Перейти к основному содержанию

1279 просмотров

Ежегодно в сельских водопроводах Казахстана теряются миллионы тенге

Чиновники предлагают решать проблему за счет частников

Фото: Fotokostic

10% населения Казахстана не имеет доступа к центральному водоснабжению. В основном это жители сел. Люди жалуются на нежелание властей решать вопросы с водой. Но проведение и обслуживание коммуникаций порождает новую проблему: управляющие государственные компании терпят колоссальные убытки, а бизнес не торопится взять дело в свои руки. 

Пока одни расходы 

В Павлодарской области аудиторы обнаружили, что государственные коммунальные предприятия (ГКП), занятые обслуживанием водопроводов в селах, несут крупные финансовые потери, которые приходится возмещать из местных бюджетов.

«Так, в Актогайском районе эта сумма с начала года составила 66,9 млн тенге, в Иртышском районе – 23,8 млн тенге, в Теренкольском районе – 63,5 млн тенге, в Майском районе – 62,7 млн, в Аккулы – 21,1 млн тенге», – озвучила цифры на совещании руководитель службы внутреннего аудита акимата Павлодарской области Ольга Крупникова.  

Причина, по ее мнению, кроется в отсутствии порядка в учете потребляемых объемов воды. По словам Ольги Крупниковой, до сих пор не заключаются договоры со всеми потребителями, особенно с владельцами домов. Поэтому сегодня регулярно вносят оплату лишь юридические лица с государственной формой собственности и небольшое число субъектов бизнеса. 

В целом аудиторами выявлены значительные расхождения между объемами отпущенной воды и ее оплаты.  

«Так, за проверяемый период одним из предприятий отпущено 75 тыс. кубометров воды, а оплата поступила за 5,7 тыс. кубов. Упущенный доход (КГП «Актогайсервис». – «Курсив») составил 9,5 млн тенге. Все возместили из бюджета», – отметила спикер.

По данным акимата, на КГП «Актогайсервис»  в связи с вводом в эксплуатацию водопроводов в трех селах в начале года нарастили и штат с 58 до 115 человек, тем самым увеличив расходы предприятия.

Что касается сельских ГКП, то и здесь были установлены факты сокрытия их фактических доходов, наличие сетевых потерь и факты несанкционированных подключений. По мнению руководителя службы внутреннего аудита, финансирование из бюджета с целью покрытия убытков породило иждивенческое отношение. 

В проекте смет на 2020 год районные власти уже заложили компенсацию для этих предприятий.

Что мешает решить проблему?

Один из путей изменения ситуации местные чиновники видят в передаче водопроводов в конкурентную среду. По мнению Ольги Крупниковой, предприниматели способны навести порядок и превратить коммунальное дело в свой прибыльный бизнес. 

«На мой взгляд, новые и вводимые водопроводы необходимо передавать в доверительное управление. Но прежде все же надо сделать финансовые расчеты, чтобы оценить перспективы такого бизнеса», – уточнила руководитель службы внутреннего аудита. 

Впрочем, по мнению чиновников, необходимо продумать и механизмы взаимодействия. Ведь не совсем успешный опыт уже имеется. Так, к примеру, КГП «Акку-Сервис» заключило договоры с ИП на обслуживание водопроводов в трех селах района. Население рассчитывается напрямую с предпринимателями, а до головного офиса деньги не доходят. В результате вновь убытки.

Два года – на водоснабжение

Пока акиматы размышляют над повышением эффективности коммунального менеджмента, в регионе прокладывают новые сети. По данным управления недропользования, окружающей среды и водных ресурсов Павлодарской области, до 2022 года к центральному водоснабжению планируется подключить еще 138 населенных пунктов. В селах, где проживают менее 200 человек, будут установлены блок-модули. 

Вот и село Кулаколь с численностью населения более 600 человек вошло в число обеспеченных питьевой водой. Раньше вода в поселок доставлялась по железной дороге. Сто двадцать тонн сливали в специальный накопитель, откуда распределяли по колонкам. Народ привык к такой цивилизации. Если на железной дороге возникали пробки, то населенный пункт оставался без воды. Приходилось ездить в Экибастуз, расположенный в 50 км. 

К слову, в поселке водопровод в советское время был. 

«Когда в стране наступил развал, сети пришли в упадок. Затем их разобрали. По новому водопроводу вода будет поступать из канала Иртыш – Караганда, его протяженность более 18 километров», – сообщил «Курсиву» аким Железнодорожного сельского округа города Экибастуза Ерлан Касеналин.

Пока на новом объекте пусконаладочный период, вода поступает в дома лишь в определенные часы. Система еще до конца не отлажена, а сельчане уже просят, чтобы ею управляла надежная компания. Ведь, как оказалось, недостаточно только реконструировать или построить новый водопровод – необходимо обеспечить его надлежащую эксплуатацию.  

«Оптимальным решением этой проблемы является функционирование единого оператора на базе РГП «Казводхоз», который будет осуществлять эксплуатацию всех групповых водопроводов с внутрипоселковыми сетями. Для этого данные объекты, находящиеся в коммунальной собственности, необходимо будет поэтапно передать единому оператору», – предложил свой вариант на заседании правительства еще в июне текущего года министр сельского хозяйства Сапархан Омаров.

Правда, с того времени идея развития не получила. Во всяком случае на уровне регионов.

banner_wsj.gif

3211 просмотров

Как уменьшить последствия нарушения обязательств из-за ЧП в Казахстане

Рассказывает советник юридической фирмы SIGNUM

Фото: Shutterstock

Указом президента РК от 15 марта 2020 года № 285 в связи с объявлением ВОЗ коронавируса COVID-19 пандемией на всей территории республики с 16 марта по 15 апреля введено чрезвычайное положение (ЧП). Прежде всего, нужно понимать, что чрезвычайное положение – это временная мера, представляющая собой особый правовой режим деятельности госорганов, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц и возлагающий на них дополнительные обязанности.

Срок действия ЧП на всей территории РК не может превышать 30 суток. Однако при неустранении обстоятельств, послуживших основанием для введения ЧП, президент вправе продлить его действие еще на 30 суток. Все акты, принятые в целях обеспечения режима ЧП, утрачивают силу с прекращением действия ЧП без специального уведомления. 

Как режим ЧП может повлиять на ведение бизнеса 

При ЧП государством могут быть приняты ограничения, которые прямо или косвенно влияют на отношения между хозсубъектами, такие как: 

  • ограничения передвижения транспорта; 
  • приостановление деятельности сетей и средств связи; 
  • особый порядок продажи продовольствия и предметов первой необходимости; 
  • ограничения отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансов;
  • особый режим оборота лекарственных, наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, а также этилового спирта, алкогольной продукции; 
  • введение карантина и другие. 

В результате применения таких мер могут возникнуть случаи ненадлежащего исполнения обязательств (перебои с поставками товаров, задержка оплаты, изменение сроков выполнения работ), а также иные последствия, влекущие определенные убытки. 

Как доказать невозможность исполнения обязательств в условиях ЧП 

Иногда такие случаи оговариваются в контрактах, где устанавливается ответственность сторон при форс-мажоре. Но что делать, если возникновение форс-мажора не оговорено в договоре, и как сократить убытки в этом случае? В соответствии со ст. 349 Гражданского кодекса РК (ГК) при невозможности надлежащего исполнения обязательства должник обязан незамедлительно известить об этом кредитора. Согласно ст. 359 ГК, должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства при наличии вины, если иное не предусмотрено законодательством или договором. 

Должник признается невиновным, если докажет, что он принял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства. Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (стихийные явления, военные действия и т. п.). К таким обстоятельствам не относится, в частности, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, работ или услуг.

В Казахстане функции по свидетельствованию обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), обстоятельств Hardship осуществляет ТОО «Внешнеторговая палата Казахстана» (далее – ВПК) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок, международных договоров РК, договоров, заключенных на территории РК, а также в соответствии с международной практикой. Свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы производится на основании письменного обращения заинтересованной стороны. Отсутствие в контракте ссылки на обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) не препятствует рассмотрению обращения заявителя. В свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) может быть отказано только по причине отсутствия документов, подтверждающих их наступление. Таким образом, при невозможности исполнения обязательств вследствие непреодолимой силы рекомендуется: 

  1. Обратиться в ВПК с заявлением о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы. 
  2. Направить уведомление контрагенту о невозможности исполнения обязательства, сославшись на соответствующие положения договора (при их наличии), Указ Президента РК от 15 марта 2020 года «О введении ЧП на территории РК» и приложив свидетельство о наличии обстоятельств непреодолимой силы, выданное ВПК. 

Мы надеемся, что в рамках заключенных договоров и согласно обычаям делового оборота контрагенты примут к сведению введение режима ЧП в стране и постараются взаимно договориться и пойти навстречу друг другу. 

Кроме того, заблаговременное принятие вышеперечисленных мер позволит доказать отсутствие вины стороны, не выполнившей обязательство вследствие непреодолимой силы, и, возможно, в будущем освободить от ответственности или уменьшить ее размер.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif