Семь раз отмерь

Сегодня в стадии реализации в ЗКО находится 25 проектов государственно-частного партнерства

Фото: Shutterstock

Но проектов могло быть больше, а механизм ГПЧ необходимо дорабатывать, уверены экономисты. «Курсив» выяснял, по каким причинам в регионах буксует развитие ГЧП.

ГЧП вам в помощь!

По данным отдела по развитию ГЧП управления экономики и бюджетного планирования ЗКО, в данный момент из 25 проектов договоры заключены только по семи. Общая сумма гособязательств по ним составляет 3,5 млрд тенге.

К примеру, в сфере здравоохранения реализуются пять проектов. Покупка в лизинг магнитно-резонансного томографа для областной больницы, аренда, капитальный ремонт и замена технического оборудования столовой той же клиники, строительство и эксплуатация врачебной амбулатории в селе Лубенка Чингирлауского района. Другие проекты также связаны с приобретением медоборудования. 

В дорожной сфере реализуется пока два проекта. Предприниматели взялись за сервисное обслуживание 337 км автомобильной дороги Чапаево – Жангала – Сайхин. В районе Байтерек – за проект установки и сервисного обслуживания 81 управляемой и 162 стационарных видеокамер интеллектуальной системы видеонаблюдения «Сункар Смарт Сити». Еще по двум проектам ведутся конкурсные процедуры. 

В сфере ЖКХ – модернизация и эксплуатация наружного освещения в пяти селах того же района Байтерек. В спортивной сфере – проект по строительству, эксплуатации и дальнейшей передачи в госсобственность городского физкультурно-оздоровительного комплекса.

«На стадии объявления конкурсов и разработки документации находятся 16 проектов в сферах образования, здравоохранения, дорог, спорта, общественной безопасности и ЖКХ. Ведем работу и по поиску проектов, которые не требуют финансовых мер господдержки и источников возмещения затрат из бюджета», – сообщил «Курсиву» начальник отдела по развитию ГЧП управления экономики и бюджетного планирования ЗКО Ермек Картбаев.

Но проектов могло быть больше, а механизм ГПЧ необходимо дорабатывать.Такого мнения придерживаются в региональной палате предпринимателей (РПП). Напомним, НП «Атамекен», согласно Закону РК «О государственно-частном партнерстве», среди прочего обязана готовить экспертные заключения к концепциям проектов ГЧП и формировать реестр потенциальных частных партнеров.

«Бизнес хочет, но не может»

По мнению заместителя директора РПП, экономиста Марата Нургуатова, проблему низкого уровня участия бизнеса в проектах ГЧП нужно решать в нескольких направлениях. 

«Бизнес хочет, но не может идти на ГЧП – не устраивают условия. У двух сторон должен быть равноценный интерес. А у нас одна сторона предлагает более тяжелые условия. Необходимо облегчить условия, и бизнес пойдет в этот формат. Других проблем тут нет», – сказал в комментариях «Курсиву» экономист.

В свою очередь в областном управлении экономики и бюджетного планирования, которое является координатором проектов ГЧП, заверяют: проблемы взаимопонимания с бизнесом нет. А отсутствие большого количества проектов ГЧП вовсе не отрицательный показатель.

«ЗКО, например, нельзя сравнить с Алматинской областью или Шымкентом. Мы не можем сказать: у нас низкая активность, бизнес не хочет идти в ГЧП. Есть ряд факторов, которые на этот уровень влияют. Например, плотность населения, степень вовлечения людей в бизнес», – сказал, отвечая на вопросы «Курсива», заместитель руководителя управления экономики Алмат Сейткулов. 

При этом экономист Нургуатов считает: проблемы есть, и любые условия, которые бизнес не считает возможными, нужно убирать. Например, в регионах нередки случаи, когда местные власти нарушают договорные условия (как в случае задержки субсидий для частных детских садов), что добавляет негатива в эту историю. Но если будут выгодные условия, бизнес встанет в очередь на проекты ГЧП, уверен экономист.

«На рабочих совещаниях с представителями госструктур мы эти вопросы обсуждаем, конечно. Главное понять: ГЧП – это не господдержка как субсидии или гранты и не госуслуга. Это партнерство. Говорят: бизнес ищет легких условий. Но другого бизнеса нет – только такой, и он ищет выгоду. Хотя ошибка предпринимателей в том, что ГЧП порой рассматривают в плоскости государственной меры, а не партнерства. В ГЧП никто никому ничего не обязан – тут как договорятся. Пока не договорились, поэтому предприниматели ГЧП чаще обходят стороной», – говорит Нургуатов.

Точка зрения

Экономист Алмас Чукин:

«Почему предприниматели не бросились сломя голову осваивать формат ГЧП? Два примера приведу, отрицательный и положительный. Есть в Алматы большая кольцевая дорога. Этот проект ГЧП не могли реализовать в течение многих лет. Кольцевая достаточно загружена и могла бы стать самоокупаемой, поэтому был предложен формат ГЧП. Суть проекта: инвестор строит дорогу, затем собирает деньги с проезжающих автомашин и окупает свои затраты. Проблемы возникли еще на этапе переговоров и обсуждений деталей. К примеру, по вопросу установления тарифа за проезд. Инвестор вкладывает в проект доллары и в случае падения тенге хотел бы поднять тариф, чтобы вернуть вложенные средства. Государство против такого подхода и настаивает на стабильных тарифах. Тогда инвестор предлагает компенсировать его убытки на случай, если произойдет девальвация. Минтранспорта отказывает, тогда нужно идти к правительству, просить деньги у Минфина, а оно должно эти затраты включить в бюджет, но свободных денег нет. Примерно так развалился этот 25-летний контракт в рамках ГЧП.

У нас ключевая проблема – чиновники. Они всего боятся, потому что если делают ошибки, их не жалеют, а обвиняют во всех грехах. Дал поблажку инвестору – значит сам коррупционер. Сегодня хороший, честный чиновник – это тот, кто выжег бизнес, забрал последнюю копейку. Чиновник, который дружит с предпринимателями и понимает их нужды, – это априори коррупционер. И очень частая сменяемость. Даже структуры министерств у нас меняются каждые два года. 

Приведу удачный пример. Алматинские парковки Бауыржан Байбек, будучи акимом Алматы, отдал в бизнес-среду. Акимат «нарезал» улицы и показал, где разрешает организовать парковки. Компания Almaty Parking, которая включилась в проект ГЧП, установила паркоматы, создала всю необходимую инфраструктуру, сотрудники полиции ездят, собирают штрафы, если кто  в неположенном месте припарковался. 75% дохода этих парковок теперь идет в частный карман. Успех в том, что эти паркинги великолепно работают, и власть этому помогает.
 
Бюджет не резиновый, он не может покрывать все потребности, поэтому ГЧП – хороший механизм. Проблем, конечно, много, но это обоюдно полезная форма взаимодействия между государством и частным сектором. Между ними непаханое поле, на котором нужно работать вместе. И не только ради денег. Что касается вопроса, не много ли бизнес хочет, прося более выгодные условия у государства? Думаю, немного. У бизнеса нет госбюджета и подушек безопасности. Один просчет, одна ошибка – и у тебя уже нет бизнеса».

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg