Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


873 просмотра

Ежегодно в сельских водопроводах Казахстана теряются миллионы тенге

Чиновники предлагают решать проблему за счет частников

Фото: Fotokostic

10% населения Казахстана не имеет доступа к центральному водоснабжению. В основном это жители сел. Люди жалуются на нежелание властей решать вопросы с водой. Но проведение и обслуживание коммуникаций порождает новую проблему: управляющие государственные компании терпят колоссальные убытки, а бизнес не торопится взять дело в свои руки. 

Пока одни расходы 

В Павлодарской области аудиторы обнаружили, что государственные коммунальные предприятия (ГКП), занятые обслуживанием водопроводов в селах, несут крупные финансовые потери, которые приходится возмещать из местных бюджетов.

«Так, в Актогайском районе эта сумма с начала года составила 66,9 млн тенге, в Иртышском районе – 23,8 млн тенге, в Теренкольском районе – 63,5 млн тенге, в Майском районе – 62,7 млн, в Аккулы – 21,1 млн тенге», – озвучила цифры на совещании руководитель службы внутреннего аудита акимата Павлодарской области Ольга Крупникова.  

Причина, по ее мнению, кроется в отсутствии порядка в учете потребляемых объемов воды. По словам Ольги Крупниковой, до сих пор не заключаются договоры со всеми потребителями, особенно с владельцами домов. Поэтому сегодня регулярно вносят оплату лишь юридические лица с государственной формой собственности и небольшое число субъектов бизнеса. 

В целом аудиторами выявлены значительные расхождения между объемами отпущенной воды и ее оплаты.  

«Так, за проверяемый период одним из предприятий отпущено 75 тыс. кубометров воды, а оплата поступила за 5,7 тыс. кубов. Упущенный доход (КГП «Актогайсервис». – «Курсив») составил 9,5 млн тенге. Все возместили из бюджета», – отметила спикер.

По данным акимата, на КГП «Актогайсервис»  в связи с вводом в эксплуатацию водопроводов в трех селах в начале года нарастили и штат с 58 до 115 человек, тем самым увеличив расходы предприятия.

Что касается сельских ГКП, то и здесь были установлены факты сокрытия их фактических доходов, наличие сетевых потерь и факты несанкционированных подключений. По мнению руководителя службы внутреннего аудита, финансирование из бюджета с целью покрытия убытков породило иждивенческое отношение. 

В проекте смет на 2020 год районные власти уже заложили компенсацию для этих предприятий.

Что мешает решить проблему?

Один из путей изменения ситуации местные чиновники видят в передаче водопроводов в конкурентную среду. По мнению Ольги Крупниковой, предприниматели способны навести порядок и превратить коммунальное дело в свой прибыльный бизнес. 

«На мой взгляд, новые и вводимые водопроводы необходимо передавать в доверительное управление. Но прежде все же надо сделать финансовые расчеты, чтобы оценить перспективы такого бизнеса», – уточнила руководитель службы внутреннего аудита. 

Впрочем, по мнению чиновников, необходимо продумать и механизмы взаимодействия. Ведь не совсем успешный опыт уже имеется. Так, к примеру, КГП «Акку-Сервис» заключило договоры с ИП на обслуживание водопроводов в трех селах района. Население рассчитывается напрямую с предпринимателями, а до головного офиса деньги не доходят. В результате вновь убытки.

Два года – на водоснабжение

Пока акиматы размышляют над повышением эффективности коммунального менеджмента, в регионе прокладывают новые сети. По данным управления недропользования, окружающей среды и водных ресурсов Павлодарской области, до 2022 года к центральному водоснабжению планируется подключить еще 138 населенных пунктов. В селах, где проживают менее 200 человек, будут установлены блок-модули. 

Вот и село Кулаколь с численностью населения более 600 человек вошло в число обеспеченных питьевой водой. Раньше вода в поселок доставлялась по железной дороге. Сто двадцать тонн сливали в специальный накопитель, откуда распределяли по колонкам. Народ привык к такой цивилизации. Если на железной дороге возникали пробки, то населенный пункт оставался без воды. Приходилось ездить в Экибастуз, расположенный в 50 км. 

К слову, в поселке водопровод в советское время был. 

«Когда в стране наступил развал, сети пришли в упадок. Затем их разобрали. По новому водопроводу вода будет поступать из канала Иртыш – Караганда, его протяженность более 18 километров», – сообщил «Курсиву» аким Железнодорожного сельского округа города Экибастуза Ерлан Касеналин.

Пока на новом объекте пусконаладочный период, вода поступает в дома лишь в определенные часы. Система еще до конца не отлажена, а сельчане уже просят, чтобы ею управляла надежная компания. Ведь, как оказалось, недостаточно только реконструировать или построить новый водопровод – необходимо обеспечить его надлежащую эксплуатацию.  

«Оптимальным решением этой проблемы является функционирование единого оператора на базе РГП «Казводхоз», который будет осуществлять эксплуатацию всех групповых водопроводов с внутрипоселковыми сетями. Для этого данные объекты, находящиеся в коммунальной собственности, необходимо будет поэтапно передать единому оператору», – предложил свой вариант на заседании правительства еще в июне текущего года министр сельского хозяйства Сапархан Омаров.

Правда, с того времени идея развития не получила. Во всяком случае на уровне регионов.


1 просмотр

С чем столкнулись казахстанские торговые сети на кассах самообслуживания

Курсив изучил плюсы и минусы новой технологии для страны

Фото: Офелия Жакаева

Две торговые сети, «Дастархан» и Small, внедрили экспериментальные кассы самообслуживания. Еще одна сеть, Magnum, заявила о планах запуска этой технологии уже в текущем месяце.

Кассы самообслуживания, или self-checkout, – технология кассового контроля, которая позволяет покупателю сформировать чек и оплатить товар самостоятельно, без посредника-кассира. Алгоритм действий простой: покупатель подносит каждую покупку к сканеру штрих-кода, после чего оплачивает итоговый счет через терминал с помощью банковской карты. «Курсив» изучил плюсы и минусы новой технологии для Казахстана, учитывая особенности отечественного ритейла. 

Кассы самообслуживания приживаются не везде

Первые комплексы self-checkout появились в США в 1992 году, но их широкое распространение началось в начале 2000-х. В 2016 году во всем мире работали 225 тыс. касс самообслуживания. Консалтинговая компания RBR в отчете Global EPOS and Self-Checkout 2019 отмечает, что в текущем году на глобальном рынке ритейла дополнительно к имеющимся установят 81 тыс. терминалов self-checkout (SCO). Ожидается, что к 2021 году их общее число достигнет 325 тыс. Это капля в море по сравнению с традиционными электронными кассами (EPOS), которых только в текущем году во всем мире заказано 2,2 млн. 

В разных странах свой, уникальный опыт использования касс самообслуживания. Например, Франция продолжает активно внедрять self-checkout, ежегодный прирост составляет 30%, в то же время торговля Великобритании сокращает их применение на 20%. 

RBR отмечает, что к внедрению технологии SCO ритейл подталкивает растущая конкуренция со стороны онлайн-торговли и стремление угодить технологически продвинутой части покупателей. Плюсы внедрения кажутся очевидными: экономия площади и штатных единиц, ведь на месте одной традиционной кассы можно установить четыре модуля самообслуживания. С другой стороны, появляется необходимость углубления технологий контроля за хищениями – это одна из главных проблем магазинов, внедряющих SCO. 

Какие системы выбрали казахстанские торговые сети

Сеть Magnum Cash & Carry (62 магазина) устанавливает SCO европейского производства. Как сообщили в компании, на первом этапе по четыре узла самообслуживания будут установлены в двух крупнейших торговых центрах сети в Алматы. 

Технология должна снизить общую нагрузку на кассы, уменьшить очередь, ускорить обслуживание. По результатам тестирования будет принято решение о частичном внедрении решений self-checkout во всей торговой сети.
 
SCO в Magnum будут принимать только безналичные платежи. Чек на алкоголь поможет оформить консультант магазина, табачная продукция через кассы самообслуживания продаваться не будет.

Сеть супермаркетов Small (89 магазинов) выбрала американские кассы самообслуживания NCR. Четыре новинки установлены в сентябре в одном из крупных магазинов сети в Алматы. Эти кассы также не предусматривают возможность оплаты наличными и покупку сигарет, чек на алкоголь заверяет работник магазина.

По информации от представителей головного офиса компании, 40% покупателей сети предпочитают при оплате покупок использовать банковские терминалы. Клиенты, опробовавшие технологическую новинку, считают, что теряют на кассе в три раза меньше времени в сравнении с классической схемой.

Сеть «Дастархан» для кассы самообслуживания использовала собственное решение. Первый экспериментальный пост self-checkout в крупном алматинском магазине сети был запущен в середине минувшего лета и сейчас обслуживает в среднем 500 покупателей в сутки. Павел Кляхин, руководитель IТ-департамента ТОО «Дастархан-консалтинг», поделился с «Курсивом» технологическими подробностями. 

s-chem-stolknulis-kazahstanskie-torgovye-seti-na-kassah-samoobsluzhivaniya2.jpg

Между «выгодно» и «удобно»

Павел Кляхин отмечает, что главной мотивацией для казахстанских торговых сетей, внедряющих кассы самообслуживания, служит обеспечение комфорта клиентов. С точки зрения финансовой выгоды подобный инструмент очень сомнителен: экономия на высвобождающемся персонале касс незначительна. Вдобавок принцип самостоятельного обслуживания ставит перед магазинами задачи углубления технологического контроля за процессом покупок.

В первую очередь речь идет о банальном воровстве. По данным Кляхина, во всем мире из-за воровства ежегодно списывается около 2% оборота ритейла. Как эта особенность учитывается в готовых системах self-checkout? 

Кассы самообслуживания, помимо считывателя штрих-кода товара, включают в себя весы. Это дополнительный инструмент контроля, позволяющий системе судить о том, насколько чек соответствует товару. Иначе говоря, магазин должен позаботиться о том, чтобы в электронной системе появилась новая разновидность учета товара – весовая. Именно так работают кассы сетей Small и Magnum.

Почему «Дастархан» не планирует расширение касс self-checkout

Чем отличается касса самообслуживания сети «Дастархан»? По сути, это классическая касса, повернутая служебной стороной к клиенту. Обычно на кассе обслуживающий персонал вводит сумму итогового чека в банковский терминал, через который снимается сумма со счета клиента. По словам руководителя IТ-департамента «Дастархан-консалтинг», на этом этапе кассиры часто ошибаются, например, неправильно вводят в терминал суммы итогового счета. Поэтому восемь лет назад «Дастархан» исключил это звено, интегрировав банковское оборудование в кассу магазина. И теперь, чтобы перевести кассы на формат работы self-checkout, оказалось достаточным повернуть кассу служебной стороной к покупателю.

Задача контроля за возможными инцидентами также решена технологически. Для этого используются возможности аналитического видеонаблюдения. Искусственный интеллект самостоятельно оценивает поведение клиента у кассы, и если оно соответствует 300 сценариям, требующим вмешательства персонала, система сообщает об этом.

Сам Кляхин считает, что в отношениях с новыми технологиями важно не торопиться перескакивать через очередную ветку развития. По его оценкам, большинство покупателей, сталкиваясь с кассой самообслуживания, теряются, им требуется помощь персонала. Поэтому в сети «Дастархан» расширять количество касс self-checkout не планируют.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций