Божко рассказал о падении экспорта казахстанских яиц

По его словам, прошлогодних результатов точно не достигнуть

Фото: Олег Спивак

Птицефабрики Казахстана уже сократили объем производства на 1%. Производители утверждают, что могли бы увеличить свои показатели по экспорту с 900 млн до 2 млрд штук в год, если бы для экспорта был открыт рынок Китая. Экспорт яиц за восемь месяцев 2019 года составил 306 млн штук. Это почти вдвое меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

«За последние десять лет промышленный объем производства яиц в Казахстане вырос более чем в два раза. Если до 2009 года мы импортировали половину яичной продукции, то уже к 2015 году полностью смогли насытить местный рынок яйцами собственного производства. А в 2016 году вышли на экспортные рынки России и близлежащих стран», – сообщил участникам Центральноазиатского агротехнологического саммита в Алматы президент Ассоциации яичных производителей Казахстана, соучредитель группы компаний «Шанырак» Максим Божко

По его словам, в 2009 году казахстанскими птицефабриками было произведено 1,93 млрд штук яиц, в 2018 году – 4,34 млрд. Яичным производством занимаются 35 агропредприятий. Большая часть из них сосредоточена в Карагандинской, Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской, Павлодарской и Алматинской областях. Небольшие птицефабрики, которые частично обеспечивают свои регионы яйцом, есть в ЗКО, Актюбинской, Туркестанской, Атырауской и Жамбылской областях.

Божко отметил, что в 2013 году в Казахстан завозилось до 42,9 млн штук импортных яиц. В 2014 году произошел перелом: импорт упал до 21,1 млн штук и появился экспорт – 58 млн яиц. Всего за пять лет птицефабрики смогли нарастить экспортный потенциал в 16 раз – до 938 млн штук яиц в 2018 году, из которых 819 млн штук ушло в Афганистан. Сейчас экспортом занимаются практически все казахстанские птицефабрики – они продают за рубеж от 10 до 40% от объема производимой продукции. 

Согласно данным Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, основными покупатели казахстанского яйца являются страны ЕАЭС: Россия, Кыргызстан, а также Афганистан, Таджикистан.

«Экспортный потенциал наших птицефабрик достаточно высок. Мы могли бы экспортировать до 2 млрд штук яиц в год. Но у нас недостаточно рынка сбыта. По итогам восьми месяцев этого года экспорт яиц составил 306 млн штук – это почти вдвое меньше, чем за тот же период в прошлом году. До конца года еще есть время. Но прошлогодних результатов мы точно не достигнем», – заявил Максим Божко.

Он пояснил, что основные причины снижения экспорта яиц – нестабильность внешних рынков. Россия закупает казахстанскую продукцию раз от разу, без определенной периодичности, так как у них сильно развито собственное производство. Афганистан в 2019 году сократил закупки казахстанских яиц, переключившись на Пакистан и Иран, так как там произошел спад цен на продукцию птицеводства.

Максим Божко пояснил kursiv.kz, что сейчас в птицеводческой отрасли наблюдается спад производства на 1% – за 9 месяцев 2019 года произведено на 24 млн штук яиц меньше, чем за аналогичный период 2018 года. Это, по его словам, связано с тем, что птицефабрики сокращают поголовье кур-несушек из-за проблем с продажами и не стабильным субсидированием отрасли со стороны государства. Так, к примеру, группа компаний «Шанырак» летом этого года приняла решение закрыть одну из трех своих птицефабрик яичного направления. Максим Божко поясняет, что эта фабрика давала в год 60 млн штук яиц. В следующем году они планируют начать на этой площадке реконструкцию, чтобы вместо яиц производить мясо птицы, по которому дефицит на казахстанском рынке составляет 40%.

«В плане реализации куриного яйца для нас очень привлекателен рынок Китая. Но он для казахстанских птицефабрик сегодня закрыт. Чтобы наладить экспорт в Китай, наша Ассоциация ведет планомерную работу с Министерством сельского хозяйства РК», – заключает Максим Божко.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Как зарабатывают коллекционеры предметов искусства

В нынешние непростые времена банкиры с удовольствием принимают в залог современные шедевры

Иллюстрация: John W. Tomac

Вряд ли этот год можно назвать выдающимся для мира искусств. Однако для банков, кредитующих коллекционеров предметов творчества, ситуация обстоит совсем иначе. 

С самого начала кризиса коронавируса три крупнейших в мире аукционных домах – Sotheby’s, Christie’s и Phillips – впервые в истории начали проводить торги в дистанционном режиме. По данным Christie’s, только в этом месяце главный аукцион на площадке посмотрели 80 тыс. человек. На аукционе Sotheby’s во время торгов, где лотом выступил триптих Фрэнсиса Бэкона, был установлен рекорд на сумму $73 млн, что стало самым крупным предложением, поступившим онлайн. Впрочем, в итоге картина была продана другому покупателю, который позвонил по телефону и предложил больше.

Цены на арт-предметы не упали, однако в целом продажи на рынке искусства в этом году, вероятно, будут слабыми, поскольку аукционные дома и галереи испытывают трудности в привлечении лотов и крупных сделок. В рамках аукциона современного искусства и Вечерних торгов Sotheby’s в Нью-Йорке аукционный дом выручил $286 млн, что намного меньше прошлогодних $448 млн. Кроме того, такие ярмарки, как Art Basel, были отменены, и ни один искушенный коллекционер не хочет продавать шедевры в условиях неопределенности. По большому счету, благодаря масштабным денежно-кредитным экономическим стимулам и растущим фондовым рынкам не многим это сейчас по-настоящему нужно.

Впрочем, у подразделений таких учреждений, как Bank of America, JPMorgan Chase и Citigroup, которые оказывают услуги состоятельным клиентам, пожелавшим получить кредит под залог предметов искусства, работы должно быть много. По словам информированного источника, по мере того, как кризис стал набирать силу, состоятельные клиенты, у которых уже были открыты кредитные линии, обеспеченные коллекциями картин, начали их активно использовать. Подобные кредиты стали удобным источником наличных для тех магнатов из сферы недвижимости, чьи арендаторы внезапно прекратили платить арендную плату. Владельцы частного бизнеса поступили так же с целью справиться с краткосрочными финансовыми трудностями.

Когда ставки по кредитам снижаются, как это происходит в текущем году, спрос на кредиты под залог предметов искусства обычно возрастает. Как правило, инвесторы используют такие кредиты для того, чтобы высвободить привязанные к коллекциям миллионы долларов и вложить эти деньги в активы, которые могут обеспечить более высокую доходность. Воротилы из хедж-фондов и бизнеса по управлению частным капиталом уже давно используют кредиты под залог предметов искусства как часть своей стратегии по управлению инвестиционными портфелями, однако теперь эта тактика становится все более популярной и среди других коллекционеров. По данным Masterworks, специальной платформы для арт-инвестиций, в среднем у богатых клиентов около 6% состояния вложено в предметы искусства.

Использование кредита для обеспечения более высокой доходности имеет смысл, если учесть, что сами по себе предметы искусства имеют весьма заурядные инвестиционные перспективы. К примеру, в период с 1985 по 2018 год, по подсчетам Citi, среднегодовая доходность предметов искусства составила всего 5,3%. Современные картины, большинство из которых пользуется спросом у таких боссов хедж-фондов, как Стивен Коэн и Дэниел Леб, принесли чуть больше – 7,5%. И хотя эта категория предметов искусства по доходности значительно превзошла наличные деньги, сырьевые товары и золото, коллекционер мог бы заработать больше, если бы взял кредит под залог предметов искусства и вложил эти деньги в инвестиционный бизнес или в развивающиеся рынки, доходность которых за тот же период составила 13,9% и 10,8% соответственно.

Владелец коллекции наиболее известных послевоенных и современных произведений искусства имеет возможность занять сумму, составляющую до 50% от стоимости коллекции. Впрочем, если она несет в себе определенные риски – например, включает работы только одного или двух художников, размер предлагаемой ссуды будет меньше. Как правило, кредит в ведущих частных банках под залог картин на 1,5–3 процентных пункта выше эталонной лондонской межбанковской ставки, поэтому этот вид долга не такой уж и дешевый.

WSJ_12_Картины по номерам-1.jpg

Тем не менее в текущем году предметы искусства в качестве залога могут быть куда привлекательнее, нежели другие активы. Использование акций как залога по кредиту способно обеспечить лучшую процентную ставку, но не защищает от риска того, что рынки снова охватит волатильность и это приведет к дорогостоящему margin-call. Кредитование же под залог картин, которые оцениваются лишь раз в год, а не ежедневно (как акции) такой опасности не представляет. Также банки могут проявлять большую осторожность в тех случаях, когда в качестве обеспечения по кредиту выступает недвижимость, по крайней мере, до тех пор, пока общая картина с влиянием пандемии на стоимость таких активов, как торговые центры или офисные здания, не прояснится.

По оценкам Deloitte, под залог предметов искусства в мире выдано займов на общую сумму в размере от $21 до $24 млрд. Подавляющее большинство таких кредитов выдал в США Bank of America. Это учреждение является лидером рынка, ежегодно арт-портфель банка пополняется на $1 млрд. И хотя это лишь малая часть его кредитного портфеля в целом, банк уже занял эту привлекательную нишу.

Возможно, в конце текущего года банкам стоит проявить большую консервативность в оценке коллекций, что поможет снизить скорость прироста их кредитных портфелей. Ведь в условиях экономических спадов рынок искусства непредсказуем. К примеру, во время финансового кризиса 2008–2009 годов годовой доход от предметов искусства упал на 24,5%, что все равно было лучше, чем у акций, которые снизились на 40%. Однако рынку потребовалось почти десять лет, чтобы восстановиться после рецессии начала 1990-х годов. Вот и на этот раз ожидается, что свою ценность сохранят работы таких послевоенных и современных мастеров, как Энди Уорхол и Жан-Мишель Баския, тогда как работы менее известных художников остаются в зоне риска.

Как правило, картины ценятся по эстетическим соображениям либо как символ статуса. Для Уолл-стрит же хорошая новость в этом году – это то, что картины также являются полезным источником наличных денег.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg