Перейти к основному содержанию

2425 просмотров

Преступления против бизнеса предлагают включить в одну главу УК

В 2018 году от бизнесменов поступило 50 тыс. жалоб на госорганы

Фото: Аскар Ахметуллин

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» предлагает преступления против бизнеса включить в одну главу Уголовного кодекса, сообщил 11 октября глава президиума НПП Тимур Кулибаев.

«Считаем, что преступления против бизнеса необходимо комплексно пересмотреть, расширить и сгруппировать в отдельной главе Уголовного кодекса», - сказал Кулибаев в ходе форума по защите бизнеса.

Он отметил, что такая законодательная практика существует в Узбекистане, в настоящее время НПП совместно с Академией правоохранительных органов Казахстана начала исследование по вопросу такого нововедения.

Глава президиума нацпалаты отметил, что в 2018 году зарегистрировано более 50 тыс. жалоб предпринимателей на вмешательство госорганов в их деятельность, в то же время по всем этим фактам, согласно данным органов правовой статистики, в дисциплинарном порядке наказано всего лишь 61 должностное лицо.

«Уголовные и административные меры воздействия практически не работают, везде почти нулевая статистика, система сдержек и противовесов не работает», - констатировал Кулибаев.

В настоящее время за воспрепятствование бизнесу предусмотрена уголовная ответственность по статье 365 УК РК, однако в прошлом году, несмотря на большое количество жалоб предпринимателей, ни одного уголовного дела по ней не было возбуждено. По статье 173 Кодекса об административных правонарушениях «Незаконное вмешательство должностных лиц в предпринимательскую деятельность» в 2018 году вынесено всего 2 постановления о наказании.

«Такой дисбаланс не может не обратить на себя внимание. Глава государства ясно дал понять, что любые попытки воспрепятствовать развитию бизнеса должны рассматриваться как преступления против государства», - подчеркнул глава президиума НПП.

Помимо этого, спикер обратил внимание на роль судейского корпуса в разбирательствах между властью и бизнесом, предложив для дальнейшей модернизации судебной системы использовать практику Суда МФЦА и реализовать в казахстанских судах международный опыт разрешения коммерческих споров.

Кулибаев отметил, что системная работа по гуманизации уголовного законодательства в отношении бизнеса привело к сокращению в 5 раз количества регистрации уголовных дел в сфере экономики, с 8 170 дел в 2015 году до 1 618 – в 2017 году.

«За три года реформ, с 2016-го по 2018 годы, более 20 тысяч бизнесменов остались в экономическом обороте, сохранили свои предприятия и, соответственно, рабочие места», - заключил Кулибаев.

1324 просмотра

Стоимость реконструкции аэропорта в Уральске может превысить 2,4 млрд тенге

Строительные работы планируют завершить в следующем году

Фото: Shutterstock.com

С начала реконструкции уральского аэропорта проект переделывали дважды, и стоимость увеличилась с 1,5 до 2,4 млрд тенге. В управляющей компании рассказали, что поскольку речь идёт о строительстве - сумма может ещё увеличиться.

«Изначально проект шёл, как реконструкция терминала. Сейчас известно, что просадка здания не позволяет ничего надстраивать или делать какие-либо пристройки: и фундамент, и колонны имеют высокий износ. Мы дважды переделывали проект. Теперь уже речь идёт не о реконструкции, а о строительстве нового аэропорта», - сообщил первый заместитель председателя АО «СПК «Орал» Артур Доскалиев.

Сумму на строительство терминала выделяет нефтедобывающая компания KPO B.V. (нидерландское юрлицо, участвующей в разработке Карачаганакского месторождения) в рамках договорных социальных обязательств. На торжественном закрытии аэропорта на ремонт в июле 2019 года генеральный директор компании Эдвин Блом говорил о 1,5 млрд тенге инвестиций. 

По договору с правительством Казахстана за право разрабатывать месторождение, компания KPO B.V. обязана ежегодно выплачивать $30 млн на социальные объекты для населения ЗКО.

Новый эскиз здания уральского аэропорта..jpg
 
В январе 2020 года власти презентовали новый эскизный проект. Стоимость нового терминала оценили в 2,4 млрд тенге. Согласно документу в новом аэропорту должна была появиться возможность установки рукава для посадки пассажиров на борт самолета, увеличиться площадь с 3,85 тыс. до 7 тыс. квадратных метров, и вырасти пропускная способность – со 160 тыс. до 350 тыс. пассажиров в год. 

Тогда заместитель акима области Тимуржан Шакимов заверил, что этот проект – окончательный, что к обследованию привлекли проектный институт АО «КАЗНИИС строительства и архитектуры», и если где-то еще в процессе строительства найдутся поврежденные конструкции — их тоже заменят. Но всё снова пошло не по плану.

«Поскольку теперь мы говорим о строительстве – сумма может вырасти еще. Мы создали новый эскиз, прорабатываем, чтобы терминал был полностью готов и никаких проблем не возникло», - пояснил Артур Доскалиев.

Перед началом реконструкции в 2019 году аэропорт был продан АО «СПК Орал», а после окончания снова будет возвращён в частные руки на условиях поэтапного выкупа и возмещения затрат. Необходимость таких «манёвров» объяснили тем, что по закону социальные объекты, на которые KPO B.V. выделяют деньги должны быть в собственности государства. Сумму сделки в СПК не назвали, сославшись на коммерческую тайну. 

«Акимат не может управлять аэропортом – вида деятельности такого нет. Тут или создавать новое предприятие, или передавать имеющемуся с таким видом деятельности. Поэтому после завершения всех работ, аэропорт планируется продать прежним управляющим – ТОО «Международный аэропорт «Орал», - рассказал заместитель председателя СПК.

Новый эскиз здания уральского аэропорта. (2).jpg

В конце апреля директор аэропорта Хайретдин Раскалиев в интервью газете «Время» обвинял проектировщиков в искусственном удорожании проекта. По его словам, руководство ТОО «Международный аэропорт «Орал» заинтересован в прозрачном финансировании, так как впоследствии им придётся возмещать затраты на строительство. В СПК «Орал» заверили, что все конфликтные вопросы с бывшими владельцами аэропорта были улажены, и смета полностью соответствует требованиям.

«Тут как: мы закладываем в смете пропускной сканер, например, а он уже есть (у ТОО «Международный аэропорт «Орал» - прим. «К»). Но мы не можем его не включить, ведь сейчас аэропорт у нас в собственности, а у нас нет сканера. Поэтому проект мы обязаны считать полностью, учитывая каждую деталь, чтобы в нём было абсолютно всё при открытии. Конечно, впоследствии, при закупе, мы будем вычитать то, что уже есть у прежних владельцев», - пояснил Артур Доскалиев.

ТОО «Международный аэропорт «Орал» зарегистрировано 17 февраля 1997 года. Директором аэропорта числится Хайретдин Раскалиев, а единственным учредителем ТОО «Беркут Аэропорт». 

В составе учредителей ТОО «Беркут Аэропорт» - два ТОО и одно физическое лицо.

Одно из предприятий владельцев - ТОО «Меридиан Капитал» принадлежит Нурболу Султану. Господин Султан приходится сыном покойному экс-главе администрации президента Сарбаю Калмурзаеву, а также входит в топ-50 самых богатых людей Казахстана по версии Forbes. 

Ещё одним владельцем ТОО «Беркут Аэропорт» значится ТОО «STAIER GROUP», учредителем которого является Айтмухаммед Алдажаров, являющийся по совместительству членом совета директоров (независимым директором) сразу трёх газовых предприятий: АО «ЭмбаМунайГаз», АО «ОзенМунайГаз» и АО «Интергаз Центральная Азия».

Физическим лицом в руководителях ТОО «Беркут Аэропорт» числится экс-руководитель ТОО «Bek Air» и жена главы «Bek Air» Нурлана Жумасултанова - Айгуль Жумасултанова. Она проработала на посту руководителя компании с 29 августа 2013 года по 18 июля 2016 года. 

На отчётной встрече с населением аким ЗКО Гали Искалиев упомянул, что строительство хотят завершить в 2021 году. Удастся ли уложиться в этот срок, в СПК ответить затруднились.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif