Перейти к основному содержанию

410 просмотров

Коммунальное предприятие в Атырау оштрафовали на 30 млрд тенге

Частный инвестор отказался брать в доверительное управление КГП «Атырау Су Арнасы» из-за миллиардных исков и штрафов

Коллаж: Вадим Квятковский

Департамент экологии по Атырауской области оштрафовал на 30,4 млрд тенге КГП «Атырау Су Арнасы». Предприятие занимается водоснабжением и обслуживанием канализационных сетей Атырау, пригородных сел, а также Макатского района. C 20 октября 2017 года по 10 августа 2018 года ведомство провело внеплановую проверку коммунального предприятия, в ходе которой обнаружило нарушения экологического законодательства.

Сотрудники департамента провели анализ сточных вод, которые сбрасывает предприятие в пруды-испарители «Тухлая балка» и «Квадрат», находящиеся в Атырау. По результатам исследований выяснилось, что в составе сточных вод имеются превышения нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) по загрязняющим веществам – хлоридам, сульфатам, нитратам. Кроме того, установлен факт сброса сероводорода и фенолов, не предусмотренных проектом ПДС. По итогам проверки 27 декабря 2018 года департамент экологии Атырау­ской области вынес в отношении КГП «Атырау Су Арнасы» предписание о возмещении ущерба в размере 30,4 млрд тенге.

Не согласившись с предписанием, КГП подало жалобу в Комитет экологического регулирования и контроля Министерства энергетики РК. Однако ведомство отказало в удовлетворении, указав на правомерность действий департамента экологии. 

После чего предприятие обратилось в межрайонный экономический суд Атырауской области с требованием признать предписание департамента экологии незаконным. В частности, в «Атырау Су Арнасы» отметили, что предприятие сбрасывает сточные воды в пруд-испаритель «Тухлая балка», который относится к искусственным водным объектам, предназначенным для естественной биологической очистки сточных вод. Но при оценке ущерба от сбросов сероводорода департамент экологии использовал норматив ПДК сероводорода, установленный для питьевой воды. Также ущерб окружающей среде определен департаментом по косвенному методу, без предварительного определения возможности осуществления мероприятий по восстановлению окружающей среды. Приняв во внимание доводы сторон, специализированный межрайонный экономический суд Атырауской области 14 июня 2019 года удовлетворил заявление КГП «Атырау Су Арнасы» и признал незаконным предписание департамента экологии.

Однако судебная коллегия по гражданским делам Атырауского областного суда, куда с апелляционной жалобой обратился департамент экологии, своим постановлением от 24 сентября 2019 года отменила решение областного специализированного межрайонного экономического суда.

В постановлении судебной коллегии, в частности, говорится, что природопользователи, имеющие накопители сточных вод и (или) искусственные водные объекты, предназначенные для естественной биологической очистки сточных вод, обязаны принимать необходимые меры по предотвращению их воздействия на окружающую среду. Природопользователь не может превышать установленные нормативы концентрации загрязняющих веществ в сточных водах или вводить в состав сточных вод новые вещества, не предусмотренные в экологическом разрешении.
Судебная коллегия отметила, что вина «Атырау Су Арнасы» в превышении нормативов эмиссии в окружающую среду установлена. Предприятие не оспаривает факт загрязнения окружающей среды, в том числе превышение нормативов ПДС и сброс загрязняющих веществ. Спор между сторонами возник по вопросу определения метода экономической оценки ущерба.

В постановлении поясняется, что, согласно п. 3 ст. 108 Экологического кодекса РК, экономическая оценка ущерба определяется прямым или косвенным методом согласно правилам, утверждаемым правительством РК. По настоящему делу применен косвенный метод.
КГП «Атырау Су Арнасы» вправе обжаловать постановление суда в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу в кассационном порядке в Верховном суде РК. 

Доверительное управление

Между тем КГП «Атырау Су Арнасы», находящееся в собственности акимата Атырауской области, в августе текущего года было передано в доверительное управление сроком на 20 лет ТОО «Диар и Компания».

В пресс-службе предприятия «Курсиву» сообщили, что тендерная комиссия выставила ряд условий, которые были приняты инвестором. В частности, помимо непосредственных обязанностей по водоснабжению города Атырау и Макатского района предприятие пообещало провести капитальный ремонт водопроводных и канализационных сетей, автоматизировать и установить цифровые дистанционные приборы учета воды, модернизировать водоочистные сооружения. В первую очередь планировалось инвестировать в проекты по строительству насосной станции первого водоподъема и станции осушения донных осадков, которая позволит прекратить сбросы воды в реку Урал. Действующая насосная станция была введена в эксплуатацию в 1942 году. Модернизация водоочистных сооружений должна была помочь отойти от практики применения жидкого хлора. Внедрение цифровых приборов учета на всех уровнях должно было позволить значительно сократить потери воды.

Установку счетчиков планировалось осуществить за счет предприятия.

По данным пресс-службы «Атырау Су Арнасы», на 1 июля 2019 года на предприятии работало более 1 тыс. человек. За 2018 год доход предприятия превысил 3,4 млрд тенге, а расходы – 3,3 млрд тенге. В итоге годовая прибыль компании составила 108 млн тенге. Однако в первой половине 2019 года убытки предприятия достигли 173 млн тенге. При доходе 1,5 млрд тенге расходы превысили 1,7 млрд тенге. 

В «Атырау Су Арнасы» считают, что в росте убытков виноват областной департамент по регулированию естественных монополий, дважды за год вводивший временный понижающий тариф.

На 1 июля текущего года у предприятия насчитывается 107,8 тыс. абонентов, 975 из них выданы предписания о необходимости погашения долгов в объеме 4,6 млн тенге. В итоге 730 абонентов погасили долги на 3,9 млн тенге.

Однако, по данным пресс-службы «Атырау Су Арансы», основной причиной решения ТОО «Диар и Компания» отказаться от доверительного управления КГП стали многомиллиардные штрафы и претензии других хозяйствующих субъектов. В частности, речь идет о вышеназванном штрафе от департамента экологии в размере свыше 30 млрд тенге. Кроме того, с коммунального предприятия требуют возмещения ущерба лица, пострадавшие в результате массового отравления рыбы, произошедшего в декабре прошлого года.

Напомним, в декабре 2018 года на реке Урал в районе города Атырау произошла массовая гибель рыбы. По итогам досудебного расследования и в ходе судебного разбирательства было объявлено, что к гибели рыбы привел сброс в реку Урал условно чистой воды с примесью хлора со сбросной трубы КГП «Атырау Су Арнасы».

Сейчас в Атырау проходит судебный процесс против бывшего директора КГП «Атырау Су Арнасы» Руслана Курметова, его заместителя по производству Виктора Сущенко, начальника отдела капитального строительства Михаила Чурсина, ранее занимавшего должность начальника водоочистных сооружений КГП «Атырау Су Арнасы». Все они обвиняются в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 204 УК РК, то есть в уничтожении чужого имущества, совершенном по неосторожности, причинившем особо крупный ущерб. Также они обвиняются в правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 328 УК РК, – в загрязнении поверхностных вод, причинившем особо крупный ущерб окружающей среде. Помимо этого Руслан Курметов обвиняется по ч. 2 ст. 371 УК РК в «халатности, выраженной в неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей лицом, приравненным к лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, повлекшей по неосторожности тяжкие последствия».

ТОО «Луговой конный завод», потерявшее 36 тыс. голов рыб осетровых пород в результате массового отравления рыбы, требует от предприятия возместить убыток в размере 1,4 млрд тенге. Сумма претензий РГКП «Урало-Атырауский осетровый рыболовный завод», занимающегося искусственным разведением мальков осетровых, превышает 429 млн тенге. Также на предприятие подала в суд и требует возместить ущерб за погибшую рыбу Атырауская областная территориальная инспекция лесного хозяйства и животного мира. Размер убытков оценивается в 13,9 млн тенге.

По мнению инвестора, эти проблемы не дадут возможности полностью реализовать планы по развитию предприятия.

Согласно данным Комитета госимущества и приватизации МФ РК, уставный капитал КГП «Атырау Су Арансы» по итогам 2018 года составил 20,5 млрд тенге, а активы – 20,8 млрд тенге. Собственником предприятия является аппарат акима Атырауской области, а находится оно в ведении управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства региона.

Между тем, как сообщили «Курсиву» в пресс-службе акима Атырауской области, в данный момент рассматривается вопрос обжалования постановления областного суда в связи со сложившимися обстоятельствами, а с ТОО «Диар и Компания» уже подписано соглашение о расторжении договора о доверительном управлении. Кому будет передано КГП «Атырау Су Арнасы», пока не известно.  

535 просмотров

Как выбрать офис мечты

Три инсайда от основателя консалтинговой компании PFM Solutions Евгения Гриханова

Фото: Shutterstock

Любой бизнес рано или поздно сталкивается с выбором офиса. Этот процесс может быть как приятным, когда компания растет и расширяется, так и не очень, когда компания сокращает свои обороты и ищет офис поменьше.

Когда-то в прошлой сладкой жизни задумываться особо не приходилось: бизнес рос как на дрожжах, а офисы расхватывали как горячие пирожки. Дефицит офисной недвижимости не располагал к выбору – брали то, что давали, платили, сколько просили. 

Сегодня рынок изменился: есть из чего выбрать и есть над чем подумать. По данным ScotHolland | CBRE, вакансия офисных площадей по итогам 2019 года в Алматы составляет 10–15%, в Нур-Султане – около 20%. При этом предложение растет – совсем скоро в Нур-Султане будет введена в эксплуатацию офисная часть «Абу-Даби Плаза», и в этой конкурентной борьбе в выигрыше остается арендатор.

Прагматичный подход к выбору нового офиса своей мечты строится на трех шагах:

Шаг 1.

Определите свои требования к офису: локация, количество рабочих мест и необходимых вспомогательных помещений (кофе-поинт, переговорные и т. п.). Зачастую этому вопросу уделяют мало внимания, но это важно. 

Не ограничивайте себя в локации – пусть у вас будет три-четыре варианта, что позволит в итоге найти баланс по бюджету на аренду и не загонять себя в рамки одной локации и, как следствие, цены. Да и торг всегда уместен, ведь три-четыре варианта – это разные владельцы, и можно получить условия «повкуснее». Условно офисные здания делятся на три категории: A, B, C, которые сильно влияют на цену. Но не идите на поводу у арендодателей, стремящихся повысить класс офиса вместе с ценой, определите собственные критерии классности и приступайте к поиску офиса. 

Обязательно подумайте о сроке аренды – ответ на этот вопрос даст вам дополнительную скидку при долгосрочных отношениях и уверенность в том, что вас не оставят на улице через 11 месяцев.

Если вы маленькая компания, обратите внимание на коворкинги, тогда вам не потребуется думать о кофе-поинте или столовой – как правило, это включено в инфраструктуру общего пользования. А переговорная за дополнительную плату или бесплатно включена в стоимость аренды кабинетов или мест в коворкинге. Коворкинг удобен и в том случае, если у вас много сотрудников, которые не находятся в офисе – тогда вы можете оплачивать рабочие места оператору коворкинга за фактическое использование, что может быть гораздо эффективнее, чем пустующие столы и постоянная оплата аренды за них. 

В итоге у вас должны сформироваться четкие критерии: варианты расположения нового офиса, количество рабочих мест и вспомогательных помещений, готовность/неготовность к ремонту или приобретению мебели и, конечно, срок предполагаемой аренды. 

Шаг 2.

Подберите варианты офисов самостоятельно, например на портале krisha.kz, или с привлечением брокеров.

Если у вас есть секретарь или ответственный за хозяйственную деятельность сотрудник, дайте ему поручение проехать по районам, где вы хотите найти свой офис. Пусть он просмотрит на месте объявления с телефонами или зайдет в отдел аренды в бизнес-центре. 

При работе с брокером обязательно поинтересуйтесь, какие услуги он окажет за ваши деньги. Будет ли он отстаивать ваши интересы и анализировать договор аренды, порекомендует ли внести в договор условие о юридической защите ваших прав как арендатора; сделает ли он расстановку мебели; оценит ли технические возможности и так далее. Многие профессиональные брокеры все это делают, но, увы, их единицы. Очень часто брокеры берут с арендатора деньги за воздух, а с арендодателя – за то, что убедили вас арендовать помещение. 

Шаг 3.

После выбора подходящего офиса внимательно изучите договор и внесите важные условия.

Во-первых, попросите арендодателя дать информацию о мощности предоставляемого электричества и вентиляции с кондиционированием. Если вы планируете делать в офисе ремонт, проконсультируйтесь со специалистами, хватит ли вам этих мощностей. Если ремонт не нужен, пропишите в договоре ответственность арендодателя за климат и стабильную работу электрических сетей. Как правило, если у арендодателя скелет в шкафу, он не готов нести финансовую ответственность за стабильную работу этих систем, значит, вам надо поискать другой офис. Не поленитесь найти нужного специалиста и настоять на соответствующих договорных условиях, и тогда вам не придется кусать локти в душном и жарком офисе. 

Во-вторых, выясните, кто будет отвечать за содержание инженерных систем и нести эксплуатационные расходы. Обычно арендодатель пытается переложить эти затраты на арендатора, в этом случае расчеты помогут вам принять решение, подходит ли вам уровень расходов, и обсудить с собственником снижение арендной ставки. А если эту обязанность берет на себя арендодатель, постарайтесь, чтобы в договоре максимально четко были прописаны действия арендодателя, объемы и сроки.

В-третьих, обратите внимание на коммунальные расходы. Если они включены в арендную плату, пропишите ответственность сторон и смело подписывайте договор аренды. Если же вас просят оплачивать коммунальные расходы, требуйте установку счетчиков, иначе вы, вполне вероятно, будете платить не только за себя, но и за другого дядю. И помните: тариф регулируется государством, и арендодатель не вправе делать наценку, если у него нет лицензии на поставку коммунальных услуг.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif