Перейти к основному содержанию

2575 просмотров

«КазТрансОйл» цифровизируется по 9 направлениям

Цифровизация стала неотъемлемой частью каждой компании в мире

Какие задачи решаются в АО «КазТрансОйл» в рамках цифровизации, что удалось уже сделать и планируется создать, рассказал управляющий директор компании Алимжан Дюсенов в интервью «Курсив».

- Какие работы и в какие сроки планируется провести в рамках принятой АО «КазТрансОйл» концепции цифровизации? 

- Давайте я расскажу предысторию. Концепция цифровизации компании была разработана в конце прошлого года. Это своего рода стратегия в сфере развития IT технологий. В ней определены девять направлений, по которым мы видим развитие цифровизации. Это создание интеллектуальной системы безопасности, развитие систем для товарно-транспортных операций, цифровизация технологических процессов и производства,   управления персоналом, мониторинг финансов и цифровизация процессов в области закупок и управления материальными потоками. На основе концепции были разработаны программа развития и карта цифровых технологий. Программа – это проекты, а карта - это доступные на рынке информационные системы, IT-оборудование, с помощью которых можно реализовать проекты. Также мы предварительно подсчитали вероятный экономический эффект с учетом определенных ограничений и препятствий при внедрении программы.  

Чтобы вы понимали, инициативы планируются к внедрению только в случае, если будет очевидный экономический или качественный эффект для компании. В этих целях на момент принятия решения о внедрении проект будет проходить дополнительную экспертизу. То есть сейчас мы сформировали пул проектов, определяем их приоритетность, рассчитываем экономический либо качественный эффект для производства. В нашей компании принята практика комплексного подхода к каждому проекту, и без серьезных расчетов и обоснований решения о целесообразности внедрения не принимаются. 

- Есть ли какие-то сроки по программе? 

- Программа рассчитана на 5 лет. Мы утвердили ее недавно, в октябре.  До конца года мы планируем приступить к внедрению проектов, не требующих дополнительных инвестиций. Программа принята в работу. Мы будем ее, возможно, корректировать в случае появления на рынке новых технологий.  

- Расскажите о цифровизации технологических процессов. Можно ли говорить о том, что цифровизация позволила добиться оптимизации загрузки магистральных нефтепроводов, сервисных и ремонтных работ? 

- Если говорить о цифровизации технологических процессов, то, на мой взгляд, мы уже на середине пути к главной цели. Мы выстроили основу, на которой дальше будет строиться вся система. В настоящее время перед нами стоят задачи по разработке и внедрению систем, позволяющих осуществлять расчёт, моделирование, оптимизацию и диспетчеризацию многих производственных процессов. Вот, в частности, одна из инициатив касается управления активами. АО «КазТрансОйл» как владелец очень протяженной системы нефтепроводов имеет на своем балансе немало активов, которые нужно обслуживать, ремонтировать. А эти данные строятся на основе анализа состояния актива, расчетов необходимости ремонта, возможно, его замены и т.д. Процессы учета активов, ремонта и заказа материалов у нас реализованы в системе SAP. Но для формирования всего цикла PDCA нужен анализ по состоянию, а не срокам эксплуатации, что позволит  оптимизировать процессы закупок материалов. Эта инициатива вошла в программу цифровизации как система управления производственными процессами.  

Помимо обеспечения надежной перекачки нефти немаловажно обеспечить физическую безопасность наших активов как стратегических объектов.  С 2010 года мы внедряем комплексные меры безопасности. Это периметральное и технологическое видеонаблюдение, охранно-периметральная сигнализация, система контроля и управления доступом на объекты. Учитывая, что наши объекты расположены в 12 регионах страны, в удаленных от населенных пунктов местах, на сегодня данными системами охвачены порядка 40 процентов станционных объектов. Поэтому одной из инициатив программы цифровизации стало полное оснащение всех объектов КТО системами видеонаблюдения и контроля доступа. Это интегрированное решение, которое позволяет контролировать ситуацию на объектах. 

Если принимать во внимание последние тренды, то все уходят в искусственный интеллект. Здесь мы  будем придерживаться принципа разумной достаточности. Нам нужна сильная аналитическая база, которая бы охватывала, к примеру, данные товарно-транспортной службы по объемам перекачки, загруженности объектов, и данные эксплуатации по состоянию активов. Основываясь на этих данных, искусственный интеллект помогал бы в принятии решении по ремонту, обслуживанию, целесообразности дальнейшей эксплуатации активов.  

- Насколько известно в 2017 году компания ввела в эксплуатацию необслуживаемые узлы связи (НУС). Какой экономический эффект вы ожидаете от этого проекта? 

- Строительство НУС началось еще в 2013 году, когда для проведения испытаний были построены первые два узла на объектах Западного и Восточного филиалов компании, расположенных в регионах с разными климатическими условиями. Данные узлы были введены в эксплуатацию в 2014 году. Впоследствии, к 2017 году, мы построили 26 объектов НУС по всей системе нефтепроводов.  

Основной целью проекта стало снижение операционных затрат за счет использования новых методов эксплуатации систем производственно-технологической связи. И НУСы оправдали ожидания. За 3 года их эксплуатации за счет снижения затрат на аренду помещений у сторонних операторов, уменьшения периодичности планово-профилактических работ по техническому обслуживанию систем связи мы получили экономический эффект свыше 430 миллионов тенге.  

- Каково значение запуска главного диспетчерского управления в столице? Сколько составили инвестиции в запуск и последующее развитие проекта? 

- Централизация управления потоками нефти в Нур-Султане – это масштабный проект. Реализация проекта заняла около трех лет вместе с проектированием. Инвестиции составили около 2,5 млрд тенге. Было построено два диспетчерских управления: одно в нашем офисе и второе резервное. Перекачка нефти – процесс непрерывный, и в непредвиденных ситуациях всегда должна быть резервная диспетчерская для продолжения управления. Кроме того, проект централизации управления охватил 42 объекта системы нефтепроводов. В результате сегодня из Нур-Султана наши диспетчеры управляют перекачкой нефти в 12 регионах страны. В недалеком будущем мы ожидаем экономический эффект от запуска главного диспетчерского управления.  

- Как цифровизация влияет на повышение уровня культуры охраны труда и безопасности, а также как она отразилась в целом на работе персонала?  

- Экономический эффект от улучшения охраны труда сложно оценить, так как невозможно оценить человеческую жизнь в деньгах. Для КазТрансОйла охрана труда на производстве является приоритетом. В этом направлении в рамках программы цифровизации мы планируем реализовать такие проекты как «Ситуационный центр», внедрение электронного рабочего места по безопасности и охране труда, «Браслетов здоровья», видеоаналитики системы охраны труда и многое другое. 

Мы создали специальное мобильное приложение на платформах iOS и Android. Одной из инициатив программы цифровизации является создание в приложении личной карточки сотрудника, где будет полностью указана информация о его здоровье. Это позволит при анализе рабочего состава организации понимать состояние здоровья сотрудников.  Кроме того, в качестве пилота мы апробировали интеллектуальную систему безопасности. Суть в том, чтобы система распознавала и уведомляла соответствующий центр о нарушении правил ТБ на производстве.  Кроме того, система фиксирует время нарушения, делает видеозапись. Решение о ее внедрении будет приниматься после всестороннего анализа целесообразности.   

- С повсеместным развитием технологий возрастает роль информационной безопасности. Насколько защищена инфраструктура по передаче данных в КазТрансОйле? 

- АО «КазТрансОйл» в декабре 2007 года стало первой компанией на территории Республики Казахстан, которая успешно сертифицировалась на соответствие требованиям стандарта ISO/IEC27001 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасностью. Требования». Помимо организационных мер был внедрен защитный программно-аппаратный комплекс. Мы проводим аудиты по информационной безопасности внутри компании, разработаны все внутренние нормативные документы по системе управления информбезопасностью. Ежегодно проходим сертификационный аудит. Начиная с 2011 года, в компании внедрена система управления информационной безопасностью на комплексах технических и программных средств автоматизированных систем управления технологическим процессом. Также вся корпоративная сеть защищена программными средствами. Последние прошедшие атаки Wanna Cry, от которых пострадали многие компании по всему миру, были успешно отражены в нашей компании, в том числе с помощью программно-аппаратных средств. Я считаю, что наш уровень защищенности систем достаточно высокий, при этом мы постоянно пересматриваем все политики и технологии.   

В АО «КазТрансОйл» создана развитая сеть производственно-технологической связи, эксплуатируется более четырех тысяч километров собственной волоконно-оптической линии связи. Поэтому мы достаточно зрелая в плане информационной безопасности и технологий компания. Сейчас мы заканчиваем модернизацию транкинговой связи с переходом на цифровой стандарт. Более 20 лет мы эксплуатировали аналоговые радиостанции по всему трубопроводу, необходимые для обслуживания в степной и пустынной местности. Согласно нормативным документам, если связь отсутствует более 2-х часов, то необходимо останавливать нефтепровод. То есть вы понимаете, какие высокие требования к бесперебойной связи. Сейчас технологии настолько далеко ушли вперед, что по цифровому транку можно отслеживать скорость и местоположение абонента и техники, оснащенных мобильными радиостанциями. Все это мониторится в реальном времени посредством GPS устройств.  

- Резюмируя нашу с Вами беседу, хотелось бы услышать, что является конечной целью всех проектов по цифровизации, к чему все это приведет? 

- Экономическая и производственная эффективность -  главные критерии реализации всех вышеперечисленных проектов. Нужны реальные возможности оптимизировать расходы и увеличить прибыль. Это ключевой принцип работы нашей компании в сфере цифровизации процессов.  

1500 просмотров

Предприниматели несут миллионные убытки на госзакупках

Почти половина костанайских бизнесменов, которых чиновники пытались признать недобросовестными участниками государственных закупок, таковыми не являются

Фото автора

В костанайский филиал Палаты предпринимателей по-прежнему поступает немало жалоб от бизнесменов, сталкивающихся с проблемами при участии в госзакупках. Практически каждое обращение касается дел, доведенных до суда по инициативе чиновников. 

Эксперты «Атамекена» подсчитали, что только с начала 2019 года в Костанае прошло 1,3 тыс. судебных разбирательств в сфере госзакупок. Из них почти в 1 тыс. случаев чиновники пытались признать предпринимателей недобросовестными участниками. Однако 428 решений было вынесено в пользу бизнеса. Еще 202 спора касалось законности соблюдения договорных обязательств. Самим бизнесменам удалось выиграть 78 дел.  

«Приведенная статистика свидетельствует о том, что почти в половине случаев заказчики в лице акиматов и госорганов нарушают права предпринимателей, затягивая судебными процессами сроки выплат по исполненным работам и услугам», – отмечает эксперт Палаты предпринимателей Костанайской области Наурызбай Бегижанов.

Ошибки – наши, риски – ваши

О том, что проблема требует системного решения, говорили на днях и на заседании регионального совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции. Здесь было заявлено, что судебные иски нередко инициируются по формальным основаниям. Причины обращений в суд таковы: заказчик, пытаясь обезопасить себя и исключить любой намек на коррупционную составляющую, действует на опережение. Но от этого страдает добросовестный бизнес.   

В апреле 2019 года отдел ЖКХ акимата Костаная заключил с компанией «Сервис КСТ» договор на реконструкцию входной арки городского центрального сквера. После того как документ был зарегистрирован и вступил в законную силу, фирма приступила к работам. 

Однако уже в конце месяца акимат отправил компании дополнительное соглашение о расторжении договора, а следом – письмо о необходимости остановить строительство. Выяснилось, что закупки были проведены с нарушением. Лучшего выхода, чем остановить реконструкцию, у чиновников, видимо, не нашлось. 

«Мы потребовали, чтобы нам оплатили 19 млн тенге, которые мы затратили на покупку стройматериалов. Но заказчик заявил, что это наши коммерчес­кие риски. Но, простите, у нас не настолько большое предприятие, чтобы брать на себя такие огромные потери, причем не по своей вине. Мы вынуждены были продолжить реконструкцию. К тому же близилось 140-летие Костаная, и если бы остановились, то все равно бы получили  за то, что центральный объект не готов вовремя», – рассказал на заседании совета заместитель директора ТОО «Сервис КСТ» Малик Бутабаев.

В итоге компания закончила работы, но акимат их принимать отказался, пытаясь через суд признать договор недействительным.

Предприниматель подал встречный иск. В сентябре 2019 года специализированный экономический межрайонный суд Костаная вынес решение в пользу ТОО «Сервис КСТ». Но заказчик воспользовался правом на апелляцию. 

«Прошло четыре месяца, как закончено строительство, а у нас до сих пор люди сидят без зарплаты. Они каждый день приходят ко мне и требуют денег. Я опять залез в долги, часть зарплаты выплатил. Но проблему это не решило, мы до сих пор полностью не рассчитались за материалы. В общей сложности наша фирма затратила на реконструкцию 80 млн тенге», – отмечает Малик Бутабаев.

На этой неделе областной суд отказал отделу ЖКХ в удовлетворении иска, признав, таким образом, законность действий предпринимателя. 

На кону репутация 

Не менее поучительна история и у компании «Промстройпроект», которая в 2018 году обязалась в рамках госзакупок разработать проектно-сметную документацию на реконструкцию дамбы. По договору фирма должна была закончить работы в конце сентября, но по факту завершила в середине декабря. 

Заказчик в лице районного отдела ЖКХ обратился в суд с иском признать компанию недобросовестной. Однако суд постановил, что сроки затянулись по вине самих чиновников. Оказалось, что исходные материалы, необходимые для разработки ПСД, заказчик предоставил фирме за две недели до окончания срока договора. Зато с судебным иском госорган тянуть не стал. Но процесс в итоге проиграл. 

Костанайская областная филармония им. Умурзакова, являясь коммунальным государственным предприятием, также обратилась в суд с требованием признать недобросовестным участником закупок одного из поставщиков мебели – индивидуального предпринимателя. И это несмотря на то, что просрочка по поставке составила всего два дня, а бизнесмен в этот же день заплатил неустойку. 

«Во всех этих случаях речь идет о судебных издержках, которые несут бизнесмены. К тому же на кону стоит репутация предпринимателей, которых могут признать недобросовестными по совершенно формальным основаниям только потому, что госорган обязан реагировать на нарушения. Хотя бизнес в дальнейшем может лишиться возможности участвовать в закупках», – отмечает глава отдела правовой защиты предпринимателей Палаты предпринимателей Костанайской области Ренат Давлетпаев

А есть ли умысел?

Впрочем, не всегда в спорах бизнеса и чиновников вина лежит на последних. Статистика судебных дел не исключает действительно недобросовестного поведения отдельных компаний и реального неисполнения обязательств, взятых на себя предпринимателями. Но для того чтобы искоренить практику формальных судебных исков и предостеречь законопослушных бизнесменов от непредвиденных убытков, нужен системный подход, предусматривающий более детальный анализ. 

«Я считаю, что необходимо детально изучить все судебные решения, по которым суды приняли сторону бизнеса. Необходимо дать правовую оценку действиям первых руководителей госорганов на предмет предпочтения отдельным фирмам, воспрепятствования предпринимательской деятельности и незаконного содействия отдельным компаниям», – говорит заместитель руководителя областного департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Асхат Искендиров.

Решение приступить к исследованию было принято всеми участниками совета. Если факты злоупотребления со стороны чиновников найдут подтверждение, это станет поводом для дисциплинарных взысканий конкретным госслужащим.  

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций