Перейти к основному содержанию

2634 просмотра

Как на казахстанских билбордах появилась реклама наркотиков

И что еще известно о рынке «наружки»

Иллюстрация: Shutterstock

Скандал вокруг появления на центральных улицах городов Казахстана билбордов с косвенной рекламой наркотических средств стал поводом внимательнее приглядеться к рынку наружной рекламы. 

Самый крупный рынок наружной рекламы в Казахстане – в Алматы. Второй по величине – рынок Нур-Султана, за ним следуют рынки Шымкента, Кокшетау, Караганды, Актау, Атырау и Кызылорды с Талдыкорганом. Но рекламные возможности южной столицы вне конкуренции, единодушно заметили представители рекламных агентств, с которыми побеседовал «Курсив». В Алматы и ее окрестностях установлено около 4 тыс. различных рекламных конструкций. 

Итоги революции

Последнее крупное потрясение алматинского рынка «наружки» пришлось на начало 2017 года, когда сотни рекламных щитов были демонтированы под покровом ночи по распоряжению городских властей. Среди спиленных конструкций оказался даже дорогостоящий LED-экран на алматинском Арбате.

«До проведения устроенной в марте 2017 года бывшим акимом Алматы «революции» в наружной рекламе наиболее престижными для рекламодателей являлись большие билборды. Их размер составлял 3 на 6 мет­ров. Сегодня ситуация сильно изменилась. Билборды остались только на междугородних трассах. В городе для размещения рекламы в основном предлагаются «ситилайты», скроллинговые «ситиборды» и «сениоры», – рассказал «Курсиву» сотрудник одного из рекламных агентств Алматы, представившийся Рустемом.

По словам собеседника «Курсива», тогда же начались и изменения в раскладе сил на алматинском рынке наружной рекламы.

Если еще пять лет назад рекламными конструкциями южной столицы владели свыше 20 различных ТОО, которые одновременно занимались разработкой, печатью и монтажом баннеров, то в настоящий момент большинство установленных в городе «ситилайтов», «ситибордов» и «сениоров» принадлежит трем ведущим в стране медиаагентствам.

«Для тех, кто занимается наружной рекламой, не секрет, что главными игроками у нас являются компании «РТС Деко», НРР и K-III. Если внимательно посмотреть на металлическую раму «сениора» или «ситиборда», то внизу можно увидеть надпись, указывающую на принадлежность одной из компаний. Каждая из этих компаний занимается производством рекламы, но в то же время активно сдает свои конструкции в аренду рекламным агентствам на длительные сроки», – поделился с «Курсивом» менеджер одного из алматинских рекламных агентств. 

Безымянный_105.png

Стандартная практика

Люди, работающие на рекламном рынке, в большинстве своем предпочли, чтобы в материале их фамилии публично не звучали, но были готовы объяснить схему работы на рынке. Так, дизайнер Александр, который регулярно разрабатывает баннеры для «наружки», пояснил «Курсиву», что в предлагаемых крупными рекламными компаниями пакетах могут быть задействованы конструкции от всех трех ведущих медиаагентств.

«Это обычная практика, когда предлагается «скроллер» от «РТС-Деко», а «сениор», скажем, от НРР. Особенно это характерно для Алматы и Нур-Султана. Связано это с тем, что из-за большого количества клиентов не всегда есть в наличии свободные места. Бывают и такие случаи, когда совмещение происходит в связи с появлением «вкусного клиента», которому вынь да положь срочное проведение рекламной акции», – заметил дизайнер.

По словам собеседника, «вкусные клиенты» не особо считают деньги и готовы платить двойную, а то и тройную цену за все работы, связанные с проведением рекламной акции, включая самую дорогую ее часть – месячную аренду рекламной конструкции.

«Естественно, что рекламные агентства стараются сделать все, чтобы не упустить такого клиента, предлагая ему все свои арендуемые рекламные площади», – подчеркнул Александр, предположив, что именно такая ситуация произошла с размещением косвенной рекламы амфетаминов. 

Сколько стоит аренда билбордов 

Стоимость аренды конструкций наружной рекламы по всему Казахстану любопытствующим вполне доступна. Информацию о ценах можно без особого труда найти как в социальных сетях, так и на официальных сайтах ведущих медиаагентств и крупных рекламных компаний. Из нее следует, что дороже всего обходится месячная аренда, например, «сениоров», установленных на наиболее оживленных перекрестках центральной части Алматы.

Безымянный_106.png

За один рекламный объект клиенту придется заплатить от 437,5 тыс. до 545,5 тыс. тенге в зависимости от месторасположения конструкции и аппетитов того или иного рекламного агентства. Общая цена состоит из четырех пунктов, где к стоимости аренды объекта в месяц добавляется обязательный налог за наружную рекламу в размере 20 МРП (50 500 тенге), 30 тыс. тенге за монтажные работы, а также 12–15 тыс. тенге за печать размещаемого на конструкции баннера. Если же речь идет о «сениорах», установленных на второстепенных улицах в глубине жилых массивов, то цена их аренды может быть снижена до 175,5 тыс. тенге в месяц. 

На фоне Алматы аренда рекламных конструкций в других городах Казахстана заметно дешевле. К примеру, взятые в аренду билборды размером 3 м х 6 м, установленные в центральной части Нур-Султана, обойдутся максимум в 370, 5 тыс. тенге в месяц, а аренда «сениоров» – в 215 тыс. тенге. В Караганде месячная аренда гигантского по своим размерам билборда в 5 м х 15 м может составить 417,5 тыс. тенге, тогда рекламная площадь обычного билборда будет стоить 144 тыс. тенге в месяц. Средняя стоимость месяца аренды вместе с выплатами налогов, печатью и монтажом баннеров для стандартных «скроллинговых ситибордов» и «сениоров» в Уральске и Талдыкоргане – 130–135 тыс. тенге. 

Формальный процесс

Журналист «Курсива» в качестве клиента позвонил в несколько рекламных агентств Алматы, чтобы выяснить, как происходит непосредственный процесс размещения рекламы на билбордах, «ситибордах» и «сениорах». Выяснилось, что для клиентов существует два типа условий: жесткий и либеральный. Жесткие условия, которые применяются в основном к малозначимым заказчикам на три-четыре билборда, предус­матривают самостоятельное обращение потенциального клиента в департамент архитектуры местного акимата. Без одобрения эскиза будущей рекламы городскими властями агентства выполнять заказ не берутся. Однако если заказчик намекнет на свое финансовое благополучие более масштабным заказом, то окажется, что рекламное агентство может взять утверждение эскиза в акимате на себя.

«На самом деле процесс утверждения эскизов уже очень давно носит формальный характер. Особенно когда речь идет о каких-нибудь товарах, услугах или проведении рекламных акций. Мельком глянули на предмет отсутствия политических лозунгов и призывов и тут же подписали. Все на автомате. Разве что на отсутствие телефонного номера и адреса обратить внимание могут», – рассказал «Курсиву» дизайнер Александр. 

Проверке штрих-кодов и QR-кодов, по мнению дизайнера, до скандала с косвенной рекламой наркотиков никогда не придавали особого значения.

«В акиматах работают обычные люди. Большинству из них все эти коды чаще всего представляются какими-то сопутствующими картинками. Вот сколько лет уже существуют штрих-коды? У нас они появились в 90-х годах. А спросите людей на улицах, в какой стране выпущены товары с первыми двумя цифрами на штрих-кодах 88, 90 или 69? Ответят единицы, остальные пожмут плечами», – заметил собеседник «Курсива».

По мнению Александра, ситуация с матричными QR-кодами еще сложнее, поскольку их понимает еще меньше наших граждан. Мало кто пользуется приложениями, позволяющими с помощью смартфонов и сотовых телефонов считывать размещенную в них информацию. К тому же, отметил дизайнер, QR-коды имеют одну особенность: достаточно слегка изменить один из компонентов его изображения, чтобы в итоге получить совсем другую информацию.

556 просмотров

Зачем бизнесу нужны «пользовательские» дизайнеры

И какие проблемы они решают, рассказывает креативный директор Notamedia Максим Павлов

Фото: Shutterstock

В условиях высокой конкуренции за внимание аудитории выросли и требования к разработчикам сайтов. Теперь владельцев онлайн-ресурсов интересует не только посещаемость их площадок, но и то, как ведут себя пользователи. Например, сколько времени они проводят на странице, дочитывают ли материалы до конца и в каких случаях совершают покупку. Как управлять вниманием онлайн-аудитории, в какую сторону меняется web-дизайн и зачем нужны сайты, если есть социальные сети, мы обсуждали на семинаре Huawei Media Hub в Алматы.

UI и UX-дизайн

До 2005–2007 годов в решении бизнес-задач разработчики опирались на интуицию и опыт. Но в условиях конкуренции и растущих запросов пользователей старый подход оказался неэффективным. Потребность анализировать поведение пользователей на сайтах возникла практически одновременно с такой возможностью – онлайн-платформы накопили большие объемы данных, в web-пространстве появились статистика и аналитика. Чтобы создавать более удобные интерфейсы и достигать целей заказчиков, разработчики стали изучать поведение онлайн-аудитории.

Так появились UX (user experience – пользовательский опыт) и UI (user interface – пользовательский интерфейс) – дизайнеры. Первые отвечают за функциональность и адаптивность продукта и то, какие эмоции он вызывает при взаимодействии. Вторые занимаются графической частью интерфейса, будь то анимация, иллюстрации и просто кнопки, разделы и другие элементы на странице. 

Функция всегда первична, а эстетика складывается из практичности. К примеру, выравнивание по левому краю помогает пользователю быстрее читать текст. Заголовок чуть-чуть увеличить – казалось бы, вкусовщина, но, если у него будет низкий контраст, текст сольется с анонсом. Должно быть либо одинаково, либо непохоже. Когда возникают пограничные варианты, мозг задает вопросы, и появляется чувство, будто что-то не так.

Поведение пользователей

Для анализа поведения пользователей используются разные инструменты, один из популярных – сервис Google Analytics. Здесь есть инструмент «тепловая карта». Она выводится на отдельный экран, где видно, куда человек заходит, а куда – нет. Если нужно, чтобы люди кликали на конкретное место, мы решаем эту задачу, повышая его приоритет на странице.

В случае рекламных баннеров многое зависит от их местоположения на сайте. Если реклама находится в нижней части страницы, придется отслеживать, как много людей до нее доходят. Также нужно учитывать эффект «баннерной cлепоты», когда посетитель неосознанно игнорирует навязчивые объявления. Более эффективным форматом может стать нативная реклама.

Для создания удобного интерфейса разработчики используют разные подходы, например, Atomic design или дизайн-систему. Так, любую web-страницу можно представить в виде нескольких экранов, допустим, блоков с анонсами и рекламой, заголовками и так далее. Из самых мелких элементов – атомов (кнопки, иконки, поля ввода), потом собираются более крупные. Блоки чуть большего размера, состоящие из нескольких атомов, называются молекулами. К ним относятся навигация и меню сайта, карточки товаров, баннеры с подписями и прочее. 

В результате соединения атомов и молекул получается цельная структура будущего сайта. Предварительная версия – это шаблон, а финальная – полноценный макет с реальным контентом. Дизайн-система подходит как для бизнеса, так и для сервисов, медиа и корпоративных ресурсов. Такой подход распространен среди крупных проектов с высокой потребностью в развитии и масштабировании. 

Сайты или соцсети? 

Для малого бизнеса сайт может быть и не нужен, будет достаточно простого сайта-визитки с поддержкой в Facebook, но если речь идет о крупном бренде или корпорации, вмешивается имиджевая составляющая. Плюс нужно учитывать, что контент в социальных сетях сегодня однотипный, и это повышает конкуренцию за внимание. Другой минус информации в социальных сетях – ее короткий срок жизни. Помимо этого, социальные сети сами понижают рейтинги рекламных записей и уменьшают охват аудитории, даже при условии большого количества подписчиков. 

Например, новую модель автомобиля вряд ли получится продать без сайта. Высокая добавочная стоимость будет зависеть не только от характеристик машины, но и от эмоциональной составляющей. С момента, когда человек первый раз увидел понравившуюся модель, и до покупки в среднем приходит около полугода. Человек еще не раз зайдет на сайт посмотреть фотографии и видео с автомобилем и только спустя время пойдет в салон. Ни одна соцсеть с этой задачей на текущий момент, наверное, не справится. 

Запрос на индивидуальность 

Тренды на рынке web-дизайна формируются не за один день. Это постепенный процесс, и любое новшество должно пройти проверку временем. Если новинку начали внедрять крупные компании, это знак, что нужно начинать думать в этом направлении. 

Например, бизнес уже использует и дополненную реальность, и 3D – это может быть машина, которую можно покрутить мышкой, или жилищный комплекс с возможностью посмотреть квартиру со всех ракурсов. Все зависит от задач.

В 2010-е годы в web-дизайне прослеживался тренд на скевоморфизм с уклоном на декор и «вкусные» кнопки. Потом на смену ему пришел минимализм с плоскими изображениями и сдержанным объемом информации. Но стандартизация и переизбыток шаблонов привели к тому, что многие сайты стали однотипными. Думаю, со стороны бизнеса сейчас созрел запрос на индивидуальность. В том числе с помощью технологий, которые пока затратны в плане производства и не очень доступны с точки зрения потребления пользователями на любой платформе.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif