Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Как на казахстанских билбордах появилась реклама наркотиков

И что еще известно о рынке «наружки»

Иллюстрация: Shutterstock

Скандал вокруг появления на центральных улицах городов Казахстана билбордов с косвенной рекламой наркотических средств стал поводом внимательнее приглядеться к рынку наружной рекламы. 

Самый крупный рынок наружной рекламы в Казахстане – в Алматы. Второй по величине – рынок Нур-Султана, за ним следуют рынки Шымкента, Кокшетау, Караганды, Актау, Атырау и Кызылорды с Талдыкорганом. Но рекламные возможности южной столицы вне конкуренции, единодушно заметили представители рекламных агентств, с которыми побеседовал «Курсив». В Алматы и ее окрестностях установлено около 4 тыс. различных рекламных конструкций. 

Итоги революции

Последнее крупное потрясение алматинского рынка «наружки» пришлось на начало 2017 года, когда сотни рекламных щитов были демонтированы под покровом ночи по распоряжению городских властей. Среди спиленных конструкций оказался даже дорогостоящий LED-экран на алматинском Арбате.

«До проведения устроенной в марте 2017 года бывшим акимом Алматы «революции» в наружной рекламе наиболее престижными для рекламодателей являлись большие билборды. Их размер составлял 3 на 6 мет­ров. Сегодня ситуация сильно изменилась. Билборды остались только на междугородних трассах. В городе для размещения рекламы в основном предлагаются «ситилайты», скроллинговые «ситиборды» и «сениоры», – рассказал «Курсиву» сотрудник одного из рекламных агентств Алматы, представившийся Рустемом.

По словам собеседника «Курсива», тогда же начались и изменения в раскладе сил на алматинском рынке наружной рекламы.

Если еще пять лет назад рекламными конструкциями южной столицы владели свыше 20 различных ТОО, которые одновременно занимались разработкой, печатью и монтажом баннеров, то в настоящий момент большинство установленных в городе «ситилайтов», «ситибордов» и «сениоров» принадлежит трем ведущим в стране медиаагентствам.

«Для тех, кто занимается наружной рекламой, не секрет, что главными игроками у нас являются компании «РТС Деко», НРР и K-III. Если внимательно посмотреть на металлическую раму «сениора» или «ситиборда», то внизу можно увидеть надпись, указывающую на принадлежность одной из компаний. Каждая из этих компаний занимается производством рекламы, но в то же время активно сдает свои конструкции в аренду рекламным агентствам на длительные сроки», – поделился с «Курсивом» менеджер одного из алматинских рекламных агентств. 

Безымянный_105.png

Стандартная практика

Люди, работающие на рекламном рынке, в большинстве своем предпочли, чтобы в материале их фамилии публично не звучали, но были готовы объяснить схему работы на рынке. Так, дизайнер Александр, который регулярно разрабатывает баннеры для «наружки», пояснил «Курсиву», что в предлагаемых крупными рекламными компаниями пакетах могут быть задействованы конструкции от всех трех ведущих медиаагентств.

«Это обычная практика, когда предлагается «скроллер» от «РТС-Деко», а «сениор», скажем, от НРР. Особенно это характерно для Алматы и Нур-Султана. Связано это с тем, что из-за большого количества клиентов не всегда есть в наличии свободные места. Бывают и такие случаи, когда совмещение происходит в связи с появлением «вкусного клиента», которому вынь да положь срочное проведение рекламной акции», – заметил дизайнер.

По словам собеседника, «вкусные клиенты» не особо считают деньги и готовы платить двойную, а то и тройную цену за все работы, связанные с проведением рекламной акции, включая самую дорогую ее часть – месячную аренду рекламной конструкции.

«Естественно, что рекламные агентства стараются сделать все, чтобы не упустить такого клиента, предлагая ему все свои арендуемые рекламные площади», – подчеркнул Александр, предположив, что именно такая ситуация произошла с размещением косвенной рекламы амфетаминов. 

Сколько стоит аренда билбордов 

Стоимость аренды конструкций наружной рекламы по всему Казахстану любопытствующим вполне доступна. Информацию о ценах можно без особого труда найти как в социальных сетях, так и на официальных сайтах ведущих медиаагентств и крупных рекламных компаний. Из нее следует, что дороже всего обходится месячная аренда, например, «сениоров», установленных на наиболее оживленных перекрестках центральной части Алматы.

Безымянный_106.png

За один рекламный объект клиенту придется заплатить от 437,5 тыс. до 545,5 тыс. тенге в зависимости от месторасположения конструкции и аппетитов того или иного рекламного агентства. Общая цена состоит из четырех пунктов, где к стоимости аренды объекта в месяц добавляется обязательный налог за наружную рекламу в размере 20 МРП (50 500 тенге), 30 тыс. тенге за монтажные работы, а также 12–15 тыс. тенге за печать размещаемого на конструкции баннера. Если же речь идет о «сениорах», установленных на второстепенных улицах в глубине жилых массивов, то цена их аренды может быть снижена до 175,5 тыс. тенге в месяц. 

На фоне Алматы аренда рекламных конструкций в других городах Казахстана заметно дешевле. К примеру, взятые в аренду билборды размером 3 м х 6 м, установленные в центральной части Нур-Султана, обойдутся максимум в 370, 5 тыс. тенге в месяц, а аренда «сениоров» – в 215 тыс. тенге. В Караганде месячная аренда гигантского по своим размерам билборда в 5 м х 15 м может составить 417,5 тыс. тенге, тогда рекламная площадь обычного билборда будет стоить 144 тыс. тенге в месяц. Средняя стоимость месяца аренды вместе с выплатами налогов, печатью и монтажом баннеров для стандартных «скроллинговых ситибордов» и «сениоров» в Уральске и Талдыкоргане – 130–135 тыс. тенге. 

Формальный процесс

Журналист «Курсива» в качестве клиента позвонил в несколько рекламных агентств Алматы, чтобы выяснить, как происходит непосредственный процесс размещения рекламы на билбордах, «ситибордах» и «сениорах». Выяснилось, что для клиентов существует два типа условий: жесткий и либеральный. Жесткие условия, которые применяются в основном к малозначимым заказчикам на три-четыре билборда, предус­матривают самостоятельное обращение потенциального клиента в департамент архитектуры местного акимата. Без одобрения эскиза будущей рекламы городскими властями агентства выполнять заказ не берутся. Однако если заказчик намекнет на свое финансовое благополучие более масштабным заказом, то окажется, что рекламное агентство может взять утверждение эскиза в акимате на себя.

«На самом деле процесс утверждения эскизов уже очень давно носит формальный характер. Особенно когда речь идет о каких-нибудь товарах, услугах или проведении рекламных акций. Мельком глянули на предмет отсутствия политических лозунгов и призывов и тут же подписали. Все на автомате. Разве что на отсутствие телефонного номера и адреса обратить внимание могут», – рассказал «Курсиву» дизайнер Александр. 

Проверке штрих-кодов и QR-кодов, по мнению дизайнера, до скандала с косвенной рекламой наркотиков никогда не придавали особого значения.

«В акиматах работают обычные люди. Большинству из них все эти коды чаще всего представляются какими-то сопутствующими картинками. Вот сколько лет уже существуют штрих-коды? У нас они появились в 90-х годах. А спросите людей на улицах, в какой стране выпущены товары с первыми двумя цифрами на штрих-кодах 88, 90 или 69? Ответят единицы, остальные пожмут плечами», – заметил собеседник «Курсива».

По мнению Александра, ситуация с матричными QR-кодами еще сложнее, поскольку их понимает еще меньше наших граждан. Мало кто пользуется приложениями, позволяющими с помощью смартфонов и сотовых телефонов считывать размещенную в них информацию. К тому же, отметил дизайнер, QR-коды имеют одну особенность: достаточно слегка изменить один из компонентов его изображения, чтобы в итоге получить совсем другую информацию.

1500 просмотров

Предприниматели несут миллионные убытки на госзакупках

Почти половина костанайских бизнесменов, которых чиновники пытались признать недобросовестными участниками государственных закупок, таковыми не являются

Фото автора

В костанайский филиал Палаты предпринимателей по-прежнему поступает немало жалоб от бизнесменов, сталкивающихся с проблемами при участии в госзакупках. Практически каждое обращение касается дел, доведенных до суда по инициативе чиновников. 

Эксперты «Атамекена» подсчитали, что только с начала 2019 года в Костанае прошло 1,3 тыс. судебных разбирательств в сфере госзакупок. Из них почти в 1 тыс. случаев чиновники пытались признать предпринимателей недобросовестными участниками. Однако 428 решений было вынесено в пользу бизнеса. Еще 202 спора касалось законности соблюдения договорных обязательств. Самим бизнесменам удалось выиграть 78 дел.  

«Приведенная статистика свидетельствует о том, что почти в половине случаев заказчики в лице акиматов и госорганов нарушают права предпринимателей, затягивая судебными процессами сроки выплат по исполненным работам и услугам», – отмечает эксперт Палаты предпринимателей Костанайской области Наурызбай Бегижанов.

Ошибки – наши, риски – ваши

О том, что проблема требует системного решения, говорили на днях и на заседании регионального совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции. Здесь было заявлено, что судебные иски нередко инициируются по формальным основаниям. Причины обращений в суд таковы: заказчик, пытаясь обезопасить себя и исключить любой намек на коррупционную составляющую, действует на опережение. Но от этого страдает добросовестный бизнес.   

В апреле 2019 года отдел ЖКХ акимата Костаная заключил с компанией «Сервис КСТ» договор на реконструкцию входной арки городского центрального сквера. После того как документ был зарегистрирован и вступил в законную силу, фирма приступила к работам. 

Однако уже в конце месяца акимат отправил компании дополнительное соглашение о расторжении договора, а следом – письмо о необходимости остановить строительство. Выяснилось, что закупки были проведены с нарушением. Лучшего выхода, чем остановить реконструкцию, у чиновников, видимо, не нашлось. 

«Мы потребовали, чтобы нам оплатили 19 млн тенге, которые мы затратили на покупку стройматериалов. Но заказчик заявил, что это наши коммерчес­кие риски. Но, простите, у нас не настолько большое предприятие, чтобы брать на себя такие огромные потери, причем не по своей вине. Мы вынуждены были продолжить реконструкцию. К тому же близилось 140-летие Костаная, и если бы остановились, то все равно бы получили  за то, что центральный объект не готов вовремя», – рассказал на заседании совета заместитель директора ТОО «Сервис КСТ» Малик Бутабаев.

В итоге компания закончила работы, но акимат их принимать отказался, пытаясь через суд признать договор недействительным.

Предприниматель подал встречный иск. В сентябре 2019 года специализированный экономический межрайонный суд Костаная вынес решение в пользу ТОО «Сервис КСТ». Но заказчик воспользовался правом на апелляцию. 

«Прошло четыре месяца, как закончено строительство, а у нас до сих пор люди сидят без зарплаты. Они каждый день приходят ко мне и требуют денег. Я опять залез в долги, часть зарплаты выплатил. Но проблему это не решило, мы до сих пор полностью не рассчитались за материалы. В общей сложности наша фирма затратила на реконструкцию 80 млн тенге», – отмечает Малик Бутабаев.

На этой неделе областной суд отказал отделу ЖКХ в удовлетворении иска, признав, таким образом, законность действий предпринимателя. 

На кону репутация 

Не менее поучительна история и у компании «Промстройпроект», которая в 2018 году обязалась в рамках госзакупок разработать проектно-сметную документацию на реконструкцию дамбы. По договору фирма должна была закончить работы в конце сентября, но по факту завершила в середине декабря. 

Заказчик в лице районного отдела ЖКХ обратился в суд с иском признать компанию недобросовестной. Однако суд постановил, что сроки затянулись по вине самих чиновников. Оказалось, что исходные материалы, необходимые для разработки ПСД, заказчик предоставил фирме за две недели до окончания срока договора. Зато с судебным иском госорган тянуть не стал. Но процесс в итоге проиграл. 

Костанайская областная филармония им. Умурзакова, являясь коммунальным государственным предприятием, также обратилась в суд с требованием признать недобросовестным участником закупок одного из поставщиков мебели – индивидуального предпринимателя. И это несмотря на то, что просрочка по поставке составила всего два дня, а бизнесмен в этот же день заплатил неустойку. 

«Во всех этих случаях речь идет о судебных издержках, которые несут бизнесмены. К тому же на кону стоит репутация предпринимателей, которых могут признать недобросовестными по совершенно формальным основаниям только потому, что госорган обязан реагировать на нарушения. Хотя бизнес в дальнейшем может лишиться возможности участвовать в закупках», – отмечает глава отдела правовой защиты предпринимателей Палаты предпринимателей Костанайской области Ренат Давлетпаев

А есть ли умысел?

Впрочем, не всегда в спорах бизнеса и чиновников вина лежит на последних. Статистика судебных дел не исключает действительно недобросовестного поведения отдельных компаний и реального неисполнения обязательств, взятых на себя предпринимателями. Но для того чтобы искоренить практику формальных судебных исков и предостеречь законопослушных бизнесменов от непредвиденных убытков, нужен системный подход, предусматривающий более детальный анализ. 

«Я считаю, что необходимо детально изучить все судебные решения, по которым суды приняли сторону бизнеса. Необходимо дать правовую оценку действиям первых руководителей госорганов на предмет предпочтения отдельным фирмам, воспрепятствования предпринимательской деятельности и незаконного содействия отдельным компаниям», – говорит заместитель руководителя областного департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Асхат Искендиров.

Решение приступить к исследованию было принято всеми участниками совета. Если факты злоупотребления со стороны чиновников найдут подтверждение, это станет поводом для дисциплинарных взысканий конкретным госслужащим.  

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций