Перейти к основному содержанию

1950 просмотров

Токаев требует установить всех ответственных по проекту LRT

Президент попросил следствие оценить решения чиновников акимата

Фото: Kursiv.kz, Аскар Ахметуллин

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев потребовал 8 октября установить всех ответственных должностных лиц за принятие проекта строительства легкорельсового транспорта в Нур-Султане.

«Правительство и акимат все же решили продолжать работу по вводу в действие этого, мягко говоря, спорного проекта. Другого выхода, как все докладывают, уже нет, поскольку слишком далеко зашли. Я попутно хотел бы обратиться к агентству по борьбе с коррупцией с поручением активизировать расследование», - сказал Токаев на совещании по развитию столицы.

По его мнению, следствие не должно идти по верхам, констатируя бегство за границу главного фигуранта этого дела, поскольку это бегство было, по его словам, запланированным, не замечая других ответственных за проект лиц.

«В частности, руководителей акимата, которые когда-то принимали решение. Их подписи наверняка есть. Проблема ведь фокусируется не на одном исполнителе, даже если он руководитель компании ЛРТ. Решение принимал акимат же? Пойдите глубже», - обратился президент к представителям антикоррупционного ведомства.

Одновременно он признал, что, хотя этот проект и выглядит спорным с точки зрения экономики, его придется реализовывать.

Летом этого года стало известно, что экс-председатель правления ТОО «Астана ЛРТ» Талгат Ардан объявлен в международный розыск. Ардан был освобожден от занимаемой должности 27 июля 2017 года экс-акимом Нур-Султана Асетом Исекешевым, который позже заявлял, что материалы по деятельности Ардана были переданы в правоохранительные органы еще в 2017 году.

По итогам проверки, которую инициировали в компании, следователи Антикоррупционной службы выявили, что из бюджетных средств ТОО «Астана LRT» в ходе которой следователи Антикоррупционной службы выявили, что из бюджетных средств ТОО «Астана LRT» перечислило более 300 млн тенге на счет одной из подрядных организаций вместо установленного лимита в 125 млн.

Также нынешним летом аким столицы Алтай Кульгинов на заседании правительства сообщил, что проект строительства легкорельсового транспорта в столице оптимизирован: экономия по стоимости проекта за счет оптимизации строительно-монтажных работ составит $350 млн, окончательная его стоимость - $1,5 млрд при изначальной стоимости проекта $1,8 млрд.

Помимо этого, с учетом текущей загруженности пассажиропотока рассматривается возможность сокращения части подвижного состава с 19 до 12 единиц, что позволит сэкономить около $40 млн. Также было сокращено количество остановочных станций, с 18 до 11, вместе с сокращением количества пешеходных переходов это позволит сэкономить более $110 млн.

Правительство предложенный проект утвердило, несмотря на резкую критику проекта со стороны Токаева на расширенном заседании правительства. Президент страны обратил внимание на то, что прогнозируемый пассажиропоток на новом виде транспорта составит 146 тыс. человек в сутки, в то же время в настоящее время по схожему маршруту от аэропорта до нового железнодорожного вокзала «Нурлы жол» пассажиропоток составляет всего 2 тыс. человек. По мнению главы государства, такое расхождение несет риск того, что неокупаемый проект повлечет постоянное получение субсидий и ляжет бременем на бюджет.

1 просмотр

Как выбрать офис мечты

Три инсайда от основателя консалтинговой компании PFM Solutions Евгения Гриханова

Фото: Shutterstock

Любой бизнес рано или поздно сталкивается с выбором офиса. Этот процесс может быть как приятным, когда компания растет и расширяется, так и не очень, когда компания сокращает свои обороты и ищет офис поменьше.

Когда-то в прошлой сладкой жизни задумываться особо не приходилось: бизнес рос как на дрожжах, а офисы расхватывали как горячие пирожки. Дефицит офисной недвижимости не располагал к выбору – брали то, что давали, платили, сколько просили. 

Сегодня рынок изменился: есть из чего выбрать и есть над чем подумать. По данным ScotHolland | CBRE, вакансия офисных площадей по итогам 2019 года в Алматы составляет 10–15%, в Нур-Султане – около 20%. При этом предложение растет – совсем скоро в Нур-Султане будет введена в эксплуатацию офисная часть «Абу-Даби Плаза», и в этой конкурентной борьбе в выигрыше остается арендатор.

Прагматичный подход к выбору нового офиса своей мечты строится на трех шагах:

Шаг 1.

Определите свои требования к офису: локация, количество рабочих мест и необходимых вспомогательных помещений (кофе-поинт, переговорные и т. п.). Зачастую этому вопросу уделяют мало внимания, но это важно. 

Не ограничивайте себя в локации – пусть у вас будет три-четыре варианта, что позволит в итоге найти баланс по бюджету на аренду и не загонять себя в рамки одной локации и, как следствие, цены. Да и торг всегда уместен, ведь три-четыре варианта – это разные владельцы, и можно получить условия «повкуснее». Условно офисные здания делятся на три категории: A, B, C, которые сильно влияют на цену. Но не идите на поводу у арендодателей, стремящихся повысить класс офиса вместе с ценой, определите собственные критерии классности и приступайте к поиску офиса. 

Обязательно подумайте о сроке аренды – ответ на этот вопрос даст вам дополнительную скидку при долгосрочных отношениях и уверенность в том, что вас не оставят на улице через 11 месяцев.

Если вы маленькая компания, обратите внимание на коворкинги, тогда вам не потребуется думать о кофе-поинте или столовой – как правило, это включено в инфраструктуру общего пользования. А переговорная за дополнительную плату или бесплатно включена в стоимость аренды кабинетов или мест в коворкинге. Коворкинг удобен и в том случае, если у вас много сотрудников, которые не находятся в офисе – тогда вы можете оплачивать рабочие места оператору коворкинга за фактическое использование, что может быть гораздо эффективнее, чем пустующие столы и постоянная оплата аренды за них. 

В итоге у вас должны сформироваться четкие критерии: варианты расположения нового офиса, количество рабочих мест и вспомогательных помещений, готовность/неготовность к ремонту или приобретению мебели и, конечно, срок предполагаемой аренды. 

Шаг 2.

Подберите варианты офисов самостоятельно, например на портале krisha.kz, или с привлечением брокеров.

Если у вас есть секретарь или ответственный за хозяйственную деятельность сотрудник, дайте ему поручение проехать по районам, где вы хотите найти свой офис. Пусть он просмотрит на месте объявления с телефонами или зайдет в отдел аренды в бизнес-центре. 

При работе с брокером обязательно поинтересуйтесь, какие услуги он окажет за ваши деньги. Будет ли он отстаивать ваши интересы и анализировать договор аренды, порекомендует ли внести в договор условие о юридической защите ваших прав как арендатора; сделает ли он расстановку мебели; оценит ли технические возможности и так далее. Многие профессиональные брокеры все это делают, но, увы, их единицы. Очень часто брокеры берут с арендатора деньги за воздух, а с арендодателя – за то, что убедили вас арендовать помещение. 

Шаг 3.

После выбора подходящего офиса внимательно изучите договор и внесите важные условия.

Во-первых, попросите арендодателя дать информацию о мощности предоставляемого электричества и вентиляции с кондиционированием. Если вы планируете делать в офисе ремонт, проконсультируйтесь со специалистами, хватит ли вам этих мощностей. Если ремонт не нужен, пропишите в договоре ответственность арендодателя за климат и стабильную работу электрических сетей. Как правило, если у арендодателя скелет в шкафу, он не готов нести финансовую ответственность за стабильную работу этих систем, значит, вам надо поискать другой офис. Не поленитесь найти нужного специалиста и настоять на соответствующих договорных условиях, и тогда вам не придется кусать локти в душном и жарком офисе. 

Во-вторых, выясните, кто будет отвечать за содержание инженерных систем и нести эксплуатационные расходы. Обычно арендодатель пытается переложить эти затраты на арендатора, в этом случае расчеты помогут вам принять решение, подходит ли вам уровень расходов, и обсудить с собственником снижение арендной ставки. А если эту обязанность берет на себя арендодатель, постарайтесь, чтобы в договоре максимально четко были прописаны действия арендодателя, объемы и сроки.

В-третьих, обратите внимание на коммунальные расходы. Если они включены в арендную плату, пропишите ответственность сторон и смело подписывайте договор аренды. Если же вас просят оплачивать коммунальные расходы, требуйте установку счетчиков, иначе вы, вполне вероятно, будете платить не только за себя, но и за другого дядю. И помните: тариф регулируется государством, и арендодатель не вправе делать наценку, если у него нет лицензии на поставку коммунальных услуг.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif