровых технологий, формата цифровых кредитных досье и информационных систем управления рисками. По мнению палаты, это позволит банкам проводить экспресс-анализ компании, оценивать ее благонадежность за счет проведения рейтингов на основе базы данных информационных систем.

НПП считает необходимым, чтобы государство сократило количество госпрограмм, освободив кредитную нишу для получивших большую свободу банков, оставшись с госпрограммами только в нескольких стратегических отраслях.

Банки и финансисты «за»

Отметим, что идея ревизии госпрограмм и частичного ухода государства с рынка кредитования высказывалась и ранее: в середине ноября глава Народного банка Умут Шаяхметова на конференции «Финансовый рынок и реальный сектор экономики» заявила, что поддержка государством бизнеса была эффективной лет пять назад, когда осуществлялась точечно по тем самым стратегически важным отраслям.

«Нам нужно сокращать количество госпрограмм, так как ручное управление становится неэффективным и порождает иждивенческие настроения, причем у всех институтов и участников госпрограмм, – считает Шаяхметова. – Мы уже залезли в Нацфонд, в хорошую кормушку, и это не стимулирует быть более эффективными государство и правительство. Я не вижу спроса на модернизацию, на изменение своих процессов со стороны заемщиков: было много программ по лизингу в 2006-2008 годы, на этом рынке было хорошее налогообложение, которое породило в те годы переоснащение наших старых фондов. И сейчас такое время подошло: необходимо переоснащаться, но большого спроса мы не видим», – отмечает она.

Выводы у банкиров примерно те же, что и у НПП: они призывают слезть с госпрограммной «иглы» и разделить поляну кредитования между банковским сектором и государством, оставив за последним кредитование стратегических секторов экономики. Хотя в эффективности госкредитования та же Шаяхметова сильно сомневается: в качестве примера она приводит сельское хозяйство страны, которое, несмотря на девять госпрограмм, в массе своей остается «депрессивным». Так что вопрос ревизии деятельности операторов госпрограмм остается актуальным сам по себе, вне зависимости от того, поделят они с банками рынок кредитования или нет.

Необходимость сокращения госучастия в кредитовании разделяет и глава Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова – в первую очередь потому, что это, по ее мнению, глушит предпринимательскую инициативу: бизнес просто ждет появления на рынке очередной порции дешевых денег, вместо того чтобы пытаться решать свои проблемы. К тому же снижение стоимости заемных средств рано или поздно ударит по самому государству и по рынку: расширение госпрограмм будет требовать все больших и больших вливаний, которые имеют свои ограничения. И когда бюджетные возможности будут исчерпаны, государство может столкнуться с проблемой привыкшего к госпомощи бизнеса с одной стороны и потерявшего свои возможности в сфере кредитования финсектора – с другой.

«Ограничения административных интервенций государства в экономические рыночные отношения, включая финансовый рынок, просто необходимы», – считает она.

Кредиты под проекты, а не под залоги

Представители бизнеса, на которых направлены кредиты (и от банков, и в рамках госпрограмм), считают, что банки смогут на равных конкурировать с государством не в результате снижения регуляторных требований к ним, а в случае изменения подходов к заемщикам. В частности, по мнению генерального директора отраслевой организации «Мясной союз Казахстана» Максута Бахтыбаева, банки смогут выдавить государство со своей вотчины, если будут воспринимать бизнес как партнера в зарабатывании денег, а не как средство их зарабатывания. Но это означает, что они должны разделять с ним риски, кредитуя его под залог текущих проектов, а не под залог имеющихся у него активов.

«Так как акционерам банка важна прибыль (и тут как бизнесмены они правы), то о росте реального сектора экономики они будут думать тогда, когда придет понимание, что банк – это парт­нер бизнеса, и прибыль от этого партнера можно получать только тогда, когда они будут расти вместе. Когда кредиты будут давать не под залоги, а под проекты. А для этого нужна экспертиза этих проектов в банках – и тогда государству на рынке кредитования будет нечего делать», – считает Бахтыбаев.

В нынешней же ситуации, по его мнению, кредитование через госпрограммы является более или менее действенной попыткой оживить экономику. Минусы такого вмешательства, по словам спикера, очевидны: государство по корпоративным и рыночным меркам не самый лучший управленец, и рядом с ним на рынке всегда идут бюрократия, коррупция, непрозрачность и прочие побочные эффекты. Но проблема в том, что банки сейчас достойной альтернативы рынку и бизнесу предоставить просто не могут.

«Всем известно, что в реальном бизнесе, связанном с производством, рентабельность не превышает 25–30%, из них отдавать 15-17% банку, да еще и предварительно дав ему 150–200% залогов от стоимости проекта, – это из области фантастики», – отмечает Бахтыбаев.

По его мнению, переходная модель, когда операторами гос­программ будут выступать не нацхолдинги и их дочки, а банки, позволит сделать процессы распределения средств прозрачнее, но тогда средства госпрограмм станут дороже для бизнеса за счет появления посредников. При таком решении, по сути, все программы поддержки бизнеса и населения превратятся в программу поддержки банков, что тоже не является рыночным решением, убежден эксперт.

Госхолдинги уже проходят AQR?

Банки со сторонней помощью заканчивают оценку своих активов (AQR), так что к январю Национальный банк вполне может оценить их способности заместить государство на рынке кредитования. Как идет и проводится ли вообще аналог AQR в отношении самих государственных программ и их операторов, среди которых национальные холдинги, пока неясно. Хотя о необходимости ревизии деятельности государства на рынке неоднократно заявлял в течение всего этого года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

«Мы должны четко определиться с границами государства в экономике, – сказал Токаев на заседании совета национальных инвесторов в мае этого года. – В непростые времена государство всегда брало на себя бремя поддержания экономического роста, но нельзя забывать, что системная конкурентоспособность экономики формируется за счет частного бизнеса. Именно поэтому была поставлена задача довести долю государства в экономике до стандартов стран ОЭСР. Это даст толчок частным инвестициям и развитию МСБ», – сказал глава государства.

После чего поручил правительству до 1 сентября провести ревизию всех разрешенных видов деятельности для госкомпаний и внести предложения по их сокращению, одновременно объявив мораторий на создание новых государственных компаний в экономике. А 2 сентября, выступая с посланием народу Казахстана в парламенте, Токаев напрямую дал правительству поручение проверить эффективность деятельности госхолдингов.

«Нам нужно понять, каков реальный вклад Фонда национального благосостояния в рост благосостояния народа за прошедшие 14 лет. Правительство вместе со Счетным комитетом в трехмесячный срок должны провести анализ эффективности государственных холдингов и национальных компаний, – заявил тогда президент страны. – Количество государственных компаний можно и нужно сократить, при этом следует аккуратно подходить к деятельности государственных компаний, работающих в стратегических секторах – контроль государства над ними должен сохраниться. В противном случае вместо государственных монополистов мы получим частных монополистов со всеми вытекающими отсюда последствиями», – добавил президент.

Если исходить из сроков, озвученных в поручении главы государства, результаты анализа эффективности деятельности гос­холдингов и получение данных банковского AQR должны сойтись в одной точке – к 1 января 2020 года (анализ деятельности госхолдингов должен быть проведен даже чуть раньше – 2 декабря 2019 года, если отсчитывать ровно три месяца от даты озвучивания поручения, то есть от 2 сентября).

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций