Перейти к основному содержанию

409 просмотров

Основы кадровой политики

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев уделяет пристальное внимание вопросам молодых кадров

Фото: Shutterstock

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев уделяет пристальное внимание вопросам молодых кадров  

«Вижу свою задачу в том, чтобы выдвинуть в систему управления государством молодых специалистов, в том числе из гражданского сектора… Первый список кадрового резерва из 300 человек будет подготовлен до конца года», – написал глава государства в Twitter.

Испробовать свои силы решили 13 212 казахстанцев. На втором тестировании наиболее высокие баллы набрали лишь 902 человека. Впереди еще три этапа. 

Напомним, 27 августа 2019 года глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал ряд нормативных правовых актов, направленных на решение вопросов «Президентского молодежного кадрового резерва». В частности, в документах речь шла о создании Национальной комиссии по молодежному кад­ровому резерву при президенте РК, составе данной комиссии и правилах формирования молодежного кадрового резерва.
Предполагается, что все это откроет уникальную возможность для наиболее подготовленных и опытных молодых людей занять руководящие должности в системе государственного управления и квазигосударственного сектора. 

Как отметила, выступая 24 октября в пресс-центре правительства РК, председатель Агентства по делам государственной службы Анар Жаилганова, на текущий момент уже завершены три первоначальных этапа: прием документов участников, тестирование кандидатов и верификация тестирования.

Оценка потенциала

Согласно данным сайта «Президентский молодежный кад­ровый резерв» (pkrezerv.kz), в общей сложности было зарегистрировано 13 212 кандидатов. Из них на первый этап, «Тестирование способностей», состоявшийся 12 октября, прошли 5745 человек. 

По словам Анар Жаилгановой, тест был направлен на определение способностей претендентов работать со сложной информацией и состоял из двух блоков – вербального и числового. «Он позволил определить уровень их аналитического и критического мышления, логику», – отметила глава агентства. 

Следующий этап, «Верификация тестирования», состоялся 19 октября. К участию в нем были допущены 902 кандидата с наиболее высокими баллами: более 30 из 50 возможных. 

По словам г-жи Жаилгановой, 173 претендента набрали по 29 баллов. Однако Национальной комиссией определено предельное число кандидатов, допускаемых к последующим этапам отбора в резерв.

Так, на верификацию тестирования допускалось не более 1000 человек.

На следующий этап, «Оценка потенциала», который проходит с 28 октября по 3 ноября, будет допущено не более 600 человек. Данный этап включает в себя три составляющие: написание эссе, презентацию проекта, оценку компетенций. Написание эссе и презентация проектов также осуществляются онлайн в автоматизированной системе pkrezerv.kz с помощью видео- и аудиофиксации.

После собеседования в экспертной комиссии, которое будет проходить с 27 ноября по 13 декабря, на следующий этап пройдет не более 400 человек. 

Наконец, на завершающий этап заседания Национальной комиссии, которое должно состояться до 25 декабря, попадет не более 330 молодых людей. 

Взгляд назад в будущее

Согласно Правилам формирования «Президентского молодежного кадрового резерва» принять участие в конкурсном отборе может гражданин РК не старше 35 лет, имеющий высшее образование и  трудовой стаж не менее пяти лет. К участию в отборе в резерв не допускаются государственные служащие, назначенные президентом РК.

Каждый этап отбора будет оцениваться экспертами по соответствующим направлениям деятельности. Пул экспертов для оценки эссе и персональных проектных работ в настоящее время определен и состоит из представителей академической среды, госслужащих и представителей профессиональных общественных объ­единений и исследовательских учреждений.

Каждое эссе и проектная работа кандидата будут оцениваться одновременно тремя экспертами в онлайн-режиме. Итоговая оценка формируется из среднего значения оценок экспертов.

Что касается оценки компетенции, то для ее проведения будут привлечены сертифицированные оценщики, которые прошли специальное обучение по выявлению у кандидатов компетенций через поведенческие индикаторы, с использованием инструментов индивидуального и группового ассесмента. Также для повышения качества процедуры оценки компетенции за оценщиками будут закреплены профессиональные супервизоры.

При подготовке к заседанию экспертной комиссии рабочим органом Национальной комиссии или уполномоченным органом рассматриваются сведения о кандидатах, в том числе запрашиваемые от соответствующих государственных органов, а также оценивается соответствие кандидатов требованиям пункта 3 статьи 16 Закона РК «О государственной службе Республики Казахстан».

По итогам собеседования с учетом результатов предшествующих этапов отбора экспертная комиссия путем открытого голосования формирует список кандидатов, рекомендуемых к зачислению в резерв, и направляет на рассмотрение в Национальную комиссию.

Итоговое решение о зачислении в резерв будет принято Национальной комиссией.

По словам представителей Агентства по делам государственной службы, тесты направлены в первую очередь на выявление способностей и не требуют специальных знаний и подготовки. Такой подход позволяет выявить способности участников оперативно и правильно принимать решения.

В завершение стоит отметить, что резерв, по сути, предусматривает обеспечение надежной преемственности при замещении руководящих должностей структурных подразделений в органах управления, сводя риски к минимуму и удлиняя скамейку запасных кандидатов. При этом срок нахождения кандидата в президентском молодежном кад­ровом резерве составляет 5 лет. Кандидаты, вошедшие в президентский молодежный кадровый резерв, будут рассматриваться при назначении на административные и политические должности государственной службы, на руководящие позиции в квазигосударственном секторе.

Кроме того, кандидаты, находящиеся в кадровом резерве, могут пройти обучающие курсы и тренинги в Академии государственного управления при президенте РК и ее филиалах с целью профессионального и личностного развития.

1797 просмотров

В каком направлении будет развиваться молочное производство Казахстана

Прогноз на ближайшие пять лет

Фото: Shutterstock

В 2020 году Казахстан должен был перейти на новый регламент оценки качества молока. Однако под самый занавес прошлого года решением совета ЕАЭС переход отложили на пять лет. 

Это не значит, что казахстанское молоко некачественное – оно соответствует всем стандартам Евразийского экономического союза, кроме микробиологических. Но чтобы решить эти микробиологические проблемы, молочной промышленности надо серьезно перестроиться на мак­роэкономическом уровне.

Планки качества достичь не удалось

Конец 2019 года для молочного рынка страны выдался нервным. 31 декабря истекал срок, после которого молокозаводы должны были начать принимать для переработки сырое молоко единого высокого качества. Такие правила диктует Технический регламент Таможенного союза 033-2013, регулирующий безопасность молочных продуктов в ЕАЭС. 

Согласно этому регламенту молоко не может делиться на сорта по качеству. Любое молоко, попадающее на переработку, должно быть полностью безопасным для человека. Казахстану для достижения этой качественной планки осталось отрегулировать содержание в молоке микробов, бактерий и соматических клеток – следов болезни животного. Для этого надо обеспечить высокий уровень санитарно-гигиенического контроля за всеми молочными фермами, а это оказалось непросто из-за особенностей устройства производственной молочной базы страны.

Главный на рынке – мелкий производитель

Рынок молока, по оценке Молочного союза Казахстана, составляет 5 млн т. Из них только 1 млн т является товарным молоком, то есть годным к переработке. Около 78% такого молока дают мелкие крестьянские хозяйства, остальное приходится на долю специализированных ферм. 

По данным Министерства сельского хозяйства РК, сейчас в республике переработкой молока занимаются 164 предприятия. 35 молокозаводов имеют собственные молочно-товарные фермы и не зависят от поставщиков. Остальные 129 заводов (а это 80%) покупают сырье на открытом рынке. 

Совокупная мощность переработки заводов составляет около 2 млн т сырья в год, фактически заводы загружены наполовину. Зимой же из-за дефицита сырья загрузка падает до 20%, из-за чего некоторые заводы даже закрываются. 

Гульмира Исаева, вице-министр министерства сельского хозяйства, приводит такие данные: в 2018 году из переработанных на заводах объемов лишь 337 тыс. т сырого молока поступило от организованных сельхозпредприятий. Еще 606 тыс. т молока заводы купили у 84 тыс. домашних хозяйств. 

Мелкое производство неконкурентоспособно

Доминирующее положение мелких производителей на молочном рынке Казахстана и стало причиной, по которой внедрение более серьезного качественного регламента перенесено на пять лет. Это уже не первая отсрочка: стандарт товарного молока ЕАЭС внедрен в 2013 году, когда соответствовать ему могла только Белоруссия – в этой республике доля мелких хозяйств в молочной отрасли всего 5%. 

В России ситуация была схожей с нашей – там организованные хозяйства не обеспечивали и пятой части рынка, что отражалось на качестве продукта. И только в прошлом году Минсельхоз России констатировал небольшое преобладание продукции крупных хозяйств в общем объеме производства. Далее, по прогнозам, мелкие российские производители будут уступать по 2,5% рынка ежегодно.

Мелкое производство молока неконкурентоспособно по простой причине: материальная база таких хозяйств устарела, а доходы не позволяют модернизироваться. По данным Исаевой, средний месячный заработок мелкой семейной фермы составляет 60 тыс. тенге. Очевидно, что доход такого уровня не позволяет вести полноценную ветеринарную или племенную работу или даже просто вкладывать средства в улучшение рациона питания коров. Но это те самые задачи, от решения которых зависит качество молока. 

Каким путем пойдет молочный рынок 

Динмухамед Айсаутов, эксперт Молочного союза Казахстана, отмечает, что эволюция молочного рынка не бывает быстрой. Он приводит пример Хорватии, которая потратила 15 лет, прежде чем выполнила требования Европейского союза. За этот срок в этой стране 65 тыс. мелких ферм преобразовались в 6 тыс. организованных молочных предприятий. 

Именно опыт Хорватии лег в основу «Дорожной карты развития молочной отрасли РК». Документ разработал Молочный союз Казахстана при участии ФАО ООН и Евразийского банка реконструкции и развития. В середине 2019 года план принят Министерством сельского хозяйства, но внедрить его за полгода было немыслимо, зато в пятилетний цикл отсрочки техрегламента страна входит с ясным планом развития.  

Одна из основных обозначенных в документе задач – обеспечение качественного ветеринарного контроля. Планируется создание электронной ветеринарной карты, где в режиме онлайн будет отражаться проведение плановых мероприятий. Осталось решить кадровый вопрос – сейчас, по данным минсельхоза, ветеринарные службы страны испытывают дефицит специалистов: свободно 820 вакансий. 

Запланированы широкие образовательные курсы для работников молочного рынка – компетенции и профессиональные навыки мелких производителей оставляют желать лучшего. Школы фермеров – обычное дело в Европе и в России. В Казахстане их проводили крупные переработчики молока, заинтересованные в качестве сырья, теперь эта практика переводится в обязательную часть государственной политики. 

Результатом должен стать планомерный рост доли молока, соответствующий Техрегламенту 033-2013. «Дорожная карта» прогнозирует, что в 2020 году производство молока «по нормам ЕАЭС» составит 36 тыс. т, в 2021-м – 105 тыс. т, в 2022-м – 210 тыс. т, в 2023-м – 350 тыс. т и в 2024 году – 500 тыс. т.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance