Перейти к основному содержанию

1 просмотр

О чем говорили президенты Казахстана и России на встрече в Омске

Для страны РФ является одним из приоритетных направлений для казахстанского экспорта

Фото: Reuters

В Омске 6 и 7 ноября прошел форум межрегионального сотрудничества РК и РФ. В мероприятии приняли участие главы двух государств – Касым-Жомарт Токаев и Владимир Путин. Итогом встречи стало подписание восьми документов, в том числе о расширении торгово-экономических отношений между приграничными районами Казахстана и России. 

Затишье перед форумом

Именно с Омска в 2003 году началась история ежегодных межрегиональных казахстанско-российских форумов, в которых обязательно участвуют президенты двух стран. На этой площадке бизнесмены и чиновники обсуждают насущные вопросы, один из которых – регулирование торговых отношений. Тема была главной на первом форуме, спустя 16 лет она вновь актуальна для приграничных регионов.

Одна история

Незадолго до мероприятия казахстанские производители сельскохозяйственной продукции заявили о том, что на российском рынке на них оказывается сильное давление и часто используются методы нечестной борьбы. Так, в сентябре из-за разразившегося скандала об уходе с рынка соседней страны заявил руководитель молокоперерабатывающего предприятия из Северо-Казахстанской области Геннадий Зенченко. Тогда Россельхознадзор заявил, что в продукции компании «Зенченко и К», поставленной в Курганскую область РФ, обнаружена кишечная палочка. На заводе с этим обвинением не согласились и объяснили ситуацию тем, что причиной нападок на бренд стала его возрастающая популярность среди покупателей. Вмешиваться в ситуацию пришлось Министерству сельского хозяйства РК. В октябре на сайте МСХ появилась информация о том, что ограничения на ввоз продукции «Зенченко и К» Россельхознадзором сняты. 

Без ложки дегтя

Россия по-прежнему остается одним из приоритетных направлений для казахстанского экспорта, особенно в приграничной зоне. Поэтому бизнесмены держатся за этот рынок. Например, продовольственные товары бизнесмены из СКО реализуют через сеть магазинов «Казмаркет». Сейчас в Омске семь таких торговых точек. 

«Они не такие большие, но предприниматели все больше узнают о них и стараются поставлять туда как можно больше своей продукции. Ведь россиян устраивают ее качество и вкус. Только из Северо-Казахстанской области с этой сетью работают 15 поставщиков», – рассказал «Курсиву» эксперт петропавловского филиала НПП «Атамекен» Нурлан Даулетбаев.

Но если с «Казмаркетом» успешное сотрудничество местные бизнесмены наладили, то с другими российскими магазинами этого достичь не удается. Рады казахстанской продукции в основном в мелких магазинах, тогда как большие супермаркеты ее на свои полки практически не пускают. Те, кому все же удалось договориться с крупными торговыми сетями, воспринимаются как исключение из правил. Производителю колбас и мясной продукции из СКО – компании «Казмясопродукт» – это удалось. Ежемесячно товарищество отправляет 100 тонн продукции 140 различных наименований в магазины барнаульской сети «Торговый дом «Евразия».

Вместе с тем на прилавках казахстанских магазинов российской продукции намного больше. Искусственных препятствий российскому бизнесу в Казахстане не создают. 

Однако в преддверии форума межрегионального сотрудничества североказахстанские бизнесмены от критических замечаний в адрес ближайших соседей предпочли воздержаться. Источники «Курсива» в предпринимательской среде объясняют это тем, что совсем недавно в городах РФ прошел ряд выставок казахстанской продукции, где наши бизнесмены заключили много соглашений с россиянами и открыли для себя новые рынки. Резкие заявления могли бы внести в выстраиваемые взаимоотношения ложку дегтя.

Дойдем до дела?

Пока бизнесмены договаривались, чиновники обсуждали инвестиционный потенциал своих регионов. Так, руководство Северо-Казахстанской области активно рекламировало открытую в октябре специальную экономическую зону. 

«В приграничных регионах РФ специальной экономической зоны нет пока. Знаю, что в перспективе планируется в Омске. Мы находимся в ЕАЭС, нам несложно создавать бизнес вместе. Предусмотрены налоговые и таможенные преференции, подводится за счет государства инфраструктура, предоставляется земельный участок. СЭЗ будет действовать 25 лет. Возможно, срок будет продлен», – проинформировал во время одной из панельных сессий замакима СКО Даурен Жандарбек.

Интерес, заявляют чиновники, зона у соседей вызвала.

«Многим потенциальным инвесторам рассказывали о СЭЗ. И уже с рядом предпринимателей мы проговариваем возможность реализации некоторых интересных проектов по переработке продукции сельского хозяйства, по глубокой переработке, по выпуску синтетических материалов», – рассказал в интервью журналистам аким СКО Кумар Аксакалов.

Также глава области сообщил разработке совместного с российскими партнерами проекта. Сейчас омским предприятиям приходится закупать щебень в Уральском регионе РФ. Ежегодная потребность в инертном материале составляет около 2 млн тонн. Доставка получается слишком затратной. Тогда как щебенку можно завозить из приграничного Уалихановского района СКО. Но для этого нужно восстановить железную дорогу. Сейчас от нее осталась только искусственная насыпь.

«Восстановив железную дорогу как по территории Казахстана, так и по территории России, Омская область получит дешевый строительный материал. Мы получаем рабочие места и инвестиции. Сегодня те карьеры, которые находятся в Уалихановском районе, не загружены. Там нет ни одного серьезного проекта», – говорит аким Северо-Казахстанской области.

Щебень готовы поставлять омичам и павлодарцы – водным транспортом по трансграничной реке Иртыш. Но для этого необходимо произвести дноуглубительные работы по всему маршруту, отметил аким Павлодарской области Булат Бакауов. Пока русло регулярно чистят на казахстанской стороне. 

«В 70–80-е годы прошлого века внутренний водный транспорт перевозил до 9 млн тонн грузов в год по Иртышу. Сегодня же из-за габаритов судового состава и отсутствия соответствующих глубин грузоперевозки по реке развиваются недостаточно активно», – пояснил руководитель администрации области.

Сейчас крупным судам не пройти из-за малой глубины Иртыша в меженный период на российском участке – от границы до Омска. Булат Бакауов попросил коллег разрешить данный вопрос на правительственном уровне.

«Примером успешного использования речного потенциала является доставка двух реакторов гидроочистки дизельного топлива весом более 500 тонн для Павлодарского нефтехимического завода. Маршрут проходил из порта южнокорейского города Ульсан через РФ в город Павлодар. По Северному морскому пути до порта Мыс Каменный, далее на речных баржах из Нового Порта через Салехард, Ханты-Мансийск, Тобольск и Омск. Считаю, что необходимо восстановить этот коридор. Особенно это актуально на фоне возрождения Великого шелкового пути и реализации инициативы «Один пояс – один путь», – подчеркнул г-н Бакауов.

Отметим, что вопрос дноуглубления обсуждается представителями приграничных регионов не первый год.

Все хорошо, прекрасная маркиза

Между тем президенты обеих стран предпочли заострить внимание на ситуации в целом. И сообщили, что с 2003 по 2018 год объем взаимной торговли Казахстана и России увеличился в 3,5 раза. В минувшем году товарооборот в денежном выражении составил 6,5 трлн тенге, отметил глава РК Касым-Жомарт Токаев. Российский лидер слова коллеги подтвердил.

«Товарооборот увеличился. 76 из 85 регионов России имеют экономические отношения с Казахстаном. Создано более 6 тыс. совместных предприятий», – сказал Владимир Путин.

Касым-Жомарт Токаев рассказал и о работе Каспийского трубопроводного консорциума. С момента его основания через нефтепровод Тенгиз – Новороссийск на мировой рынок поставлено свыше 500 млн тонн нефти. 

«Это значительные показатели. Консорциум также эффективен с точки зрения синергии, получаемой от объединения усилий наших стран и привлечения качественных иностранных инвесторов. Нашими предприятиями ведутся совместные работы на казахстанских месторождениях Тенгиз, Королевское и Карачаганак, а также на трансграничных месторождениях Хвалынское, Центральное и Курмангазы», – отметил президент Казахстана.

Он также предложил разработать и принять программу приграничного сотрудничества, которая была бы рассчитана на развитие инфраструктурного потенциала соседствующих областей РК и РФ.

«Действующая инфраструктура уже не соответствует современным требованиям. Поэтому предстоит большая работа. Необходима модернизация пограничных переходов с учетом формируемых транснациональных коридоров, в том числе в рамках мегапроектов «Один пояс – один путь» и «Север – Юг». Сегодня имеется потребность в расширении и открытии целого ряда дополнительных пунктов пропуска», – заявил Касым-Жомарт Токаев. 

Стороны затронули вопросы перспективы развития отношений в гуманитарной сфере. Так, президент Казахстана предложил открыть в регионах России филиалы Назарбаев Интеллектуальной школы, а Владимир Путин отметил, что сейчас прорабатывается вопрос открытия российских школ в РК.

Завершая выступление, Касым-Жомарт Токаев предложил следующий межрегиональный форум посвятить теме «Сотрудничество в области экологии и зеленого роста» и провести его в городе Кокшетау. 

Соглашения, подписанные в ходе XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана

tab1_0.jpg

404 просмотра

Казахстанские отели спасут только иностранные туристы

Рынки гостиничной недвижимости Алматы и Нур-Султана перенасыщены

Фото: Shutterstock.com

Рост экономики и развитие туризма в Казахстане неизбежно влечет расширение основной сферы индустрии гостеприимства и отдыха (H&L) страны – отельного бизнеса. Резкое изменение в структуре и количестве отельных номеров произошло в 2017 году в связи с проведением EXPO 2017 и зимней Универсиады – 2017. Тогда количество отелей в столице, по данным МНЭ РК, увеличилось почти на 30%, а объем реализации гостиничных услуг на 70% по сравнению с предыдущим годом. Что же происходит с отелями через два года после событий, обеспечивших их максимальную загрузку?

Есть ли жизнь после EXPO?

Согласно данным отчета «Гостиничная недвижимость», составленного Colliers International Kazakhstan по итогам первого полугодия 2019 года, наиболее востребованными в стране являются пятизвездочные отели. Их загрузка составляет 46,2% в Алматы и 28% – в Нур-Султане. В четырехзвездочных отелях в среднем востребовано 37% номеров в Алматы и 22,6% – в Нур-Султане. Трехзвездочные отели загружены: на 34,6% в Алматы и почти на 28% – в столице. 

0001_12.jpg

Эксперт в сфере международного гостиничного бизнеса

Татьяна Веллер говорит, что отель начинает зарабатывать деньги, когда его загрузка составляет не менее 40%. Пока средняя загрузка отелей не превышает 70%, рынок считается перенасыщенным, поскольку предложение гостиничных услуг на нем заметно выше, чем спрос.

Несмотря на показатели, которые свидетельствуют о перенасыщенности рынка, гостиничный сектор Алматы, генерирующий 49% услуг на рынке гостеприимства страны, не прекращает свой рост. Количество мест размещения в южной столице выросло в 2,7 раза за последние четыре года и на 35% – за последний год. 

Столичный рынок, генерирующий около 9% услуг страны, после роста на 28% в 2017 году (год проведения EXPO) достиг насыщения. За последние два года суммарный прирост составил лишь 1%. На рынке Нур-Султана место на сегодня есть только для концептуально сильных международных сетевых объектов – такого мнения придерживаются аналитики Colliers International Kazakhstan.

При общей недостаточной заполняемости некоторым отелям на рынке удается добиваться впечатляющих результатов. Так, The Ritz-Carlton, Almaty по итогам сентября 2019 года продемонстрировал заполняемость отеля на 81%, а периодами в отеле совсем не было свободных номеров. «Динамика очень наглядная. Мы видим стабильный прирост по количеству гостей из года в год: в сентябре 2015 года заселяемость отеля была равна 64,5%, в 2016 году уровень достиг 76,1%, в 2017 году показатели выросли до 80,3%, в 2018-м наблюдали небольшой спад до 72,5%, а в этом году наши отметки достигли рекордных 81% по итогам месяца», – поделилась специалист по маркетингу The Ritz-Carlton, Almaty Карина Тюрикова.

На вопрос, как отелю удалось добиться загрузки отеля до уровня активных туристических бизнес-дестинаций, таких как Лондон и Париж, Тюрикова ответила, что это результат симбиоза активного развития отеля и подъема экономики страны. 

«К нам прилетает множество представителей бизнеса с новыми проектами для Казахстана, видя перспективы локального рынка, презентуя решения, проводя бизнес-встречи и крупные мероприятия в Алматы», – отметила маркетолог отеля.

Но не все специалисты отрасли согласны с этим мнением. «К сожалению, статистика загрузки брендовых отелей на рынке Алматы (не более 60% ежегодно за последние несколько лет) заставляет думать, что это скорее краткосрочный пик спроса, связанный с наложением нескольких крупномасштабных событий», – отмечает Веллер, имеющая 20-летний опыт работы в международных гостиничных сетях и глобальных консалтинговых компаниях.

Сегментация туристов по целям поездки показывает, что около 60% постояльцев отелей прибыли в Алматы с деловыми целями, около 40% – для посещения туристических объектов и с личными целями. Такие данные приводит МНЭ РК. При этом бизнесмены и деловые люди в первую очередь выбирают брендовые отели с эталонным сервисом. Тот же The Ritz-Carlton, Almaty в 2019 году принял 90% гостей, прибывших с деловыми целями, и лишь 10% – c целью отдыха. «Самое большое количество гостей в 2019 году, останавливающихся в отеле, было из США, России и Великобритании, но также у нас традиционно очень много гостей из ОАЭ, Китая и Индии» – такие данные приводит Карина Тюрикова. 

Таким образом, лучше всего на рынке Алматы, являющемся драйвером общей индустрии гостеприимства, обеспечена загрузка отелей известных мировых брендов, и в первую очередь деловыми туристами. 

Мировые тренды в индустрии гостеприимства

Статистика по Казахстану сейчас соответствует скорее глобальным тенденциям прежних лет. Раньше, согласно исследованиям PricewaterhouseCoopers (PwC), мировой тренд развития отелей был направлен на узнаваемость брендов. 

Маркетологи трудились над созданием уникального и узнаваемого в любой точке мира имиджа бренда. Люди выбирали для отдыха отели, которые лучше всего соответствовали их личным склонностям, основываясь на информации о бренде.

Однако в последнее время ситуация на отельном рынке меняется, и руководители H&L пессимистично смотрят на будущее своего бизнеса. В 2019 году по результатам ежегодного глобального опроса руководителей, проведенного PwC, только 27% респондентов H&L заявили, что они «очень уверены» в росте доходов в ближайший год, в то время как на глобальном рынке такая уверенность есть у 35% руководителей.

Аналитики агентства PwC, входящего в «большую четверку», связывают пессимистические тенденции на рынке гостеприимства с потерей традиционными отелями прямого контакта с потребителями из-за развития платформ-агрегаторов по краткосрочной и долгосрочной аренде жилья (booking.com, hotels.com и т. п.). На этих платформах выбор отелей происходит в основном по расположению и цене. И хотя бренд по-прежнему играет свою роль, его важность затмевают отзывы и рейтинги потребителей.

Чтобы преодолеть риск потери дохода, связанный с развитием сервисов бронирования, отели должны найти способ вновь стать уникальными для клиентов. Компания PwC отмечает три приоритетных стратегических подхода в развитии мировых отелей в ближайшем будущем.

Во-первых, создание уникальных услуг, предвосхищающих и выходящих за рамки ожиданий гостей. Отелям необходимо создать такие условия, чтобы клиенты вновь и вновь возвращались к ним и делились своими позитивными отзывами с друзьями, расширяя круг потенциальных клиентов отеля. Во-вторых, наем сотрудников, успешных в налаживании личных доверительных отношений с клиентами. Каждый гость должен быть окружен персональной заботой, чувствовать к себе особое отношение, как к VIP-персоне. И наконец, в-третьих, внедрение новейших технологий для экономии на административных процессах. А сэкономленные средства необходимо инвестировать в новые цифровые системы, улучшающие качество и удобство взаимодействия между гостями и отелем.

Будущее казахстанских отелей

Учитывая избыточное гостиничное предложение в Казахстане, продолжающийся рост гостиничного сектора недвижимости Алматы и пессимизм на глобальном рынке, отельеров нашей страны могут ждать не лучшие времена. «Уверена, что низкая загрузка отелей и невысокие средние тарифы в течение нескольких лет, а также отсутствие тренда к повышению спроса на гостиничное размещение натолкнут инвесторов на мысль о том, что сейчас лучше вкладывать деньги в другие сегменты недвижимости или поискать вообще альтернативные средства сохранения и приумножения капитала. Нормальным сроком возврата капитала при строительстве гостиницы с заемными средствами на российском рынке, например, в текущий момент считается: для 3* – от 10 до 13 лет, для 4* – от 12 до 15, для 5* – от 15 и выше. Если ваши расчетные показатели значительно превышают эти цифры, то наверняка можно поискать иные инвестиционные возможности», – считает Веллер.

Ситуацию может улучшить значительный рост туристического потока. «В динамике мы видим, что туризм в Казахстане развивается, и от года к году все больше гостей приезжают с целью посетить страну для отдыха и изучения местной культуры и окрестностей. И это очень во­одушевляет, ведь в нашей стратегии развития важным пунктом является продолжение активной работы по продвижению Казахстана, и Алматы в частности, как привлекательного туристического направления», – отмечает Тюрикова. Статистика МНЭ РК также подтверждает положительную динамику: за январь – июнь 2019 года обслужено 590 тыс. человек, что на 17% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но загрузка существующих отелей свидетельствует о том, что пока этого недостаточно.

Кроме того, в свете мировых тенденций брендовым отелям придется переосмыслить понятие лояльности к бренду, которая теперь должна строиться на уникальных и неожиданных удобствах для клиента. Отелям стоит выходить за рамки проверенного и надежного, тестировать новые функции, предлагать рискованные идеи и предугадывать, что станет наиболее привлекательным для гостей в ближайшем будущем – такого мнения придерживаются специалисты PwC. 

Отелям же экономкласса 

Татьяна Веллер советует присмотреться к мировым тенденциям по развитию коливингов и B&B и выбору путешественниками бутиковых и лайфстайл-отелей.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций