Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Корифеи бизнеса поделились «формулой успеха» с начинающими предпринимателями

В столице состоялся форум YPO Kazakhstan

Фото: YPO Kazakhstan

Крупные бизнесмены Казахстана в рамках третьего бизнес-форума YPO Kazakhstan рассказали, как использовали цифровые технологии в своем бизнесе и что это дало. Примечательно, вырученные средства с форума будут направлены на лечение детей с особыми потребностями.  

Спикерами мероприятия, организованного казахстанским отделением международной организации Young Presidents Organization, выступили со-основатель Chocofamily Holding Рамиль Мухоряпов, глава Freedom Holding Corp.Тимур Турлов, председатель совета директоров BI Group Айдын Рахимбаев, который является инициатором Форума и основатель компании в сфере электронного образования Bilim Media Group Рауан Кенжеханулы

Форум в целом был посвящен развитию бизнеса через внедрение цифровых технологий. Послушать, задать волнующие их вопросы пришли более 700 человек, чья цель – реализовать свой потенциал в предпринимательстве.

Так, Айдын Рахимбаев рассказал, что бизнес начали строить в студенчестве с первоначальным капиталом в $500. 

2_1.JPG

«Вели традиционный бизнес и строили дома так же, как строили до нас. Сегодня компания BI Group строит 10 тысяч квартир в год тем же способом, что и 50 лет назад. Пожалуй, строительная отрасль – самая отсталая с точки зрения цифровизации. И здесь огромный потенциал для бизнеса и возможности для развития. Чем мы сейчас у себя и занимаемся и приглашаем к партнерству всех креативных людей. Для этого у нас создано целое подразделение по инновациям и внедрению ИТ. Тот, кто не думает об ИТ-инструментах для развития бизнеса сегодня, можете считать, что завтра его компании не станет», - сказал он. 

Холдинг, годовой оборот которого приблизился к $1,5 млрд, сегодня, по его словам, двигается в сторону цифровизации бизнес-процессов и коллаборации. В этой части он рассказал и о проекте электронной площадки для 30 тыс. поставщиков, а также о клиентских и инженерных ИТ-сервисах: Smart Home, Smart Remont, BIM и Parametrica, которые позволят сократить процесс проектирования дома с нынешних шести месяцев до одного дня. И снять все проблемные для клиентов вопросы, связанные с ремонтом квартир и домов. Словом, сделать все сервисы максимально удобными, полезными и доступными 24/7.  

Его поддержал Рамиль Мухоряпов. Он рассказал о преимуществах онлайн-компаний над оффлайн-предприятиями. 

3_9.jpg

«Мы начинали с традиционного оффлайн-бизнеса - производства выпускных альбомов в России. Его мы строили 5 лет и доросли до оборота в $1 миллион. Мы стали лидерами в своей отрасли. А потом мы перешли на сторону онлайн, и здесь это цифру в $1 миллион мы сделали за 7 месяцев. Тогда мы не знали, что это только начало и что спустя 8 лет оборот компании будет $220 миллионов. В тенге рост в 550 раз. Самое прикольное – это то, что это только начало. Только сейчас мы поняли, что такое технологическая компания, и мы поняли, куда нам двигаться», - сказал он.

Глава Chocofamily уверен в том, что за технологичными компаниями – будущее. При этом он выразил недоумение, почему оффлайн-компании не переходят в онлайн, потому что, как он выразился, технологии «убьют тех, кто не хочет меняться». 

«Технологии – это средство трансформации вашего бизнеса. Он будет совсем другой. Он будет не на 10% эффективный, а в десятки раз более эффективный, чем до этого. Если вы занимаетесь бизнесом или думаете, чем заняться, то 100% надо заниматься технологическим бизнесом. Главные критерии такого бизнеса следующие: большая часть, 7 из 10 ваших сотрудников должны быть разработчиками. Второе - этот бизнес должен быть легко масштабируемым. То есть вы в одной точке Казахстана создаете бизнес и продаете продукт дальше во все страны мира», - резюмировал спикер.

Между тем Рауан Кенжеханулы заявил, что технологии позволили человечеству решить за последние 20 лет основные проблемы, которые до этого не решались столетиями. Но дальше потенциал еще больше. В этом году в мире протестировали стандарт 5G, в следующем году начинается внедрение. Более того, Amazon, SpaceX и OneWeb планируют вывести на орбиту тысячи спутников, которые позволят охватить весь земной шар интернетом, независимо от того, где мы живем. Это в ближайшие 5 лет приведет в онлайн еще 4 млрд человек по миру. 

5_5.jpg

«Какие возможности возникают у предпринимателей? Колоссальные. Большой вопрос ко всем - что мы им предложим?», - задал он вопрос участникам Форума. 

Но невероятным все без исключения выступающие назвали опыт CEO Freedom Holding Corp. Тимура Турлова. Еще бы: ведь он буквально с одним чемоданом приехал в Казахстан и покорил за несколько лет мировой фондовый рынок. Акции Freedom листингуются на нью-йоркской бирже Nasdaq. 

4_9.jpg

Сам он признался, что продолжал бы карьеру в банке, если бы вдруг его не закрыли и он остался, по сути, без работы. Он приехал в Казахстан и начал заниматься тем, в чем лучше всего разбирается и начинал с первоначального взноса в $45 тыс. Это средства, заработанные им в банке. 

При этом он назвал самым главным качеством предпринимателя умение строить отношения с людьми, потому что в начале пути обычно 99% людей не верят в ваше начинание. 

«Предприниматель, который не умеет собирать команду, не умеет вдохновлять людей, не умеет заставлять людей верить в себя и свое дело, не умеет брать на себя чужие деньги, чтобы что-то делать, это плохой предприниматель», - сказал глава Freedom Holding Corp.

Он призвал молодых бизнесменов не бояться рисков, ошибок и не принимать «нет» в качестве ответа. 

«Важно понимать, что мир технологий сам будет меняться. Самое ценное, что у тебя есть – знания, опыт, готовность применять это на практике, рисковать, не бояться делать что-то новое. Самая главная формула успеха: не отступать, не сдаваться, не бояться рисковать», - сказал Тимур Турлов.

404 просмотра

Казахстанские отели спасут только иностранные туристы

Рынки гостиничной недвижимости Алматы и Нур-Султана перенасыщены

Фото: Shutterstock.com

Рост экономики и развитие туризма в Казахстане неизбежно влечет расширение основной сферы индустрии гостеприимства и отдыха (H&L) страны – отельного бизнеса. Резкое изменение в структуре и количестве отельных номеров произошло в 2017 году в связи с проведением EXPO 2017 и зимней Универсиады – 2017. Тогда количество отелей в столице, по данным МНЭ РК, увеличилось почти на 30%, а объем реализации гостиничных услуг на 70% по сравнению с предыдущим годом. Что же происходит с отелями через два года после событий, обеспечивших их максимальную загрузку?

Есть ли жизнь после EXPO?

Согласно данным отчета «Гостиничная недвижимость», составленного Colliers International Kazakhstan по итогам первого полугодия 2019 года, наиболее востребованными в стране являются пятизвездочные отели. Их загрузка составляет 46,2% в Алматы и 28% – в Нур-Султане. В четырехзвездочных отелях в среднем востребовано 37% номеров в Алматы и 22,6% – в Нур-Султане. Трехзвездочные отели загружены: на 34,6% в Алматы и почти на 28% – в столице. 

0001_12.jpg

Эксперт в сфере международного гостиничного бизнеса

Татьяна Веллер говорит, что отель начинает зарабатывать деньги, когда его загрузка составляет не менее 40%. Пока средняя загрузка отелей не превышает 70%, рынок считается перенасыщенным, поскольку предложение гостиничных услуг на нем заметно выше, чем спрос.

Несмотря на показатели, которые свидетельствуют о перенасыщенности рынка, гостиничный сектор Алматы, генерирующий 49% услуг на рынке гостеприимства страны, не прекращает свой рост. Количество мест размещения в южной столице выросло в 2,7 раза за последние четыре года и на 35% – за последний год. 

Столичный рынок, генерирующий около 9% услуг страны, после роста на 28% в 2017 году (год проведения EXPO) достиг насыщения. За последние два года суммарный прирост составил лишь 1%. На рынке Нур-Султана место на сегодня есть только для концептуально сильных международных сетевых объектов – такого мнения придерживаются аналитики Colliers International Kazakhstan.

При общей недостаточной заполняемости некоторым отелям на рынке удается добиваться впечатляющих результатов. Так, The Ritz-Carlton, Almaty по итогам сентября 2019 года продемонстрировал заполняемость отеля на 81%, а периодами в отеле совсем не было свободных номеров. «Динамика очень наглядная. Мы видим стабильный прирост по количеству гостей из года в год: в сентябре 2015 года заселяемость отеля была равна 64,5%, в 2016 году уровень достиг 76,1%, в 2017 году показатели выросли до 80,3%, в 2018-м наблюдали небольшой спад до 72,5%, а в этом году наши отметки достигли рекордных 81% по итогам месяца», – поделилась специалист по маркетингу The Ritz-Carlton, Almaty Карина Тюрикова.

На вопрос, как отелю удалось добиться загрузки отеля до уровня активных туристических бизнес-дестинаций, таких как Лондон и Париж, Тюрикова ответила, что это результат симбиоза активного развития отеля и подъема экономики страны. 

«К нам прилетает множество представителей бизнеса с новыми проектами для Казахстана, видя перспективы локального рынка, презентуя решения, проводя бизнес-встречи и крупные мероприятия в Алматы», – отметила маркетолог отеля.

Но не все специалисты отрасли согласны с этим мнением. «К сожалению, статистика загрузки брендовых отелей на рынке Алматы (не более 60% ежегодно за последние несколько лет) заставляет думать, что это скорее краткосрочный пик спроса, связанный с наложением нескольких крупномасштабных событий», – отмечает Веллер, имеющая 20-летний опыт работы в международных гостиничных сетях и глобальных консалтинговых компаниях.

Сегментация туристов по целям поездки показывает, что около 60% постояльцев отелей прибыли в Алматы с деловыми целями, около 40% – для посещения туристических объектов и с личными целями. Такие данные приводит МНЭ РК. При этом бизнесмены и деловые люди в первую очередь выбирают брендовые отели с эталонным сервисом. Тот же The Ritz-Carlton, Almaty в 2019 году принял 90% гостей, прибывших с деловыми целями, и лишь 10% – c целью отдыха. «Самое большое количество гостей в 2019 году, останавливающихся в отеле, было из США, России и Великобритании, но также у нас традиционно очень много гостей из ОАЭ, Китая и Индии» – такие данные приводит Карина Тюрикова. 

Таким образом, лучше всего на рынке Алматы, являющемся драйвером общей индустрии гостеприимства, обеспечена загрузка отелей известных мировых брендов, и в первую очередь деловыми туристами. 

Мировые тренды в индустрии гостеприимства

Статистика по Казахстану сейчас соответствует скорее глобальным тенденциям прежних лет. Раньше, согласно исследованиям PricewaterhouseCoopers (PwC), мировой тренд развития отелей был направлен на узнаваемость брендов. 

Маркетологи трудились над созданием уникального и узнаваемого в любой точке мира имиджа бренда. Люди выбирали для отдыха отели, которые лучше всего соответствовали их личным склонностям, основываясь на информации о бренде.

Однако в последнее время ситуация на отельном рынке меняется, и руководители H&L пессимистично смотрят на будущее своего бизнеса. В 2019 году по результатам ежегодного глобального опроса руководителей, проведенного PwC, только 27% респондентов H&L заявили, что они «очень уверены» в росте доходов в ближайший год, в то время как на глобальном рынке такая уверенность есть у 35% руководителей.

Аналитики агентства PwC, входящего в «большую четверку», связывают пессимистические тенденции на рынке гостеприимства с потерей традиционными отелями прямого контакта с потребителями из-за развития платформ-агрегаторов по краткосрочной и долгосрочной аренде жилья (booking.com, hotels.com и т. п.). На этих платформах выбор отелей происходит в основном по расположению и цене. И хотя бренд по-прежнему играет свою роль, его важность затмевают отзывы и рейтинги потребителей.

Чтобы преодолеть риск потери дохода, связанный с развитием сервисов бронирования, отели должны найти способ вновь стать уникальными для клиентов. Компания PwC отмечает три приоритетных стратегических подхода в развитии мировых отелей в ближайшем будущем.

Во-первых, создание уникальных услуг, предвосхищающих и выходящих за рамки ожиданий гостей. Отелям необходимо создать такие условия, чтобы клиенты вновь и вновь возвращались к ним и делились своими позитивными отзывами с друзьями, расширяя круг потенциальных клиентов отеля. Во-вторых, наем сотрудников, успешных в налаживании личных доверительных отношений с клиентами. Каждый гость должен быть окружен персональной заботой, чувствовать к себе особое отношение, как к VIP-персоне. И наконец, в-третьих, внедрение новейших технологий для экономии на административных процессах. А сэкономленные средства необходимо инвестировать в новые цифровые системы, улучшающие качество и удобство взаимодействия между гостями и отелем.

Будущее казахстанских отелей

Учитывая избыточное гостиничное предложение в Казахстане, продолжающийся рост гостиничного сектора недвижимости Алматы и пессимизм на глобальном рынке, отельеров нашей страны могут ждать не лучшие времена. «Уверена, что низкая загрузка отелей и невысокие средние тарифы в течение нескольких лет, а также отсутствие тренда к повышению спроса на гостиничное размещение натолкнут инвесторов на мысль о том, что сейчас лучше вкладывать деньги в другие сегменты недвижимости или поискать вообще альтернативные средства сохранения и приумножения капитала. Нормальным сроком возврата капитала при строительстве гостиницы с заемными средствами на российском рынке, например, в текущий момент считается: для 3* – от 10 до 13 лет, для 4* – от 12 до 15, для 5* – от 15 и выше. Если ваши расчетные показатели значительно превышают эти цифры, то наверняка можно поискать иные инвестиционные возможности», – считает Веллер.

Ситуацию может улучшить значительный рост туристического потока. «В динамике мы видим, что туризм в Казахстане развивается, и от года к году все больше гостей приезжают с целью посетить страну для отдыха и изучения местной культуры и окрестностей. И это очень во­одушевляет, ведь в нашей стратегии развития важным пунктом является продолжение активной работы по продвижению Казахстана, и Алматы в частности, как привлекательного туристического направления», – отмечает Тюрикова. Статистика МНЭ РК также подтверждает положительную динамику: за январь – июнь 2019 года обслужено 590 тыс. человек, что на 17% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но загрузка существующих отелей свидетельствует о том, что пока этого недостаточно.

Кроме того, в свете мировых тенденций брендовым отелям придется переосмыслить понятие лояльности к бренду, которая теперь должна строиться на уникальных и неожиданных удобствах для клиента. Отелям стоит выходить за рамки проверенного и надежного, тестировать новые функции, предлагать рискованные идеи и предугадывать, что станет наиболее привлекательным для гостей в ближайшем будущем – такого мнения придерживаются специалисты PwC. 

Отелям же экономкласса 

Татьяна Веллер советует присмотреться к мировым тенденциям по развитию коливингов и B&B и выбору путешественниками бутиковых и лайфстайл-отелей.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций