Перейти к основному содержанию

3486 просмотров

В Кызылорде проезд подешевеет на 10 тенге

При оплате электронной картой

Фото: Shutterstock

Власти Кызылорды приняли решение ввести дифференцированный тариф на проезд в общественном транспорте с 1 января 2020 года. Теперь проезд за наличный расчет составит 150 тенге, посредством электронной карты - 80 тенге, передает корреспондент kursiv.kz.

Новая система удешевит проезд на 10 тенге при расчете электронной картой и сделает прозрачными доходы частных перевозчиков. Переход произойдет в рамках ГЧП. На эти цели частным инвестором предусмотрено выделение 122 млн тенге. Со стороны государства никаких вложений в проект не будет.

В тестовом режиме систему запустят с 1 декабря 2019 года. До конца этого года стоимость проезда останется прежней - 90 тенге для взрослых и 40 тенге для детей. После она составит 150 тенге при наличном расчете и 80 тенге - посредством транспортной карты.

Как рассказал заместитель начальника автобусного парка Кызылорды Канат Рахметов, частным инвестором выступает алматинская компания «АлемPAY», которая стала победителем тендера, объявленного областным управлением автомобильных дорог и пассажирских перевозок.

В рамках проекта в салонах общественного транспорта будут установлены валидаторы, водителям и кассирам выдадут ручные терминалы. Всего будут представлены восемь видов платежей - посредством СМС, QR-кода, транспортной картой, банковской картой и др.

«В общей сложности будут установлены 600 пар электронных устройств. Из них в 122 автобусах, принадлежащих нашему парку. И 478 автобусах частных перевозчиков», - сообщил Канат Рахметов.

Помимо установки всего необходимого оборудования за свой счет, инвестор также подготовит персонал, в том числе техников для его обслуживания и контрольно-ревизионную службу. 

По словам собеседника, это делается, чтобы стимулировать кызылординцев перейти на электронную оплату.

«После внедрения новой системы компания «АлемPAY», чтобы покрыть свои затраты, будет взимать с каждой транзакции 9,2%, примерно по 8 тенге с каждого билета», - отмечает он.

Транспортные карты появятся в продаже в конце ноября текущего года. На сегодня пока точно неизвестно, по какой цене их будут приобретать кызылординцы. По предположениям Каната Рахметова, вероятно, стоимость составит 500 тенге. После чего на карту можно будет загрузить любую сумму для оплаты проезда.

Прозрачность доходов перевозчиков

По утверждению собеседника, внедрение электронной оплаты за проезд увеличит доходы перевозчиков и сделает прозрачными доходы частных компаний. В Кызылорде все перевозчики объединены в три компании. Кроме автобусного парка Кызылорды, основанного акиматом области, есть два ТОО, куда вошли частные перевозчики.

«Сегодня в соцсетях часто пишут о том, что кассиры кладут всю выручку себе в карман. Что частники не отчитываются, сколько они заработали. В квартальных и полугодовых отчетах указывают не те денежные средства, что заработали. С внедрением же электронного проезда все средства будут перечисляться на банковские счета перевозчиков. Тех, кто откажется переходить на электронную оплату, будут снимать с маршрутов», - рассказывает Канат Рахметов

По его прогнозам, доходная часть вырастет примерно на 30%. Таким образом, появятся средства для покупки новых машин. Кроме того, можно будет сэкономить на кондукторах.

«При внедрении новой системы люди сами будут оплачивать за проезд, без контроля со стороны кассиров. Но в первые месяцы работы проекта мы сохраним действующий штат кондукторов, чтобы они разъясняли населению, как пользоваться валидаторами, транспортными картами и т.д.», - пояснил собеседник.

Электронная дисциплина

Как отметил Канат Рахметов, автобусный парк Кызылорды - единственный официальный перевозчик в городе. Поэтому все жалобы в адрес общественного транспорта - как государственного, так и частного -  поступают к ним или в акимат.

«В акимат часто приходят жалобы о том, что после 20.00 частники перестают выходить на линию. Нередко интервал между машинами составляет полчаса-час. Также в зимнее время не берут школьников», - сообщил замначальника автопарка. 

Установка валидаторов предусматривает монтаж и GPS-датчиков, с помощью которых будут отслеживать каждый автобус. Если машина ушла раньше графика, без основания, водителю машины временно запретят выход на маршрут, в качестве штрафа.

Сколько человек перевозят в Кызылорде

По мнению Каната Рахметова, внедрение новой системы позволит получить точные цифры о перевезенных пассажирах, регулировать переброску различных по вместимости автобусов на перегруженные маршруты.

«Например, на линии микроавтобусов мы отправим автобусы большей или средней вместимости или наоборот. Будем определять интервал между автобусами. Как внутри города, так и на пригородных линиях. То есть по максимуму используем все возможности», - говорит собеседник.

К слову, в 2018 году автобусный парк Кызылорды перевез 14 млн человек. Сколько перевезли частники – неизвестно.

Поэтому опираясь на эти данные, компания «АлемPAY» рассчитала, сколько лет она будет «отбивать» свои инвестиции. Это ровно пять лет, не учитывая три месяца на установку, наладку и тестирование системы.

1463 просмотра

В каком направлении будет развиваться молочное производство Казахстана

Прогноз на ближайшие пять лет

Фото: Shutterstock

В 2020 году Казахстан должен был перейти на новый регламент оценки качества молока. Однако под самый занавес прошлого года решением совета ЕАЭС переход отложили на пять лет. 

Это не значит, что казахстанское молоко некачественное – оно соответствует всем стандартам Евразийского экономического союза, кроме микробиологических. Но чтобы решить эти микробиологические проблемы, молочной промышленности надо серьезно перестроиться на мак­роэкономическом уровне.

Планки качества достичь не удалось

Конец 2019 года для молочного рынка страны выдался нервным. 31 декабря истекал срок, после которого молокозаводы должны были начать принимать для переработки сырое молоко единого высокого качества. Такие правила диктует Технический регламент Таможенного союза 033-2013, регулирующий безопасность молочных продуктов в ЕАЭС. 

Согласно этому регламенту молоко не может делиться на сорта по качеству. Любое молоко, попадающее на переработку, должно быть полностью безопасным для человека. Казахстану для достижения этой качественной планки осталось отрегулировать содержание в молоке микробов, бактерий и соматических клеток – следов болезни животного. Для этого надо обеспечить высокий уровень санитарно-гигиенического контроля за всеми молочными фермами, а это оказалось непросто из-за особенностей устройства производственной молочной базы страны.

Главный на рынке – мелкий производитель

Рынок молока, по оценке Молочного союза Казахстана, составляет 5 млн т. Из них только 1 млн т является товарным молоком, то есть годным к переработке. Около 78% такого молока дают мелкие крестьянские хозяйства, остальное приходится на долю специализированных ферм. 

По данным Министерства сельского хозяйства РК, сейчас в республике переработкой молока занимаются 164 предприятия. 35 молокозаводов имеют собственные молочно-товарные фермы и не зависят от поставщиков. Остальные 129 заводов (а это 80%) покупают сырье на открытом рынке. 

Совокупная мощность переработки заводов составляет около 2 млн т сырья в год, фактически заводы загружены наполовину. Зимой же из-за дефицита сырья загрузка падает до 20%, из-за чего некоторые заводы даже закрываются. 

Гульмира Исаева, вице-министр министерства сельского хозяйства, приводит такие данные: в 2018 году из переработанных на заводах объемов лишь 337 тыс. т сырого молока поступило от организованных сельхозпредприятий. Еще 606 тыс. т молока заводы купили у 84 тыс. домашних хозяйств. 

Мелкое производство неконкурентоспособно

Доминирующее положение мелких производителей на молочном рынке Казахстана и стало причиной, по которой внедрение более серьезного качественного регламента перенесено на пять лет. Это уже не первая отсрочка: стандарт товарного молока ЕАЭС внедрен в 2013 году, когда соответствовать ему могла только Белоруссия – в этой республике доля мелких хозяйств в молочной отрасли всего 5%. 

В России ситуация была схожей с нашей – там организованные хозяйства не обеспечивали и пятой части рынка, что отражалось на качестве продукта. И только в прошлом году Минсельхоз России констатировал небольшое преобладание продукции крупных хозяйств в общем объеме производства. Далее, по прогнозам, мелкие российские производители будут уступать по 2,5% рынка ежегодно.

Мелкое производство молока неконкурентоспособно по простой причине: материальная база таких хозяйств устарела, а доходы не позволяют модернизироваться. По данным Исаевой, средний месячный заработок мелкой семейной фермы составляет 60 тыс. тенге. Очевидно, что доход такого уровня не позволяет вести полноценную ветеринарную или племенную работу или даже просто вкладывать средства в улучшение рациона питания коров. Но это те самые задачи, от решения которых зависит качество молока. 

Каким путем пойдет молочный рынок 

Динмухамед Айсаутов, эксперт Молочного союза Казахстана, отмечает, что эволюция молочного рынка не бывает быстрой. Он приводит пример Хорватии, которая потратила 15 лет, прежде чем выполнила требования Европейского союза. За этот срок в этой стране 65 тыс. мелких ферм преобразовались в 6 тыс. организованных молочных предприятий. 

Именно опыт Хорватии лег в основу «Дорожной карты развития молочной отрасли РК». Документ разработал Молочный союз Казахстана при участии ФАО ООН и Евразийского банка реконструкции и развития. В середине 2019 года план принят Министерством сельского хозяйства, но внедрить его за полгода было немыслимо, зато в пятилетний цикл отсрочки техрегламента страна входит с ясным планом развития.  

Одна из основных обозначенных в документе задач – обеспечение качественного ветеринарного контроля. Планируется создание электронной ветеринарной карты, где в режиме онлайн будет отражаться проведение плановых мероприятий. Осталось решить кадровый вопрос – сейчас, по данным минсельхоза, ветеринарные службы страны испытывают дефицит специалистов: свободно 820 вакансий. 

Запланированы широкие образовательные курсы для работников молочного рынка – компетенции и профессиональные навыки мелких производителей оставляют желать лучшего. Школы фермеров – обычное дело в Европе и в России. В Казахстане их проводили крупные переработчики молока, заинтересованные в качестве сырья, теперь эта практика переводится в обязательную часть государственной политики. 

Результатом должен стать планомерный рост доли молока, соответствующий Техрегламенту 033-2013. «Дорожная карта» прогнозирует, что в 2020 году производство молока «по нормам ЕАЭС» составит 36 тыс. т, в 2021-м – 105 тыс. т, в 2022-м – 210 тыс. т, в 2023-м – 350 тыс. т и в 2024 году – 500 тыс. т.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance