Перейти к основному содержанию
6992 просмотра

Госпрограмма «Енбек»: на что потрачены 750 млрд тенге

Эксперты затрудняются оценить ее эффективность

Фото: Shutterstock

По данным Министерства труда и социальной защиты РК, уровень безработицы в стране на текущий момент составляет 4,8%. Это меньше, чем среднемировой показатель – 5,6%, констатируемый Международной организацией труда. 

Минтруда объясняет сложившийся расклад успешной практикой государственных программ стимулирования занятости. Под разными названиями они действуют с 2011 года. Совокупный бюджет программ составил 750 млрд тенге, их услугами воспользовались 1,8 млн жителей страны.

При этом безработица и вопросы трудоустройства, по данным Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента РК, тревожат 41,3% казахстанцев. 

Что такое программа занятости «Енбек»?

Первая из госпрограмм, посвященных занятости населения, – «Программа занятости-2020», она была актуальна в 2011-2012 годах, на ее реализацию потрачено 95 млрд тенге. Гос­программа «Дорожная карта занятости-2020» (2013–2016 годы) – 360 млрд тенге. Сейчас действует программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек» (запланирована на 2017–2021 годы). Бюджет на срок до конца текущего года был заложен в размере 381 млрд тенге, фактически будет потрачено 295 млрд.

Миссия первых программ сводилась к поддержке в первую очередь малообеспеченных, неустроенных сельских жителей, снижению общего уровня бедности, а также трудовому обустройству безработных. К примеру, задачи «Программы занятости-2020» умещались в трех пунктах: вовлечение самостоятельно занятого населения в экономическую занятость, развитие кадрового потенциала страны и совершенствование системы адресной социальной помощи. 

Задачи программы «Енбек» включают уже 11 пунктов. Среди них подготовка кадров с техническим образованием, краткосрочная подготовка и переподготовка, обучение азам предпринимательства, гарантирование микрокредитов в городе и на селе, гос­ударственные гранты на новые бизнес-идеи и даже развитие единой цифровой площадки по трудоустройству.  

Широта охвата объясняет уверенность, с которой Министерство труда и соцзащиты презентует зафиксированные государственной статистикой достижения как результат программы «Енбек»: это не только низкий уровень безработицы – улучшаются, по статистике, и другие показатели благосостояния казахстанцев. Например, за последние два года, по данным м, благодаря программе «Енбек» трудоустроены 1,3 млн человек, из них 960 тыс. на постоянные рабочие места. Доходы за минувший год выросли на 6,5%, доля непродуктивно занятых уменьшилась на 1,1% (до 9,3%), доля малого и среднего бизнеса в общем ВВП выросла на 1,6%, прирост МСБ составил 8,3%, 33 тыс. участников программы получили льготные кредиты, 18 тыс. – безвозвратные гранты.

Почему эксперты критикуют

Масштабы задач госпрограммы и финансирования привлекли внимание экспертного сообщества. Институт мировой экономики и политики при Фонде первого президента РК сравнил «Енбек» с аналогичной программой в России и сделал вывод, что в пересчете на одного гражданина Казахстан тратит в пять раз больше. 

Справедливо желание оценить результаты этой деятельности по какой-то общепринятой шкале качества. Но, как выясняется, разработчики программы «Енбек», как и всех предыдущих программ, в качестве результата видели только объемы освоенных средств и число вовлеченных людей. 

Данияр Молдоканов, независимый исследователь, и Серик Бисембаев, социолог, обращают внимание, что все заявленные достижения в области трудоустройства в рамках госпрограммы никак не отражаются на статистическом уровне безработицы в стране. Возможно, потому что он уже зафиксирован как предельно низкий «вопреки всем экономическим теориям», подчеркивает Данияр Молдоканов.

«Зацикленность госпрограммы на абсолютных цифрах ведет к гонке за показателями и искажает реальные результаты работы», – говорит Серик Бисембаев.

Он отмечает громоздкость программы, слабую связь между ее компонентами и сложную схему финансирования, в то же время Бисембаев не призывает отказываться от программы:

«Она важна. Надо пересмотреть дизайн и ввести альтернативные методики оценки».

По мнению Касымхана Каппарова, руководителя проекта economist.kz, программу «Енбек» следует отнести к разряду социальных и четко определить группу населения, с которой она должна работать.

«Обеспечить работой всех – для государства задача неподъемная. Важно определить группы населения, уязвимые с точки зрения экономических возможностей, и работать только с ними», – считает эксперт.

Экономист Талгат Доскенов критикует особенности национальной статистики, которая, «потеряв» в секторе сельского хозяйства целый миллион человек, никак не может «обнаружить» их в других областях экономики. «Нам нужен обобщенный доклад «О труде», на основе которого правительство могло бы обоснованно строить концепцию развития рынка. Центр оценки этой программы и всей социальной политики правительства должен быть независимым», – предлагает Дос­кенов. Еще один экономист, Айдархан Кусаинов, полагает, что в условиях скрытой безработицы программа «Енбек» является завуалированной социальной помощью.

«Задача государства – создавать экономические предпосылки для роста экономики. Иначе не будет ни труда, ни спроса на рабочую силу», – говорит он. 

Политолог Марат Шибутов и вовсе предлагает смотреть на «Енбек» как на образовательную программу, а не на программу повышения занятости.

«Чтобы повысить занятость и массовое предпринимательство, надо снижать социальные налоги, в целом упростить налоговый режим. В стране надо увеличить объем инфраструктурных общественных работ, а в сельском хозяйстве обеспечить для крестьян доступ к пастбищам», – резюмирует политолог.

1_64.png

banner_wsj.gif

73 просмотра

Пайдаланылмай жатқан 2 млн гектар жер мемлекет меншігіне қайтарылды

Былтыр жалпы көлемі 5,6 млн гектар жер қараусыз жатқаны анықталған

Фото: kursiv.kz

Биыл үш айдың ішінде ауыл шаруашылығы  мақсатында пайдаланылатын 2 млн гектар жері мемлекет меншігіне қайтарылған. Бұл туралы ҚР Ауыл шаруашылығы министрі Сапархан Омаров Орталық комуникациялар қызметіндегі онлайн есеп беру кездесуінде мәлемдеді.

Министрдің айтуынша, былтыр 5,6 млн гектар жер пайдаланылмай жатқаны анықталған. Оның 800 мың гектары егістік болса, 4,6 млн гектары – жайылымдық жер. Бұл қағаз есептер негізіндегі дәстүрлі мониторинг пен ақпаратты салыстырып-тексеру барысында нақтыланған.

«Аталған жерлер бойынша ден қою шаралары қабылданғаннан кейін бүгінгі күні 1,9 млн гектарды бұрынғы жер пайдаланушылар игере бастады. 1,1 млн гектар жерден пайдаланушылар өз еркімен бас тартып, мемлекет меншігіне қайтарылды.  Ал 2,6 млн гектарды мемлекет меншігіне қайтару үшін әкімдіктер процессуалдық сот жұмыстарын жүргізуде», - деді министр.

2019 жылдың 28 қазанындада Жер кодексіне «Жерді қашықтықтан зондтау арқылы ауыл шаруашылығы жерлеріне цифрлық мониторинг жүргізуге қатысты өзгерістер» енгізілген. Бұл ауыл шаруашылығы мақсатындағы жерлердің пайдаланылуына бақылауды күшейту мақсатында қола алынған шара болатын. Ауыл шаруашылығы жерлерін пайдалануды ғарыштық мониторингтеу қағидалары қабылданды. 

«Ақмола, Қостанай, Шығыс Қазақстан және Маңғыстау облыстарында веб-портал арқылы ауыл шаруашылығы мақсатындағы жерлерге мониторинг жүргізу жөніндегі пилоттық жоба іске қосылды. Оның нәтижесінде жалпы алаңы 7,3 млн гектарды құрайтын 9061 жайылымдық алқап анықталды. 2020 жылдың 3 айының қорытындысбойынша мемлекеттік меншікке 2 млн гектардан астам жер қайтарылды», - деді Сапархан Омаров.

Нақты айтқанда, Ақмола облысында 1,6 млн га алқапты құрайтын  3182 жер учаскесі, Шығыс Қазақстан облысында 1,3 млн га  2374 жер учаскесі, Қостанай облысында 1,9 млн гектар болатын 3330 жер учаскесі, Маңғыстау облысында 2,5 млн гектар 175 жер учаскесі анықталған.

Сонымен қатар Сапархан Омаров Мемлекет басшысының пайдаланылмайтын ауыл шаруашылығы жерлерін айналымға тарту жөніндегі тапсырмасын жүзеге асыру аясында министрлік Жер және Кәсіпкерлік кодекстеріне түзетулер енгізгенін айтып өтті. Бірінші  –тексеру кезеңдерін және пайдаланылмайтын ауыл шаруашылығы жерлерінің қайтару мерзімін 2 жылдан бір жылға дейін қысқарту, бақылау субъектілеріне бармай профилактикалық бақылауды енгізу. Сондай-ақ, мемлекет мұқтажы үшін жер учаскесін мәжбүрлеп иеліктен шығару рәсіміне қатысты жүретін сотты ерекше тәртіпте қарау  және  ұялы байланыс арналары бойынша мәтіндік хабарламалар арқылы тексеру субъектісін хабардар ету рәсімін автоматтандыру ұсынылып отыр. 

Айта кету керек қазіргі уақытта жер учаскелері қағаз жүзінде үш тәсіл:
1) тікелей беру;
2) сауда-саттықта (аукционда) ұсыну);
3) ауыл шаруашылығы жерлерін конкурс арқылы беру арқылы  рәсімделеді. 
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png