Перейти к основному содержанию

2378 просмотров

Павлодарцы не хотят пускать бизнес в парки и на школьные стадионы

Жителям не нравится, что акимат не согласовывает с ними планы

Фото: Shutterstock

В Павлодаре не утихают споры по поводу реализуемой местными властями стратегии точечной застройки. Коммерческими и жилыми объектами уплотняют придомовые территории, скверы и школьные дворы. Жителей возмущает, что акимат не согласовывает с ними такие планы: по их мнению, развитие бизнеса мешает созданию комфортной среды проживания.

За стеклом

В Павлодаре так называемая точечная застройка проводится в центральной части города. По данным городского отдела архитектуры, на сегодня имеется пять земельных участков, где за счет частных инвестиций ведется строительство многоэтажного жилья. Другие коммерческие объекты размещают в зеленых зонах, на пришкольных территориях или впритык к жилым домам. 

Главный аргумент чиновников – мировая практика. В официальном ответе «Курсиву» руководитель управления архитектуры и градостроительства области Нурлан Какамбетов ссылается на протокольное поручение первого президента РК от 30 января 2019 года «О проведении работ по уплотнению уже сложившейся застройки населенных пунктов за счет строительства социальных и частных коммерческих объектов». 

Но такая практика возмущает горожан. Взаимное непонимание достигло апогея при возведении офисного здания на улице Короленко. Еще до начала строительства жильцы близлежащего дома заявили: объект расположен так близко, что будет перекрывать доступ солнечного света в квартиры, а после завершения работ обитатели обеих построек смогут наблюдать за жизнью друг друга через окна. Людям не понравилось, что застройщик вырубил выращенные ими зеленые насаждения.
 
Пока шли споры, предприниматель здание возвел. С жалобами собственники квартир обратились в акимат и надзорные органы. Прокуратура Павлодара вынесла представление об устранении нарушений законности при выдаче земельного участка. По информации акима Павлодара Кайрата Нукенова, этот земельный участок бизнесу предоставили еще в 2005 году. Он простаивал более 10 лет, пока его не продали другому частному лицу, которое в 2018 году заказало проектно-сметную документацию на строительство коммерческого объекта. 

«Но акимат города инициировал иск в суд о признании недействительным договора купли-продажи данного участка. После долгих судебных разбирательств было вынесено решение о законности ранее совершенных действий», – сообщил Кайрат Нукенов. 

По признанию акима, теперь у местных властей нет оснований поднимать вопрос о сносе здания. 

«Это будет превышением наших полномочий. Мы проверили все документы, претензий нет», – отметил градоначальник. Несогласным с данным решением горожанам чиновник порекомендовал обратиться в суд по вопросу демонтажа самостоятельно. 

Школьников «раскулачат»

В этом году стало известно, что под уплотнение попадут и территории павлодарских школ. В поисках новых мест под застройки акиматом была проведена ревизия, выявившая «излишки» общей площадью более 24 га. Из 42 школ областного центра только у 10 не будет отчуждена часть территории.  

Так, школа №39 лишилась 0,7 га земли, которую использовали под стадион ученики и жители прилегающих домов. Право аренды на земельный участок получило через аукцион ТОО «ПВ-Атлант», зарегистрированное в начале января 2019 года.
За три года товарищество должно построить многоэтажный жилой дом, только после этого землю можно будет приобрести в собственность.

Местное население выступило против. Городской акимат попытался расторгнуть договор аренды и обратился в суд. Но государственному органу в удовлетворении иска было отказано. В конце октября спорный клочок земли едва не стал местом побоища: активисты из числа жильцов близлежащих домов попытались противостоять технике ТОО. 

«Мы планируем оградить земельный участок, который принадлежит нам на правах аренды. Пока разговор о стройке не ведется. Сроков назвать не могу», – сообщил журналистам заместитель директора ТОО Валерий Филяев.

К слову, администрация учебного заведения в данной ситуации сохраняет нейтралитет. 

На отчужденной территории другой павлодарской школы, №34, появится общежитие для студентов педагогического вуза. По информации руководителя городского отдела строительства Каната Калиева, победив в конкурсе, право на аренду участка земли на пять лет получило ТОО «Заман-Альянс». Предприятию надел обошелся в 820 тыс. тенге, здание должно быть построено за восемь месяцев на собственные средства. Затем вуз его выкупит.  

На фоне скандалов излишки территории возле школы №4 чиновники решили отдать под парковую зону, а рядом выделить места для небольших бизнес-объектов. 

Нарисуем. А как жить?

Представители государственных органов ссылаются на правоустанавливающие документы. По словам акима Павлодара Кайрата Нукенова, в утвержденном генеральном плане города закреплено все, что будет возводиться на том или ином участке земли: жилой дом или коммерческий объект. При этом согласование проектов с горожанами и проведение общественных слушаний возложено на бизнесменов.

Руководитель управления архитектуры и градостроительства области Нурлан Какамбетов пояснил, что режим и порядок использования территории населенных пунктов определяются в соответствии с зонированием, установленным утвержденной градостроительной документацией. 

Впрочем, говоря о конфликтах, архитектор отметил: «Необходимо наладить обратную связь с населением с момента выставления земельного участка на торги».

Он полагает, что избежать острых углов поможет и внесение изменений в некоторые законодательные акты, и строительные нормы в части конкретизации порядка уплотнения застройки населенных пунктов. Например, необходимо указывать, что высота вновь возводимого здания не может в разы превышать высоту рядом стоящего здания, так как это нарушает нормы солнечной освещенности. Также необходимо законодательно увеличить минимальное расстояние от жилых домов до возводимых объектов. Пока этого не произошло, бизнес действует по предложенным правилам.

713 просмотров

Как выбрать офис мечты

Три инсайда от основателя консалтинговой компании PFM Solutions Евгения Гриханова

Фото: Shutterstock

Любой бизнес рано или поздно сталкивается с выбором офиса. Этот процесс может быть как приятным, когда компания растет и расширяется, так и не очень, когда компания сокращает свои обороты и ищет офис поменьше.

Когда-то в прошлой сладкой жизни задумываться особо не приходилось: бизнес рос как на дрожжах, а офисы расхватывали как горячие пирожки. Дефицит офисной недвижимости не располагал к выбору – брали то, что давали, платили, сколько просили. 

Сегодня рынок изменился: есть из чего выбрать и есть над чем подумать. По данным ScotHolland | CBRE, вакансия офисных площадей по итогам 2019 года в Алматы составляет 10–15%, в Нур-Султане – около 20%. При этом предложение растет – совсем скоро в Нур-Султане будет введена в эксплуатацию офисная часть «Абу-Даби Плаза», и в этой конкурентной борьбе в выигрыше остается арендатор.

Прагматичный подход к выбору нового офиса своей мечты строится на трех шагах:

Шаг 1.

Определите свои требования к офису: локация, количество рабочих мест и необходимых вспомогательных помещений (кофе-поинт, переговорные и т. п.). Зачастую этому вопросу уделяют мало внимания, но это важно. 

Не ограничивайте себя в локации – пусть у вас будет три-четыре варианта, что позволит в итоге найти баланс по бюджету на аренду и не загонять себя в рамки одной локации и, как следствие, цены. Да и торг всегда уместен, ведь три-четыре варианта – это разные владельцы, и можно получить условия «повкуснее». Условно офисные здания делятся на три категории: A, B, C, которые сильно влияют на цену. Но не идите на поводу у арендодателей, стремящихся повысить класс офиса вместе с ценой, определите собственные критерии классности и приступайте к поиску офиса. 

Обязательно подумайте о сроке аренды – ответ на этот вопрос даст вам дополнительную скидку при долгосрочных отношениях и уверенность в том, что вас не оставят на улице через 11 месяцев.

Если вы маленькая компания, обратите внимание на коворкинги, тогда вам не потребуется думать о кофе-поинте или столовой – как правило, это включено в инфраструктуру общего пользования. А переговорная за дополнительную плату или бесплатно включена в стоимость аренды кабинетов или мест в коворкинге. Коворкинг удобен и в том случае, если у вас много сотрудников, которые не находятся в офисе – тогда вы можете оплачивать рабочие места оператору коворкинга за фактическое использование, что может быть гораздо эффективнее, чем пустующие столы и постоянная оплата аренды за них. 

В итоге у вас должны сформироваться четкие критерии: варианты расположения нового офиса, количество рабочих мест и вспомогательных помещений, готовность/неготовность к ремонту или приобретению мебели и, конечно, срок предполагаемой аренды. 

Шаг 2.

Подберите варианты офисов самостоятельно, например на портале krisha.kz, или с привлечением брокеров.

Если у вас есть секретарь или ответственный за хозяйственную деятельность сотрудник, дайте ему поручение проехать по районам, где вы хотите найти свой офис. Пусть он просмотрит на месте объявления с телефонами или зайдет в отдел аренды в бизнес-центре. 

При работе с брокером обязательно поинтересуйтесь, какие услуги он окажет за ваши деньги. Будет ли он отстаивать ваши интересы и анализировать договор аренды, порекомендует ли внести в договор условие о юридической защите ваших прав как арендатора; сделает ли он расстановку мебели; оценит ли технические возможности и так далее. Многие профессиональные брокеры все это делают, но, увы, их единицы. Очень часто брокеры берут с арендатора деньги за воздух, а с арендодателя – за то, что убедили вас арендовать помещение. 

Шаг 3.

После выбора подходящего офиса внимательно изучите договор и внесите важные условия.

Во-первых, попросите арендодателя дать информацию о мощности предоставляемого электричества и вентиляции с кондиционированием. Если вы планируете делать в офисе ремонт, проконсультируйтесь со специалистами, хватит ли вам этих мощностей. Если ремонт не нужен, пропишите в договоре ответственность арендодателя за климат и стабильную работу электрических сетей. Как правило, если у арендодателя скелет в шкафу, он не готов нести финансовую ответственность за стабильную работу этих систем, значит, вам надо поискать другой офис. Не поленитесь найти нужного специалиста и настоять на соответствующих договорных условиях, и тогда вам не придется кусать локти в душном и жарком офисе. 

Во-вторых, выясните, кто будет отвечать за содержание инженерных систем и нести эксплуатационные расходы. Обычно арендодатель пытается переложить эти затраты на арендатора, в этом случае расчеты помогут вам принять решение, подходит ли вам уровень расходов, и обсудить с собственником снижение арендной ставки. А если эту обязанность берет на себя арендодатель, постарайтесь, чтобы в договоре максимально четко были прописаны действия арендодателя, объемы и сроки.

В-третьих, обратите внимание на коммунальные расходы. Если они включены в арендную плату, пропишите ответственность сторон и смело подписывайте договор аренды. Если же вас просят оплачивать коммунальные расходы, требуйте установку счетчиков, иначе вы, вполне вероятно, будете платить не только за себя, но и за другого дядю. И помните: тариф регулируется государством, и арендодатель не вправе делать наценку, если у него нет лицензии на поставку коммунальных услуг.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif