Перейти к основному содержанию

7077 просмотров

Пекари Шымкента хотят закрыть свой бизнес в ближайшие 10 дней

Они терпят убытки от 50 до 100 тыс. в день

Фото: Shutterstock

В Шымкенте цена на так называемый социальный хлеб удерживается на отметке 70 тенге. При этом мука подорожала с 5 200 до 6 700 тенге за 50 кг. По словам пекарей, они терпят убытки – от 50 до 100 тысяч тенге в день.

О том, что если в Шымкенте не будут предприняты меры по стабилизации ситуации, то пекарни начнут закрываться, заявил «Курсиву» владелец одной из них. По его словам, в начале 2019 года мешок муки (50 кг) стоил 5 200-5 300 тенге, сейчас его цена составляет 6 700-6 800 тенге. Но при этом в городском акимате пекарей просят цену на хлеб удерживать на месте.

«В моей пекарне пекут по 16-17 тысяч булок в день, муки используют 6-7 тонн. Терплю убытки примерно 50–100 тысяч тенге в день. Если не помогут, то через 10 дней закрываюсь. И не только я, многие закроются. Нас просят потерпеть, мы уже полтора месяца так держимся. Часть пекарен уже закрылась», – рассказал «Курсиву» собеседник.

Он также добавил, что в 2010 году в подобной ситуации потерял 25 млн тенге. И теперь очень настороженно относится к обещаниям исполнительной власти.

По данным предпринимателя, отпускная цена на булку хлеба в Шымкенте составляет 55 тенге. Доставка до магазина – 10 тенге, магазин должен накидывать 5 тенге. Однако в некоторых торговых точках хлеб продают уже по 75 тенге.

Председатель АО «СПК «Shymkent» Абильсеит Рабаев сообщил «Курсиву», что на данный момент в стабилизационном фонде Шымкента имеется в наличии 300 млн тенге. «В данное время решают вопрос, сколько направить на покупку дешевой муки. Деньги на такие цели предусмотрены. Договор на создание стабфонда был подписан в начале этого года, но при этом живых денег в нем не было. В конце октября 2019 года было выделено 300 млн тенге на стабфонд», – пояснил Абильсеит Рабаев.

Между тем председатель Ассоциации хлебопеков Шымкента Абдумалик Комекбаев заявил «Курсиву», что закрытия пекарен не допустят. «8 ноября в администрации Шымкента проходило совещание, на котором решали этот непростой вопрос. До 10 января хлебопеков попросили продержаться. Со среды, 13 ноября, пообещали выдавать пекарням дешевую муку – по 5900 тенге за мешок. Мы согласились. На эти цели пока выделено 100 млн тенге. После нового года будет новый бюджет и новые меры по стабилизации цен на хлеб», – подчеркнул Комекбаев.

По его данным, в ассоциацию входят 36 пекарен. На все эти пекарни требуется вагон муки ежедневно, или 65 тонн. Это 1 300 мешков по 50 кг. Из каждого мешка в конечном итоге выйдет по 130-132 булки хлеба. 

Представитель управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Шымкента Кайрат Базарбеков подчеркнул, что субсидирование пекарен законом не предусмотрено, поэтому работа будет вестись только по линии стабфонда.

Руководитель отдела инвестиций управления сельского хозяйства и ветеринарии Шымкента Абунасыр Джанбатыров в свою очередь отметил, что мука подорожала из-за увеличения экспорта и зерна, и муки. По его словам, муку в Шымкенте делают не из местной пшеницы – зерно закупается в других регионах Казахстана по 90 тенге за кг.

Тем временем на одном из недавних совещаний заместитель акима Туркестанской области Меиржан Мырзалиев заявил, что в Туркестанской области не допустят подорожания хлеба. «Для решения данного вопроса были проведены переговоры по поставке пшеницы из Костанайской области в город Туркестан по низким ценам. Достигнута договоренность с пекарней ТОО «Акжол», которое в день производит 25 тыс. буханок хлеба и покрывает 80% потребности города Туркестана. Хлебопекарня будет обеспечиваться пшеничной мукой 1 сорта по сниженным ценам для производства социального хлеба», – сообщил замакима. 

По его словам, в Туркестане в день будет распределяться по магазинам 2 тыс. буханок социального хлеба стоимостью 75 тенге.

4266 просмотров

Как гостиничный бизнес Узбекистана пытается догнать растущий поток туристов

Власти республики объявили туротрасль стратегической и выделяют немалые средства из бюджета на поддержку этого бизнеса

Фото: Shutterstock.com/Marina Rich

Увеличить и количество гостиниц, и объем номерного фонда в два раза планирует Узбекистан уже до конца 2021 года – рынок требует все больше мест для туристов.

В 2019 году Узбекистан посетили 6,7 млн туристов. Три года назад этот показатель был равен лишь 2,2 млн человек. По оценке Всемирной туристской организации при ООН, республика сейчас на четвертом месте среди стран с наиболее динамично развивающейся туристической отраслью. Растущий поток гостей выявил слабые места, которые тормозят развитие туризма в Узбекистане. Одна из главных болевых точек – гостиничный фонд.

Койко-место под узбекским солнцем  

На начало года в Узбекистане, по данным Госкомитета по развитию туризма, насчитывалось 1,2 тыс. объектов инфраструктуры гостеприимства, 70% из них – это гостиницы, 18% – хостелы и 12% – другие виды размещения. Общий номерной фонд составляет 24 тыс. и рассчитан на 50 тыс. койко-мест. «Средний уровень загрузки гостиничного фонда по итогам 2019 года составил 83%. Это очень большой показатель. В пиковые сезоны порой невозможно найти свободного номера в Ташкенте и особенно в таких туристических центрах, как Хива, Самарканд, Бухара», – прокомментировал начальник департамента по стратегическому развитию и кадровым ресурсам Госкомтуризма Шухрат Исакулов.

По словам председателя Ассоциации отельеров Узбекистана Фарангиз Абдуллаевой, из-за повышенного спроса понятие сезонности для гостиниц становится менее актуальным. «Узбекистан всегда считался сезонным направлением. Но в 2019 году серьезная загруженность была на протяжении всего года», – подчеркнула Фарангиз Абдуллаева. 

Поддержать сумом

Провозгласив туризм стратегической отраслью, власти Узбекистана взялись за решение проблем с дефицитом гостиничного фонда. В 2019 году в стране стартовала программа субсидирования строительства новых отелей. Государство покрывает расходы застройщиков в размере 40 млн сумов ($4,2 тыс.) за один номер для трехзвездочных гостиниц и 65 млн сумов ($6,8 тыс.) за номер в «четырех звездах». 

Учредитель трехзвездочного отеля «Согдиана» в Самарканде Азиз Ташев – один из тех предпринимателей, кто такой поддержкой уже воспользовался. «Благодаря субсидии государства мы смогли покрыть свои расходы на 20%, а всего получили 4,08 миллиарда сумов (эквивалентно $428 тыс.). Это существенная поддержка для нас. Без дотаций со стороны государства ускоренно развивать туризм невозможно», – уверен Ташев. 

Программа субсидирования будет действовать до 2022 года. За это время количество гостиниц в стране должно вырасти вдвое – до 2,4 тыс, а номерной фонд увеличиться до 50 тыс. Только в прошлом году в Узбекистане появилось 270 новых объектов гостиничного бизнеса. 

Бросить все и уйти в туризм

Власти Узбекистана поддержали предпринимателей не только деньгами, но и административно – упростив порядок и требования к получению лицензии на данный вид деятельности. В результате в стране резко выросло число гостевых домов и хостелов. Именно они, по оценке Шухрата Исакулова, помогли выправить ситуацию в пиковые периоды туристического сезона 2019 года. 

Абдулазиз Икрамжанов полтора года назад с родителями открыл первый хостел в Ташкенте. Сейчас он более чем уверен, что у этого вида гостиниц большие перспективы в Узбекистане. «Мы не ощущаем большой конкуренции, да и разнообразия среди хостелов тоже пока нет. Узбеки привыкли жить в больших домах, а сейчас все больше к людям приходит понимание, что использовать свое жилище для размещения гостей – это нормально. Тем более что никаких проверок или дополнительных бумажек тоже не требуется», – говорит Икрамжанов. 

Отсутствие бюрократии при открытии гостиничного бизнеса приводит к тому, что некоторые предприимчивые владельцы жилплощади в многоквартирных домах регистрируют свое имущество как хостел. Ташкентские риелторы объясняют это тем, что из-за отсутствия номеров в гостиницах туристы часто выбирают посуточную аренду квартир. А по узбекистанским законам если иностранец находится в стране более трех дней, он обязан зарегистрироваться по месту пребывания. 

Хостелы, как и другие объекты размещения, зарегистрированы в единой операционной системе, с помощью которой ведется учет туристов.

«Мы сейчас наблюдаем такую картину, что те предприниматели, которые занимались другими видами деятельности, переключаются в сферу туризма. Потому что туризм быстро окупается. Тем более в условиях дефицита, который есть по номерному фонду», – прокомментировал Шухрат Исакулов. Нехватка средств размещения, по его словам, сказывается на ценовой политике гостиниц. «Стоимость номера в Узбекис­тане относительно выше, чем в других странах. В Ташкенте или Бухаре номер в трехзвездочном отеле будет стоить примерно 40–50 долларов», – отметил Исакулов. Он уверен, что ситуация изменится с появлением большего числа гостиниц в стране.

kak-gostinichnyj-biznes-uzbekistana-pytaetsya-dognat-rastushhij-potok-turistov-2.jpg

Фото: Shutterstock.com/Polina LVT

Красиво жить не запретишь

Рост туристической активности спровоцировал интерес к Узбекистану со стороны компаний, которые специализируются на строительстве пятизвездочных отелей и крупных гостиничных комплексов. В настоящее время в республике всего две гостиницы высшего сегмента – Hyatt Regency и Hilton, обе находятся в Ташкенте. К концу года в узбекской столице откроется отель сети Marriot, сообщила Фарангиз Абдуллаева. «Ведутся переговоры с Sheraton и InterContinental – это те бренды, которые были у нас на рынке, но по определенным причинам ушли с него. Сейчас они возвращаются, и очень активно. Была информация, но пока не подтвержденная, что и Four Seasons хотят войти на наш рынок. Большой интерес крупные бренды проявляют  к Самарканду. Крупные сети хотят выйти на узбекский рынок, потому что для гостиниц в стране действует много разных преференций», – акцентировала председатель Ассоциации отельеров.

Внимание глобальных гостиничных сетей к Узбекистану продиктовано в том числе и ростом деловой активности в стране, которая, в свою очередь, стимулирует развитие такого направления, как MICE-туризм. Этот вид туризма подразумевает проведение крупных бизнес-мероприятий, форумов, конгрессов и так далее. «Мы видим, что строятся отели с конференц-залами, потому что есть спрос, и неплохой. Благодаря этому Узбекистан может позиционировать себя как площадка для организации и проведения деловых мероприятий», – заявила Абдуллаева.

Отели без сервиса – деньги на ветер

Развитие сферы гостеприимства автоматически требует новых, квалифицированных работников отрасли.  Для организации качественного сервиса и подготовки персонала при Госкомтуризме был создан институт развития туризма – это научно-методологический центр, разрабатывающий стандарты и программы обучения, а в Самарканде открыт международный университет «Шелковый путь» для будущих менеджеров в индустрии туризма. 

Кроме того, в прошлом году под юрисдикцию Госкомтуризма перешли 18 профессиональных колледжей во всех регионах страны, а при Ассоциации отельеров Узбекистана появилась академия гостеприимства. Эти учебные заведения будут готовить линейный персонал для стратегически важной индустрии в целом и для гостиниц в частности.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif