Зачем местным исполнительным органам подарили воздушные гавани

На севере страны уже приступили к инвентаризации имущества и озвучили планы на будущее

Фото: Shutterstock

Фонду «Самрук-Казына» не удалось реализовать на торгах аэропорты Павлодара, Актобе и Атырау. И теперь они будут находиться в ведении госорганов. На севере страны уже приступили к инвентаризации имущества и озвучили планы дальнейшей деятельности. 

Напомним, еще в 2018 году Фонд национального благосостояния намеревался продать бизнесу сразу три воздушных гавани: аэропорт в Павлодаре, АО «Международный аэропорт Атырау» и АО «Международный аэропорт Актобе».

Условия торгов в ноябре 2018 года озвучила компания из структуры фонда – Airport Management Group (AMG), под управлением которой находились стратегические объекты. Цену единого лота определили в 9,2 млрд тенге и не позднее 26 марта 2019 года обещали обнародовать итоги конкурса. Однако он не состоялся. Покупателей на такой пакет «три в одном» не нашлось. После этого стало известно о принятом решении передать аэропорты местным исполнительным органам, причем безвозмездно.

Безымянный_75.png

Вот это подарок

Администрация Павлодарской области проводит приемку стратегического объекта – местного аэропорта. Перешел он в ведение акимата в сентябре 2019 года путем заключения договора дарения с прежним собственником – АО «ФНБ «Самрук-Казына». На сегодня право владения и распоряжения акциями принадлежит управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог. 

Вместе с тем, судя по финансовым показателям, аэропорты в регионах остаются не самым успешным бизнесом. Из трех выставленных на конкурс аэропортов только атырауский завершил финансовый год, предшествовавший торгам, с прибылью в 152 млн тенге. Тогда как чистый убыток актюбинского предприятия – 123 млн тенге. А павлодарский аэропорт, где пассажиропоток составил менее 100 тыс. человек, продемонстрировал не лучшие результаты. 

«Выручка аэропорта Павлодара за 2017 год составила 630 млн тенге, чистый убыток – 115 млн тенге», – говорилось в конкурсной документации AMG. 

Кстати, более десяти лет назад все три воздушные гавани вошли в фонд «Самрук-Казына» ради повышения эффективности их деятельности. В 2016 году за управление объектов взялось ТОО «AMG», которое к тому времени курировало еще шесть аэропортов с государственным пакетом акций и заявляло о намерении вплотную заняться развитием воздушных гаваней в регионах Казахстана. Причем не только ремонтом инфраструктуры, но и повышением качества менеджмента. 

Бюджет нам поможет

О том, почему до сих пор не случилось преображения малорентабельного логистического объекта в выгодный бизнес-проект, в акимате Павлодарской области не рассуждают. Говорят лишь, что постараются сделать все, чтобы предприятие заработало в полную силу. Хотя сегодня приобретение коммунальной собственности для исполнительной власти – ситуация нестандартная. Напротив, в настоящее время акиматы разных уровней активно выводят в конкурентную среду объекты ЖКХ, транспорта, спорта, здравоохранения и образования.

Заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог Диана Муханова уверяет, что аэропорт вполне самоокупаемое предприятие. И теперь для его развития появились новые возможности.

«Для нас это (возвращение в собственность аэропорта. – «Курсив») ни в коем случае не бремя. Акимат всегда за то, чтобы воздушный транспорт развивался. Как госорган, мы были заинтересованы в расширении маршрутной сети. И даже договаривались об этом с перевозчиками. При этом не знали, какова ситуация в аэропорту. Теперь все иначе. Например, возможно, на обслуживание будем организовывать скидки», – пояснила «Курсиву» Диана Муханова. 

Она считает, что в развитии упор целесообразно делать на субсидирование перелетов из бюджета. Таким образом запустится механизм востребованности направлений, которых сейчас недостаточно. 

«Столица у нас рядом, и туда можно на железнодорожном, автомобильном транспорте добраться. А на запад страны перелеты только с пересадкой через Нур-Султан, это неудобно. Будем развивать маршрутную сеть, будем приглашать новых перевозчиков. Расчеты изучать, субсидий из республики добиваться», – говорит представитель госоргана. 

Российская компания вернется

По словам Дианы Мухановой, опыт текущего года показал, что снижение цен и привлечение пассажиров возможны. Об этом свидетельствует приход на рынок отечественного лоукостера. Есть и другой опыт, когда авиакомпании покидали региональный рынок из-за отсутствия окупаемости. Так, весной прошлого года российская S7 Airlines организовала полеты из Павлодара в приграничный Новосибирск, однако летом текущего года отказалась от них, объяснив, что это коммерчески невыгодно. Тогда стоимость билета составляла минимум 25 тыс. тенге. 
Впрочем, как сообщила Диана Муханова, российская авиакомпания решила все-таки возобновить рейсы с 28 октября. Вновь начнут полеты самолеты по направлению Павлодар – Шымкент. Помогут ли областные власти закрепиться перевозчикам на рынке, компенсируя затраты, пока неизвестно. Но сегодня регулярными являются рейсы только в Нур-Султан, Алматы, Москву, Минск (сезонные) и чартерные – в Анталью и города Германии.

А что делать?

Новые собственники пока не могут ответить на вопрос, какие еще меры будут приняты, чтобы аэропорт начал достойно зарабатывать. Сотрудники госоргана пока лишь занимаются изучением документации и оценивают состояние имущественного комплекса.
Между тем и самом фонде «Самрук-Казына» пока не видят более действенного метода активизации деятельности региональных аэропортов, чем субсидирование. 

«Необходимо дальнейшее решение вопросов развития аэропортов в целях повышения транспортной доступности населения в регионах с надлежащим уровнем безопасности и качества. Надо рассмотреть вопрос прямого субсидирования аэропортов с малой коммерческой загрузкой», – сказал на заседании правительства 7 октября управляющий директор по транспорту и логистике ФНБ Канат Алпысбаев. 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg