Перейти к основному содержанию

2566 просмотров

Божко рассказал о падении экспорта казахстанских яиц

По его словам, прошлогодних результатов точно не достигнуть

Фото: Олег Спивак

Птицефабрики Казахстана уже сократили объем производства на 1%. Производители утверждают, что могли бы увеличить свои показатели по экспорту с 900 млн до 2 млрд штук в год, если бы для экспорта был открыт рынок Китая. Экспорт яиц за восемь месяцев 2019 года составил 306 млн штук. Это почти вдвое меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

«За последние десять лет промышленный объем производства яиц в Казахстане вырос более чем в два раза. Если до 2009 года мы импортировали половину яичной продукции, то уже к 2015 году полностью смогли насытить местный рынок яйцами собственного производства. А в 2016 году вышли на экспортные рынки России и близлежащих стран», – сообщил участникам Центральноазиатского агротехнологического саммита в Алматы президент Ассоциации яичных производителей Казахстана, соучредитель группы компаний «Шанырак» Максим Божко

По его словам, в 2009 году казахстанскими птицефабриками было произведено 1,93 млрд штук яиц, в 2018 году – 4,34 млрд. Яичным производством занимаются 35 агропредприятий. Большая часть из них сосредоточена в Карагандинской, Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской, Павлодарской и Алматинской областях. Небольшие птицефабрики, которые частично обеспечивают свои регионы яйцом, есть в ЗКО, Актюбинской, Туркестанской, Атырауской и Жамбылской областях.

Божко отметил, что в 2013 году в Казахстан завозилось до 42,9 млн штук импортных яиц. В 2014 году произошел перелом: импорт упал до 21,1 млн штук и появился экспорт – 58 млн яиц. Всего за пять лет птицефабрики смогли нарастить экспортный потенциал в 16 раз – до 938 млн штук яиц в 2018 году, из которых 819 млн штук ушло в Афганистан. Сейчас экспортом занимаются практически все казахстанские птицефабрики – они продают за рубеж от 10 до 40% от объема производимой продукции. 

Согласно данным Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, основными покупатели казахстанского яйца являются страны ЕАЭС: Россия, Кыргызстан, а также Афганистан, Таджикистан.

«Экспортный потенциал наших птицефабрик достаточно высок. Мы могли бы экспортировать до 2 млрд штук яиц в год. Но у нас недостаточно рынка сбыта. По итогам восьми месяцев этого года экспорт яиц составил 306 млн штук – это почти вдвое меньше, чем за тот же период в прошлом году. До конца года еще есть время. Но прошлогодних результатов мы точно не достигнем», – заявил Максим Божко.

Он пояснил, что основные причины снижения экспорта яиц – нестабильность внешних рынков. Россия закупает казахстанскую продукцию раз от разу, без определенной периодичности, так как у них сильно развито собственное производство. Афганистан в 2019 году сократил закупки казахстанских яиц, переключившись на Пакистан и Иран, так как там произошел спад цен на продукцию птицеводства.

Максим Божко пояснил kursiv.kz, что сейчас в птицеводческой отрасли наблюдается спад производства на 1% – за 9 месяцев 2019 года произведено на 24 млн штук яиц меньше, чем за аналогичный период 2018 года. Это, по его словам, связано с тем, что птицефабрики сокращают поголовье кур-несушек из-за проблем с продажами и не стабильным субсидированием отрасли со стороны государства. Так, к примеру, группа компаний «Шанырак» летом этого года приняла решение закрыть одну из трех своих птицефабрик яичного направления. Максим Божко поясняет, что эта фабрика давала в год 60 млн штук яиц. В следующем году они планируют начать на этой площадке реконструкцию, чтобы вместо яиц производить мясо птицы, по которому дефицит на казахстанском рынке составляет 40%.

«В плане реализации куриного яйца для нас очень привлекателен рынок Китая. Но он для казахстанских птицефабрик сегодня закрыт. Чтобы наладить экспорт в Китай, наша Ассоциация ведет планомерную работу с Министерством сельского хозяйства РК», – заключает Максим Божко.

banner_wsj.gif

30755 просмотров

Какой казахстанский бизнес потеряет миллиарды тенге на эпидемии

В условиях чрезвычайного положения замирают целые секторы экономики

Фото: Олег Спивак

Целые секторы экономики замирают в условиях чрезвычайного положения в Казахстане и карантина в Алматы и Нур-Султане. Бизнес ищет варианты работы онлайн, но не для всех это возможно. 

Санитайзеры стали обязательным элементом крупных торговых центров в Казахстане. Но даже ежечасная дезинфекция и тепловизоры на входах не спасают бизнес в условиях карантина. «Информируем вас о закрытии всех ТРЦ сети в целях предотвращения угрозы распространения коронавирусной инфекции» – это объявление на сайте «Меги» появилось позавчера, 17 марта. Днем позже о приостановке деятельности сообщил молл «Апорт».  

Работать на территории торговых центров Алматы и Нур-Султана продолжают только супермаркеты и аптеки.

Бизнес закрывается на карантин

Оценивать влияние ЧП и карантина на казахстанский бизнес большинство опрошенных «Курсивом» экспертов отказались, ограничившись словами «последствия будут, но говорить о них рано».

Они перечислили лишь очевидный набор отраслей, которые пострадают первыми, – это непродовольственный ретейл, общепит, транспорт, досуг, туризм. Сфера оптовой и розничной торговли генерирует самое большое число рабочих мест. По данным статистики, в январе 2020 года этим бизнесом занимались 543,9 тыс. субъектов предпринимательства. Оборот розницы в феврале составил 767,1 млрд тенге. Совокупный вклад торговли в ВВП 2019 года – 11,6 трлн тенге. Вклад рынка услуг по проживанию и питанию в ВВП 2019 года составил 777,7 млрд тенге.

Профессиональные ассоциации, куда мы обратились за комментариями, также затруднились оценить масштаб грядущих потерь. Как удалось выяснить «Курсиву», после введения чрезвычайного положения посещаемость в этих заведениях обрушилась на 75%. Можно предположить, что с ужесточением ограничений до карантина поток посетителей сократится почти до нуля. Стоит заметить, что этот сегмент – один из самых динамично развивающихся, и не только в мегаполисах. По данным сервиса 2ГИС, число заведений общественного питания в Казахстане за последний год выросло на 17%. В пяти крупнейших городах страны число действующих точек общепита достигло 10 тыс. При этом число фреш-баров и кофеен удвоилось – до 4397, вдвое больше стало суши-баров, кофейни и кондитерские выросли на 40%, бары – на 32,8%, число пиццерий увеличилось на 31%. Формат кафе, кулинарий и столовых показал рост на 13%, ресторанов – на 8,3%. Все они с 19 марта в Алматы и Нур-Султане закрыты, карантин предполагает «установление нового режима работы объектов общественного питания по принципу «доставки до клиентов», с усилением санитарно-противоэпидемиологических мер». Некоторые представители этого рынка находят креативные пути для функционирования в условиях карантина – например, винотеки продолжают организовывать дегустации, но проходят они онлайн. 

bizness.jpg

Иллюстрация: Мадина Сапарбаева

Все участники дегустации получают вино на дом и общаются с сомелье через интернет. Сектор искусства, развлечений и отдыха, полностью остановленный карантинными мерами, обеспечивает работой 14 729 предприятий малого и среднего бизнеса. Их вклад в ВВП прошлого года – 502,7 млрд тенге. Госстат приводит статистику оборотов этого рынка в минувшем году: организаторы спортивных мероприятий привлекли 208,9 млрд тенге, организаторы культурно-массовых мероприятий – 54,3 млрд тенге. В целом годовой оборот в этой сфере составил 777 млрд тенге. В области оказания транспортных и складских услуг заняты 97,6 тыс. предприятий МСБ. Их вклад в ВВП минувшего года составил 5,5 трлн тенге. 

К каким последствиям приведут ограничения на перемещения, в компаниях и профильных ассоциациях сказать затруднились. Можно отметить, что интернет-магазины переживают рост числа заказов – для продуктовых онлайн-ретейлеров этот рост стал взрывным, и им сейчас приходится резко масштабировать бизнес, чтобы удовлетворить спрос. Проблемы перечисленных секторов экономики быстро отразятся на общем положении – как минимум одному бизнесу нечем будет платить аренду другому бизнесу. Негативный сценарий от одного из экспертов, который пожелал остаться неназванным, подразумевает цепную реакцию последствий, которая затянет в кризис все секторы экономики, включая и самые крупные. Анализ возможных последствий от введения жестких карантинных мер для экономики Казахстана, как стало известно «Курсиву», сейчас по заданию правительства делают несколько казахстанских аналитиков. 

Reuters со ссылкой на данные статистического ведомства КНР сообщает, что влияние карантина на экономику Китая оказалось следующим: промышленный сектор за февраль сократился на 13,5% (вместо прогнозируемых 1,5%), розничные продажи ужались на 20,5% (предсказывали 0,8%), строительная индустрия потеряла 24,5%. В результате аналитические центры сейчас ужесточают прогнозы, касающиеся влияния коронавируса на глобальную экономику.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif