Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


986 просмотров

Власти Карагандинской области планируют развивать туризм в Улытау

В этом направлении должен помочь визит-центр

Фото: Людмила Ульрих

Улытау ежегодно посещают 12 тысяч туристов. Власти планируют довести этот показатель до уровня Балхаша, на берегу которого проводят лето 100 тысяч человек. Достичь цели они намереваются с помощью нового визит-центра. Правда, с его строительством почти сразу возникли проблемы. 

Реальность против плана

Строительство визит-центра началось с опозданием на несколько месяцев, в апреле 2019 года. 781 млн тенге выделило государство. Тендер выиграло ТОО «Заводстрой», выступающее генеральным подрядчиком. Авторский надзор на объекте осуществляет ТОО «БАОС-Дизайн», технический – ТОО «КазАрт-Курылыс».

Согласно проекту будущий визит-центр представляет собой комплекс общей площадью 1,6 тыс. квадратных метров, состоящий из административного здания, где находятся различные помещения, и общежития, рассчитанного на 20 человек.

Хотя срок завершения строительства визит-центра намечен на ноябрь 2019 года, к настоящему моменту запланированный объем выполнен только на 35%. Сооружению объекта мешали грунтовые воды, на откачку которых ушло много времени, а также долгий поиск каменщиков.

«Надеюсь, что строительные работы будут закончены к наступлению холодов. Сейчас возведены кирпичные стены, нужно покрыть кровлю. Остаются внутренние отделочные работы. Кроме того, визит-центр необходимо укомплектовать оборудованием, бытовой техникой, оснастить мебелью», – говорит замакима Улытауского района Максут Оспанов.

По словам менеджера проекта, и. о. директора заповедника-музея «Улытау» Лейлы Бакытовой, при выборе места строительства визит-центра учитывался не только красивый природный вид (подножие горы Аулиетау), но и его близкое расположение к селу – для проведения инженерных сетей. Проблема грунтовых вод открылась в процессе строительства, но сейчас ее решили. 

Камень преткновения

Как говорит директор ТОО «Строй и К» Сергей Ким, проблемы, возникшие при строительстве визит-центра, характерны для всей Карагандинской области. Например, недавно трещинами покрылась «государственная» новостройка в Темиртау. Согласно выводам экспертов, причинами брака являются некачественные геологические изыскания, а также недостаточное уплотнение насыпного грунта.

По мнению бизнесмена, грунтовые воды при возведении визит-центра не могли возникнуть из ниоткуда. Их не учли во время геологических исследований на подготовительной стадии строительства. И в этом необязательно виноват подрядчик: стандарты проведения подобных работ в Казахстане оставляют желать лучшего. Долгий поиск каменщиков он также связывает с несовершенством существующих строительных нормативов. 

«Мы платим рабочим за куб кирпичной кладки 10 тыс. тенге. Это средняя стоимость, которую сегодня диктует рынок. Но при возведении бюджетных объектов в смету закладывается вдовое меньшая сумма – 4,6 тыс. тенге. Размер выплаты регламентирует норматив, разработанный КазНИИСА (Казахский научно-исследовательский институт строительства и архитектуры. – «Курсив»). Поэтому мы вынуждены тратить сметную прибыль на зарплату каменщикам. А ведь это именно те средства, которые мы могли бы направить на развитие предприятия. Почему у нас старые, советские бетономешалки? Потому что нормативы оплаты труда оторваны от реальности», – считает г-н Ким.

Удобства, ау!

Визит-центр – это крупный республиканский проект. Его задача – привлечь туристов в Улытау, где дела с турпотоком идут вяло из-за отсутствия инфраструктуры и больших расстояний между туристическими достопримечательностями. Сегодня здесь работает гостиница советского типа на 15 мест, которая не отвечает требованиям турбизнеса.

«Условия проживания в ней, в частности туалет, расположенный на улице, не отпугивают иностранных туристов, а вот соотечественники предпочитают отдыхать в номерах с санузлом. Этим летом я был гидом на II Международном этнофестивале Jezkiik. По дороге в Улытау у родника Кумысбулак туалет был в таком состоянии, что шокировал и иностранных, и наших гостей», – называет одну из причин низкого потока туристов в Улытау заместитель директора ТОО «Nomadic Travel Kazakhstan», президент историко-географического общества «Авалон» Виталий Шуптар

На его взгляд, визит-центр действительно может помочь решить самую большую проблему в Улытау – размещение туристов и организация питания. Но властям следует обратить внимание и на состояние степных дорог, по которым проходят главные туристические маршруты. Их необходимо выровнять, чтобы по ним можно было проехать в любое время года.

А будут ли туристы? 

В Улытауском районе находится свыше 700 зарегистрированных памятников истории и культуры, из них 12 – республиканского значения: курганы, святилища, городища. И еще более 10 тыс. не состоят на государственном учете. Улытау – место объединения трех казахских жузов. Именно здесь происходили события, которые повлияли на создание Казахского ханства и становление казахской государственности.

«Будущее Улытау, Жезказгана и Сатпаева – это туризм. Обряды и ритуалы, связанные с почитанием сакральных мест, имеются в культуре казахского народа и тюркского мира. Поэтому для паломников и туристов просто необходим визит-центр, где можно с комфортом расположиться», – считает историк, экс-директор заповедника-музея «Улытау» Бахтияр Кожахметов

Пока в Улытау приезжает гораздо меньше людей, чем в другие туристические регионы страны – всего 12 тыс. человек в год. Для сравнения: Боровое, Алматы и Алаколь за тот же промежуток времени посещают в общей сложности 3 млн. Лидером по привлечению туристов в Карагандинской области остается Балхаш: лето на берегу озера проводят 100 тыс. человек. В планах властей в ближайшее время довести турпоток в Улытау до этой отметки.


2669 просмотров

Польше не дадут реанимировать проект Одесса – Гданьск

И пойдет ли по этому пути казахстанская нефть в Восточную Европу

Коллаж: Вадим Квятковский

PKN Orlen заявляет о необходимости перенаправить казахстанскую нефть в Польшу через систему Одесса – Броды. У экспертов эта идея пока поддержки не находит. 

Нефтепровод Одесса – Броды был построен в 2001 году. Подразумевалось, что он будет продлен до Гданьска. Главным инициатором этого проекта выступает PKN Orlen, у которого семь нефтеперерабатывающих активов в Польше, Литве и Чехии и в планах – поглощение еще одной крупной польской компании Lotos. 

В Гданьске хотят чистой казахской нефти

Сейчас Одесса – Броды смыкается с трубопроводом «Дружба», по которому нефть доставляется в Польшу. Отдельный отрезок из Львовской области в соседнее государство не построен, но к разговорам о нем Польша и Украина возвращаются снова и снова. На форуме KAZENERGY это сделал Лукаш Холубовски, председатель правления OrlenPaliwa Sp., дочки компании PKN Orlen. «Мы зависим от поставок сырой нефти из России, но вдвое увеличили поставки из Казахстана, в следующем году будем наращивать поставки на 30%, – сказал Холубовски. – Казахстанская нефть транспортируется в Россию, смешивается с российскими сортами и в таком виде поступает на наши НПЗ. Но мы верим в возможность инвестиций в другой маршрут, для того чтобы сырая нефть поступала напрямую и не смешивалась с российскими продуктами».

Холубовски признает, что использование маршрута Одесса – Броды для обеспечения НПЗ в Литве, принадлежащего Orlen, будет обходиться дороже, но компания готова переплачивать. «Мне кажется, иногда надо платить больше для того, чтобы у нас была диверсифицированная система поставок сырья, не зависящая от одной страны», – заявил он.

Овчинка чистоты не стоит

По данным Казахстанского института нефти и газа, объем приобретаемой для переработки в Литве каспийской нефти в прошлом году составил 1,2 млн тонн, а в 2017 году – 1,3 млн тонн. Поэтому аналитики этого института сомневаются в осуществимости планов Orlen: даже если объем покупаемой нефти вырастет на 30%, помимо достройки отдельной ветки до Гданьска нужно строить еще и перемычку с трубой Каспийского трубопроводного консорциума, и за это вряд ли кто-то возьмется.

КТК также смешивает российскую нефть с каспийской, но, по словам заместителя генерального директора консорциума Каиргельды Кабылдина, технологически может обеспечить чистоту поставок. «Если будет востребованность чистой тенгизской нефти, можно это сделать и через Россию: прокачивать партиями нефть по тому же КТК в направлении Польши. Технически такие возможности существуют, но эти вопросы будут решаться только в том случае, если будет постоянный большой рынок спроса», – объяснил Кабылдин.

Сегодняшние 1,2 млн тонн нефти для переработки в Литве на фоне 61 млн тонн общего объема прокачки по КТК в прошлом году и 65 млн тонн, которые консорциум планирует прокачать по своей системе в нынешнем, – капля в море. К тому же, по словам Кабылдина, тенгизская нефть может оказаться технологически неприемлемой для европейских НПЗ без смешивания с Urals или с другими сортами нефти, потому что в ней высокое содержание серы. «Все эти вопросы должен регулировать рынок, а он сегодня не поддерживает финансирование подобных проектов», – резюмирует Кабылдин.

При всем богатстве выбора КТК пока безальтернативен 

Руководитель аналитического отдела компании PRISM Бенджамен Годвин напоминает, что КТК, начав свою деятельность одновременно с Одесса – Броды, к настоящему моменту прокачал через свою систему объем, сопоставимый с целым месторождением – 624 млн тонн нефти. И ни разу не останавливался, в отличие от украинской трубы. «Когда мы начинаем рассуждать об альтернативных КТК маршрутах, мы возвращаемся к политизации Черного моря, забывая об экономической составляющей вопроса, – говорит Годвин. – И есть пример трубы Баку – Тбилиси – Джейхан: объем политических усилий и кредитования был просто огромным, но сейчас не совсем понятно: а что дала эта диверсификация?» – говорит он.

По трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан Казахстан сейчас транспортирует около 3 млн тонн своей нефти в год, по системе КТК – 54 млн тонн. Это соотношение, по мнению главы энергетических исследований по России и Каспийскому региону IHS Markit Мэтью Сейгерса, показывает, что КТК – основной маршрут для поставок казахстанской нефти. «КТК стал намного более важной вещью, чем мы раньше могли себе представить: в прошлом году он прокачал три четверти казахстанского объема сырой нефти. Это подтверждает тот факт, что Россия является прекрасной транзитной страной, – говорит Сейгерс. – В начале 90-х мы считали, что Россия будет нестабильным поставщиком, поэтому и искали альтернативы, но она зарекомендовала себя надежным партнером», – заключает он.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций