Перейти к основному содержанию

1449 просмотров

Почему в регионах Казахстана буксует развитие ГЧП

Выяснял «Курсив»

Фото: Shutterstock

Власти Восточного Казахстана просят увеличить лимит гособязательств по ГЧП для реализации будущих проектов в регионе, но не могут оперативно решить проблемы действующих участников системы государственно-частного партнерства.

Дайте побольше

Не первый год Восточно-Казахстанская область лидирует в республике по количеству договоров ГЧП. Каждый третий контракт государственно-частного партнерства подписан в этом регионе. По данным председателя правления регионального центра ГЧП ВКО Шакарыма Буктугутова, в области заключены договоры по 180 проектам на сумму 33,4 млрд тенге. В целом на различных стадиях готовности и реализации находится 221 проект на сумму 181,2 млрд тенге.

Но даже в случае если будут найдены инвесторы на все проекты, бюджет не сможет одномоментно взять на себя гособязательства на такую большую сумму. Приказом министра нацэкономики в августе прошлого года для каждого региона страны определены лимиты по проектам ГЧП. Согласно информации управления экономики и бюджетного планирования ВКО для Восточно-Казахстанской области на 2018 год лимит составил 52,8 млрд тенге, на 2019 год – 55,8 млрд тенге, на 2020 год – 56,4 млрд тенге.

«Для реализации планируемых проектов, находящихся в общем инвестиционном портфеле, установленный объем лимита недостаточен. В этой связи проводятся соответствующие переговоры на уровне центральных госорганов», – сообщил «Курсиву» Шакарым Буктугутов.

Безымянный_68.png

Важны все

Стоить отметить, что больше половины заключенных договоров в ВКО относится к системе дошкольного образования. За исключением нескольких проектов строительства в большинстве своем бизнесмены взяли на себя обязательства по эксплуатации существующих зданий под детсады, дошкольному воспитанию за счет госзаказа. В 2017 году таких проектов было 64, в 2018 году 43. За счет предпринимателей, отремонтировавших и взявших в аренду объекты, в области практически полностью закрыли дефицит мест. Благодаря госзаказу частные детсады смогли по ценовой политике приблизиться к государственным и помогли разгрузить очередь.

Однако предприниматели, заключившие контракты по системе ГЧП до 2019 года, постфактум оказались недовольны партнерством. 
Согласно данным руководителя региональной палаты предпринимателей ВКО Игоря Шацкого, в РПП поступило коллективное обращение бизнесменов Усть-Каменогорска, Семея, Риддера. Они пожаловались на то, что арендаторы, заключившие договоры до 2019 года, получают 24 тыс. тенге в месяц за одного ребенка, а тем, кто подписал контракт с акиматом в этом году, платят 28 тыс. тенге. Бизнесмены считают это несправедливым. К тому же они несут потери: один арендатор не досчитывается от 1,5 до 2 млн тенге ежемесячно. 

Проблема уже отразилась на функционировании частных детсадов. Начался отток кадров в госсады, где в этом году, согласно распоряжению правительства, воспитателям была увеличена заработная плата. Бизнесмены тоже готовы повысить расходы на оплату труда работников, но при условии пересмотра ранее заключенных договоров ГЧП. Руководство региональной палаты обратилось к властям для рассмотрения проблемного вопроса.

«Речь идет о сумме более 1 млрд тенге. Когда мы переводили эти детсады на систему ГЧП,  с участниками заключили договоры обязательств. Зарплата у них прежняя, тариф не пересчитан. На сегодняшний день мы пока не знаем, как решать эту проблему на законодательном уровне, потому что мы с ними на три года заключили договор по установленным суммам, теперь они просят изменить. Мы этот вопрос рассматриваем, решения пока еще не вынесли», – отметила руководитель управления экономики и бюджетного планирования ВКО Сауле Улакова на заседании комиссии областного маслихата, где обсуждали эту тему. 

Секретарь облмаслихата Владимир Головатюк предложил руководству управления подготовить обновленные расчеты к следующей сессии. Депутаты пришли к выводу, что деньги выделять нужно, ведь недофинансирование может сказаться на качестве предоставляемых услуг. Вопрос остается открытым минимум еще месяц.

Неоткрытые бюджеты

Чтобы понять, насколько выгодным является бизнес по системе концессии как одного из видов ГЧП, «Курсив» запросил данные о выплатах из бюджета по какому-либо проекту, реализованному в ВКО. В региональном центре ГЧП такую информацию дать не смогли, сославшись на то, что центр ведет только консультативное сопровождение проектов. В управлении экономики и бюджетного планирования ВКО сообщили, что данная информация является коммерческой тайной и разглашать ее без согласия владельца бизнеса, согласно Предпринимательскому кодексу, запрещено.

Неоднократно в СМИ высказывались мнения о том, что некоторые формы ГЧП, например концессия, не являются прибыльными. Поэтому в стране в целом мало крупных реализованных концессионных проектов. По данным Казахстанского центра ГЧП, в Восточном Казахстане по договорам концессии построено восемь детсадов. Сумма договора разнится от 610 до 826 млн тенге. Эти деньги должны вернуться инвесторам в течение 20 лет. Крупные же инфраструктурные проекты в регионе еще ждут своих «хозяев». К ним относится строительство многопрофильной больницы в Усть-Каменогорске стоимостью 21 млрд тенге и мостов через Бухтарминское водохранилище и реку Иртыш (97 млрд тенге).

«Так как объекты ГЧП – это не бизнес-проекты, то они направлены в первую очередь на поддержание уровня благосостояния населения при поддержке бизнес-структур. Учитывая, что в основном поддержка частных инвесторов осуществляется за счет бюджетных средств, действительно, такие проекты не являются высокорентабельными. Однако при быстро меняющихся современных условиях преимуществом проектов ГЧП является долгосрочность контрактов, что дает возможность частному партнеру иметь уверенность в завтрашнем дне», – комментирует Шакарым Буктугутов.

Сауле Улакова согласна с этим суждением. По мнению главного экономиста региона, капиталоемкость большинства реализуемых проектов, длительные сроки окупаемости и возврата вложенных инвестиций, реализация без поддержки со стороны государства не всегда привлекательны для частных инвесторов. В противовес минусам государство предлагает определенные бонусы бизнесменам, согласным участвовать в системе ГЧП. Это в первую очередь выплаты по гособязательствам, гарантия потребления, натурные гранты. 

Пока же все самые дорогие в ВКО проекты ГЧП относятся не к концессии, а к другим видам партнерства. Например, проект замены уличного освещения в Усть-Каменогорске, Семее и райцентрах стоимостью около 5 млрд тенге реализуется по кредитному договору с ЕБРР. Строительство мусороперерабатывающих заводов в двух крупных городах области на сумму 23,5 млрд тенге также планируется осуществить за счет заемных средств.

856 просмотров

Казахстанские отели спасут только иностранные туристы

Рынки гостиничной недвижимости Алматы и Нур-Султана перенасыщены

Фото: Shutterstock.com

Рост экономики и развитие туризма в Казахстане неизбежно влечет расширение основной сферы индустрии гостеприимства и отдыха (H&L) страны – отельного бизнеса. Резкое изменение в структуре и количестве отельных номеров произошло в 2017 году в связи с проведением EXPO 2017 и зимней Универсиады – 2017. Тогда количество отелей в столице, по данным МНЭ РК, увеличилось почти на 30%, а объем реализации гостиничных услуг на 70% по сравнению с предыдущим годом. Что же происходит с отелями через два года после событий, обеспечивших их максимальную загрузку?

Есть ли жизнь после EXPO?

Согласно данным отчета «Гостиничная недвижимость», составленного Colliers International Kazakhstan по итогам первого полугодия 2019 года, наиболее востребованными в стране являются пятизвездочные отели. Их загрузка составляет 46,2% в Алматы и 28% – в Нур-Султане. В четырехзвездочных отелях в среднем востребовано 37% номеров в Алматы и 22,6% – в Нур-Султане. Трехзвездочные отели загружены: на 34,6% в Алматы и почти на 28% – в столице. 

0001_12.jpg

Эксперт в сфере международного гостиничного бизнеса

Татьяна Веллер говорит, что отель начинает зарабатывать деньги, когда его загрузка составляет не менее 40%. Пока средняя загрузка отелей не превышает 70%, рынок считается перенасыщенным, поскольку предложение гостиничных услуг на нем заметно выше, чем спрос.

Несмотря на показатели, которые свидетельствуют о перенасыщенности рынка, гостиничный сектор Алматы, генерирующий 49% услуг на рынке гостеприимства страны, не прекращает свой рост. Количество мест размещения в южной столице выросло в 2,7 раза за последние четыре года и на 35% – за последний год. 

Столичный рынок, генерирующий около 9% услуг страны, после роста на 28% в 2017 году (год проведения EXPO) достиг насыщения. За последние два года суммарный прирост составил лишь 1%. На рынке Нур-Султана место на сегодня есть только для концептуально сильных международных сетевых объектов – такого мнения придерживаются аналитики Colliers International Kazakhstan.

При общей недостаточной заполняемости некоторым отелям на рынке удается добиваться впечатляющих результатов. Так, The Ritz-Carlton, Almaty по итогам сентября 2019 года продемонстрировал заполняемость отеля на 81%, а периодами в отеле совсем не было свободных номеров. «Динамика очень наглядная. Мы видим стабильный прирост по количеству гостей из года в год: в сентябре 2015 года заселяемость отеля была равна 64,5%, в 2016 году уровень достиг 76,1%, в 2017 году показатели выросли до 80,3%, в 2018-м наблюдали небольшой спад до 72,5%, а в этом году наши отметки достигли рекордных 81% по итогам месяца», – поделилась специалист по маркетингу The Ritz-Carlton, Almaty Карина Тюрикова.

На вопрос, как отелю удалось добиться загрузки отеля до уровня активных туристических бизнес-дестинаций, таких как Лондон и Париж, Тюрикова ответила, что это результат симбиоза активного развития отеля и подъема экономики страны. 

«К нам прилетает множество представителей бизнеса с новыми проектами для Казахстана, видя перспективы локального рынка, презентуя решения, проводя бизнес-встречи и крупные мероприятия в Алматы», – отметила маркетолог отеля.

Но не все специалисты отрасли согласны с этим мнением. «К сожалению, статистика загрузки брендовых отелей на рынке Алматы (не более 60% ежегодно за последние несколько лет) заставляет думать, что это скорее краткосрочный пик спроса, связанный с наложением нескольких крупномасштабных событий», – отмечает Веллер, имеющая 20-летний опыт работы в международных гостиничных сетях и глобальных консалтинговых компаниях.

Сегментация туристов по целям поездки показывает, что около 60% постояльцев отелей прибыли в Алматы с деловыми целями, около 40% – для посещения туристических объектов и с личными целями. Такие данные приводит МНЭ РК. При этом бизнесмены и деловые люди в первую очередь выбирают брендовые отели с эталонным сервисом. Тот же The Ritz-Carlton, Almaty в 2019 году принял 90% гостей, прибывших с деловыми целями, и лишь 10% – c целью отдыха. «Самое большое количество гостей в 2019 году, останавливающихся в отеле, было из США, России и Великобритании, но также у нас традиционно очень много гостей из ОАЭ, Китая и Индии» – такие данные приводит Карина Тюрикова. 

Таким образом, лучше всего на рынке Алматы, являющемся драйвером общей индустрии гостеприимства, обеспечена загрузка отелей известных мировых брендов, и в первую очередь деловыми туристами. 

Мировые тренды в индустрии гостеприимства

Статистика по Казахстану сейчас соответствует скорее глобальным тенденциям прежних лет. Раньше, согласно исследованиям PricewaterhouseCoopers (PwC), мировой тренд развития отелей был направлен на узнаваемость брендов. 

Маркетологи трудились над созданием уникального и узнаваемого в любой точке мира имиджа бренда. Люди выбирали для отдыха отели, которые лучше всего соответствовали их личным склонностям, основываясь на информации о бренде.

Однако в последнее время ситуация на отельном рынке меняется, и руководители H&L пессимистично смотрят на будущее своего бизнеса. В 2019 году по результатам ежегодного глобального опроса руководителей, проведенного PwC, только 27% респондентов H&L заявили, что они «очень уверены» в росте доходов в ближайший год, в то время как на глобальном рынке такая уверенность есть у 35% руководителей.

Аналитики агентства PwC, входящего в «большую четверку», связывают пессимистические тенденции на рынке гостеприимства с потерей традиционными отелями прямого контакта с потребителями из-за развития платформ-агрегаторов по краткосрочной и долгосрочной аренде жилья (booking.com, hotels.com и т. п.). На этих платформах выбор отелей происходит в основном по расположению и цене. И хотя бренд по-прежнему играет свою роль, его важность затмевают отзывы и рейтинги потребителей.

Чтобы преодолеть риск потери дохода, связанный с развитием сервисов бронирования, отели должны найти способ вновь стать уникальными для клиентов. Компания PwC отмечает три приоритетных стратегических подхода в развитии мировых отелей в ближайшем будущем.

Во-первых, создание уникальных услуг, предвосхищающих и выходящих за рамки ожиданий гостей. Отелям необходимо создать такие условия, чтобы клиенты вновь и вновь возвращались к ним и делились своими позитивными отзывами с друзьями, расширяя круг потенциальных клиентов отеля. Во-вторых, наем сотрудников, успешных в налаживании личных доверительных отношений с клиентами. Каждый гость должен быть окружен персональной заботой, чувствовать к себе особое отношение, как к VIP-персоне. И наконец, в-третьих, внедрение новейших технологий для экономии на административных процессах. А сэкономленные средства необходимо инвестировать в новые цифровые системы, улучшающие качество и удобство взаимодействия между гостями и отелем.

Будущее казахстанских отелей

Учитывая избыточное гостиничное предложение в Казахстане, продолжающийся рост гостиничного сектора недвижимости Алматы и пессимизм на глобальном рынке, отельеров нашей страны могут ждать не лучшие времена. «Уверена, что низкая загрузка отелей и невысокие средние тарифы в течение нескольких лет, а также отсутствие тренда к повышению спроса на гостиничное размещение натолкнут инвесторов на мысль о том, что сейчас лучше вкладывать деньги в другие сегменты недвижимости или поискать вообще альтернативные средства сохранения и приумножения капитала. Нормальным сроком возврата капитала при строительстве гостиницы с заемными средствами на российском рынке, например, в текущий момент считается: для 3* – от 10 до 13 лет, для 4* – от 12 до 15, для 5* – от 15 и выше. Если ваши расчетные показатели значительно превышают эти цифры, то наверняка можно поискать иные инвестиционные возможности», – считает Веллер.

Ситуацию может улучшить значительный рост туристического потока. «В динамике мы видим, что туризм в Казахстане развивается, и от года к году все больше гостей приезжают с целью посетить страну для отдыха и изучения местной культуры и окрестностей. И это очень во­одушевляет, ведь в нашей стратегии развития важным пунктом является продолжение активной работы по продвижению Казахстана, и Алматы в частности, как привлекательного туристического направления», – отмечает Тюрикова. Статистика МНЭ РК также подтверждает положительную динамику: за январь – июнь 2019 года обслужено 590 тыс. человек, что на 17% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но загрузка существующих отелей свидетельствует о том, что пока этого недостаточно.

Кроме того, в свете мировых тенденций брендовым отелям придется переосмыслить понятие лояльности к бренду, которая теперь должна строиться на уникальных и неожиданных удобствах для клиента. Отелям стоит выходить за рамки проверенного и надежного, тестировать новые функции, предлагать рискованные идеи и предугадывать, что станет наиболее привлекательным для гостей в ближайшем будущем – такого мнения придерживаются специалисты PwC. 

Отелям же экономкласса 

Татьяна Веллер советует присмотреться к мировым тенденциям по развитию коливингов и B&B и выбору путешественниками бутиковых и лайфстайл-отелей.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций