Перейти к основному содержанию

1239 просмотров

Павлодарцы не хотят пускать бизнес в парки и на школьные стадионы

Жителям не нравится, что акимат не согласовывает с ними планы

Фото: Shutterstock

В Павлодаре не утихают споры по поводу реализуемой местными властями стратегии точечной застройки. Коммерческими и жилыми объектами уплотняют придомовые территории, скверы и школьные дворы. Жителей возмущает, что акимат не согласовывает с ними такие планы: по их мнению, развитие бизнеса мешает созданию комфортной среды проживания.

За стеклом

В Павлодаре так называемая точечная застройка проводится в центральной части города. По данным городского отдела архитектуры, на сегодня имеется пять земельных участков, где за счет частных инвестиций ведется строительство многоэтажного жилья. Другие коммерческие объекты размещают в зеленых зонах, на пришкольных территориях или впритык к жилым домам. 

Главный аргумент чиновников – мировая практика. В официальном ответе «Курсиву» руководитель управления архитектуры и градостроительства области Нурлан Какамбетов ссылается на протокольное поручение первого президента РК от 30 января 2019 года «О проведении работ по уплотнению уже сложившейся застройки населенных пунктов за счет строительства социальных и частных коммерческих объектов». 

Но такая практика возмущает горожан. Взаимное непонимание достигло апогея при возведении офисного здания на улице Короленко. Еще до начала строительства жильцы близлежащего дома заявили: объект расположен так близко, что будет перекрывать доступ солнечного света в квартиры, а после завершения работ обитатели обеих построек смогут наблюдать за жизнью друг друга через окна. Людям не понравилось, что застройщик вырубил выращенные ими зеленые насаждения.
 
Пока шли споры, предприниматель здание возвел. С жалобами собственники квартир обратились в акимат и надзорные органы. Прокуратура Павлодара вынесла представление об устранении нарушений законности при выдаче земельного участка. По информации акима Павлодара Кайрата Нукенова, этот земельный участок бизнесу предоставили еще в 2005 году. Он простаивал более 10 лет, пока его не продали другому частному лицу, которое в 2018 году заказало проектно-сметную документацию на строительство коммерческого объекта. 

«Но акимат города инициировал иск в суд о признании недействительным договора купли-продажи данного участка. После долгих судебных разбирательств было вынесено решение о законности ранее совершенных действий», – сообщил Кайрат Нукенов. 

По признанию акима, теперь у местных властей нет оснований поднимать вопрос о сносе здания. 

«Это будет превышением наших полномочий. Мы проверили все документы, претензий нет», – отметил градоначальник. Несогласным с данным решением горожанам чиновник порекомендовал обратиться в суд по вопросу демонтажа самостоятельно. 

Школьников «раскулачат»

В этом году стало известно, что под уплотнение попадут и территории павлодарских школ. В поисках новых мест под застройки акиматом была проведена ревизия, выявившая «излишки» общей площадью более 24 га. Из 42 школ областного центра только у 10 не будет отчуждена часть территории.  

Так, школа №39 лишилась 0,7 га земли, которую использовали под стадион ученики и жители прилегающих домов. Право аренды на земельный участок получило через аукцион ТОО «ПВ-Атлант», зарегистрированное в начале января 2019 года.
За три года товарищество должно построить многоэтажный жилой дом, только после этого землю можно будет приобрести в собственность.

Местное население выступило против. Городской акимат попытался расторгнуть договор аренды и обратился в суд. Но государственному органу в удовлетворении иска было отказано. В конце октября спорный клочок земли едва не стал местом побоища: активисты из числа жильцов близлежащих домов попытались противостоять технике ТОО. 

«Мы планируем оградить земельный участок, который принадлежит нам на правах аренды. Пока разговор о стройке не ведется. Сроков назвать не могу», – сообщил журналистам заместитель директора ТОО Валерий Филяев.

К слову, администрация учебного заведения в данной ситуации сохраняет нейтралитет. 

На отчужденной территории другой павлодарской школы, №34, появится общежитие для студентов педагогического вуза. По информации руководителя городского отдела строительства Каната Калиева, победив в конкурсе, право на аренду участка земли на пять лет получило ТОО «Заман-Альянс». Предприятию надел обошелся в 820 тыс. тенге, здание должно быть построено за восемь месяцев на собственные средства. Затем вуз его выкупит.  

На фоне скандалов излишки территории возле школы №4 чиновники решили отдать под парковую зону, а рядом выделить места для небольших бизнес-объектов. 

Нарисуем. А как жить?

Представители государственных органов ссылаются на правоустанавливающие документы. По словам акима Павлодара Кайрата Нукенова, в утвержденном генеральном плане города закреплено все, что будет возводиться на том или ином участке земли: жилой дом или коммерческий объект. При этом согласование проектов с горожанами и проведение общественных слушаний возложено на бизнесменов.

Руководитель управления архитектуры и градостроительства области Нурлан Какамбетов пояснил, что режим и порядок использования территории населенных пунктов определяются в соответствии с зонированием, установленным утвержденной градостроительной документацией. 

Впрочем, говоря о конфликтах, архитектор отметил: «Необходимо наладить обратную связь с населением с момента выставления земельного участка на торги».

Он полагает, что избежать острых углов поможет и внесение изменений в некоторые законодательные акты, и строительные нормы в части конкретизации порядка уплотнения застройки населенных пунктов. Например, необходимо указывать, что высота вновь возводимого здания не может в разы превышать высоту рядом стоящего здания, так как это нарушает нормы солнечной освещенности. Также необходимо законодательно увеличить минимальное расстояние от жилых домов до возводимых объектов. Пока этого не произошло, бизнес действует по предложенным правилам.

404 просмотра

Казахстанские отели спасут только иностранные туристы

Рынки гостиничной недвижимости Алматы и Нур-Султана перенасыщены

Фото: Shutterstock.com

Рост экономики и развитие туризма в Казахстане неизбежно влечет расширение основной сферы индустрии гостеприимства и отдыха (H&L) страны – отельного бизнеса. Резкое изменение в структуре и количестве отельных номеров произошло в 2017 году в связи с проведением EXPO 2017 и зимней Универсиады – 2017. Тогда количество отелей в столице, по данным МНЭ РК, увеличилось почти на 30%, а объем реализации гостиничных услуг на 70% по сравнению с предыдущим годом. Что же происходит с отелями через два года после событий, обеспечивших их максимальную загрузку?

Есть ли жизнь после EXPO?

Согласно данным отчета «Гостиничная недвижимость», составленного Colliers International Kazakhstan по итогам первого полугодия 2019 года, наиболее востребованными в стране являются пятизвездочные отели. Их загрузка составляет 46,2% в Алматы и 28% – в Нур-Султане. В четырехзвездочных отелях в среднем востребовано 37% номеров в Алматы и 22,6% – в Нур-Султане. Трехзвездочные отели загружены: на 34,6% в Алматы и почти на 28% – в столице. 

0001_12.jpg

Эксперт в сфере международного гостиничного бизнеса

Татьяна Веллер говорит, что отель начинает зарабатывать деньги, когда его загрузка составляет не менее 40%. Пока средняя загрузка отелей не превышает 70%, рынок считается перенасыщенным, поскольку предложение гостиничных услуг на нем заметно выше, чем спрос.

Несмотря на показатели, которые свидетельствуют о перенасыщенности рынка, гостиничный сектор Алматы, генерирующий 49% услуг на рынке гостеприимства страны, не прекращает свой рост. Количество мест размещения в южной столице выросло в 2,7 раза за последние четыре года и на 35% – за последний год. 

Столичный рынок, генерирующий около 9% услуг страны, после роста на 28% в 2017 году (год проведения EXPO) достиг насыщения. За последние два года суммарный прирост составил лишь 1%. На рынке Нур-Султана место на сегодня есть только для концептуально сильных международных сетевых объектов – такого мнения придерживаются аналитики Colliers International Kazakhstan.

При общей недостаточной заполняемости некоторым отелям на рынке удается добиваться впечатляющих результатов. Так, The Ritz-Carlton, Almaty по итогам сентября 2019 года продемонстрировал заполняемость отеля на 81%, а периодами в отеле совсем не было свободных номеров. «Динамика очень наглядная. Мы видим стабильный прирост по количеству гостей из года в год: в сентябре 2015 года заселяемость отеля была равна 64,5%, в 2016 году уровень достиг 76,1%, в 2017 году показатели выросли до 80,3%, в 2018-м наблюдали небольшой спад до 72,5%, а в этом году наши отметки достигли рекордных 81% по итогам месяца», – поделилась специалист по маркетингу The Ritz-Carlton, Almaty Карина Тюрикова.

На вопрос, как отелю удалось добиться загрузки отеля до уровня активных туристических бизнес-дестинаций, таких как Лондон и Париж, Тюрикова ответила, что это результат симбиоза активного развития отеля и подъема экономики страны. 

«К нам прилетает множество представителей бизнеса с новыми проектами для Казахстана, видя перспективы локального рынка, презентуя решения, проводя бизнес-встречи и крупные мероприятия в Алматы», – отметила маркетолог отеля.

Но не все специалисты отрасли согласны с этим мнением. «К сожалению, статистика загрузки брендовых отелей на рынке Алматы (не более 60% ежегодно за последние несколько лет) заставляет думать, что это скорее краткосрочный пик спроса, связанный с наложением нескольких крупномасштабных событий», – отмечает Веллер, имеющая 20-летний опыт работы в международных гостиничных сетях и глобальных консалтинговых компаниях.

Сегментация туристов по целям поездки показывает, что около 60% постояльцев отелей прибыли в Алматы с деловыми целями, около 40% – для посещения туристических объектов и с личными целями. Такие данные приводит МНЭ РК. При этом бизнесмены и деловые люди в первую очередь выбирают брендовые отели с эталонным сервисом. Тот же The Ritz-Carlton, Almaty в 2019 году принял 90% гостей, прибывших с деловыми целями, и лишь 10% – c целью отдыха. «Самое большое количество гостей в 2019 году, останавливающихся в отеле, было из США, России и Великобритании, но также у нас традиционно очень много гостей из ОАЭ, Китая и Индии» – такие данные приводит Карина Тюрикова. 

Таким образом, лучше всего на рынке Алматы, являющемся драйвером общей индустрии гостеприимства, обеспечена загрузка отелей известных мировых брендов, и в первую очередь деловыми туристами. 

Мировые тренды в индустрии гостеприимства

Статистика по Казахстану сейчас соответствует скорее глобальным тенденциям прежних лет. Раньше, согласно исследованиям PricewaterhouseCoopers (PwC), мировой тренд развития отелей был направлен на узнаваемость брендов. 

Маркетологи трудились над созданием уникального и узнаваемого в любой точке мира имиджа бренда. Люди выбирали для отдыха отели, которые лучше всего соответствовали их личным склонностям, основываясь на информации о бренде.

Однако в последнее время ситуация на отельном рынке меняется, и руководители H&L пессимистично смотрят на будущее своего бизнеса. В 2019 году по результатам ежегодного глобального опроса руководителей, проведенного PwC, только 27% респондентов H&L заявили, что они «очень уверены» в росте доходов в ближайший год, в то время как на глобальном рынке такая уверенность есть у 35% руководителей.

Аналитики агентства PwC, входящего в «большую четверку», связывают пессимистические тенденции на рынке гостеприимства с потерей традиционными отелями прямого контакта с потребителями из-за развития платформ-агрегаторов по краткосрочной и долгосрочной аренде жилья (booking.com, hotels.com и т. п.). На этих платформах выбор отелей происходит в основном по расположению и цене. И хотя бренд по-прежнему играет свою роль, его важность затмевают отзывы и рейтинги потребителей.

Чтобы преодолеть риск потери дохода, связанный с развитием сервисов бронирования, отели должны найти способ вновь стать уникальными для клиентов. Компания PwC отмечает три приоритетных стратегических подхода в развитии мировых отелей в ближайшем будущем.

Во-первых, создание уникальных услуг, предвосхищающих и выходящих за рамки ожиданий гостей. Отелям необходимо создать такие условия, чтобы клиенты вновь и вновь возвращались к ним и делились своими позитивными отзывами с друзьями, расширяя круг потенциальных клиентов отеля. Во-вторых, наем сотрудников, успешных в налаживании личных доверительных отношений с клиентами. Каждый гость должен быть окружен персональной заботой, чувствовать к себе особое отношение, как к VIP-персоне. И наконец, в-третьих, внедрение новейших технологий для экономии на административных процессах. А сэкономленные средства необходимо инвестировать в новые цифровые системы, улучшающие качество и удобство взаимодействия между гостями и отелем.

Будущее казахстанских отелей

Учитывая избыточное гостиничное предложение в Казахстане, продолжающийся рост гостиничного сектора недвижимости Алматы и пессимизм на глобальном рынке, отельеров нашей страны могут ждать не лучшие времена. «Уверена, что низкая загрузка отелей и невысокие средние тарифы в течение нескольких лет, а также отсутствие тренда к повышению спроса на гостиничное размещение натолкнут инвесторов на мысль о том, что сейчас лучше вкладывать деньги в другие сегменты недвижимости или поискать вообще альтернативные средства сохранения и приумножения капитала. Нормальным сроком возврата капитала при строительстве гостиницы с заемными средствами на российском рынке, например, в текущий момент считается: для 3* – от 10 до 13 лет, для 4* – от 12 до 15, для 5* – от 15 и выше. Если ваши расчетные показатели значительно превышают эти цифры, то наверняка можно поискать иные инвестиционные возможности», – считает Веллер.

Ситуацию может улучшить значительный рост туристического потока. «В динамике мы видим, что туризм в Казахстане развивается, и от года к году все больше гостей приезжают с целью посетить страну для отдыха и изучения местной культуры и окрестностей. И это очень во­одушевляет, ведь в нашей стратегии развития важным пунктом является продолжение активной работы по продвижению Казахстана, и Алматы в частности, как привлекательного туристического направления», – отмечает Тюрикова. Статистика МНЭ РК также подтверждает положительную динамику: за январь – июнь 2019 года обслужено 590 тыс. человек, что на 17% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но загрузка существующих отелей свидетельствует о том, что пока этого недостаточно.

Кроме того, в свете мировых тенденций брендовым отелям придется переосмыслить понятие лояльности к бренду, которая теперь должна строиться на уникальных и неожиданных удобствах для клиента. Отелям стоит выходить за рамки проверенного и надежного, тестировать новые функции, предлагать рискованные идеи и предугадывать, что станет наиболее привлекательным для гостей в ближайшем будущем – такого мнения придерживаются специалисты PwC. 

Отелям же экономкласса 

Татьяна Веллер советует присмотреться к мировым тенденциям по развитию коливингов и B&B и выбору путешественниками бутиковых и лайфстайл-отелей.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций