Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


988 просмотров

Зачем местным исполнительным органам подарили воздушные гавани

На севере страны уже приступили к инвентаризации имущества и озвучили планы на будущее

Фото: Shutterstock

Фонду «Самрук-Казына» не удалось реализовать на торгах аэропорты Павлодара, Актобе и Атырау. И теперь они будут находиться в ведении госорганов. На севере страны уже приступили к инвентаризации имущества и озвучили планы дальнейшей деятельности. 

Напомним, еще в 2018 году Фонд национального благосостояния намеревался продать бизнесу сразу три воздушных гавани: аэропорт в Павлодаре, АО «Международный аэропорт Атырау» и АО «Международный аэропорт Актобе».

Условия торгов в ноябре 2018 года озвучила компания из структуры фонда – Airport Management Group (AMG), под управлением которой находились стратегические объекты. Цену единого лота определили в 9,2 млрд тенге и не позднее 26 марта 2019 года обещали обнародовать итоги конкурса. Однако он не состоялся. Покупателей на такой пакет «три в одном» не нашлось. После этого стало известно о принятом решении передать аэропорты местным исполнительным органам, причем безвозмездно.

Безымянный_75.png

Вот это подарок

Администрация Павлодарской области проводит приемку стратегического объекта – местного аэропорта. Перешел он в ведение акимата в сентябре 2019 года путем заключения договора дарения с прежним собственником – АО «ФНБ «Самрук-Казына». На сегодня право владения и распоряжения акциями принадлежит управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог. 

Вместе с тем, судя по финансовым показателям, аэропорты в регионах остаются не самым успешным бизнесом. Из трех выставленных на конкурс аэропортов только атырауский завершил финансовый год, предшествовавший торгам, с прибылью в 152 млн тенге. Тогда как чистый убыток актюбинского предприятия – 123 млн тенге. А павлодарский аэропорт, где пассажиропоток составил менее 100 тыс. человек, продемонстрировал не лучшие результаты. 

«Выручка аэропорта Павлодара за 2017 год составила 630 млн тенге, чистый убыток – 115 млн тенге», – говорилось в конкурсной документации AMG. 

Кстати, более десяти лет назад все три воздушные гавани вошли в фонд «Самрук-Казына» ради повышения эффективности их деятельности. В 2016 году за управление объектов взялось ТОО «AMG», которое к тому времени курировало еще шесть аэропортов с государственным пакетом акций и заявляло о намерении вплотную заняться развитием воздушных гаваней в регионах Казахстана. Причем не только ремонтом инфраструктуры, но и повышением качества менеджмента. 

Бюджет нам поможет

О том, почему до сих пор не случилось преображения малорентабельного логистического объекта в выгодный бизнес-проект, в акимате Павлодарской области не рассуждают. Говорят лишь, что постараются сделать все, чтобы предприятие заработало в полную силу. Хотя сегодня приобретение коммунальной собственности для исполнительной власти – ситуация нестандартная. Напротив, в настоящее время акиматы разных уровней активно выводят в конкурентную среду объекты ЖКХ, транспорта, спорта, здравоохранения и образования.

Заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог Диана Муханова уверяет, что аэропорт вполне самоокупаемое предприятие. И теперь для его развития появились новые возможности.

«Для нас это (возвращение в собственность аэропорта. – «Курсив») ни в коем случае не бремя. Акимат всегда за то, чтобы воздушный транспорт развивался. Как госорган, мы были заинтересованы в расширении маршрутной сети. И даже договаривались об этом с перевозчиками. При этом не знали, какова ситуация в аэропорту. Теперь все иначе. Например, возможно, на обслуживание будем организовывать скидки», – пояснила «Курсиву» Диана Муханова. 

Она считает, что в развитии упор целесообразно делать на субсидирование перелетов из бюджета. Таким образом запустится механизм востребованности направлений, которых сейчас недостаточно. 

«Столица у нас рядом, и туда можно на железнодорожном, автомобильном транспорте добраться. А на запад страны перелеты только с пересадкой через Нур-Султан, это неудобно. Будем развивать маршрутную сеть, будем приглашать новых перевозчиков. Расчеты изучать, субсидий из республики добиваться», – говорит представитель госоргана. 

Российская компания вернется

По словам Дианы Мухановой, опыт текущего года показал, что снижение цен и привлечение пассажиров возможны. Об этом свидетельствует приход на рынок отечественного лоукостера. Есть и другой опыт, когда авиакомпании покидали региональный рынок из-за отсутствия окупаемости. Так, весной прошлого года российская S7 Airlines организовала полеты из Павлодара в приграничный Новосибирск, однако летом текущего года отказалась от них, объяснив, что это коммерчески невыгодно. Тогда стоимость билета составляла минимум 25 тыс. тенге. 
Впрочем, как сообщила Диана Муханова, российская авиакомпания решила все-таки возобновить рейсы с 28 октября. Вновь начнут полеты самолеты по направлению Павлодар – Шымкент. Помогут ли областные власти закрепиться перевозчикам на рынке, компенсируя затраты, пока неизвестно. Но сегодня регулярными являются рейсы только в Нур-Султан, Алматы, Москву, Минск (сезонные) и чартерные – в Анталью и города Германии.

А что делать?

Новые собственники пока не могут ответить на вопрос, какие еще меры будут приняты, чтобы аэропорт начал достойно зарабатывать. Сотрудники госоргана пока лишь занимаются изучением документации и оценивают состояние имущественного комплекса.
Между тем и самом фонде «Самрук-Казына» пока не видят более действенного метода активизации деятельности региональных аэропортов, чем субсидирование. 

«Необходимо дальнейшее решение вопросов развития аэропортов в целях повышения транспортной доступности населения в регионах с надлежащим уровнем безопасности и качества. Надо рассмотреть вопрос прямого субсидирования аэропортов с малой коммерческой загрузкой», – сказал на заседании правительства 7 октября управляющий директор по транспорту и логистике ФНБ Канат Алпысбаев. 


2097 просмотров

С чем столкнулись казахстанские торговые сети на кассах самообслуживания

Курсив изучил плюсы и минусы новой технологии для страны

Фото: Офелия Жакаева

Две торговые сети, «Дастархан» и Small, внедрили экспериментальные кассы самообслуживания. Еще одна сеть, Magnum, заявила о планах запуска этой технологии уже в текущем месяце.

Кассы самообслуживания, или self-checkout, – технология кассового контроля, которая позволяет покупателю сформировать чек и оплатить товар самостоятельно, без посредника-кассира. Алгоритм действий простой: покупатель подносит каждую покупку к сканеру штрих-кода, после чего оплачивает итоговый счет через терминал с помощью банковской карты. «Курсив» изучил плюсы и минусы новой технологии для Казахстана, учитывая особенности отечественного ритейла. 

Кассы самообслуживания приживаются не везде

Первые комплексы self-checkout появились в США в 1992 году, но их широкое распространение началось в начале 2000-х. В 2016 году во всем мире работали 225 тыс. касс самообслуживания. Консалтинговая компания RBR в отчете Global EPOS and Self-Checkout 2019 отмечает, что в текущем году на глобальном рынке ритейла дополнительно к имеющимся установят 81 тыс. терминалов self-checkout (SCO). Ожидается, что к 2021 году их общее число достигнет 325 тыс. Это капля в море по сравнению с традиционными электронными кассами (EPOS), которых только в текущем году во всем мире заказано 2,2 млн. 

В разных странах свой, уникальный опыт использования касс самообслуживания. Например, Франция продолжает активно внедрять self-checkout, ежегодный прирост составляет 30%, в то же время торговля Великобритании сокращает их применение на 20%. 

RBR отмечает, что к внедрению технологии SCO ритейл подталкивает растущая конкуренция со стороны онлайн-торговли и стремление угодить технологически продвинутой части покупателей. Плюсы внедрения кажутся очевидными: экономия площади и штатных единиц, ведь на месте одной традиционной кассы можно установить четыре модуля самообслуживания. С другой стороны, появляется необходимость углубления технологий контроля за хищениями – это одна из главных проблем магазинов, внедряющих SCO. 

Какие системы выбрали казахстанские торговые сети

Сеть Magnum Cash & Carry (62 магазина) устанавливает SCO европейского производства. Как сообщили в компании, на первом этапе по четыре узла самообслуживания будут установлены в двух крупнейших торговых центрах сети в Алматы. 

Технология должна снизить общую нагрузку на кассы, уменьшить очередь, ускорить обслуживание. По результатам тестирования будет принято решение о частичном внедрении решений self-checkout во всей торговой сети.
 
SCO в Magnum будут принимать только безналичные платежи. Чек на алкоголь поможет оформить консультант магазина, табачная продукция через кассы самообслуживания продаваться не будет.

Сеть супермаркетов Small (89 магазинов) выбрала американские кассы самообслуживания NCR. Четыре новинки установлены в сентябре в одном из крупных магазинов сети в Алматы. Эти кассы также не предусматривают возможность оплаты наличными и покупку сигарет, чек на алкоголь заверяет работник магазина.

По информации от представителей головного офиса компании, 40% покупателей сети предпочитают при оплате покупок использовать банковские терминалы. Клиенты, опробовавшие технологическую новинку, считают, что теряют на кассе в три раза меньше времени в сравнении с классической схемой.

Сеть «Дастархан» для кассы самообслуживания использовала собственное решение. Первый экспериментальный пост self-checkout в крупном алматинском магазине сети был запущен в середине минувшего лета и сейчас обслуживает в среднем 500 покупателей в сутки. Павел Кляхин, руководитель IТ-департамента ТОО «Дастархан-консалтинг», поделился с «Курсивом» технологическими подробностями. 

s-chem-stolknulis-kazahstanskie-torgovye-seti-na-kassah-samoobsluzhivaniya2.jpg

Между «выгодно» и «удобно»

Павел Кляхин отмечает, что главной мотивацией для казахстанских торговых сетей, внедряющих кассы самообслуживания, служит обеспечение комфорта клиентов. С точки зрения финансовой выгоды подобный инструмент очень сомнителен: экономия на высвобождающемся персонале касс незначительна. Вдобавок принцип самостоятельного обслуживания ставит перед магазинами задачи углубления технологического контроля за процессом покупок.

В первую очередь речь идет о банальном воровстве. По данным Кляхина, во всем мире из-за воровства ежегодно списывается около 2% оборота ритейла. Как эта особенность учитывается в готовых системах self-checkout? 

Кассы самообслуживания, помимо считывателя штрих-кода товара, включают в себя весы. Это дополнительный инструмент контроля, позволяющий системе судить о том, насколько чек соответствует товару. Иначе говоря, магазин должен позаботиться о том, чтобы в электронной системе появилась новая разновидность учета товара – весовая. Именно так работают кассы сетей Small и Magnum.

Почему «Дастархан» не планирует расширение касс self-checkout

Чем отличается касса самообслуживания сети «Дастархан»? По сути, это классическая касса, повернутая служебной стороной к клиенту. Обычно на кассе обслуживающий персонал вводит сумму итогового чека в банковский терминал, через который снимается сумма со счета клиента. По словам руководителя IТ-департамента «Дастархан-консалтинг», на этом этапе кассиры часто ошибаются, например, неправильно вводят в терминал суммы итогового счета. Поэтому восемь лет назад «Дастархан» исключил это звено, интегрировав банковское оборудование в кассу магазина. И теперь, чтобы перевести кассы на формат работы self-checkout, оказалось достаточным повернуть кассу служебной стороной к покупателю.

Задача контроля за возможными инцидентами также решена технологически. Для этого используются возможности аналитического видеонаблюдения. Искусственный интеллект самостоятельно оценивает поведение клиента у кассы, и если оно соответствует 300 сценариям, требующим вмешательства персонала, система сообщает об этом.

Сам Кляхин считает, что в отношениях с новыми технологиями важно не торопиться перескакивать через очередную ветку развития. По его оценкам, большинство покупателей, сталкиваясь с кассой самообслуживания, теряются, им требуется помощь персонала. Поэтому в сети «Дастархан» расширять количество касс self-checkout не планируют.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций