Перейти к основному содержанию

2899 просмотров

«КазТрансОйл» цифровизируется по 9 направлениям

Цифровизация стала неотъемлемой частью каждой компании в мире

Какие задачи решаются в АО «КазТрансОйл» в рамках цифровизации, что удалось уже сделать и планируется создать, рассказал управляющий директор компании Алимжан Дюсенов в интервью «Курсив».

- Какие работы и в какие сроки планируется провести в рамках принятой АО «КазТрансОйл» концепции цифровизации? 

- Давайте я расскажу предысторию. Концепция цифровизации компании была разработана в конце прошлого года. Это своего рода стратегия в сфере развития IT технологий. В ней определены девять направлений, по которым мы видим развитие цифровизации. Это создание интеллектуальной системы безопасности, развитие систем для товарно-транспортных операций, цифровизация технологических процессов и производства,   управления персоналом, мониторинг финансов и цифровизация процессов в области закупок и управления материальными потоками. На основе концепции были разработаны программа развития и карта цифровых технологий. Программа – это проекты, а карта - это доступные на рынке информационные системы, IT-оборудование, с помощью которых можно реализовать проекты. Также мы предварительно подсчитали вероятный экономический эффект с учетом определенных ограничений и препятствий при внедрении программы.  

Чтобы вы понимали, инициативы планируются к внедрению только в случае, если будет очевидный экономический или качественный эффект для компании. В этих целях на момент принятия решения о внедрении проект будет проходить дополнительную экспертизу. То есть сейчас мы сформировали пул проектов, определяем их приоритетность, рассчитываем экономический либо качественный эффект для производства. В нашей компании принята практика комплексного подхода к каждому проекту, и без серьезных расчетов и обоснований решения о целесообразности внедрения не принимаются. 

- Есть ли какие-то сроки по программе? 

- Программа рассчитана на 5 лет. Мы утвердили ее недавно, в октябре.  До конца года мы планируем приступить к внедрению проектов, не требующих дополнительных инвестиций. Программа принята в работу. Мы будем ее, возможно, корректировать в случае появления на рынке новых технологий.  

- Расскажите о цифровизации технологических процессов. Можно ли говорить о том, что цифровизация позволила добиться оптимизации загрузки магистральных нефтепроводов, сервисных и ремонтных работ? 

- Если говорить о цифровизации технологических процессов, то, на мой взгляд, мы уже на середине пути к главной цели. Мы выстроили основу, на которой дальше будет строиться вся система. В настоящее время перед нами стоят задачи по разработке и внедрению систем, позволяющих осуществлять расчёт, моделирование, оптимизацию и диспетчеризацию многих производственных процессов. Вот, в частности, одна из инициатив касается управления активами. АО «КазТрансОйл» как владелец очень протяженной системы нефтепроводов имеет на своем балансе немало активов, которые нужно обслуживать, ремонтировать. А эти данные строятся на основе анализа состояния актива, расчетов необходимости ремонта, возможно, его замены и т.д. Процессы учета активов, ремонта и заказа материалов у нас реализованы в системе SAP. Но для формирования всего цикла PDCA нужен анализ по состоянию, а не срокам эксплуатации, что позволит  оптимизировать процессы закупок материалов. Эта инициатива вошла в программу цифровизации как система управления производственными процессами.  

Помимо обеспечения надежной перекачки нефти немаловажно обеспечить физическую безопасность наших активов как стратегических объектов.  С 2010 года мы внедряем комплексные меры безопасности. Это периметральное и технологическое видеонаблюдение, охранно-периметральная сигнализация, система контроля и управления доступом на объекты. Учитывая, что наши объекты расположены в 12 регионах страны, в удаленных от населенных пунктов местах, на сегодня данными системами охвачены порядка 40 процентов станционных объектов. Поэтому одной из инициатив программы цифровизации стало полное оснащение всех объектов КТО системами видеонаблюдения и контроля доступа. Это интегрированное решение, которое позволяет контролировать ситуацию на объектах. 

Если принимать во внимание последние тренды, то все уходят в искусственный интеллект. Здесь мы  будем придерживаться принципа разумной достаточности. Нам нужна сильная аналитическая база, которая бы охватывала, к примеру, данные товарно-транспортной службы по объемам перекачки, загруженности объектов, и данные эксплуатации по состоянию активов. Основываясь на этих данных, искусственный интеллект помогал бы в принятии решении по ремонту, обслуживанию, целесообразности дальнейшей эксплуатации активов.  

- Насколько известно в 2017 году компания ввела в эксплуатацию необслуживаемые узлы связи (НУС). Какой экономический эффект вы ожидаете от этого проекта? 

- Строительство НУС началось еще в 2013 году, когда для проведения испытаний были построены первые два узла на объектах Западного и Восточного филиалов компании, расположенных в регионах с разными климатическими условиями. Данные узлы были введены в эксплуатацию в 2014 году. Впоследствии, к 2017 году, мы построили 26 объектов НУС по всей системе нефтепроводов.  

Основной целью проекта стало снижение операционных затрат за счет использования новых методов эксплуатации систем производственно-технологической связи. И НУСы оправдали ожидания. За 3 года их эксплуатации за счет снижения затрат на аренду помещений у сторонних операторов, уменьшения периодичности планово-профилактических работ по техническому обслуживанию систем связи мы получили экономический эффект свыше 430 миллионов тенге.  

- Каково значение запуска главного диспетчерского управления в столице? Сколько составили инвестиции в запуск и последующее развитие проекта? 

- Централизация управления потоками нефти в Нур-Султане – это масштабный проект. Реализация проекта заняла около трех лет вместе с проектированием. Инвестиции составили около 2,5 млрд тенге. Было построено два диспетчерских управления: одно в нашем офисе и второе резервное. Перекачка нефти – процесс непрерывный, и в непредвиденных ситуациях всегда должна быть резервная диспетчерская для продолжения управления. Кроме того, проект централизации управления охватил 42 объекта системы нефтепроводов. В результате сегодня из Нур-Султана наши диспетчеры управляют перекачкой нефти в 12 регионах страны. В недалеком будущем мы ожидаем экономический эффект от запуска главного диспетчерского управления.  

- Как цифровизация влияет на повышение уровня культуры охраны труда и безопасности, а также как она отразилась в целом на работе персонала?  

- Экономический эффект от улучшения охраны труда сложно оценить, так как невозможно оценить человеческую жизнь в деньгах. Для КазТрансОйла охрана труда на производстве является приоритетом. В этом направлении в рамках программы цифровизации мы планируем реализовать такие проекты как «Ситуационный центр», внедрение электронного рабочего места по безопасности и охране труда, «Браслетов здоровья», видеоаналитики системы охраны труда и многое другое. 

Мы создали специальное мобильное приложение на платформах iOS и Android. Одной из инициатив программы цифровизации является создание в приложении личной карточки сотрудника, где будет полностью указана информация о его здоровье. Это позволит при анализе рабочего состава организации понимать состояние здоровья сотрудников.  Кроме того, в качестве пилота мы апробировали интеллектуальную систему безопасности. Суть в том, чтобы система распознавала и уведомляла соответствующий центр о нарушении правил ТБ на производстве.  Кроме того, система фиксирует время нарушения, делает видеозапись. Решение о ее внедрении будет приниматься после всестороннего анализа целесообразности.   

- С повсеместным развитием технологий возрастает роль информационной безопасности. Насколько защищена инфраструктура по передаче данных в КазТрансОйле? 

- АО «КазТрансОйл» в декабре 2007 года стало первой компанией на территории Республики Казахстан, которая успешно сертифицировалась на соответствие требованиям стандарта ISO/IEC27001 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасностью. Требования». Помимо организационных мер был внедрен защитный программно-аппаратный комплекс. Мы проводим аудиты по информационной безопасности внутри компании, разработаны все внутренние нормативные документы по системе управления информбезопасностью. Ежегодно проходим сертификационный аудит. Начиная с 2011 года, в компании внедрена система управления информационной безопасностью на комплексах технических и программных средств автоматизированных систем управления технологическим процессом. Также вся корпоративная сеть защищена программными средствами. Последние прошедшие атаки Wanna Cry, от которых пострадали многие компании по всему миру, были успешно отражены в нашей компании, в том числе с помощью программно-аппаратных средств. Я считаю, что наш уровень защищенности систем достаточно высокий, при этом мы постоянно пересматриваем все политики и технологии.   

В АО «КазТрансОйл» создана развитая сеть производственно-технологической связи, эксплуатируется более четырех тысяч километров собственной волоконно-оптической линии связи. Поэтому мы достаточно зрелая в плане информационной безопасности и технологий компания. Сейчас мы заканчиваем модернизацию транкинговой связи с переходом на цифровой стандарт. Более 20 лет мы эксплуатировали аналоговые радиостанции по всему трубопроводу, необходимые для обслуживания в степной и пустынной местности. Согласно нормативным документам, если связь отсутствует более 2-х часов, то необходимо останавливать нефтепровод. То есть вы понимаете, какие высокие требования к бесперебойной связи. Сейчас технологии настолько далеко ушли вперед, что по цифровому транку можно отслеживать скорость и местоположение абонента и техники, оснащенных мобильными радиостанциями. Все это мониторится в реальном времени посредством GPS устройств.  

- Резюмируя нашу с Вами беседу, хотелось бы услышать, что является конечной целью всех проектов по цифровизации, к чему все это приведет? 

- Экономическая и производственная эффективность -  главные критерии реализации всех вышеперечисленных проектов. Нужны реальные возможности оптимизировать расходы и увеличить прибыль. Это ключевой принцип работы нашей компании в сфере цифровизации процессов.  

556 просмотров

Зачем бизнесу нужны «пользовательские» дизайнеры

И какие проблемы они решают, рассказывает креативный директор Notamedia Максим Павлов

Фото: Shutterstock

В условиях высокой конкуренции за внимание аудитории выросли и требования к разработчикам сайтов. Теперь владельцев онлайн-ресурсов интересует не только посещаемость их площадок, но и то, как ведут себя пользователи. Например, сколько времени они проводят на странице, дочитывают ли материалы до конца и в каких случаях совершают покупку. Как управлять вниманием онлайн-аудитории, в какую сторону меняется web-дизайн и зачем нужны сайты, если есть социальные сети, мы обсуждали на семинаре Huawei Media Hub в Алматы.

UI и UX-дизайн

До 2005–2007 годов в решении бизнес-задач разработчики опирались на интуицию и опыт. Но в условиях конкуренции и растущих запросов пользователей старый подход оказался неэффективным. Потребность анализировать поведение пользователей на сайтах возникла практически одновременно с такой возможностью – онлайн-платформы накопили большие объемы данных, в web-пространстве появились статистика и аналитика. Чтобы создавать более удобные интерфейсы и достигать целей заказчиков, разработчики стали изучать поведение онлайн-аудитории.

Так появились UX (user experience – пользовательский опыт) и UI (user interface – пользовательский интерфейс) – дизайнеры. Первые отвечают за функциональность и адаптивность продукта и то, какие эмоции он вызывает при взаимодействии. Вторые занимаются графической частью интерфейса, будь то анимация, иллюстрации и просто кнопки, разделы и другие элементы на странице. 

Функция всегда первична, а эстетика складывается из практичности. К примеру, выравнивание по левому краю помогает пользователю быстрее читать текст. Заголовок чуть-чуть увеличить – казалось бы, вкусовщина, но, если у него будет низкий контраст, текст сольется с анонсом. Должно быть либо одинаково, либо непохоже. Когда возникают пограничные варианты, мозг задает вопросы, и появляется чувство, будто что-то не так.

Поведение пользователей

Для анализа поведения пользователей используются разные инструменты, один из популярных – сервис Google Analytics. Здесь есть инструмент «тепловая карта». Она выводится на отдельный экран, где видно, куда человек заходит, а куда – нет. Если нужно, чтобы люди кликали на конкретное место, мы решаем эту задачу, повышая его приоритет на странице.

В случае рекламных баннеров многое зависит от их местоположения на сайте. Если реклама находится в нижней части страницы, придется отслеживать, как много людей до нее доходят. Также нужно учитывать эффект «баннерной cлепоты», когда посетитель неосознанно игнорирует навязчивые объявления. Более эффективным форматом может стать нативная реклама.

Для создания удобного интерфейса разработчики используют разные подходы, например, Atomic design или дизайн-систему. Так, любую web-страницу можно представить в виде нескольких экранов, допустим, блоков с анонсами и рекламой, заголовками и так далее. Из самых мелких элементов – атомов (кнопки, иконки, поля ввода), потом собираются более крупные. Блоки чуть большего размера, состоящие из нескольких атомов, называются молекулами. К ним относятся навигация и меню сайта, карточки товаров, баннеры с подписями и прочее. 

В результате соединения атомов и молекул получается цельная структура будущего сайта. Предварительная версия – это шаблон, а финальная – полноценный макет с реальным контентом. Дизайн-система подходит как для бизнеса, так и для сервисов, медиа и корпоративных ресурсов. Такой подход распространен среди крупных проектов с высокой потребностью в развитии и масштабировании. 

Сайты или соцсети? 

Для малого бизнеса сайт может быть и не нужен, будет достаточно простого сайта-визитки с поддержкой в Facebook, но если речь идет о крупном бренде или корпорации, вмешивается имиджевая составляющая. Плюс нужно учитывать, что контент в социальных сетях сегодня однотипный, и это повышает конкуренцию за внимание. Другой минус информации в социальных сетях – ее короткий срок жизни. Помимо этого, социальные сети сами понижают рейтинги рекламных записей и уменьшают охват аудитории, даже при условии большого количества подписчиков. 

Например, новую модель автомобиля вряд ли получится продать без сайта. Высокая добавочная стоимость будет зависеть не только от характеристик машины, но и от эмоциональной составляющей. С момента, когда человек первый раз увидел понравившуюся модель, и до покупки в среднем приходит около полугода. Человек еще не раз зайдет на сайт посмотреть фотографии и видео с автомобилем и только спустя время пойдет в салон. Ни одна соцсеть с этой задачей на текущий момент, наверное, не справится. 

Запрос на индивидуальность 

Тренды на рынке web-дизайна формируются не за один день. Это постепенный процесс, и любое новшество должно пройти проверку временем. Если новинку начали внедрять крупные компании, это знак, что нужно начинать думать в этом направлении. 

Например, бизнес уже использует и дополненную реальность, и 3D – это может быть машина, которую можно покрутить мышкой, или жилищный комплекс с возможностью посмотреть квартиру со всех ракурсов. Все зависит от задач.

В 2010-е годы в web-дизайне прослеживался тренд на скевоморфизм с уклоном на декор и «вкусные» кнопки. Потом на смену ему пришел минимализм с плоскими изображениями и сдержанным объемом информации. Но стандартизация и переизбыток шаблонов привели к тому, что многие сайты стали однотипными. Думаю, со стороны бизнеса сейчас созрел запрос на индивидуальность. В том числе с помощью технологий, которые пока затратны в плане производства и не очень доступны с точки зрения потребления пользователями на любой платформе.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif