Перейти к основному содержанию

940 просмотров

Защитить бизнес от вымогателей просит депутат

Мажилисмен также указал на изъяны в работе правительства Казахстана

Фото: Shutterstock.com

Депутат мажилиса Азат Перуашев в ходе обсуждения уточнения в бюджет на текущий год рассказал о том, как налоговики «кошмарят» бизнес в погоне за увеличением доходной части бюджета. 

«Уточненные параметры оставляют противоречивые впечатления. Так, незапланированные дополнительные поступления в бюджет… 20 млрд тенге за счет штрафов и пеней. Нас не удовлетворяет объяснение госорганов этих поступлений улучшением администрирования. Бизнесмены сообщают в партию «Ак жол» о том, что в последнее время их приглашают в местные налоговые органы безо всяких оснований, ненавязчиво предлагая выплатить дополнительные 20-30 млн и более тенге по итогам камерального контроля или мониторинга. А в случае отказа обещают направить реальные проверки с заданием найти повод оштрафовать на гораздо большие суммы. И все понимают, что это не пустые угрозы», – сказал Перуашев

Он считает такое положение дел двойным налогообложением и просит власти разобраться в данной ситуации и исключить необоснованное давление на бизнес.

Между тем, отметив актуальность увеличения расходов на выплату АСП в связи с ростом числа ее получателей, он тут же подверг сомнениям действия минсоцтруда в части решения проблемы безработицы.

«Возникает вопрос к минсоцтруда. На протяжении последних 10 лет правительством ежегодно направлялись колоссальные средства на решение вопросов безработицы и развития массового предпринимательства. Мы даже не знаем, сколько именно – десятков или сотен миллиардов – на это потрачено. Но количество получателей АСП говорит о малой эффективности этих мер», – сказал депутат. 

По его оценке, если бы госорганы действительно обеспечивали население занятостью и заработной платой, если бы десятки тысяч рабочих мест и сотни предприятий создавались в действительности, а не на бумаге, то сегодня в стране не стояла бы так остро проблема большого количества безработных и семей без дохода.

«Куда эффективнее создавать либеральную инвестиционную политику и налоговую политику, обеспечить предприятия свободным доступом к инфраструктуре, защитить от недобросовестных монополистов и прочих вымогателей. Рабочие места создаются именно так, а не закачиванием денег в банки и чиновничьи кабинеты», – резюмировал парламентарий. 

524 просмотра

Как в Казахстане развивается социальное предпринимательство

Официальной статистики по этому виду бизнеса в республике пока нет

Фото: Shutterstock

Социальными предпринимателями принято называть тех людей, чей бизнес в первую очередь нацелен на решение (в крайнем случае – смягчение) актуальных социальных проблем. Доходы от такого бизнеса позволяют компании быть устойчивой и продолжать свою полезную для общества и в то же время помогающую зарабатывать деятельность.

Идеи и люди

Несколько примеров из казахстанской практики социального предпринимательства. Бывший детдомовец Геннадий Франк создал социальное предприятие «Шанырак» – единственный в стране фонд помощи выпускникам детских домов, где последних не только обучают ремеслу и находят им работу, но и помогают открыть свой бизнес. На базе предприятия действуют школа производственного обучения, школа индивидуального предпринимательства и кадровое агентство.

Ерлан Кумискалиев открыл Центр «Атырау. Маленькая страна» – первый центр для реабилитации детей с ограниченными возможностями с помощью иппотерапии, другими словами – верховой езды. Центр также занимается реабилитацией детей с повреждениями головного мозга с использованием методов канистерапии (реабилитации с помощью собак) и работает над созданием собственной методики реабилитации детей с неврологическими патологиями.

Социальное кафе Kunde основал в столице Маулен Ахметов, в этом кафе работают люди с особенностями ментального развития.

Интернет-магазин Invamade продает хэндмейд-изделия, сделанные людьми с особыми потребностями и представителями социально уязвимых слоев населения. Основатель проекта Айжан Халилова не просто продает изготовленные ими игрушки, украшения и сувениры, но и, как настоящий предприниматель, старается повысить эффективность этого бизнеса и привлечь еще больше покупателей – например, приглашая к сотрудничеству дизайнеров, чтобы те предоставляли идеи, а мастера Invamade эти идеи реализовывали, создавая в итоге по-настоящему дизайнерские изделия.

Как становятся социальными предпринимателями

Цель социального предпринимателя – решение социальной проблемы, а не извлечение прибыли. Нередко такой бизнес вырастает из попыток человека решить проблему, которая оказалась важна непосредственно для него самого. Из числа таких предпринимателей – Турганжан Касымов, директор компании «Жолын болсын, балакай». Компания занимается установкой мобильных пандусов в Алматы. Вопрос стал актуален для самого Касымова после того, как в его семье появился ребенок – тогда будущий социальный предприниматель и осознал масштаб проблемы. Поднимать коляску по лестницам, часто узким и плохо освещенным, было тяжело не только супруге Турганжана Касымова, но и ему самому. Проблему основатель «Жолын болсын, балакай» решил созданием своей версии откидного пандуса – это раздвижная конструкция, которая крепится на стену и раскладывается на ступени только в момент использования. Применение нестандартных и инновационных решений – еще один признак социального предпринимательства.

Новая история

Организации, которые решают социальные задачи и при этом используют коммерческие услуги или выпуск продукции в качестве модели для обеспечения финансовой устойчивости деятельности, в Казахстане появились в середине 2000-х. Тогда коммерческие направления своей деятельности создали многие НПО.

Вторая волна развития социального предпринимательства пришлась на начало 2010-х – тогда уже появились тематические форумы и конференции, где происходил обмен опытом. Программы поддержки социальных предпринимателей и образовательные программы для них же начали проводить такие компании и организации, как «Шеврон», Alma U, Ассоциация развития гражданского общества, Фонд Евразия Центральной Азии, Британский Совет в Казахстане.

Определение социального предпринимательства в Казахстане пока не закреплено, нет и закона о социальном предпринимательстве. Но фокус на выявление и поддержку социальных предпринимателей уже сделан как общественными организациями, в том числе международными, так и госструктурами. Например, в 2019 году МИОР РК совместно с корпоративным фондом Impact Hub Almaty провели первую республиканскую премию Ozgeris ustasy. 15 ее победителей получили гранты на 500 тыс. тенге, а кроме того был сформирован Реестр социальных предпринимателей Казахстана, в который вошли 152 социальных предпринимателя страны. На основе этого реестра можно увидеть, что большинство (чуть больше 40%) социальных предпринимателей сконцентрированы в сегменте «помощь/поддержка уязвимых групп», второй по объему сегмент – «образование» (14,85%). 43,4% социальных предпринимателей ведут свою деятельность более пяти лет, а самые активные регионы в этом вопросе – Туркестанская область (там находятся 22% попавших в реестр социальных предпринимателей), Нур-Султан (19%) и только потом – Алматы (7%).

В этом году МИОР РК планирует проект «Изучение потенциала социального предпринимательства и разработка основополагающих методик его развития». Он предполагает не только анализ существующей ситуации, но и разработку пилотной программы по развитию социального предпринимательства среди НПО Казахстана и ее обсуждение с экспертным сообществом и представителями гражданского общества. Фактическим результатом проекта должны стать конкретные предложения – как выстраивать систему поддержки социального предпринимательства в республике.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif