Перейти к основному содержанию

1640 просмотров

Бизнесмены Шымкента несут миллионные убытки от недобросовестной конкуренции

Штрафы и наказания не останавливают ни производителей, ни реализаторов поддельных товаров

Фото: Brendan Howard

С начала года департаментом юстиции Шымкента было выявлено семь фактов незаконного использования чужого товарного знака, конфисковано больше 8 тысяч единиц контрафактной продукции на сумму свыше 1,5 миллиона тенге. Однако штрафы и наказания не останавливают ни производителей, ни реализаторов поддельных товаров. 

Подделки не знают границ 

В 2 млн тенге в месяц оценивают ущерб, нанесенный продажами контрафактной продукции, шымкентские представители компании с товарным брендом MacCoffee. Такие данные они привели на встрече в палате предпринимателей Шымкента, посвященной обсуждению эффективных мер противодействия подделкам. Как заявил представитель марки MacCoffee Сабден Дауренов, на рынках третьего мегаполиса страны контрафакт встречается практически повсеместно.

«На рынках фальсификат занимает около 10% объема от настоящей продукции. Торгуют фальсификатом и в маленьких магазинах, которые закупают продукты на рынках. Только в супермаркетах подобная продукция не реализуется, так как торговые центры работают открыто», – пояснил Сабден Дауренов.

По словам Сабдена Дауренова, вначале, чтобы уменьшить количество контрафакта на рынках, с продавцами магазинов и экспедиторами проводилась разъяснительная работа. Но ввиду неэффективности подобных мер – ведь реализаторам выгодно продавать фальсифицированный товар, они на этом зарабатывают – предприниматели должны обращаться с заявлениями в департамент юстиции. 

«Сложность в том, что мы не можем взять у реализаторов документы для составления заявлений в суды. Ни БИН, ни ИНН, ни удостоверения они нам не дают. Нередко угрожают и заявляют о своей безнаказанности», – рассказывает о реалиях работы г-н Дауренов. 

В Шымкенте сталкиваются не только с подделкой продукции пищевой промышленности, но и в сфере строительства. Так, на рынке строительных материалов с 2014 года представлена продукция «Prestige mashhad» (жидкие обои). Индивидуальный предприниматель и владелец этой торговой марки Ринат Садыков рассказал, что за это время их продукция стала узнаваемой, и не только у покупателей.  

«Нашу марку стали подделывать. В старом городе, где расположено больше всего торговых точек, реализующих стройматериалы, продают товар в таких же мешках, только немного изменили исходные данные. А название оставили прежним, что вводит в заблуждение покупателей. Эксперты выявили 87% схожести. В юстиции предложили обратиться в суд», – говорит предприниматель.

Как бороться с контрафактом

Действенным способом прекратить торговлю контрафактом, по мнению представителей департамента юстиции, может и должно стать обращение в полицию по телефону 102. Это позволит избежать конфликтных ситуаций и даст возможность законным способом получить паспортные данные правонарушителя для дальнейших процессуальных действий. 

«Сотрудники правоохранительных органов должны не только фиксировать, но и задержать контрафактную продукцию. А материалы передать в службу экономических расследований или департамент юстиции. Так вы можете пресекать правонарушения и защищать свои права», – дал практический совет для борьбы с реализацией контрафакта руководитель отдела департамента юстиции Шымкента Мухтар Абдезов.

В свою очередь сотрудник ДГД по Шымкенту Нуржан Матжанов также объясняет, что предпринимателям, обнаружившим нарушение Закона РК «О товарных знаках», необходимо обратиться в ДГД с просьбой о включении вас в единый реестр производителей.

«И тогда если будет сходство вашего торгового знака со знаком на поступающей из-за рубежа продукции, она будет приостановлена. Правообладатель проверяет продукцию и в течение 10 рабочих дней дает разрешение на оформление. Если нет, то дальнейшая судьба данного товара решается в судебном порядке. Таможня приостанавливает движение до вынесения судом решения по этому товару», – пояснил механизм воспрепятствования контрафакту Нуржан Матжанов. 

В Шымкенте с начала года было конфисковано свыше 8 тыс. единиц контрафактной продукции на общую сумму свыше 1,5 млн тенге. На нарушителей законодательства были наложены административные штрафы на полмиллиона тенге. Но чаще всего, как признают представители правоохранительных органов, распространителям контрафактной продукции удается избежать наказания.

404 просмотра

Казахстанские отели спасут только иностранные туристы

Рынки гостиничной недвижимости Алматы и Нур-Султана перенасыщены

Фото: Shutterstock.com

Рост экономики и развитие туризма в Казахстане неизбежно влечет расширение основной сферы индустрии гостеприимства и отдыха (H&L) страны – отельного бизнеса. Резкое изменение в структуре и количестве отельных номеров произошло в 2017 году в связи с проведением EXPO 2017 и зимней Универсиады – 2017. Тогда количество отелей в столице, по данным МНЭ РК, увеличилось почти на 30%, а объем реализации гостиничных услуг на 70% по сравнению с предыдущим годом. Что же происходит с отелями через два года после событий, обеспечивших их максимальную загрузку?

Есть ли жизнь после EXPO?

Согласно данным отчета «Гостиничная недвижимость», составленного Colliers International Kazakhstan по итогам первого полугодия 2019 года, наиболее востребованными в стране являются пятизвездочные отели. Их загрузка составляет 46,2% в Алматы и 28% – в Нур-Султане. В четырехзвездочных отелях в среднем востребовано 37% номеров в Алматы и 22,6% – в Нур-Султане. Трехзвездочные отели загружены: на 34,6% в Алматы и почти на 28% – в столице. 

0001_12.jpg

Эксперт в сфере международного гостиничного бизнеса

Татьяна Веллер говорит, что отель начинает зарабатывать деньги, когда его загрузка составляет не менее 40%. Пока средняя загрузка отелей не превышает 70%, рынок считается перенасыщенным, поскольку предложение гостиничных услуг на нем заметно выше, чем спрос.

Несмотря на показатели, которые свидетельствуют о перенасыщенности рынка, гостиничный сектор Алматы, генерирующий 49% услуг на рынке гостеприимства страны, не прекращает свой рост. Количество мест размещения в южной столице выросло в 2,7 раза за последние четыре года и на 35% – за последний год. 

Столичный рынок, генерирующий около 9% услуг страны, после роста на 28% в 2017 году (год проведения EXPO) достиг насыщения. За последние два года суммарный прирост составил лишь 1%. На рынке Нур-Султана место на сегодня есть только для концептуально сильных международных сетевых объектов – такого мнения придерживаются аналитики Colliers International Kazakhstan.

При общей недостаточной заполняемости некоторым отелям на рынке удается добиваться впечатляющих результатов. Так, The Ritz-Carlton, Almaty по итогам сентября 2019 года продемонстрировал заполняемость отеля на 81%, а периодами в отеле совсем не было свободных номеров. «Динамика очень наглядная. Мы видим стабильный прирост по количеству гостей из года в год: в сентябре 2015 года заселяемость отеля была равна 64,5%, в 2016 году уровень достиг 76,1%, в 2017 году показатели выросли до 80,3%, в 2018-м наблюдали небольшой спад до 72,5%, а в этом году наши отметки достигли рекордных 81% по итогам месяца», – поделилась специалист по маркетингу The Ritz-Carlton, Almaty Карина Тюрикова.

На вопрос, как отелю удалось добиться загрузки отеля до уровня активных туристических бизнес-дестинаций, таких как Лондон и Париж, Тюрикова ответила, что это результат симбиоза активного развития отеля и подъема экономики страны. 

«К нам прилетает множество представителей бизнеса с новыми проектами для Казахстана, видя перспективы локального рынка, презентуя решения, проводя бизнес-встречи и крупные мероприятия в Алматы», – отметила маркетолог отеля.

Но не все специалисты отрасли согласны с этим мнением. «К сожалению, статистика загрузки брендовых отелей на рынке Алматы (не более 60% ежегодно за последние несколько лет) заставляет думать, что это скорее краткосрочный пик спроса, связанный с наложением нескольких крупномасштабных событий», – отмечает Веллер, имеющая 20-летний опыт работы в международных гостиничных сетях и глобальных консалтинговых компаниях.

Сегментация туристов по целям поездки показывает, что около 60% постояльцев отелей прибыли в Алматы с деловыми целями, около 40% – для посещения туристических объектов и с личными целями. Такие данные приводит МНЭ РК. При этом бизнесмены и деловые люди в первую очередь выбирают брендовые отели с эталонным сервисом. Тот же The Ritz-Carlton, Almaty в 2019 году принял 90% гостей, прибывших с деловыми целями, и лишь 10% – c целью отдыха. «Самое большое количество гостей в 2019 году, останавливающихся в отеле, было из США, России и Великобритании, но также у нас традиционно очень много гостей из ОАЭ, Китая и Индии» – такие данные приводит Карина Тюрикова. 

Таким образом, лучше всего на рынке Алматы, являющемся драйвером общей индустрии гостеприимства, обеспечена загрузка отелей известных мировых брендов, и в первую очередь деловыми туристами. 

Мировые тренды в индустрии гостеприимства

Статистика по Казахстану сейчас соответствует скорее глобальным тенденциям прежних лет. Раньше, согласно исследованиям PricewaterhouseCoopers (PwC), мировой тренд развития отелей был направлен на узнаваемость брендов. 

Маркетологи трудились над созданием уникального и узнаваемого в любой точке мира имиджа бренда. Люди выбирали для отдыха отели, которые лучше всего соответствовали их личным склонностям, основываясь на информации о бренде.

Однако в последнее время ситуация на отельном рынке меняется, и руководители H&L пессимистично смотрят на будущее своего бизнеса. В 2019 году по результатам ежегодного глобального опроса руководителей, проведенного PwC, только 27% респондентов H&L заявили, что они «очень уверены» в росте доходов в ближайший год, в то время как на глобальном рынке такая уверенность есть у 35% руководителей.

Аналитики агентства PwC, входящего в «большую четверку», связывают пессимистические тенденции на рынке гостеприимства с потерей традиционными отелями прямого контакта с потребителями из-за развития платформ-агрегаторов по краткосрочной и долгосрочной аренде жилья (booking.com, hotels.com и т. п.). На этих платформах выбор отелей происходит в основном по расположению и цене. И хотя бренд по-прежнему играет свою роль, его важность затмевают отзывы и рейтинги потребителей.

Чтобы преодолеть риск потери дохода, связанный с развитием сервисов бронирования, отели должны найти способ вновь стать уникальными для клиентов. Компания PwC отмечает три приоритетных стратегических подхода в развитии мировых отелей в ближайшем будущем.

Во-первых, создание уникальных услуг, предвосхищающих и выходящих за рамки ожиданий гостей. Отелям необходимо создать такие условия, чтобы клиенты вновь и вновь возвращались к ним и делились своими позитивными отзывами с друзьями, расширяя круг потенциальных клиентов отеля. Во-вторых, наем сотрудников, успешных в налаживании личных доверительных отношений с клиентами. Каждый гость должен быть окружен персональной заботой, чувствовать к себе особое отношение, как к VIP-персоне. И наконец, в-третьих, внедрение новейших технологий для экономии на административных процессах. А сэкономленные средства необходимо инвестировать в новые цифровые системы, улучшающие качество и удобство взаимодействия между гостями и отелем.

Будущее казахстанских отелей

Учитывая избыточное гостиничное предложение в Казахстане, продолжающийся рост гостиничного сектора недвижимости Алматы и пессимизм на глобальном рынке, отельеров нашей страны могут ждать не лучшие времена. «Уверена, что низкая загрузка отелей и невысокие средние тарифы в течение нескольких лет, а также отсутствие тренда к повышению спроса на гостиничное размещение натолкнут инвесторов на мысль о том, что сейчас лучше вкладывать деньги в другие сегменты недвижимости или поискать вообще альтернативные средства сохранения и приумножения капитала. Нормальным сроком возврата капитала при строительстве гостиницы с заемными средствами на российском рынке, например, в текущий момент считается: для 3* – от 10 до 13 лет, для 4* – от 12 до 15, для 5* – от 15 и выше. Если ваши расчетные показатели значительно превышают эти цифры, то наверняка можно поискать иные инвестиционные возможности», – считает Веллер.

Ситуацию может улучшить значительный рост туристического потока. «В динамике мы видим, что туризм в Казахстане развивается, и от года к году все больше гостей приезжают с целью посетить страну для отдыха и изучения местной культуры и окрестностей. И это очень во­одушевляет, ведь в нашей стратегии развития важным пунктом является продолжение активной работы по продвижению Казахстана, и Алматы в частности, как привлекательного туристического направления», – отмечает Тюрикова. Статистика МНЭ РК также подтверждает положительную динамику: за январь – июнь 2019 года обслужено 590 тыс. человек, что на 17% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но загрузка существующих отелей свидетельствует о том, что пока этого недостаточно.

Кроме того, в свете мировых тенденций брендовым отелям придется переосмыслить понятие лояльности к бренду, которая теперь должна строиться на уникальных и неожиданных удобствах для клиента. Отелям стоит выходить за рамки проверенного и надежного, тестировать новые функции, предлагать рискованные идеи и предугадывать, что станет наиболее привлекательным для гостей в ближайшем будущем – такого мнения придерживаются специалисты PwC. 

Отелям же экономкласса 

Татьяна Веллер советует присмотреться к мировым тенденциям по развитию коливингов и B&B и выбору путешественниками бутиковых и лайфстайл-отелей.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций