1943 просмотра

Как атырауские предприниматели увеличивают казсодержание

При этом они признаются, что конкурировать с Китаем почти невозможно

Фото: ASDF Media

Пока на верхах прорабатываются вопросы поддержки отечественных товаропроизводителей, предприниматели в регионах медленно, но верно ищут пути увеличения местного содержания. Правда, при этом признаются, что конкурировать с Китаем невозможно, но побороться за спецзаказы можно.  

Дело за колючей проволокой

Предпринимателя из Атырау Олега Тасуньяна в бизнес-кругах называют последним из могикан городской обувной фабрики, где он работал до развала Союза. Еще в 1992 году он рискнул и открыл свой бизнес. ТОО «Эртри», возглавляемое им, изначально специализировалось на пошиве спецодежды. Причем в развитии своего бизнеса Олег Тасуньян стал первопроходцем – первым наладил работу швейного цеха за колючей проволокой. Основные клиенты предприятия – субподрядные компании, задействованные в строительной сфере нефтегазовой отрасли. Немало заказов на спецодежду поступает и из соседних областей. К примеру, среди постоянных клиентов – Мангистауское ТОО «МАЭК-Казатомпром». 

Спецодежду в цехах «Эртри» производят на современном высокоточном оборудовании, что позволяет экономить не только время, но и материал. Впрочем, Олег Тасуньян из тех бизнесменов, кто не останавливается на достигнутом, и, имея налаженный бизнес, решил его расширить, открыв и цех по пошиву спецобуви. 

«Это логично. Если мы производим спецодежду, то и выпуск спецобуви оправдает себя и привлечет больше клиентов. Для спецобуви нужны полуботинки, ботинки, кроссовки и сапоги. И их разновидность – летняя и зимняя. Таким образом, заказчики смогут полностью экипировать своих работников в одном месте, что будет выгодно всем без исключения», – объяснил свое решение Олег Тасуньян журналистам в ходе пресс-тура, организованного Атырауским филиалом ФРП «Даму».

Для закупки необходимого оборудования в обувной цех предприятие воспользовалось мерами государственной поддержки в виде льготного кредитования приоритетных проектов. Но, как признается предприниматель, иметь оборудование – это всего лишь полдела. 

«Были сложности с технологией производства, приходилось много экспериментировать, чтобы добиться в производстве высокого качества продукции и отвечать высоким требованиям иностранных компаний. Второй момент – отсутствие в Казахстане собственного сырья. Только комплектующих для одной пары обуви нужно 16 единиц, а у нас в республике ничего своего нет», – делится Олег Тасуньян.

Тем не менее предприниматель неотступно следует к своей цели. Воспользовавшись в очередной раз господдержкой, сейчас закупает дополнительное оборудование для обувного цеха, что позволит наладить полный цикл собственного производства спецобуви. 

«Раньше мы заказывали заготовки в Китае. Были недовольны поставками. Как минимум 10% приходили с браком. Заказываешь одно, получаешь другое. С покупкой нового оборудования будем отшивать заготовки самостоятельно», – говорит бизнесмен.

Для увеличения доли казсодержания в своей продукции предприятие закупило и протестировало образцы кожи недавно открывшегося Шымкентского кожзавода. Образцы успешно прошли испытания, поэтому ТОО «Эртри» намерено сотрудничать и закупаться у отечественного производителя.

«Что касается товаров широкого потребления, с Китаем, к примеру, сегодня конкурировать не получится. Но вот в таких заказах, как спецобувь, побороться можно», – уверен Олег Тасуньян.

Современная кузница

Александр Речкин работал водителем. Но еще с детства интересовался кузничным делом и работой по металлу. Признается – с интересом наблюдал за работой мастеров и даже сам пытался творить во дворе своего дома. Проведя немало лет за рулем, он побывал в разных городах, и везде ему в глаза бросались кованые металлические изделия. Художественная ковка сродни искусству, убежден он. Здесь есть место и для фантазии автора, и для творческого подхода к процессу изготовления. 

Пять лет назад Александр Речкин бросил привычное занятие, скооперировался с друзьями и официально зарегистрировал цех по изготовлению кованых изделий. Сегодня его предприятие делает авторские мангалы, ворота, изгороди, навесы, козырьки и многое другое. 

В рамках госпрограммы ДКБ-2020 предприниматель оформил заем в размере 16 млн тенге, получив по линии «Даму» субсидирование процентной ставки вознаграждения и гарантию на недостающую часть залогового обеспечения. На эти средства было закуплено оборудование – станки горячей и холодной ковки, станок-ЧПУ плазменной резки металла. Последний позволяет без труда вырезать из обычного металлического листа самые сложные узоры.

В цехе работает три человека. Среди клиентов как физические лица, так и крупные компании.

«Все, что делаем сегодня, раньше делали вручную, настолько сильно было желание заниматься этим делом. Сейчас нас уже узнают на рынке. В будущем планируем заключить договоры со строительными компаниями и выходить на рынок соседних областей», – поделился планами Александр Речкин.

Инструменты в помощь

Кабельный завод ТОО «Производственно-коммерческая компания «Континент Ко ЛТД» функционирует в Атырау с августа 2015 года. Мощность завода рассчитана на выпуск 22 тыс. условных километров кабеля в год. Ассортимент предприятия составляет около сотни наименований волоконно-оптической продукции. Сегодня атырауский кабельный завод является единственным предприятием в западном регионе Казахстана, выпускающим волоконно-оптическую и медьсодержащую кабельную продукцию телекоммуникационного назначения. Основные потребители его продукции – АО «Казахтелеком», ТОО «Тенгизшевройл», транспортные и телекоммуникационные компании области.  

По словам генерального директора компании Семена Хвана, ТОО дважды воспользовалось льготным займом: взяв в 2015 году 488 млн тенге на строительство кабельного завода, а в 2019 году – 121 млн тенге на расширение производственных возможностей и открытие на предприятии собственного испытательного центра. Сейчас предприятие принимает участие в программе «Широкополосный доступ к интернету в селах» (ШПД), благодаря чему получило категорийный закуп по линии фонда «Самрук-Казына», что обес­печивает стабильный выпуск и сбыт продукции. Только в рамках ШПД завод ежемесячно выпускает 1200–400 км кабеля. При этом технически предприятие сегодня способно выпускать 1600–1800 км кабельной продукции в месяц. 

При помощи возможностей системы дуального обучения завод решил проблему с квалифицированными кадрами. Основной рабочий состав предприятия – выпускники Атырауского политехнического колледжа и Атырауского университета нефти и газа. Все они во время обучения проходили практику на предприятии, а самые успешные были приняты на работу.

banner_wsj.gif

3559 просмотров

В Казахстане торговые центры ожидают к осени оттока арендаторов

Прогнозируется, что последствия кризиса для ретейлеров еще впереди

Фото: Офелия Жакаева

Двухмесячный карантин практически не проредил ряды арендаторов торговых площадей в казахстанских торговых центрах. Но девелоперы настроены не слишком оптимистично и прогнозируют, что главные последствия кризиса для ретейлеров еще впереди.

С 25 мая арендаторы ТРЦ открыли двери своих офлайн-магазинов и начали торговлю, пытаясь наверстать месяцы простоя. Девелоперы сообщают, что потерь среди арендаторов торговых центров практически нет.

«Несмотря на сложнейший период на рынке ретейла, на данный момент мы существенного оттока арендаторов не видим ни в своих центрах, ни в других проектах на рынке», – комментирует ситуацию директор по управлению торговыми активами компании, управляющей несколькими ТРЦ в Алматы и Нур-Султане, Шахида Садырова.

Слабым звеном оказались единичные мелкие арендаторы, которые не успели закупить летние коллекции перед объявлением режима ЧП. Так, молл «Апорт» из 272 арендаторов покинули 9 небольших индивидуальных предпринимателей. ТРЦ «Спутник» не досчитался двух-трех арендаторов. В то же время в молле «Апорт» за первый месяц работы после локдауна открыли свои магазины десять новых брендов, кроме того, открылся бар «Пинта», который занял сразу 900 кв. м. Готовится к открытию McDonald’s с McCafe, Marwin&Меломан и еще несколько брендов, сообщает один из основателей и совладелец моллов «Апорт» Дмитрий Ревин.

В «Достык Плаза», по данным директора департамента аренды Марины Шишкиной, открылись новые бутики по продаже ювелирных изделий, парфюмерии, товаров для детей. Девелоперы отмечают, что период локдауна повысил спрос на домашний текстиль, товары для творчества, книги, настольные и семейные игры. Однако владельцы и управляющие торговыми центрами не спешат радоваться, полагая, что последствия текущего кризиса отрасль почувствует к осени. К этому времени рынок могут покинуть в первую очередь непрофессиональные и несетевые игроки, у которых нет достаточной ликвидности для поддержания товарооборота.

«В ситуации неопределённости игроки на рынке зачастую не готовы принимать сложные для себя и судьбоносные решения. Мы прогнозируем существенный отток арендаторов, которые завершат свою историю на рынке после летнего сезона. Те арендаторы, которым не удалось договориться на особые льготные условия аренды, не смогут вовремя и в полном объёме заказать осенние коллекции и полноценно торговать на рынке», – объясняет Садырова.

«Осенью возможны изменения, когда мы почувствуем результаты карантина и остановки экономики», – соглашается с коллегой управляющий ТРЦ «Спутник» Ержан Уразбаев.

При ограничении доступа к офлайн-магазинам сложно будет удержаться на плаву и тем игрокам, кто не смог наладить онлайн-торговлю.

«Игроки, вовремя инвестировавшие в эффективные инструменты онлайн-продаж, сегодня окажутся в приоритете и будут иметь больше шансов на безболезненный выход из посткарантинного периода», – считает Садырова.

Чтобы минимизировать потери и сохранить вакантность на приемлемом уровне, девелоперы разрабатывают для арендаторов льготные схемы арендных платежей с разными сценариями.

Среди самых распространенных: скидки и отложенные платежи, равномерно распределенные на посткарантинный период, либо единовременные платежи в конце 2020-го – начале 2021 года.

 

*Материал подготовлен при поддержке Colliers International Kazakhstan
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg