Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

Сказку сделать былью?

Улытау ежегодно посещают 12 тысяч туристов

Фото: Людмила Ульрих

ласти планируют довести этот показатель до уровня Балхаша, на берегу которого проводят лето 100 тысяч человек. Достичь цели они намереваются с помощью нового визит-центра. Правда, с его строительством почти сразу возникли проблемы. 

Реальность против плана

Строительство визит-центра началось с опозданием на несколько месяцев, в апреле 2019 года. 781 млн тенге выделило государство. Тендер выиграло ТОО «Заводстрой», выступающее генеральным подрядчиком. Авторский надзор на объекте осуществляет ТОО «БАОС-Дизайн», технический – ТОО «КазАрт-Курылыс».

Согласно проекту будущий визит-центр представляет собой комплекс общей площадью 1,6 тыс. квадратных метров, состоящий из административного здания, где находятся различные помещения, и общежития, рассчитанного на 20 человек.

Хотя срок завершения строительства визит-центра намечен на ноябрь 2019 года, к настоящему моменту запланированный объем выполнен только на 35%. Сооружению объекта мешали грунтовые воды, на откачку которых ушло много времени, а также долгий поиск каменщиков.

«Надеюсь, что строительные работы будут закончены к наступлению холодов. Сейчас возведены кирпичные стены, нужно покрыть кровлю. Остаются внутренние отделочные работы. Кроме того, визит-центр необходимо укомплектовать оборудованием, бытовой техникой, оснастить мебелью», – говорит замакима Улытауского района Максут Оспанов.

По словам менеджера проекта, и. о. директора заповедника-музея «Улытау» Лейлы Бакытовой, при выборе места строительства визит-центра учитывался не только красивый природный вид (подножие горы Аулиетау), но и его близкое расположение к селу – для проведения инженерных сетей. Проблема грунтовых вод открылась в процессе строительства, но сейчас ее решили. 

Камень преткновения

Как говорит директор ТОО «Строй и К» Сергей Ким, проблемы, возникшие при строительстве визит-центра, характерны для всей Карагандинской области. Например, недавно трещинами покрылась «государственная» новостройка в Темиртау. Согласно выводам экспертов, причинами брака являются некачественные геологические изыскания, а также недостаточное уплотнение насыпного грунта.

По мнению бизнесмена, грунтовые воды при возведении визит-центра не могли возникнуть из ниоткуда. Их не учли во время геологических исследований на подготовительной стадии строительства. И в этом необязательно виноват подрядчик: стандарты проведения подобных работ в Казахстане оставляют желать лучшего. Долгий поиск каменщиков он также связывает с несовершенством существующих строительных нормативов. 

«Мы платим рабочим за куб кирпичной кладки 10 тыс. тенге. Это средняя стоимость, которую сегодня диктует рынок. Но при возведении бюджетных объектов в смету закладывается вдовое меньшая сумма – 4,6 тыс. тенге. Размер выплаты регламентирует норматив, разработанный КазНИИСА (Казахский научно-исследовательский институт строительства и архитектуры. – «Курсив»). Поэтому мы вынуждены тратить сметную прибыль на зарплату каменщикам. А ведь это именно те средства, которые мы могли бы направить на развитие предприятия. Почему у нас старые, советские бетономешалки? Потому что нормативы оплаты труда оторваны от реальности», – считает г-н Ким.

Удобства, ау!

Визит-центр – это крупный республиканский проект. Его задача – привлечь туристов в Улытау, где дела с турпотоком идут вяло из-за отсутствия инфраструктуры и больших расстояний между туристическими достопримечательностями. Сегодня здесь работает гостиница советского типа на 15 мест, которая не отвечает требованиям турбизнеса.

«Условия проживания в ней, в частности туалет, расположенный на улице, не отпугивают иностранных туристов, а вот соотечественники предпочитают отдыхать в номерах с санузлом. Этим летом я был гидом на II Международном этнофестивале Jezkiik. По дороге в Улытау у родника Кумысбулак туалет был в таком состоянии, что шокировал и иностранных, и наших гостей», – называет одну из причин низкого потока туристов в Улытау заместитель директора ТОО «Nomadic Travel Kazakhstan», президент историко-географического общества «Авалон» Виталий Шуптар

На его взгляд, визит-центр действительно может помочь решить самую большую проблему в Улытау – размещение туристов и организация питания. Но властям следует обратить внимание и на состояние степных дорог, по которым проходят главные туристические маршруты. Их необходимо выровнять, чтобы по ним можно было проехать в любое время года.

А будут ли туристы? 

В Улытауском районе находится свыше 700 зарегистрированных памятников истории и культуры, из них 12 – республиканского значения: курганы, святилища, городища. И еще более 10 тыс. не состоят на государственном учете. Улытау – место объединения трех казахских жузов. Именно здесь происходили события, которые повлияли на создание Казахского ханства и становление казахской государственности.

«Будущее Улытау, Жезказгана и Сатпаева – это туризм. Обряды и ритуалы, связанные с почитанием сакральных мест, имеются в культуре казахского народа и тюркского мира. Поэтому для паломников и туристов просто необходим визит-центр, где можно с комфортом расположиться», – считает историк, экс-директор заповедника-музея «Улытау» Бахтияр Кожахметов

Пока в Улытау приезжает гораздо меньше людей, чем в другие туристические регионы страны – всего 12 тыс. человек в год. Для сравнения: Боровое, Алматы и Алаколь за тот же промежуток времени посещают в общей сложности 3 млн. Лидером по привлечению туристов в Карагандинской области остается Балхаш: лето на берегу озера проводят 100 тыс. человек. В планах властей в ближайшее время довести турпоток в Улытау до этой отметки.


1 просмотр

Законодательные инициативы Комитета госдоходов насторожили карагандинских бизнесменов

Предприниматели считают, что новые нормативные правовые акты серьезно усложнят их деятельность, если вообще не приведут к ее прекращению

Фото: Shutterstock

Речь идет о Правилах реализации пилотного проекта по совершенствованию администрирования НДС и Методических рекомендациях о некоторых вопросах признания сделок недействительными. Пилотный проект должен был вступить в силу 18 октября 2019 года. Вместе с тем на практике сотрудники органов госдоходов еще в сентябре начали блокировать электронные счета-фактуры (ЭСФ) налогоплательщиков, относящихся к зоне высокого риска, а также без обращения в суд исключать из зачетов и вычетов НДС.

Изменения в законодательстве призваны ограничить деятельность неблагонадежных поставщиков. Однако бизнесмены опасаются, что в черный список ошибочно могут попасть и их добросовестные коллеги, а это обернется проблемами, так как за невыписку электронного ЭСФ в течение 15 дней грозит штраф. 

Хороши ли критерии? 

С 2019 года налоговые органы применяют систему управления рисками. Присвоение предпринимателю той или иной степени зависит от соответствия определенным критериям – неконфиденциальным и конфиденциальным. К ним относятся налоговая нагрузка, среднемесячная заработная плата на одного работника, использование контрольно-кассовых машин с функцией передачи данных, выписка счетов-фактур в электронном виде, наличие основных средств, размер оборота.

Попадая в высокую зону риска, предприниматель автоматически оказывается в числе проверяемых объектов. Если в течение пяти дней он не реагирует на полученное уведомление, то, согласно нововведениям, ему ограничивают доступ к информационной системе ЭСФ. Таковых в Карагандинской области уже насчитывается 149, и в будущем, судя по настроенности налоговых органов, станет только больше.

По мнению директора Ассоциации налогоплательщиков и бухгалтеров Сары Жунусовой, требования системы управления рисками сложно назвать корректными. 

«По сведениям сайта Комитета государственных доходов, в 2019 году в список проверяемых объектов по всему Казахстану попали 1858 организаций. 78% из них – субъекты малого и микробизнеса, которые не могут установить для своих сотрудников заработную плату в размере 120 тыс. тенге (данное требование действует для торговых организаций в Карагандинской области. – «Курсив»), выписать электронный счет-фактуру, потому что находятся там, где нет возможности сделать это, начать своевременно использовать онлайн-ККМ. Претендентами на попадание в этот список также являются владельцы малого бизнеса, которые работают в упрощенном режиме. Поскольку такие налогоплательщики в основном не ведут бухгалтерский учет и не оприходуют товар, у органов госдоходов могут возникнуть вопросы, когда они продадут товар, который формально отсутствует на складе. Поэтому, прежде чем блокировать электронные счета-фактуры, необходимо провести инвентаризацию остатков», – считает профессиональный бухгалтер. 

Г-жа Жунусова полагает, что определенная часть «заблокированных» предпринимателей получила такое наказание незаслуженно. Но поскольку доказать свою правоту сложно, многие из них, скорее всего, предпочтут приостановить ИП или открыть новое. 

Умный в гору не пойдет

С точки зрения президента Казахстанской ассоциации предпринимателей Ермека Абильдина, налоговики наделили себя несвойственными полномочиями. 

«Организация, которая выписывает ЭСФ, относит на вычеты свой НДС – 12%. Например, предприятие заработало 10 млн тенге и, соответственно, отнесло на вычеты 12% – 1,2 млн. Уже неплохая сумма. А если речь идет о миллиардных оборотах? Конечно, есть предприниматели, которые пытаются обманным путем снизить налоговую нагрузку. Их нужно привлекать к ответственности, но законными методами. Согласно Налоговому кодексу налоговые органы не вправе блокировать ЭСФ. Однако они присвоили себе такое право путем принятия подзаконных актов, которые утверждаются приказом министра финансов и не согласуются в мажилисе парламента», – комментирует г-н Абильдин. 

Похожей позиции придерживается и юрист Ботагоз Садуова, представляющая интересы Ассоциации застройщиков Карагандинской области. 

«Допустим, я поставщик, у которого нет активов. Пока я нахожусь в командировке, мне выставляют уведомление, на которое я физически не могу ответить, – пять дней для этого мало. Мне блокируют ЭСФ и тем самым приостанавливают мою предпринимательскую деятельность. Покупатель тоже страдает, так как не может отнести в зачет НДС и получить товар. Сделка полностью рушится: налоговая взяла на себя функции правоохранительных органов. Чтобы так делать, нужно законодательно прописать, кто такой неблагонадежный поставщик, а не основываться на предположениях. Бизнес должен это четко знать, он не может играть на непонятном поле», – убеждена правовед. 

Было бы желание 

Как говорит руководитель управления администрирования косвенных налогов ДГД по Карагандинской области Серик Мукеев, правила и методические рекомендации пойдут бизнесу только на пользу.

«Когда мы признаем регистрацию неблагонадежных поставщиков недействительной в суде, их контрагенты в последующем нужно убрать из зачета НДС. Поэтому мы уже сегодня блокируем выписку ЭСФ, чтобы действующий налогоплательщик завтра не пострадал», – поясняет г-н Мукеев.

По его словам, внимание налоговых органов в первую очередь привлекают компании с большими оборотами и большими рисками, которые на поверку оказываются обнальными. Опасения предпринимателей по поводу ошибочного отнесения в зону высокого риска или блокировки ЭСФ не имеют под собой оснований, поскольку ввиду многоступенчатого контроля это просто невозможно.

«Информационную систему ЭСФ разработали, чтобы увидеть происхождение товара или услуги. Она интегрируется с другими программами, таможенными например. Прежде всего это прозрачность. Если вы не имеете на балансе транспорта, но реализуете транспортные услуги, то, следовательно, сами должны приобрести их у кого-то, а мы – увидеть это по другим электронным счетам-фактурам. То же самое и с приходом: если вы реализуете товар или услугу по НДС, то и приход должен быть по НДС», – подчеркнул сотрудник органов госдоходов. 

Серик Мукеев также уточнил, что заблокированные налогоплательщики имеют возможность доказать свою благонадежность. Однако за последнее время ею воспользовались только два предпринимателя из 149, которые сдали дополнительные декларации. В последующем их разблокировали. 

«Это произошло не по ошибке налогового органа, а по ошибке налогоплательщиков: они неправильно оформили свою отчетность», – резюмировал он.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций