2129 просмотров

Токаев требует установить всех ответственных по проекту LRT

Президент попросил следствие оценить решения чиновников акимата

Фото: Kursiv.kz, Аскар Ахметуллин

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев потребовал 8 октября установить всех ответственных должностных лиц за принятие проекта строительства легкорельсового транспорта в Нур-Султане.

«Правительство и акимат все же решили продолжать работу по вводу в действие этого, мягко говоря, спорного проекта. Другого выхода, как все докладывают, уже нет, поскольку слишком далеко зашли. Я попутно хотел бы обратиться к агентству по борьбе с коррупцией с поручением активизировать расследование», - сказал Токаев на совещании по развитию столицы.

По его мнению, следствие не должно идти по верхам, констатируя бегство за границу главного фигуранта этого дела, поскольку это бегство было, по его словам, запланированным, не замечая других ответственных за проект лиц.

«В частности, руководителей акимата, которые когда-то принимали решение. Их подписи наверняка есть. Проблема ведь фокусируется не на одном исполнителе, даже если он руководитель компании ЛРТ. Решение принимал акимат же? Пойдите глубже», - обратился президент к представителям антикоррупционного ведомства.

Одновременно он признал, что, хотя этот проект и выглядит спорным с точки зрения экономики, его придется реализовывать.

Летом этого года стало известно, что экс-председатель правления ТОО «Астана ЛРТ» Талгат Ардан объявлен в международный розыск. Ардан был освобожден от занимаемой должности 27 июля 2017 года экс-акимом Нур-Султана Асетом Исекешевым, который позже заявлял, что материалы по деятельности Ардана были переданы в правоохранительные органы еще в 2017 году.

По итогам проверки, которую инициировали в компании, следователи Антикоррупционной службы выявили, что из бюджетных средств ТОО «Астана LRT» в ходе которой следователи Антикоррупционной службы выявили, что из бюджетных средств ТОО «Астана LRT» перечислило более 300 млн тенге на счет одной из подрядных организаций вместо установленного лимита в 125 млн.

Также нынешним летом аким столицы Алтай Кульгинов на заседании правительства сообщил, что проект строительства легкорельсового транспорта в столице оптимизирован: экономия по стоимости проекта за счет оптимизации строительно-монтажных работ составит $350 млн, окончательная его стоимость - $1,5 млрд при изначальной стоимости проекта $1,8 млрд.

Помимо этого, с учетом текущей загруженности пассажиропотока рассматривается возможность сокращения части подвижного состава с 19 до 12 единиц, что позволит сэкономить около $40 млн. Также было сокращено количество остановочных станций, с 18 до 11, вместе с сокращением количества пешеходных переходов это позволит сэкономить более $110 млн.

Правительство предложенный проект утвердило, несмотря на резкую критику проекта со стороны Токаева на расширенном заседании правительства. Президент страны обратил внимание на то, что прогнозируемый пассажиропоток на новом виде транспорта составит 146 тыс. человек в сутки, в то же время в настоящее время по схожему маршруту от аэропорта до нового железнодорожного вокзала «Нурлы жол» пассажиропоток составляет всего 2 тыс. человек. По мнению главы государства, такое расхождение несет риск того, что неокупаемый проект повлечет постоянное получение субсидий и ляжет бременем на бюджет.

banner_wsj.gif

3573 просмотра

В Казахстане торговые центры ожидают к осени оттока арендаторов

Прогнозируется, что последствия кризиса для ретейлеров еще впереди

Фото: Офелия Жакаева

Двухмесячный карантин практически не проредил ряды арендаторов торговых площадей в казахстанских торговых центрах. Но девелоперы настроены не слишком оптимистично и прогнозируют, что главные последствия кризиса для ретейлеров еще впереди.

С 25 мая арендаторы ТРЦ открыли двери своих офлайн-магазинов и начали торговлю, пытаясь наверстать месяцы простоя. Девелоперы сообщают, что потерь среди арендаторов торговых центров практически нет.

«Несмотря на сложнейший период на рынке ретейла, на данный момент мы существенного оттока арендаторов не видим ни в своих центрах, ни в других проектах на рынке», – комментирует ситуацию директор по управлению торговыми активами компании, управляющей несколькими ТРЦ в Алматы и Нур-Султане, Шахида Садырова.

Слабым звеном оказались единичные мелкие арендаторы, которые не успели закупить летние коллекции перед объявлением режима ЧП. Так, молл «Апорт» из 272 арендаторов покинули 9 небольших индивидуальных предпринимателей. ТРЦ «Спутник» не досчитался двух-трех арендаторов. В то же время в молле «Апорт» за первый месяц работы после локдауна открыли свои магазины десять новых брендов, кроме того, открылся бар «Пинта», который занял сразу 900 кв. м. Готовится к открытию McDonald’s с McCafe, Marwin&Меломан и еще несколько брендов, сообщает один из основателей и совладелец моллов «Апорт» Дмитрий Ревин.

В «Достык Плаза», по данным директора департамента аренды Марины Шишкиной, открылись новые бутики по продаже ювелирных изделий, парфюмерии, товаров для детей. Девелоперы отмечают, что период локдауна повысил спрос на домашний текстиль, товары для творчества, книги, настольные и семейные игры. Однако владельцы и управляющие торговыми центрами не спешат радоваться, полагая, что последствия текущего кризиса отрасль почувствует к осени. К этому времени рынок могут покинуть в первую очередь непрофессиональные и несетевые игроки, у которых нет достаточной ликвидности для поддержания товарооборота.

«В ситуации неопределённости игроки на рынке зачастую не готовы принимать сложные для себя и судьбоносные решения. Мы прогнозируем существенный отток арендаторов, которые завершат свою историю на рынке после летнего сезона. Те арендаторы, которым не удалось договориться на особые льготные условия аренды, не смогут вовремя и в полном объёме заказать осенние коллекции и полноценно торговать на рынке», – объясняет Садырова.

«Осенью возможны изменения, когда мы почувствуем результаты карантина и остановки экономики», – соглашается с коллегой управляющий ТРЦ «Спутник» Ержан Уразбаев.

При ограничении доступа к офлайн-магазинам сложно будет удержаться на плаву и тем игрокам, кто не смог наладить онлайн-торговлю.

«Игроки, вовремя инвестировавшие в эффективные инструменты онлайн-продаж, сегодня окажутся в приоритете и будут иметь больше шансов на безболезненный выход из посткарантинного периода», – считает Садырова.

Чтобы минимизировать потери и сохранить вакантность на приемлемом уровне, девелоперы разрабатывают для арендаторов льготные схемы арендных платежей с разными сценариями.

Среди самых распространенных: скидки и отложенные платежи, равномерно распределенные на посткарантинный период, либо единовременные платежи в конце 2020-го – начале 2021 года.

 

*Материал подготовлен при поддержке Colliers International Kazakhstan
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg