Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


335 просмотров

Прокуроры придут на суды по налоговым, таможенным и антимонопольным делам

В настоящее время административные дела рассматриваются без их обязательного участия

Фото: Shutterstock

Проект приказа «О внесении изменений и дополнений в приказ Генерального прокурора Республики Казахстан от 2 мая 2018 года № 60 «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора» опубликован на сайте открытых нормативно-правовых актов.

Согласно предложенным изменениям, прокуроры принимают обязательное участие в суде по делам об административных правонарушениях:

     1) в отношении несовершеннолетних;

     2) по которым санкция статьи Особенной части Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает безальтернативное наложение взыскания в виде административного ареста. По делам, санкции статей Особенной части КоАП которых предусматривают альтернативное наложение административного ареста, если одним из участников процесса заявлено ходатайство о необходимости его участия;

     3) влекущим выдворение иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан;

     4) возбужденным им самим;

     5) по которым его участие признано необходимым вышестоящим прокурором по письменному указанию;

     6) в области предпринимательской деятельности, по которым должностные лица антимонопольного органа и уполномоченного органа, осуществляющего руководство в сферах естественных монополий, имеют право рассматривать и составлять протоколы об административных правонарушениях;

     7) в области охраны окружающей среды;

     8) в области налогообложения;

     9) в сфере таможенного дела;

     10) об обжаловании постановлений уполномоченных органов (должностных лиц), в подведомственность которых входит рассмотрение дел, указанных в подпунктах 6-9;

     11) о коррупционных правонарушениях.

Кроме того, в соответствии со статьей 759 КоАП прокуроры принимают участие в суде и по иным делам.

Как отмечается в обосновании к проекту приказа, прокуроры не участвуют по налоговым, таможенным, экологическим, антимонопольным и коррупционным  делам, что затрагивает интересы государства.

«В 2017 году судами рассмотрено 4 527 таких дел, в том числе и об обжаловании постановлений госорганов по этим категориям (в 2018 году – 4 478, в первом полугодии 2019 года – 2 257). Именно по указанным категориям дел затрагиваются интересы государства (накладываются значительные суммы штрафов и применяется конфискация, в правоприменительной практике возникают проблемные вопросы). В текущем году по протестам в апелляции и кассации предотвращены потери бюджета на 5,5 млрд тенге. Если бы эти дела относились к обязательной категории, незаконные акты могли быть выявлены ранее», – говорится в обосновании.

Также отмечается, что ряд налоговых, таможенных, экологических и антимонопольных дел подведомственны именно госорганам, а не судам. При этом законность прекращения таких дел, а именно освобождение от крупных штрафов никем практически не проверяется. 

Предлагаемые изменения позволят оптимизировать надзор за административным производством, что положительно повлияет на состояние законности, позволит повысить качество надзора, сконцентрировать работу на защите интересов государства и сократить нагрузку территориальных прокуроров (со 194 тыс. дел до 101 тыс.).

Кроме того, в областных прокуратурах надзор за законностью административного производства осуществляют от одного до двух сотрудников, в районных – один (надзор осуществляется по нескольким направлениям). Судами ежегодно рассматривается более 328 тыс. дел, с участием прокуроров – 194 тыс. дел, из них 135 тыс. дел, влекущих арест, или 41%. При этом из 135 тыс. арестантских дел арест применен лишь в 30% (в среднем).

Подавляющее большинство – 82% – таких дел приходится на правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, мелкое хулиганство и неисполнение судебных актов.

«В целом все дела, влекущие арест, являются бесспорными, а нарушения очевидными и не представляют особой сложности, судебная практика является стабильной. Лицо, подвергнутое аресту, в случае несогласия с законностью судебных актов имеет право самостоятельно оспорить их вплоть до Верховного суда», – отмечается в обосновании.

Более того, суды обязаны немедленно направлять постановления об административном аресте прокурору (ч.2 ст.829-16 КоАП).

Документ будет находиться в публичном обсуждении до 5 ноября.


978 просмотров

С чем столкнулись казахстанские торговые сети на кассах самообслуживания

Курсив изучил плюсы и минусы новой технологии для страны

Фото: Офелия Жакаева

Две торговые сети, «Дастархан» и Small, внедрили экспериментальные кассы самообслуживания. Еще одна сеть, Magnum, заявила о планах запуска этой технологии уже в текущем месяце.

Кассы самообслуживания, или self-checkout, – технология кассового контроля, которая позволяет покупателю сформировать чек и оплатить товар самостоятельно, без посредника-кассира. Алгоритм действий простой: покупатель подносит каждую покупку к сканеру штрих-кода, после чего оплачивает итоговый счет через терминал с помощью банковской карты. «Курсив» изучил плюсы и минусы новой технологии для Казахстана, учитывая особенности отечественного ритейла. 

Кассы самообслуживания приживаются не везде

Первые комплексы self-checkout появились в США в 1992 году, но их широкое распространение началось в начале 2000-х. В 2016 году во всем мире работали 225 тыс. касс самообслуживания. Консалтинговая компания RBR в отчете Global EPOS and Self-Checkout 2019 отмечает, что в текущем году на глобальном рынке ритейла дополнительно к имеющимся установят 81 тыс. терминалов self-checkout (SCO). Ожидается, что к 2021 году их общее число достигнет 325 тыс. Это капля в море по сравнению с традиционными электронными кассами (EPOS), которых только в текущем году во всем мире заказано 2,2 млн. 

В разных странах свой, уникальный опыт использования касс самообслуживания. Например, Франция продолжает активно внедрять self-checkout, ежегодный прирост составляет 30%, в то же время торговля Великобритании сокращает их применение на 20%. 

RBR отмечает, что к внедрению технологии SCO ритейл подталкивает растущая конкуренция со стороны онлайн-торговли и стремление угодить технологически продвинутой части покупателей. Плюсы внедрения кажутся очевидными: экономия площади и штатных единиц, ведь на месте одной традиционной кассы можно установить четыре модуля самообслуживания. С другой стороны, появляется необходимость углубления технологий контроля за хищениями – это одна из главных проблем магазинов, внедряющих SCO. 

Какие системы выбрали казахстанские торговые сети

Сеть Magnum Cash & Carry (62 магазина) устанавливает SCO европейского производства. Как сообщили в компании, на первом этапе по четыре узла самообслуживания будут установлены в двух крупнейших торговых центрах сети в Алматы. 

Технология должна снизить общую нагрузку на кассы, уменьшить очередь, ускорить обслуживание. По результатам тестирования будет принято решение о частичном внедрении решений self-checkout во всей торговой сети.
 
SCO в Magnum будут принимать только безналичные платежи. Чек на алкоголь поможет оформить консультант магазина, табачная продукция через кассы самообслуживания продаваться не будет.

Сеть супермаркетов Small (89 магазинов) выбрала американские кассы самообслуживания NCR. Четыре новинки установлены в сентябре в одном из крупных магазинов сети в Алматы. Эти кассы также не предусматривают возможность оплаты наличными и покупку сигарет, чек на алкоголь заверяет работник магазина.

По информации от представителей головного офиса компании, 40% покупателей сети предпочитают при оплате покупок использовать банковские терминалы. Клиенты, опробовавшие технологическую новинку, считают, что теряют на кассе в три раза меньше времени в сравнении с классической схемой.

Сеть «Дастархан» для кассы самообслуживания использовала собственное решение. Первый экспериментальный пост self-checkout в крупном алматинском магазине сети был запущен в середине минувшего лета и сейчас обслуживает в среднем 500 покупателей в сутки. Павел Кляхин, руководитель IТ-департамента ТОО «Дастархан-консалтинг», поделился с «Курсивом» технологическими подробностями. 

s-chem-stolknulis-kazahstanskie-torgovye-seti-na-kassah-samoobsluzhivaniya2.jpg

Между «выгодно» и «удобно»

Павел Кляхин отмечает, что главной мотивацией для казахстанских торговых сетей, внедряющих кассы самообслуживания, служит обеспечение комфорта клиентов. С точки зрения финансовой выгоды подобный инструмент очень сомнителен: экономия на высвобождающемся персонале касс незначительна. Вдобавок принцип самостоятельного обслуживания ставит перед магазинами задачи углубления технологического контроля за процессом покупок.

В первую очередь речь идет о банальном воровстве. По данным Кляхина, во всем мире из-за воровства ежегодно списывается около 2% оборота ритейла. Как эта особенность учитывается в готовых системах self-checkout? 

Кассы самообслуживания, помимо считывателя штрих-кода товара, включают в себя весы. Это дополнительный инструмент контроля, позволяющий системе судить о том, насколько чек соответствует товару. Иначе говоря, магазин должен позаботиться о том, чтобы в электронной системе появилась новая разновидность учета товара – весовая. Именно так работают кассы сетей Small и Magnum.

Почему «Дастархан» не планирует расширение касс self-checkout

Чем отличается касса самообслуживания сети «Дастархан»? По сути, это классическая касса, повернутая служебной стороной к клиенту. Обычно на кассе обслуживающий персонал вводит сумму итогового чека в банковский терминал, через который снимается сумма со счета клиента. По словам руководителя IТ-департамента «Дастархан-консалтинг», на этом этапе кассиры часто ошибаются, например, неправильно вводят в терминал суммы итогового счета. Поэтому восемь лет назад «Дастархан» исключил это звено, интегрировав банковское оборудование в кассу магазина. И теперь, чтобы перевести кассы на формат работы self-checkout, оказалось достаточным повернуть кассу служебной стороной к покупателю.

Задача контроля за возможными инцидентами также решена технологически. Для этого используются возможности аналитического видеонаблюдения. Искусственный интеллект самостоятельно оценивает поведение клиента у кассы, и если оно соответствует 300 сценариям, требующим вмешательства персонала, система сообщает об этом.

Сам Кляхин считает, что в отношениях с новыми технологиями важно не торопиться перескакивать через очередную ветку развития. По его оценкам, большинство покупателей, сталкиваясь с кассой самообслуживания, теряются, им требуется помощь персонала. Поэтому в сети «Дастархан» расширять количество касс self-checkout не планируют.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций