5373 просмотра

Что будет с аэропортом Шымкента

Авиакомпания SCAT начала строительство нового пассажирского терминала аэропорта Шымкента

Фото: Shutterstock

Новый терминал появится на месте долгостроя: несколько лет рядом со зданиями шымкентского аэропорта возвышался бетонный каркас – свидетельство предыдущей попытки возвести строение аналогичного назначения. Бетонный остов снесли, и на его месте начались работы – сейчас на стройплощадке задействованы около сотни рабочих, уже произведено бетонирование фундамента и закладка подвальных помещений на глубине до 16 метров. Ввести в строй новый терминал аэропорта Шымкента собираются во втором полугодии 2020 года. 

Все пассажиры и авиакомпании – к нам

Новый терминал шымкентского аэропорта строится за счет авиакомпании SCAT, объем инвестиций, о котором идет речь, – 16-17 млрд тенге. Эта цифра появилась на этапе подписания меморандума между городским акиматом и руководством авиакомпании о строительстве нового терминала аэропорта Шымкента, в SCAT ее не стали ни опровергать, ни подтверждать. 

Пассажирский терминал площадью 35 тыс. кв. м будет четырехэтажным, предусмотрена установка четырех телескопических трапов. Новый терминал сможет обслуживать до 16 воздушных судов одновременно, его пропускная способность – 2 тыс. пассажиров в час. Предполагается, что ввод нового терминала аэропорта Шымкента позволит увеличить пассажиропоток более чем в четыре раза, с текущих 800 тыс. до 3,5 млн пассажиров в год.

В SCAT рассчитывают на значительный рост пассажиропотока, несмотря на конкурентов по соседству: в 130 км находится аэропорт Ташкента им. Ислама Каримова, где после запуска двух новых терминалов пас­сажиропоток уже достиг 3,2 млн пассажиров в год, и еще один аэропорт строится в Туркестане.

«Нашей компанией уже запланировано открытие из Шымкента 16 международных и 12 внутренних направлений. Мы планируем связать юг Казахстана с Российской Федерацией, странами Балтии, Украиной, Кавказом, Европейским союзом, Китаем, Индией, Саудовской Аравией, Египтом, Турцией, Таиландом и Израилем. Мы также рассчитываем на транзитные потоки из соседних государств», – сообщила руководитель отдела по связям с общественностью авиакомпании SCAT Виктория Старожилова.

Она добавила, что вместе с увеличением мощности аэропорта появляется возможность снизить цены на предоставляемые услуги и аэропортовые сборы, что отразится и на стоимости авиаперевозок. «Авиакомпания планирует предоставлять скидки на аэропортовые услуги для новых перевозчиков, открывающих направления в регион до 90%, в целях развития мощнейшего нового авиатранспортного узла», – подчеркнула Старожилова.

Плюс еще одна взлетная полоса

Авиакомпания SCAT по завершении строительства получит право управлять новым терминалом аэропорта Шымкента. В условиях введения в большинстве воздушных гаваней Казахстана пятой степени свободы воздуха это позволит крупнейшей частной авиакомпании страны оставаться конкурентоспособной даже в случае проведения агрессивной ценовой политики со стороны ведущих бюджетных авиаперевозчиков из-за рубежа.

У авиаперевозчика с шымкентской пропиской есть и другие планы относительно дальнейшего развития аэропорта третьего по величине города Казахстана. Помимо возведения комплекса объектов, включающих инженерно-авиационную базу, авиационный центр, хэндлинг (служба по наземному обслуживанию воздушных судов. – «Курсив»), отель и собственный цех бортового питания в авиакомпании SCAT допускают возможность строительства второй взлетно-посадочной полосы с современным покрытием. В настоящее время в Центральноазиатском регионе лишь три аэропорта имеют две и более современные взлетно-посадочные полосы, способные принимать воздушные суда любого типа. Это Алматы (две ВПП, пассажиропоток – 5,7 млн в год), Ашхабад (три ВПП, пассажиропоток – 1,3 млн в год) и Ташкент (две ВПП, пассажиропоток – 3,2 млн в год).

Решение о судьбе пока еще действующего терминала шымкентского аэропорта будет принимать городское руководство, в ведении которого он находится.

banner_wsj.gif

3538 просмотров

В Казахстане торговые центры ожидают к осени оттока арендаторов

Прогнозируется, что последствия кризиса для ретейлеров еще впереди

Фото: Офелия Жакаева

Двухмесячный карантин практически не проредил ряды арендаторов торговых площадей в казахстанских торговых центрах. Но девелоперы настроены не слишком оптимистично и прогнозируют, что главные последствия кризиса для ретейлеров еще впереди.

С 25 мая арендаторы ТРЦ открыли двери своих офлайн-магазинов и начали торговлю, пытаясь наверстать месяцы простоя. Девелоперы сообщают, что потерь среди арендаторов торговых центров практически нет.

«Несмотря на сложнейший период на рынке ретейла, на данный момент мы существенного оттока арендаторов не видим ни в своих центрах, ни в других проектах на рынке», – комментирует ситуацию директор по управлению торговыми активами компании, управляющей несколькими ТРЦ в Алматы и Нур-Султане, Шахида Садырова.

Слабым звеном оказались единичные мелкие арендаторы, которые не успели закупить летние коллекции перед объявлением режима ЧП. Так, молл «Апорт» из 272 арендаторов покинули 9 небольших индивидуальных предпринимателей. ТРЦ «Спутник» не досчитался двух-трех арендаторов. В то же время в молле «Апорт» за первый месяц работы после локдауна открыли свои магазины десять новых брендов, кроме того, открылся бар «Пинта», который занял сразу 900 кв. м. Готовится к открытию McDonald’s с McCafe, Marwin&Меломан и еще несколько брендов, сообщает один из основателей и совладелец моллов «Апорт» Дмитрий Ревин.

В «Достык Плаза», по данным директора департамента аренды Марины Шишкиной, открылись новые бутики по продаже ювелирных изделий, парфюмерии, товаров для детей. Девелоперы отмечают, что период локдауна повысил спрос на домашний текстиль, товары для творчества, книги, настольные и семейные игры. Однако владельцы и управляющие торговыми центрами не спешат радоваться, полагая, что последствия текущего кризиса отрасль почувствует к осени. К этому времени рынок могут покинуть в первую очередь непрофессиональные и несетевые игроки, у которых нет достаточной ликвидности для поддержания товарооборота.

«В ситуации неопределённости игроки на рынке зачастую не готовы принимать сложные для себя и судьбоносные решения. Мы прогнозируем существенный отток арендаторов, которые завершат свою историю на рынке после летнего сезона. Те арендаторы, которым не удалось договориться на особые льготные условия аренды, не смогут вовремя и в полном объёме заказать осенние коллекции и полноценно торговать на рынке», – объясняет Садырова.

«Осенью возможны изменения, когда мы почувствуем результаты карантина и остановки экономики», – соглашается с коллегой управляющий ТРЦ «Спутник» Ержан Уразбаев.

При ограничении доступа к офлайн-магазинам сложно будет удержаться на плаву и тем игрокам, кто не смог наладить онлайн-торговлю.

«Игроки, вовремя инвестировавшие в эффективные инструменты онлайн-продаж, сегодня окажутся в приоритете и будут иметь больше шансов на безболезненный выход из посткарантинного периода», – считает Садырова.

Чтобы минимизировать потери и сохранить вакантность на приемлемом уровне, девелоперы разрабатывают для арендаторов льготные схемы арендных платежей с разными сценариями.

Среди самых распространенных: скидки и отложенные платежи, равномерно распределенные на посткарантинный период, либо единовременные платежи в конце 2020-го – начале 2021 года.

 

*Материал подготовлен при поддержке Colliers International Kazakhstan
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg