Перейти к основному содержанию

3688 просмотров

Госпрограмма «Енбек»: на что потрачены 750 млрд тенге

Эксперты затрудняются оценить ее эффективность

Фото: Shutterstock

По данным Министерства труда и социальной защиты РК, уровень безработицы в стране на текущий момент составляет 4,8%. Это меньше, чем среднемировой показатель – 5,6%, констатируемый Международной организацией труда. 

Минтруда объясняет сложившийся расклад успешной практикой государственных программ стимулирования занятости. Под разными названиями они действуют с 2011 года. Совокупный бюджет программ составил 750 млрд тенге, их услугами воспользовались 1,8 млн жителей страны.

При этом безработица и вопросы трудоустройства, по данным Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента РК, тревожат 41,3% казахстанцев. 

Что такое программа занятости «Енбек»?

Первая из госпрограмм, посвященных занятости населения, – «Программа занятости-2020», она была актуальна в 2011-2012 годах, на ее реализацию потрачено 95 млрд тенге. Гос­программа «Дорожная карта занятости-2020» (2013–2016 годы) – 360 млрд тенге. Сейчас действует программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек» (запланирована на 2017–2021 годы). Бюджет на срок до конца текущего года был заложен в размере 381 млрд тенге, фактически будет потрачено 295 млрд.

Миссия первых программ сводилась к поддержке в первую очередь малообеспеченных, неустроенных сельских жителей, снижению общего уровня бедности, а также трудовому обустройству безработных. К примеру, задачи «Программы занятости-2020» умещались в трех пунктах: вовлечение самостоятельно занятого населения в экономическую занятость, развитие кадрового потенциала страны и совершенствование системы адресной социальной помощи. 

Задачи программы «Енбек» включают уже 11 пунктов. Среди них подготовка кадров с техническим образованием, краткосрочная подготовка и переподготовка, обучение азам предпринимательства, гарантирование микрокредитов в городе и на селе, гос­ударственные гранты на новые бизнес-идеи и даже развитие единой цифровой площадки по трудоустройству.  

Широта охвата объясняет уверенность, с которой Министерство труда и соцзащиты презентует зафиксированные государственной статистикой достижения как результат программы «Енбек»: это не только низкий уровень безработицы – улучшаются, по статистике, и другие показатели благосостояния казахстанцев. Например, за последние два года, по данным м, благодаря программе «Енбек» трудоустроены 1,3 млн человек, из них 960 тыс. на постоянные рабочие места. Доходы за минувший год выросли на 6,5%, доля непродуктивно занятых уменьшилась на 1,1% (до 9,3%), доля малого и среднего бизнеса в общем ВВП выросла на 1,6%, прирост МСБ составил 8,3%, 33 тыс. участников программы получили льготные кредиты, 18 тыс. – безвозвратные гранты.

Почему эксперты критикуют

Масштабы задач госпрограммы и финансирования привлекли внимание экспертного сообщества. Институт мировой экономики и политики при Фонде первого президента РК сравнил «Енбек» с аналогичной программой в России и сделал вывод, что в пересчете на одного гражданина Казахстан тратит в пять раз больше. 

Справедливо желание оценить результаты этой деятельности по какой-то общепринятой шкале качества. Но, как выясняется, разработчики программы «Енбек», как и всех предыдущих программ, в качестве результата видели только объемы освоенных средств и число вовлеченных людей. 

Данияр Молдоканов, независимый исследователь, и Серик Бисембаев, социолог, обращают внимание, что все заявленные достижения в области трудоустройства в рамках госпрограммы никак не отражаются на статистическом уровне безработицы в стране. Возможно, потому что он уже зафиксирован как предельно низкий «вопреки всем экономическим теориям», подчеркивает Данияр Молдоканов.

«Зацикленность госпрограммы на абсолютных цифрах ведет к гонке за показателями и искажает реальные результаты работы», – говорит Серик Бисембаев.

Он отмечает громоздкость программы, слабую связь между ее компонентами и сложную схему финансирования, в то же время Бисембаев не призывает отказываться от программы:

«Она важна. Надо пересмотреть дизайн и ввести альтернативные методики оценки».

По мнению Касымхана Каппарова, руководителя проекта economist.kz, программу «Енбек» следует отнести к разряду социальных и четко определить группу населения, с которой она должна работать.

«Обеспечить работой всех – для государства задача неподъемная. Важно определить группы населения, уязвимые с точки зрения экономических возможностей, и работать только с ними», – считает эксперт.

Экономист Талгат Доскенов критикует особенности национальной статистики, которая, «потеряв» в секторе сельского хозяйства целый миллион человек, никак не может «обнаружить» их в других областях экономики. «Нам нужен обобщенный доклад «О труде», на основе которого правительство могло бы обоснованно строить концепцию развития рынка. Центр оценки этой программы и всей социальной политики правительства должен быть независимым», – предлагает Дос­кенов. Еще один экономист, Айдархан Кусаинов, полагает, что в условиях скрытой безработицы программа «Енбек» является завуалированной социальной помощью.

«Задача государства – создавать экономические предпосылки для роста экономики. Иначе не будет ни труда, ни спроса на рабочую силу», – говорит он. 

Политолог Марат Шибутов и вовсе предлагает смотреть на «Енбек» как на образовательную программу, а не на программу повышения занятости.

«Чтобы повысить занятость и массовое предпринимательство, надо снижать социальные налоги, в целом упростить налоговый режим. В стране надо увеличить объем инфраструктурных общественных работ, а в сельском хозяйстве обеспечить для крестьян доступ к пастбищам», – резюмирует политолог.

1_64.png

556 просмотров

Зачем бизнесу нужны «пользовательские» дизайнеры

И какие проблемы они решают, рассказывает креативный директор Notamedia Максим Павлов

Фото: Shutterstock

В условиях высокой конкуренции за внимание аудитории выросли и требования к разработчикам сайтов. Теперь владельцев онлайн-ресурсов интересует не только посещаемость их площадок, но и то, как ведут себя пользователи. Например, сколько времени они проводят на странице, дочитывают ли материалы до конца и в каких случаях совершают покупку. Как управлять вниманием онлайн-аудитории, в какую сторону меняется web-дизайн и зачем нужны сайты, если есть социальные сети, мы обсуждали на семинаре Huawei Media Hub в Алматы.

UI и UX-дизайн

До 2005–2007 годов в решении бизнес-задач разработчики опирались на интуицию и опыт. Но в условиях конкуренции и растущих запросов пользователей старый подход оказался неэффективным. Потребность анализировать поведение пользователей на сайтах возникла практически одновременно с такой возможностью – онлайн-платформы накопили большие объемы данных, в web-пространстве появились статистика и аналитика. Чтобы создавать более удобные интерфейсы и достигать целей заказчиков, разработчики стали изучать поведение онлайн-аудитории.

Так появились UX (user experience – пользовательский опыт) и UI (user interface – пользовательский интерфейс) – дизайнеры. Первые отвечают за функциональность и адаптивность продукта и то, какие эмоции он вызывает при взаимодействии. Вторые занимаются графической частью интерфейса, будь то анимация, иллюстрации и просто кнопки, разделы и другие элементы на странице. 

Функция всегда первична, а эстетика складывается из практичности. К примеру, выравнивание по левому краю помогает пользователю быстрее читать текст. Заголовок чуть-чуть увеличить – казалось бы, вкусовщина, но, если у него будет низкий контраст, текст сольется с анонсом. Должно быть либо одинаково, либо непохоже. Когда возникают пограничные варианты, мозг задает вопросы, и появляется чувство, будто что-то не так.

Поведение пользователей

Для анализа поведения пользователей используются разные инструменты, один из популярных – сервис Google Analytics. Здесь есть инструмент «тепловая карта». Она выводится на отдельный экран, где видно, куда человек заходит, а куда – нет. Если нужно, чтобы люди кликали на конкретное место, мы решаем эту задачу, повышая его приоритет на странице.

В случае рекламных баннеров многое зависит от их местоположения на сайте. Если реклама находится в нижней части страницы, придется отслеживать, как много людей до нее доходят. Также нужно учитывать эффект «баннерной cлепоты», когда посетитель неосознанно игнорирует навязчивые объявления. Более эффективным форматом может стать нативная реклама.

Для создания удобного интерфейса разработчики используют разные подходы, например, Atomic design или дизайн-систему. Так, любую web-страницу можно представить в виде нескольких экранов, допустим, блоков с анонсами и рекламой, заголовками и так далее. Из самых мелких элементов – атомов (кнопки, иконки, поля ввода), потом собираются более крупные. Блоки чуть большего размера, состоящие из нескольких атомов, называются молекулами. К ним относятся навигация и меню сайта, карточки товаров, баннеры с подписями и прочее. 

В результате соединения атомов и молекул получается цельная структура будущего сайта. Предварительная версия – это шаблон, а финальная – полноценный макет с реальным контентом. Дизайн-система подходит как для бизнеса, так и для сервисов, медиа и корпоративных ресурсов. Такой подход распространен среди крупных проектов с высокой потребностью в развитии и масштабировании. 

Сайты или соцсети? 

Для малого бизнеса сайт может быть и не нужен, будет достаточно простого сайта-визитки с поддержкой в Facebook, но если речь идет о крупном бренде или корпорации, вмешивается имиджевая составляющая. Плюс нужно учитывать, что контент в социальных сетях сегодня однотипный, и это повышает конкуренцию за внимание. Другой минус информации в социальных сетях – ее короткий срок жизни. Помимо этого, социальные сети сами понижают рейтинги рекламных записей и уменьшают охват аудитории, даже при условии большого количества подписчиков. 

Например, новую модель автомобиля вряд ли получится продать без сайта. Высокая добавочная стоимость будет зависеть не только от характеристик машины, но и от эмоциональной составляющей. С момента, когда человек первый раз увидел понравившуюся модель, и до покупки в среднем приходит около полугода. Человек еще не раз зайдет на сайт посмотреть фотографии и видео с автомобилем и только спустя время пойдет в салон. Ни одна соцсеть с этой задачей на текущий момент, наверное, не справится. 

Запрос на индивидуальность 

Тренды на рынке web-дизайна формируются не за один день. Это постепенный процесс, и любое новшество должно пройти проверку временем. Если новинку начали внедрять крупные компании, это знак, что нужно начинать думать в этом направлении. 

Например, бизнес уже использует и дополненную реальность, и 3D – это может быть машина, которую можно покрутить мышкой, или жилищный комплекс с возможностью посмотреть квартиру со всех ракурсов. Все зависит от задач.

В 2010-е годы в web-дизайне прослеживался тренд на скевоморфизм с уклоном на декор и «вкусные» кнопки. Потом на смену ему пришел минимализм с плоскими изображениями и сдержанным объемом информации. Но стандартизация и переизбыток шаблонов привели к тому, что многие сайты стали однотипными. Думаю, со стороны бизнеса сейчас созрел запрос на индивидуальность. В том числе с помощью технологий, которые пока затратны в плане производства и не очень доступны с точки зрения потребления пользователями на любой платформе.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif