5670 просмотров

Производители обуви в Казахстане не могут конкурировать с дешевой продукцией

И просят ограничить ввоз импорта

Фото: Офелия Жакаева

Представители обувной промышленности Казахстана заявляют о невозможности конкурировать с дешевой завозной продукцией и просят принять меры по защите внутреннего рынка от нее. В первую очередь – ограничить ввоз импорта путем введения минимального ценового порога за пару обуви в $20.

Импорт правит бал

О необходимости использования антидемпинговых мер при импорте обуви заявили отечественные производители. Как отметил в комментариях «Курсиву» генеральный директор ТОО «Lux Shoes» Гайрат Хасанбаев, главной проблемой казахстанских обувщиков является засилье импорта, занявшего свыше 90% рынка.

«Если исходить из того, что каждому казахстанцу нужны как минимум четыре пары обуви в год, по числу сезонов, то, по грубым расчетам, годовая емкость нашего рынка – 70–80 млн пар обуви. Наш рынок перенасыщен, так как завозится гораздо больший объем. Сколько точно, трудно определить, так как идет бесконтрольный «серый» импорт», – отметил Гайрат Хасанбаев.

По данным Комитета по статистике МНЭ РК, импорт обувной продукции в Казахстане на начало 2019 года составил 96,7%. В Палате предпринимателей Шымкента «Курсиву» представили его распределение по странам: 60% рынка обуви в Казахстане приходится на Китай, 20% – на Турцию, 10% – на Россию, 10% – на другие страны, в том числе Узбекистан. 

Конкурировать в неравной борьбе с завозной дешевой обувью, по демпинговым ценам, казахстанским производителям тяжело. Продавать же свою продукцию ниже себестоимости они не могут.

«Средняя себестоимость пары кожаных туфель в мире не превышает $30, то есть примерно 12–13 тыс. в пересчете на тенге. Маржинальность в мире одинаковая – 10–15%. В розницу в среднем туфли продаются в пределах 15–20 тыс. тенге. Самые дорогие модели (зимнего сезона) на нашей фабрике стоят 18–20 тыс. тенге, отпускная цена на самые дешевые модели – 10 тыс. тенге», – представил ценовой расклад г-н Хасанбаев. 

Эффект 20

Для обеспечения равных условий на рынке и поддержки отечественных производителей руководство шымкентской фабрики предлагает не допускать на казахстанский рынок импортную кожаную обувь стоимостью ниже $20 по примеру Турции. По словам эксперта, введение там такого запрета на законодательном уровне оказало позитивное влияние на развитие отрасли в этой стране. Он также привел пример соседнего Узбекистана: импортные таможенные пошлины и другие меры позволили произвести импортозамещение и увеличить долю отечественного производства обуви до 50–60%. 

Введение пороговой цены на импортную обувь в Казахстане, как считает гендиректор фабрики, так же изменит ситуацию на нашем рынке.

«Завозить обувь при таких условиях будет невыгодно. Появится ее дефицит, а это подстегнет развитие отечественной промышленности. Появится больше производств, а уже действующие начнут наращивать мощности. Будет создано множество рабочих мест. Деньги, которые уходили за границу, будут оставаться в нашей стране и работать на ее экономику», – прогнозирует руководитель предприятия. 

Кроме того, по его словам, обувная отрасль тянет за собой и обеспечивает рост 50–70 различных производств – кожи, колодок, подошв, коробок, фурнитуры. То есть ее рост и развитие будут иметь еще и дополнительный мультипликативный эффект.

Меры всякие нужны

Другой мерой по импортозамещению собеседник назвал локализацию производства. В этом вопросе, по его мнению, Казахстану надо ориентироваться на опыт России. Заходящие на их рынок зарубежные брендовые компании, крупные сетевые магазины размещают в России 30–40% производства своих товаров.

Обязательной бизнесмен также считает сертификацию товаров. Большая часть импорта, как он констатировал, – это контрафактная несертифицированная продукция. Бороться с ней призван запущенный в стране в пилотном режиме с 30 июля 2019 года проект маркировки обувных товаров. Напомним, как было заявлено МИИР, маркировка необходима для снижения незаконного ввоза, производства и оборота обуви в Казахстане. К слову, фабрика Lux Shoes была инициатором этого проекта.

Кроме того, для решения проблемных вопросов, мешающих эффективному развитию отечественной обувной промышленности, по мнению производителей, нужно принять комплекс мер. Это снижение НДС с 12 до 8%, уменьшение стоимости комуслуг, зеркальные меры на узбекистанские акцизы, оплата за счет государства половины зарплаты новых работников в течение года, 45% аренды в магазинах на два года, обеспечение госзаказами, кредитование по низким процентам на длительные сроки.

Гайрат Хасанбаев особо подчеркнул необходимость открытия в местных вузах специальности «производство мужской, женской и детской обуви», поскольку, по его мнению, нехватка квалифицированных кадров для производителей сегодня очень актуальная проблема.

«Наши работники обучались практически только на самой фабрике. Пока мы полностью готовим их сами. У нас всегда больше 20 вакансий, сегодня на фабрике работает около 60 человек», – рассказал гендиректор предприятия.

Все выработанные предложения руководство компании отправило в РПП с просьбой оказать содействие в решении проблем и поддержать отечественных производителей. Эксперт отмечает, что для постоянной и комплексной защиты и представления их интересов назрела необходимость создания в Казахстане профильной ассоциации. Более того, он считает, что обувную промышленность необходимо отделить от легкой. Напомним, сегодня ряд обувных компаний входит в Ассоциацию предприятий легкой промышленности (АПЛП) РК. 

Отвоевать ниши

Эксперт отдела сопровождения проектов Палаты предпринимателей Шымкента Бауыржан Бердалиев уверен, что предлагаемые меры позволят стимулировать развитие отечественного обувьпрома. При этом он отметил, что, так как большая часть сырья и комплектующих завозится из-за рубежа, эти сферы производства – потенциальные ниши для казахстанского бизнеса. 

Президент АПЛП РК Любовь Худова также убеждена: не надо импортировать продукцию, которую можно производить у себя в стране, как это делается в Узбекистане.

«Наши обувные предприятия обеспечивают потребности внутреннего рынка всего на 1,5%. То есть почти 99% занимает импорт. Почему бы не отвоевывать постепенно этот рынок и не завоевать его собственным товаром?! Мы импортируем даже элементарные тапочки. Что, мы не можем сами их производить?! Можем. Но так как они завозятся к нам кубами без уплаты налогов, конечно, такой товар дешевле. И казахстанскому производителю экономически нецелесообразно делать такую обувь. Поэтому наши компании в основном производят спецодежду и спецобувь, то есть выживают на госзакупках», – констатировала Любовь Худова. 

В управлении предпринимательства и индустриально-инновационного развития Шымкента считают, что бороться с дешевым импортом можно только одним – качеством. А удешевить продукцию можно путем наращивания мощностей и современных технологий: выпуск более крупных партий снизит себестоимость единичного товара.

В госоргане предполагают, что программа «экономики простых вещей» придаст новый импульс обувному бизнесу. К слову, Lux Shoes является ее участницей. На поддержку по этой программе подали заявки и другие обувные компании Шымкента.

Немного статистики

По данным городского управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития, за семь месяцев 2019 года в Шымкенте было произведено кожаной и относящейся к ней продукции на 288,6 млн тенге, ИФО – 135,4%. Доля отрасли в объеме республике составляет 5,5%. 

Помимо Lux Shoes в Шымкенте производят обувь цех «Заря», ТОО «Кирал достык», ИП «Софи». Переработкой шкур, кожи, их выделкой и изготовлением кожаных изделий занимаются компании Turan-Skin, «Умалп», AL-SHYM, «Куат-2002», «Оңтүстік тері». Кроме того, планируется реализовать в СЭЗ «ОҢТҮСТІК» проекты по изготовлению садово-летней обуви, обуви и изделий из кожи.

Самое крупное предприятие в этой сфере – ТОО «Lux Shoes». Проектная мощность фабрики – 120 тыс. пар обуви в год. Запущенная год назад, сегодня она работает в половину мощности. Здесь производится более 450 моделей обуви для всех сезонов. Казахстанское содержание сейчас составляет 50%.

«Мы уже выходим на 70–80%. Часть кожи закупаем в Шымкенте. Подошву заливаем сами. К 2022 году хотим довести этот показатель до 100%, а к 2025 году выйти на полную мощность», – рассказал Гайрат Хасанбаев.

По его информации, всего в Казахстане действует около 25 обувных фабрик. По данным NadLoc, производством обуви в Казахстане, главным образом специализированной, занимаются более 40 предприятий. В прошлом году, согласно исследованию energyprom.kz, три четверти всего производства обуви в РК пришлись на Алматы, Жамбылскую область и Шымкент.

В числе самых крупных предприятий отрасли в стране ТОО «Казлегпром-Алматы» (мощность – 500 тыс. пар обуви в год), АО «Жетiсу» (более 570 тыс. пар), ТОО «ТаразКожОбувь» (500 тыс. пар), ТОО «Семипалатинская обувная фабрика» (200 тыс. пар обуви в год). Как указано на сайте организации, членами АПЛП являются восемь предприятий сферы. 

В 2018 году, по данным Комитета по статистике МНЭ РК, в Казахстане было произведено свыше 1 млн пар обуви, за шесть месяцев 2019 года – 328,2 тыс. пар.

banner_wsj.gif

15 просмотров

«Павлодар» арнайы экономикалық аймағында «жыр» болған инфрақұрылым мәселесі шешіліп келеді

Кәсіпорындарға көптен күткен желілер жүргізіле бастады

Фото:«Павлодар» АЭА сайтынан алынды

2011 жылы Павлодар қаласында құрылған «Павлодар» арнайы экономикалық аймағы – инвестиция тартатын басты орталық. Үш мың гектардан аса аумақты алып жатқан кешенде  бүгінде химия, мұнай-химия және металлургия саласындағы 12 кәсіпорын жұмыс істейді. Биыл жалпы инвестиция көлемі 13 млрд теңгеден асатын тағы 8 жоба іске қосылмақ. Өнімнің 30-дан астам түрін шығарып, оның 16-сын экспорттайтын өндіріс орындары орналасқан аймақ соңғы жылдары әлемдік рейтингтерде үздіктер сапынан көрініп келеді.

Айталық, «fDi Maqazine» іскерлік журналы екі жыл қатарынан «Павлодарды» «Үздік ресурстық-шикізаттық база» ретінде таныды. Сонымен қатар, «Алюминий кластерінің ең тартымды аймағы», «Қарқынды дамып жатқан аймақ» деген аталымдарға ие болды. 

Осындай әлемдік деңгейдегі жоғары бағаға қарамастан, арнайы экономикалық аймақта бәрі жақсы деуге келмейді. Өкінішке қарай, мұнда су, жарық, кәріз жүйесіне қатысты түйткілдердің туындап, шешілмегеніне бірнеше жылдың жүзі болды. Қажетті желілер толық тартылмағандықтан, кейбір инвесторлардың сырт айналып, бірқатар өндіріс орындарының толық қуаттылыққа шыға алмай отырғаны рас. «Павлодар» арнайы экономикалық аймағында 2015-2019 жылдар аралығында жалпы сомасы 7,4 млрд теңге болатын 13 инфрақұрылым нысанының құрылысы жүргізіліпті. Бұл дегеніңіз қажеттіліктің 35 пайызы ғана. 

Осы олқылықтың орнын толтыру мақсатында жуырда ғана бірқатар инженерлік желіні тарту жұмысы басталды. «Павлодар» арнайы экономикалық аймағының бас инженері Абай Кәрімовтің айтуынша, жоспарлы жұмыстар осы жылдың қыркүйек айына дейін аяқталуы тиіс. 

«Бұған дейін бірнеше кәсіпорын қажетті суды құдық қазып немесе тасымалдап пайдаланатын. Жаңа су құбырларының тартылуы бұл мәселені түбегейлі шешеді. Қоспалы алюминий шығаратын «Gissenhaus», сол алюминийден дискілер дайындайтын «Вектор-Павлодар», аталмыш кәсіпорынның жаңадан іске қосылатын бояу цехы мен мазут өндіретін «ПромСервис» кәсіпорындары енді судан тарықпайтын болды. Ауызсу мен техникалық мақсатта пайдаланылатын су құбырлары төрт кәсіпорынның жұмысын жеңілдетіп қана қоймай, алдағы уақытта ашылатын өндіріс орындарына тиімді болмақ», -дейді Абай Кәрімов.

Сонымен қатар, арнайы аймақ аумағында қосымша электр желілері тартылуда. Бұл биыл іске қосылуы жоспарланған тағы төрт кәсіпорынның жарықты қиындықсыз пайдалануына мүмкіндік бермек. Олардың қатарында коагулянттар шығаратын «АSCOR», микросфера өндіретін «Казценосфера», мұнай өнімдерін дайындайтын «Северхим» және «Вектор-Павлодар» компаниясының бояу цехы бар. Бұл кәсіпорындардың барлығы жаңа желілерден электр қуатын алатын болады. 

Инфрақұрылым мәселесі келесі жылы да оң шешімін таппақ. Арнайы аймақтың шығыс бөлігінде жалпы ұзындығы 1700 метр болатын ауызсу, техникалық су және кәріз құбырын тарту үшін жобалық-сметалық құжаттар әзірленуде. Мұндай желілердің құрылысын солтүстік бөлікте де бастау жоспарланып отыр. Аталмыш аумақта ұзындығы 1400 метр кәріз жүйесі мен 4600 метрлік техникалық, шаруашылық-тұрмыстық мақсатта пайдаланатын су желілерін салу ойда бар. Бүгінде бұған қатысты тиісті құжаттар жасалуда. 

«Инфрақұрылымды жақсарту жұмыстары желілерді тартумен шектелмейді. Келесі жылы «Каустик» зауытының аумағы арқылы «Северхим», «Evooil Kazakhstan» кәсіпорындарына апаратын, ұзындығы 1200 метр, ені 7 метр болатын автомобиль жолы салынады», - дейді Абай Кәрімов. 

Осылайша, «Павлодар» арнайы экономикалық аймағында көптен бері көтеріліп келе жатқан күрмеулі мәселе оң шешімін тауып, жаңа желілер мен жол салынбақ. Бұл өз кезегінде инвестицияның қазірден де көп тартылуына тың серпін береді деген сенім мол. 
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg