Бизнес не сложился, но «крови попил»

Почему разведение пиявок превратилось в головную боль, а не в прибыльное дело?

Иллюстрация: demiart

Воплощение оригинальной идеи сулило арендатору озера в Костанайской области материальный достаток и благодарность пациентов, которым бы помогли природные терапевты. Но пока это – несбывшаяся мечта. Однако Татьяна Вараксина продолжает начатое дело и надеется, что когда-нибудь оно принесет пользу.

Как все начиналось

Татьяна Вараксина уже несколько лет внедряет на водоеме новые методы по сохранению уровня воды, проводит зарыбление и все необходимые мероприятия и внесена в список добросовестных природопользователей. Также она не побоялась взяться за освоение нового для региона направления – разведение лечебных пиявок.

«Я родом из Восточного Казахстана, мои родители были не просто потомственными рыбаками, знали все тонкости этого дела, но и занимались разведением рыбы. Как самая младшая в семье, я была рядом с отцом и матерью, даже когда они работали. Так постепенно и приобщилась к рыбацкому труду. Интересовалась всем, наблюдала, как отец в одном из озер разводил форель», – рассказывает свою историю «Курсиву» Татьяна Вараксина.

Когда в регионе стали развивать Верхнетобольское водохранилище, семья приехала в Лисаковск. Здесь в рыбхозе разводили карпа, рипуса, и девушка набиралась опыта и знаний. Все, что связано с рыбой и ее разведением, она полюбила с детства, и практический опыт, полученный за это время, помогает ей и сейчас.

Со своим будущим мужем, Александром Прищепой, Татьяна познакомилась тоже на одном из водоемов: увлечение рыбоводством оказалось одно на двоих. А позже стало их семейным делом – на арендованном озере площадью 143 га, расположенном в Костанайском районе, они начали маленький бизнес. 

«Озер в области немало, но за последние годы многие из них высохли или обмелели. Для того чтобы восстановить их, нужно было время. Мы нашли подходящий водоем и в начале 2012 года выиграли конкурс и принялись за работу. Первым делом очистили озеро от травы и мусора, затем запустили туда карася», – рассказывает Татьяна.

С надеждой на будущее

Планов у супругов было немало: хотелось более серьезно заняться рыбным хозяйством, но денег на расширение не хватало. Но на одном из сельских сходов аким района рассказывал о программе, направленной на развитие предпринимательства на селе и возможности получить грант. Женщина решила попробовать свои силы, начала собирать все необходимые документы и разрабатывать бизнес-план по развитию озера.

«Во время одного из исследований водоема мы обнаружили в нем пиявок, зная об их уникальных лечебных свойствах, решили заняться их разведением. Этот момент и придал нашему проекту инновационность», – вспоминает Татьяна.

Около шести месяцев ушло на написание и защиту бизнес-плана, в нем женщина просила 3 млн тенге на покупку лодки, вагончика, электростанции и многого другого. В итоге Татьяне Вараксиной удалось попасть в четверку стартаперов, которые получили гранты. Хотя ей дали 1,5 млн тенге, этой суммы хватило на самый необходимый инвентарь и маточных пиявок.

Выяснилось, что в озере водятся три вида пиявок, пригодных для гирудоцентров: восточная – зеленая с бархатом, аптечная – с продольными оранжевыми полосками на спинке и лечебная – с плотным зеленым брюшком. В итоге женщина закупила 1 тыс. штук аптечной пиявки на 350 тыс. тенге.

В озере природа создала идеальную атмосферу для пиявок. Кочки, камыши, трава, пресная вода – все, что нужно для их разведения. Стоит отметить, что процесс выращивания пиявок небыстрый. Появившейся на свет пиявке необходимо расти три года до своего рабочего веса – 2,5 г. А чтобы она превратилась в матку, дающую потомство, нужно еще года три. За это время она набирает вес до 6–7 г.

Условия для работы и огромное желание у супругов были, процесс пошел. И, казалось бы, все ведет к успеху. Но пока его не случилось.

Риски, переписки и снова надежда

«Рисков в этом бизнесе оказалось больше, чем я ожидала. В 2013 году, когда начала им заниматься, заключила договор с Алматинским гирудоцентром, в котором пиявки должны были находиться на карантине перед отправкой в медучреждения. Но три года назад гирудоцентр обанкротился, а сдавать пиявок напрямую в медицинские кабинеты я не имею права, так как их использование без карантина запрещено. Удастся ли получить от такого бизнеса прибыль – пока вопрос», – признает Татьяна Вараксина.

За эти годы благодаря интернету бизнесвумен завела массу знакомств среди людей с аналогичным увлечением, изучила многие нюансы дела. И даже стала получать предложения о сотрудничестве из России и Украины, но по стечению обстоятельств все сделки срывались. Конечно, были и предложения от казахстанских учреждений, однако от продажи на черном рынке Татьяна Вараксина, как законопослушный гражданин, отказывается. Она продолжает разводить рыбу и пиявок в надежде на то, что в скором времени ситуация изменится и ее лекари смогут приносить пользу как ей, так и пациентам, решившим прибегнуть к гирудотерапии.

banner_wsj.gif

3650 просмотров

В Казахстане торговые центры ожидают к осени оттока арендаторов

Прогнозируется, что последствия кризиса для ретейлеров еще впереди

Фото: Офелия Жакаева

Двухмесячный карантин практически не проредил ряды арендаторов торговых площадей в казахстанских торговых центрах. Но девелоперы настроены не слишком оптимистично и прогнозируют, что главные последствия кризиса для ретейлеров еще впереди.

С 25 мая арендаторы ТРЦ открыли двери своих офлайн-магазинов и начали торговлю, пытаясь наверстать месяцы простоя. Девелоперы сообщают, что потерь среди арендаторов торговых центров практически нет.

«Несмотря на сложнейший период на рынке ретейла, на данный момент мы существенного оттока арендаторов не видим ни в своих центрах, ни в других проектах на рынке», – комментирует ситуацию директор по управлению торговыми активами компании, управляющей несколькими ТРЦ в Алматы и Нур-Султане, Шахида Садырова.

Слабым звеном оказались единичные мелкие арендаторы, которые не успели закупить летние коллекции перед объявлением режима ЧП. Так, молл «Апорт» из 272 арендаторов покинули 9 небольших индивидуальных предпринимателей. ТРЦ «Спутник» не досчитался двух-трех арендаторов. В то же время в молле «Апорт» за первый месяц работы после локдауна открыли свои магазины десять новых брендов, кроме того, открылся бар «Пинта», который занял сразу 900 кв. м. Готовится к открытию McDonald’s с McCafe, Marwin&Меломан и еще несколько брендов, сообщает один из основателей и совладелец моллов «Апорт» Дмитрий Ревин.

В «Достык Плаза», по данным директора департамента аренды Марины Шишкиной, открылись новые бутики по продаже ювелирных изделий, парфюмерии, товаров для детей. Девелоперы отмечают, что период локдауна повысил спрос на домашний текстиль, товары для творчества, книги, настольные и семейные игры. Однако владельцы и управляющие торговыми центрами не спешат радоваться, полагая, что последствия текущего кризиса отрасль почувствует к осени. К этому времени рынок могут покинуть в первую очередь непрофессиональные и несетевые игроки, у которых нет достаточной ликвидности для поддержания товарооборота.

«В ситуации неопределённости игроки на рынке зачастую не готовы принимать сложные для себя и судьбоносные решения. Мы прогнозируем существенный отток арендаторов, которые завершат свою историю на рынке после летнего сезона. Те арендаторы, которым не удалось договориться на особые льготные условия аренды, не смогут вовремя и в полном объёме заказать осенние коллекции и полноценно торговать на рынке», – объясняет Садырова.

«Осенью возможны изменения, когда мы почувствуем результаты карантина и остановки экономики», – соглашается с коллегой управляющий ТРЦ «Спутник» Ержан Уразбаев.

При ограничении доступа к офлайн-магазинам сложно будет удержаться на плаву и тем игрокам, кто не смог наладить онлайн-торговлю.

«Игроки, вовремя инвестировавшие в эффективные инструменты онлайн-продаж, сегодня окажутся в приоритете и будут иметь больше шансов на безболезненный выход из посткарантинного периода», – считает Садырова.

Чтобы минимизировать потери и сохранить вакантность на приемлемом уровне, девелоперы разрабатывают для арендаторов льготные схемы арендных платежей с разными сценариями.

Среди самых распространенных: скидки и отложенные платежи, равномерно распределенные на посткарантинный период, либо единовременные платежи в конце 2020-го – начале 2021 года.

 

*Материал подготовлен при поддержке Colliers International Kazakhstan
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg