Перейти к основному содержанию

1253 просмотра

Зачем местным исполнительным органам подарили воздушные гавани

На севере страны уже приступили к инвентаризации имущества и озвучили планы на будущее

Фото: Shutterstock

Фонду «Самрук-Казына» не удалось реализовать на торгах аэропорты Павлодара, Актобе и Атырау. И теперь они будут находиться в ведении госорганов. На севере страны уже приступили к инвентаризации имущества и озвучили планы дальнейшей деятельности. 

Напомним, еще в 2018 году Фонд национального благосостояния намеревался продать бизнесу сразу три воздушных гавани: аэропорт в Павлодаре, АО «Международный аэропорт Атырау» и АО «Международный аэропорт Актобе».

Условия торгов в ноябре 2018 года озвучила компания из структуры фонда – Airport Management Group (AMG), под управлением которой находились стратегические объекты. Цену единого лота определили в 9,2 млрд тенге и не позднее 26 марта 2019 года обещали обнародовать итоги конкурса. Однако он не состоялся. Покупателей на такой пакет «три в одном» не нашлось. После этого стало известно о принятом решении передать аэропорты местным исполнительным органам, причем безвозмездно.

Безымянный_75.png

Вот это подарок

Администрация Павлодарской области проводит приемку стратегического объекта – местного аэропорта. Перешел он в ведение акимата в сентябре 2019 года путем заключения договора дарения с прежним собственником – АО «ФНБ «Самрук-Казына». На сегодня право владения и распоряжения акциями принадлежит управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог. 

Вместе с тем, судя по финансовым показателям, аэропорты в регионах остаются не самым успешным бизнесом. Из трех выставленных на конкурс аэропортов только атырауский завершил финансовый год, предшествовавший торгам, с прибылью в 152 млн тенге. Тогда как чистый убыток актюбинского предприятия – 123 млн тенге. А павлодарский аэропорт, где пассажиропоток составил менее 100 тыс. человек, продемонстрировал не лучшие результаты. 

«Выручка аэропорта Павлодара за 2017 год составила 630 млн тенге, чистый убыток – 115 млн тенге», – говорилось в конкурсной документации AMG. 

Кстати, более десяти лет назад все три воздушные гавани вошли в фонд «Самрук-Казына» ради повышения эффективности их деятельности. В 2016 году за управление объектов взялось ТОО «AMG», которое к тому времени курировало еще шесть аэропортов с государственным пакетом акций и заявляло о намерении вплотную заняться развитием воздушных гаваней в регионах Казахстана. Причем не только ремонтом инфраструктуры, но и повышением качества менеджмента. 

Бюджет нам поможет

О том, почему до сих пор не случилось преображения малорентабельного логистического объекта в выгодный бизнес-проект, в акимате Павлодарской области не рассуждают. Говорят лишь, что постараются сделать все, чтобы предприятие заработало в полную силу. Хотя сегодня приобретение коммунальной собственности для исполнительной власти – ситуация нестандартная. Напротив, в настоящее время акиматы разных уровней активно выводят в конкурентную среду объекты ЖКХ, транспорта, спорта, здравоохранения и образования.

Заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог Диана Муханова уверяет, что аэропорт вполне самоокупаемое предприятие. И теперь для его развития появились новые возможности.

«Для нас это (возвращение в собственность аэропорта. – «Курсив») ни в коем случае не бремя. Акимат всегда за то, чтобы воздушный транспорт развивался. Как госорган, мы были заинтересованы в расширении маршрутной сети. И даже договаривались об этом с перевозчиками. При этом не знали, какова ситуация в аэропорту. Теперь все иначе. Например, возможно, на обслуживание будем организовывать скидки», – пояснила «Курсиву» Диана Муханова. 

Она считает, что в развитии упор целесообразно делать на субсидирование перелетов из бюджета. Таким образом запустится механизм востребованности направлений, которых сейчас недостаточно. 

«Столица у нас рядом, и туда можно на железнодорожном, автомобильном транспорте добраться. А на запад страны перелеты только с пересадкой через Нур-Султан, это неудобно. Будем развивать маршрутную сеть, будем приглашать новых перевозчиков. Расчеты изучать, субсидий из республики добиваться», – говорит представитель госоргана. 

Российская компания вернется

По словам Дианы Мухановой, опыт текущего года показал, что снижение цен и привлечение пассажиров возможны. Об этом свидетельствует приход на рынок отечественного лоукостера. Есть и другой опыт, когда авиакомпании покидали региональный рынок из-за отсутствия окупаемости. Так, весной прошлого года российская S7 Airlines организовала полеты из Павлодара в приграничный Новосибирск, однако летом текущего года отказалась от них, объяснив, что это коммерчески невыгодно. Тогда стоимость билета составляла минимум 25 тыс. тенге. 
Впрочем, как сообщила Диана Муханова, российская авиакомпания решила все-таки возобновить рейсы с 28 октября. Вновь начнут полеты самолеты по направлению Павлодар – Шымкент. Помогут ли областные власти закрепиться перевозчикам на рынке, компенсируя затраты, пока неизвестно. Но сегодня регулярными являются рейсы только в Нур-Султан, Алматы, Москву, Минск (сезонные) и чартерные – в Анталью и города Германии.

А что делать?

Новые собственники пока не могут ответить на вопрос, какие еще меры будут приняты, чтобы аэропорт начал достойно зарабатывать. Сотрудники госоргана пока лишь занимаются изучением документации и оценивают состояние имущественного комплекса.
Между тем и самом фонде «Самрук-Казына» пока не видят более действенного метода активизации деятельности региональных аэропортов, чем субсидирование. 

«Необходимо дальнейшее решение вопросов развития аэропортов в целях повышения транспортной доступности населения в регионах с надлежащим уровнем безопасности и качества. Надо рассмотреть вопрос прямого субсидирования аэропортов с малой коммерческой загрузкой», – сказал на заседании правительства 7 октября управляющий директор по транспорту и логистике ФНБ Канат Алпысбаев. 

1463 просмотра

В каком направлении будет развиваться молочное производство Казахстана

Прогноз на ближайшие пять лет

Фото: Shutterstock

В 2020 году Казахстан должен был перейти на новый регламент оценки качества молока. Однако под самый занавес прошлого года решением совета ЕАЭС переход отложили на пять лет. 

Это не значит, что казахстанское молоко некачественное – оно соответствует всем стандартам Евразийского экономического союза, кроме микробиологических. Но чтобы решить эти микробиологические проблемы, молочной промышленности надо серьезно перестроиться на мак­роэкономическом уровне.

Планки качества достичь не удалось

Конец 2019 года для молочного рынка страны выдался нервным. 31 декабря истекал срок, после которого молокозаводы должны были начать принимать для переработки сырое молоко единого высокого качества. Такие правила диктует Технический регламент Таможенного союза 033-2013, регулирующий безопасность молочных продуктов в ЕАЭС. 

Согласно этому регламенту молоко не может делиться на сорта по качеству. Любое молоко, попадающее на переработку, должно быть полностью безопасным для человека. Казахстану для достижения этой качественной планки осталось отрегулировать содержание в молоке микробов, бактерий и соматических клеток – следов болезни животного. Для этого надо обеспечить высокий уровень санитарно-гигиенического контроля за всеми молочными фермами, а это оказалось непросто из-за особенностей устройства производственной молочной базы страны.

Главный на рынке – мелкий производитель

Рынок молока, по оценке Молочного союза Казахстана, составляет 5 млн т. Из них только 1 млн т является товарным молоком, то есть годным к переработке. Около 78% такого молока дают мелкие крестьянские хозяйства, остальное приходится на долю специализированных ферм. 

По данным Министерства сельского хозяйства РК, сейчас в республике переработкой молока занимаются 164 предприятия. 35 молокозаводов имеют собственные молочно-товарные фермы и не зависят от поставщиков. Остальные 129 заводов (а это 80%) покупают сырье на открытом рынке. 

Совокупная мощность переработки заводов составляет около 2 млн т сырья в год, фактически заводы загружены наполовину. Зимой же из-за дефицита сырья загрузка падает до 20%, из-за чего некоторые заводы даже закрываются. 

Гульмира Исаева, вице-министр министерства сельского хозяйства, приводит такие данные: в 2018 году из переработанных на заводах объемов лишь 337 тыс. т сырого молока поступило от организованных сельхозпредприятий. Еще 606 тыс. т молока заводы купили у 84 тыс. домашних хозяйств. 

Мелкое производство неконкурентоспособно

Доминирующее положение мелких производителей на молочном рынке Казахстана и стало причиной, по которой внедрение более серьезного качественного регламента перенесено на пять лет. Это уже не первая отсрочка: стандарт товарного молока ЕАЭС внедрен в 2013 году, когда соответствовать ему могла только Белоруссия – в этой республике доля мелких хозяйств в молочной отрасли всего 5%. 

В России ситуация была схожей с нашей – там организованные хозяйства не обеспечивали и пятой части рынка, что отражалось на качестве продукта. И только в прошлом году Минсельхоз России констатировал небольшое преобладание продукции крупных хозяйств в общем объеме производства. Далее, по прогнозам, мелкие российские производители будут уступать по 2,5% рынка ежегодно.

Мелкое производство молока неконкурентоспособно по простой причине: материальная база таких хозяйств устарела, а доходы не позволяют модернизироваться. По данным Исаевой, средний месячный заработок мелкой семейной фермы составляет 60 тыс. тенге. Очевидно, что доход такого уровня не позволяет вести полноценную ветеринарную или племенную работу или даже просто вкладывать средства в улучшение рациона питания коров. Но это те самые задачи, от решения которых зависит качество молока. 

Каким путем пойдет молочный рынок 

Динмухамед Айсаутов, эксперт Молочного союза Казахстана, отмечает, что эволюция молочного рынка не бывает быстрой. Он приводит пример Хорватии, которая потратила 15 лет, прежде чем выполнила требования Европейского союза. За этот срок в этой стране 65 тыс. мелких ферм преобразовались в 6 тыс. организованных молочных предприятий. 

Именно опыт Хорватии лег в основу «Дорожной карты развития молочной отрасли РК». Документ разработал Молочный союз Казахстана при участии ФАО ООН и Евразийского банка реконструкции и развития. В середине 2019 года план принят Министерством сельского хозяйства, но внедрить его за полгода было немыслимо, зато в пятилетний цикл отсрочки техрегламента страна входит с ясным планом развития.  

Одна из основных обозначенных в документе задач – обеспечение качественного ветеринарного контроля. Планируется создание электронной ветеринарной карты, где в режиме онлайн будет отражаться проведение плановых мероприятий. Осталось решить кадровый вопрос – сейчас, по данным минсельхоза, ветеринарные службы страны испытывают дефицит специалистов: свободно 820 вакансий. 

Запланированы широкие образовательные курсы для работников молочного рынка – компетенции и профессиональные навыки мелких производителей оставляют желать лучшего. Школы фермеров – обычное дело в Европе и в России. В Казахстане их проводили крупные переработчики молока, заинтересованные в качестве сырья, теперь эта практика переводится в обязательную часть государственной политики. 

Результатом должен стать планомерный рост доли молока, соответствующий Техрегламенту 033-2013. «Дорожная карта» прогнозирует, что в 2020 году производство молока «по нормам ЕАЭС» составит 36 тыс. т, в 2021-м – 105 тыс. т, в 2022-м – 210 тыс. т, в 2023-м – 350 тыс. т и в 2024 году – 500 тыс. т.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance