Перейти к основному содержанию

6352 просмотра

Почему в Казахстане зависают госпроекты

И что с этим делать

Коллаж: Вадим Квятковский

Некоторые проекты в момент прихода кажутся идеальными, без сучка и задоринки они проходят стадию разработки и блестяще проваливаются уже на первой секунде осуществления. Власти РК разрабатывают программы и принимают всевозможные меры по поддержке и доступности финансирования бизнеса, с помпой рассказывают о наиболее успешных предприятиях. Однако далеко не все реализованные благодаря господдержке проекты работают так, как предполагалось изначально. «Курсив» собрал наиболее интересные истории когда-либо запущенных в стране прожектов.

Удочка «сделала» триллион

Восточный Казахстан лидирует по количеству просубсидированных проектов в рамках государственной программы поддержки «Дорожная карта бизнеса-2020». За несколько лет власти помогли с дешевыми кредитами более тысячи предприятий региона, выступили гарантом для 400 организаций, выделили более 200 грантов. 

По информации руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО Ержана Шурманова, за девять лет в рамках «ДКБ-2020» в области просубсидировано 1123 проекта на общую сумму 161,4 млрд тенге. Размер госсубсидий превысил 14 млрд тенге. По количеству просубсидированных проектов регион на первом месте в стране, по объему кредитного портфеля – на втором. 30% всех проектов, для которых были выделены субсидии, относится к обрабатывающей промышленности, 23% – к сфере транспорта и складирования.

«Главный социально-экономический эффект от «ДКБ-2020» – выпуск продукции участниками программы на общую сумму 1,4 трлн тенге. За годы существования программы, с 2010 года, создано 4,7 тыс. рабочих мест, выплачено 57 млрд тенге в виде налогов», – отметил Ержан Шурманов.

Безымянный_89.png

Обязательства выполнены?

В рамках второго, одного из самых важных направлений госпрограммы – развитие при­оритетных отраслей экономики, – бюджет выделил Восточному Казахстану 13,4 млрд тенге. Средства 2019 года – 1,1 млрд тенге. По словам заместителя руководителя управления энергетики и ЖКХ ВКО Алмы Кайракановой, большая часть суммы, а именно 955 млн тенге, пошла на строительство железнодорожных путей к автозаводу полного цикла (совместный проект АО «АЗИЯ-АВТО Казахстан» и ОАО «АвтоВАЗ») в Усть-Каменогорске. В конце сентября проект только поступил на госэкспертизу.

Ранее на сайте компании указывалось, что запуск нового производства намечен на 2016 год. Далее сроки переносились на 2018-й, конец 2019 года. Однако несмотря на то, что с момента начала строительства прошло уже шесть лет, предприятие так и не начало работать. И задержки объясняются вовсе не долго­играющими инфраструктурными проектами.

«Произошедшие в 2014-2015 годах непрогнозируемые события, связанные с диспаритетом курса рубля и тенге, стали результатом глубокого рыночного и отраслевого спада. Казахстанский рынок до сих пор не восстановился в полной мере. В результате этих событий произошла корректировка сроков строительства», – сообщает в ответ на запрос «Курсива» пресс-служба группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». 

По данным источника, запуск первой очереди завода запланирован на 2021 год. В указанный срок ожидается старт цехов сварки и окраски. Напомним, общий объем инвестиций в строительство автозавода полного цикла составляет $73 млн. Сейчас казахстанский партнер проекта осуществляет финансирование только за счет собственных средств, без привлечения займов.

Ждем инвесторов

В числе других крупных переходящих инфраструктурных проектов, в которых участвует бюджет, – строительство инженерных сетей для мясоперерабатывающего цеха в Аягозском районе на 1400 голов МРС. Обязательства по его строительству взял на себя инвестор из Австралии.

По словам акима ВКО Даниала Ахметова, на подведение нужной инфраструктуры ранее потрачено 465 млн тенге. И хотя первоначальный срок запуска убойной и откормочной площадок был ориентирован на 2017 год, до сих пор ферма стоимостью 9 млрд тенге так и не построена. Выходит, государственный проект, по сути, пока не приносит экономического эффекта.

На аппаратном совещании акимата ВКО глава региона дал поручение своим подчиненным проанализировать все крупные инфраструктурные проекты в рамках ДКБ и соотнести государственные вложения для их поддержки с размером инвестиций. Ведь бюджетные деньги вкладываются уже сейчас, а результата от деятельности некоторых инвес­торов пока нет.

Аналогичная ситуация может повториться с проектом строительства агрокомплекса ТОО «AgroPortal» стоимостью более 6,8 млрд тенге в Семее. Мясокомбинат объемом 30 тыс. тонн в год должен был быть построен за счет средств компании из Ирана в индустриальной зоне «Өндіріс». Но из-за сложностей, возникших у самого инвестора, финансирование проекта приостановлено. За счет бюджетных средств (около 16 млн тенге) пока только составлено технико-экономическое обоснование для строительства сетей теплоснабжения. Сам проект, по данным Алмы Кайракановой, обойдется бюджету в 884 млн тенге. К слову, деньги еще не потрачены.

«Нужно проанализировать, какие сложности есть у бизнеса, который планировал зайти в зону «Өндіріс». Можем ли мы помочь инвестору? Что сделано? Необходимо владеть информацией, прежде чем вливать опять почти миллиард тенге в строительство необходимой инфраструктуры», – отметил Даниал Ахметов.

До конца октября в акимате ВКО должны сделать анализ инф­раструктурных проектов исходя из их целесообразности, инвестиционной привлекательности и процента готовности.

На вагоностроительном заводе в Экибастузе остались только  охранники и обслуживающий персонал
Больше года простаивает вагоностроительная компания в Павлодарской области. Это не первый сбой в работе. Но руководство предприятия все еще надеется, что найдется инвес­тор, который запустит производство.

70 последних сотрудников ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания» сегодня находятся в отпуске без содержания, 30 официально уволились. На предприятии осталось с десяток человек, которые осуществляют охрану и следят за техническим состоянием помещений и оборудования. Хотя еще в 2015 году здесь трудились почти 600 работников. 

ТОО «КВК» было образовано на базе вагоноремонтного депо ТОО «Таман» в 2008 году. Запустили завод в июле 2011 года в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития. Стоимость проекта составила 7,6 млрд тенге. Планировалось, что здесь будет ежегодно выпускаться до 2 тыс. полувагонов и 500 крытых вагонов. Они предназначены для перевозки сыпучих крупнокус­ковых штучных и других грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. Стратегическая задача, поставленная перед предприятием, заключалась в удовлетворении потребности национального перевозчика. Уже в 2014 году здесь почти на 50% не выполнили план, а с 2015 года остановка предприятия на длительные сроки стала нормой. И сегодня здесь простой. 

Однако, по словам заместителя акима Экибастуза по социальным вопросам Натальи Нефедовой, сотрудники предприятия без работы не сидят, и все находится под контролем. При этом чиновница полна оптимизма относительно будущего этого завода, основываясь, по ее словам, на информации исполняющего обязанности директора Берикбая Амиржанова.

Тот в свою очередь в беседе с «Курсивом» был более сдержан. 

«Интерес к нашему предприятию вроде как проявляют инвесторы из России и Украины. Но пока ничего конкретного», – сказал руководитель компании. 

При этом он признал, что основная проблема в стоимости вагонов, которая выше российских аналогов. 

«Все основное литье доставляется из России, отсюда и цена. Когда предприятие открывали, то предполагалось, что металл будет казахстанский, того же «Кармета», но не получилось. Все еще надеюсь, что выпуск необходимого литья наладят теперь на заводе в Усть-Каменогорске», – говорит Берикбай Амиржанов. 

2018 год обещал стать прорывным. Банк развития Казахстана разместил заказ на 1 тыс. полувагонов, которые должны были реализовывать в лизинг АО «Казтемиртранс» (КТТ). Для AO «KTZ EXPRESS» планировалось собрать 270 универсальных платформ. Свои надежды предприятие связывало с программой КТТ по обновлению парка, а это около 10 тыс. вагонов. В итоге произвели 652 вагона и 83 универсальные платформы. Но в середине лета 2018 года производство остановилось. Среди причин – рост цен на российские комплектующие: рамы и балки подскочили в цене с 40 тыс. до 150 тыс. рублей за единицу. В результате сборка одного полувагона обходилась предприятию в сумму около 20 млн тенге, а реализовать его можно было за 15 млн тенге, чтобы не проигрывать конкурентам. 

По российскому пути?

Основными собственниками предприятия являются дочерние структуры АО НК «КТЖ» – АО «Казтемиртранс» (69,94%) и ТОО «Ремонтная корпорация «Камқор» (8,53%). При этом с 2016 года доверительным управляющим экибастузской вагоностроительной компании являлось петропавловское АО «ЗИКСТО». Завод в Северо-Казахстанской области выкупила российская компания – эту информацию озвучил на совещании глава СКО Кумар Аксакалов. 

«Это один из основных игроков в России на рынке подвижных составов. Они же являются учредителями завода «Бежицкая сталь», который поставлял литье ЗИКСТО. Дорожная карта по вхождению компании и выкупу завода уже подписана», – уточнил аким области.

Отметим, что ПО «Бежицкая сталь» входит в АО «Трансмашхолдинг» – крупнейшую российскую компанию, специализирующуюся на производстве подвижного состава для железных дорог.

Как в Атырау строят фармацевтический завод

Одним из громких событий 2014 года в Атырауской области стало, пожалуй, объявление о запуске строительства фармацевтического завода. В регионе, где 97% экспорта составляют нефть и нефтепродукты, любое производство, не связанное с нефтегазовой отраслью, воспринимается как нечто невероятное.

В августе 2014 года руководивший в то время Атырауской областью аким Бактыкожа Измухамбетов в торжественной обстановке заложил символическую капсулу под строительную площадку нового завода. Местом возведения объекта выбрали участок на окраине города, на пятом километре по трассе Атырау – Уральск. Стоимость проекта оценили в 3,7 млрд тенге. На эти средства планировалось построить фабрику, способную в год выпускать 800 млн штук таблеток, 300 млн капсул, 78 млн ампул, 3 млн упаковок мазей и 12 млн флаконов растворов в пластиковых емкостях для внутривенного вливания.

Производить лекарства планировалось по индийской технологии. Инициатором и инвестором проекта выступила компания «Медицина».

Оператором предприятия было выбрано ТОО «Lumpan Caspian Pharmaceuticals LLP». Со стороны государства поддержку оказало АО «СПК «Атырау», выделившее свыше 1 млрд тенге на приобретение оборудования. В рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020» была подведена инфраструктура: проложена асфальтированная дорога, протянуты газопроводная, водопроводная и электрическая линии. Ввод в эксплуатацию первой очереди завода был намечен на третий квартал 2015 года. Но в назначенный срок завод запущен не был.

Между тем в сентябре 2017 года департамент Национального бюро по противодействию коррупции Атырауской области сообщил, что завершено «досудебное расследование в отношении руководителя ТОО «Lumpan Caspian Pharmaceuticals LLP» Забиры Даулетжановой по факту нецелевого использования бюджетного кредита в размере 1 млрд тенге. По сведениям ведомства, «деньги были предназначены для приобретения оборудования по проекту «Фармацевтический завод по производству лекарственных препаратов в Атырау». При этом антикоррупционное ведомство сообщило, что «уголовное дело в отношении Даулетжановой прекращено в связи с примирением с потерпевшей стороной и полным возмещением материального ущерба».

Разногласия с партнерами

Позже, летом 2018 года, в опубликованном в местной прессе (газета «Прикаспийская коммуна») письме заместитель генерального директора АО «Медицина» Искандер Мирзоев, поясняя ситуацию с фармзаводом, сообщил, что АО «Медицина», являющееся одним из пяти участников проекта, в одиночку «тянет» предприятие. 

По его словам, индийская компания SAVA Global, обязавшаяся запустить технологическую часть, с самого начала отстранилась от проекта, не вложив в него «ни одного тенге». Вместо нее была приглашена чешская компания «ФАВЕА». Были обозначены новые сроки. Однако и с ней у заказчика возникли разногласия по качеству технологической части проекта.

Касательно нецелевого использования заемных средств Искандер Мирзоев отметил, что «средства в полном объеме» были потрачены на строительство завода. По его словам, согласно договору между «Lumpan Caspian Pharmaceuticals LLP» и СПК «Атырау» были выделены средства на частичное оборудование завода. Как следует из его объяснений, часть средств оператор израсходовал на строительство пола здания, где должны были установить оборудование и который (пол. – «Курсив»), по утверждению г-на Мирзоева, является «частью оборудования». Только на оборудование пола фармацевтического завода площадью 2 га, по заверениям Мирзоева, было потрачено свыше 250 млн тенге и до полного завершения работ требуется еще 200 млн тенге.

В результате последовавших судебных тяжб ТОО «Lumpan Caspian Pharmaceuticals LLP» вернуло СПК «Атырау» заемные деньги в полном объеме. 

Перспективный долгострой

Тем временем строительство фармзавода в Атырауской области называют одним из перспективных проектов. Каждый раз из года в год, отвечая на вопросы журналистов, местные власти заверяют, что строительство завода «завершится к концу года».

Недавно в ходе пресс-конференции руководитель управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Атырауской области Айкын Елеусизов отметил, что строительство завода, которое на данный момент приостановлено, планируется завершить в рамках государственной программы «Экономика простых вещей». В настоящее время, по его словам, идет поиск потенциальных инвесторов. Для окончательной реализации проекта необходимо еще 3 млрд тенге. В общей сложности запуск завода уже оценивается в 7,4 млрд тенге.
Между тем наполовину построенное здание фармацевтического завода стоит на окраине города, являясь ярким напоминанием об очередном крупном нереализованном бизнес-проекте, как, в принципе, и о нереализованной мечте запустить производство с выпуском конечной продукции, столь необходимой казахстанской экономике.

Летаргический сон СЭЗ «Химпарк Тараза»

С момента открытия в 2012 году в Шуском районе Жамбылской области СЭЗ «Химический парк «Тараз» запущено всего одно производство. Хотя на заре строительства этой зоны областные власти обещали построить там свыше 20 предприятий, создав при этом десятки тысяч рабочих мест. 

Один в Шуском поле воин

В созданной указом президента в ноябре 2012 года СЭЗ «Химический парк «Тараз», 100%-ным учредителем которой до недавнего времени был Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына», сейчас работает всего одно предприятие – ТОО «ХИМ-плюс». 

И то, это товарищество – «внучка» самого «Самрук-Қазына». Судя по сведениям устава ТОО, компания на 99,9% принадлежит одной «дочке» фонда - ТОО «Объединенная химическая компания» и на 0,1% второй - ТОО «Самрук-Қазына-Инвест».

По данным главы облуправления предпринимательства и индустриально-инновационного развития (УПИИР) Жениса Сариева, компания в прошлом году приступила к выпуску своей продукции - гербицидов против сорняковых растений на основе глифосата. 

Как все начиналось…

Напомним, что после создания СЭЗ акимат Жамбылской области не скупился на многообещающие релизы. В них, в частности, говорилось, что на территории СЭЗ в ближайшее время будет построено свыше 20 химических предприятий, которые обеспечат постоянной работой более 10 тыс. человек. Также прогнозировалось, что налоги в местный бюджет составят сотни миллионов тенге. 

Немало инвесторов намеревалось вложить свои средства в новые производства, но дальше меморандумов дело не шло. По данным Центра 
обслуживания инвесторов, проектного управления и цифровизации облакимата, в 2014-2017 годах были заявлены восемь химических проектов, а реализован только ТОО «ХИМ-плюс». К слову, этот завод занимает 31 из 505 га общей площади СЭЗ.
 
До сих пор не отстроены заявленные заводы по производству метанола, ингибиторов коррозии и охлаждающих жидкостей, полимеров этилена, ксантогената натрия, полиэтиленовой пленки, триоксида молибдена, гербицидов и пестицидов. 

Между тем, на сайте управляющей СЭЗ компании указано, что на сегодняшний день зона обеспечена железнодорожными и автомобильными подъездными путями, водопроводом, электроэнергией и газом. Также возведена и внутренняя инфраструктура – административное здание управляющей компании, пожарное депо, гаражи, автостоянки. 

Что сейчас? 

В данный момент, по словам Жениса Сариева, намерены отрыть в СЭЗ химические производства четыре компании-инвестора. В частности, ТОО «QADAM Industries» планирует возвести производственный комплекс биологических систем защиты растений и микроудобрений. ТОО «Central Asia Chemical» - построить завод по комплексной переработке природного газа. Правда, последняя, судя по информации областного центра обслуживания инвесторов, проектного управления и цифровизации, ранее заявляла о намерении производить полимеры этилена в первичных формах. 

Кроме того, ТОО «KAZ Chemicals» собирается выпускать минеральные фосфорные удобрения ДАФ/МАФ. А уже функционирующее в СЭЗ ТОО «ХИМ-плюс» хочет открыть второе направление – производить каустическую соду и хлор.

Одно предприятие  – ТОО «Производственная компания «НИКА», входившее в восьмерку заявленных в 2014-2017 годах инвесторов и предполагавшее открыть производство перекиси водорода, - пока решает, становиться участником СЭЗ или нет. 

Как сообщил Женис Сариев, работать в СЭЗ сейчас изъявляет желание производитель пищевой продукции - ТОО «Qazsugar Co», которое намерено построить там сахарный завод.

«Но для этого необходимо, чтобы этому предприятию пищевой направленности разрешили войти в СЭЗ, то есть сферы ее деятельности расширили. Акимат области направил документы в МИИР, чтобы там помогли решить этот вопрос. Эта компания намерена запустить там также и производство картофеля-фри», - пояснил глава управления. 

Скоро будут свои покрышки

Председатель правления АО «Управляющая компания (УК) «Химический парк «Тараз» Досан Анасов рассказал «Курсиву», что помимо этих проектов, в СЭЗ заработает еще одно производство.

«ТОО «Record Company» планирует построить завод по выпуску покрышек для автобусов и грузовых автомобилей. Они сейчас готовят документы для получения статуса участника СЭЗ», - сообщил глава управляющей компании. 

Стоить отметить, что УК «СЭЗ «Химический парк «Тараз» практически вышла из «Самурык-Қазына». По словам собеседника, сейчас 90% доли компании принадлежит Комитету государственного имущества и приватизации (КГИП) МФ РК, а оставшиеся 10% - «дочке» ФНБ «Самурык-Қазына» ТОО «Объединенная химическая компания».

«Согласно постановлению правительства, мы на 90% перешли в КГИП, - поясняет перемены Досан Анасов. –Но потом комитет определил нашим оператором министерство индустрии и инфраструктурного развития».

Он также сообщил, что на возведение внутренней и внешней инфраструктуры СЭЗ было затрачено около 30 млрд тенге. 

 

banner_wsj.gif

3207 просмотров

Как казахстанский бизнес переживает «кризис пандемии»  

Эксперты прогнозируют спад после завершения карантина 

Фото: Shutterstock

Из-за резкого падения спроса и отсутствия финансовой подушки безопасности компании по производству несырьевых товаров фактически заморожены. Производственники опасаются, что не смогут удержать специалистов, и кризис перечеркнет достигнутый за последние годы уровень развития. Поэтому они предлагают внедрить комплекс дополнительных антикризисных мер. 

Мебельная промышленность 

Деревообрабатывающая отрасль и производство мебели в настоящий момент функционируют лишь в регионах. При этом 71% технического и производственного потенциала этой сферы приходится на Алматы, Нур-Султан и Шымкент - такие данные приводят в отраслевом объединении. 

По данным президента Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АПМДП) РК Каната Ибраева, в крупных городах без работы остались около 30 тыс. работников. И это только официально зарегистрированные специалисты, без учета черного рынка. 

«В нашей отрасли сейчас трудно всем – и большим, и малым предприятием. Крупнейшая мебельная фабрика Южного Казахстана «Grand MIKS» с оборотом около 400 млн тенге встала. 500 человек (с учетом субподрядчиков) сидят без работы. Производство – это не станки и здания, это квалифицированный персонал. Если мы сейчас все потеряем, сможем ли наверстать? У нас раскачка примерно полгода занимает. А далее наступит перенесенный период убытков, когда придет время платить налоги и кредиты. В этом году мы можем не только потерять достигнутые темпы роста (7-8%), но и вообще в минус уйти», - говорит Канат Ибраев

Однако главная проблема мебельщиков в кризисное время заключается даже не в том, что мастера из-за карантина не могут прийти в цех на работу. У производственников значительно сократился объем гарантированного рынка – заказы госорганов и квазигосударственного сектора. С учетом поставок для строительных фирм, недропользователей, фонда «Самрук-Казына» - это, исходя из данных прошлого года, около 30 млрд тенге. 

По информации Каната Ибраева, 25 февраля 2020 года республиканской комиссией дано распоряжение МИО, госучреждениям, администраторам бюджетных программ о приостановке процедур госзакупа мебели. Под сокращение попала как дорогостоящая продукция, так и более дешевый сегмент. 

Члены Ассоциации подписали обращение к председателю госкомиссии по обеспечению режима ЧП Аскару Мамину с просьбой не сокращать ранее запланированный объем госзакупок – это позволит сохранить мебельную промышленность страны.

«Мы видим, что в Казахстане имеется достаточный ресурс для поддержания мебельной отрасли на прежнем уровне. Наши эксперты отмечают, что одной из действующих мер со стороны государства по сохранению потенциала МСБ является увеличение закупок на внутреннем рынке, даже с условием отправки товара для хранения на склад. Мы не просим особых преференций, просто оставьте нам прежний объем заказов», - настаивает глава Ассоциации. 

Кризисный период, по мнению руководителя ОЮЛ, может даже дать толчок развитию мебельной промышленности Казахстана, если на законодательном уровне закрепить понятие отечественного товаропроизводителя. Сейчас в эту категорию входят и филиалы зарубежных компаний, которые импортируют продукцию из других стран, и из-за этого часть средств от госзаказа уходит за рубеж. 

Легкая промышленность 

Для предприятий легкой промышленности Казахстана, которая и до карантина находилась в непростом положении, заморозка внутреннего рынка сбыта в крупных городах стала новым ударом.  

По словам исполнительного директора Союза производителей легкой промышленности Натальи Кузнецовой, резкий спад покупательского спроса, закрытие торговых центров заставило легпром на некоторое время заморозить производство. О банкротстве речь не идет. Все компании стараются сохранить и персонал, и базу. 

«Непонятно, почему льготы, которые выделяет государство, распространяются, в основном на малый и средний бизнес, самозанятых. А что делать предприятиям, относящимся к среднему бизнесу, но с большим количеством человек? Получается, им уже не полагается поддержка. В данной ситуации нельзя делать такую градацию. Мы либо сохраняем все, либо начинаем терять позиции», - отмечает Наталья Кузнецова. 

Представитель Союза не берется делать какие-либо прогнозы даже на ближайшее время. Главная задача – после кризиса остаться на плаву. 

Молочная отрасль 

Производство и переработка молока входит в число тех отраслей, для которых границы городов не закрывались. Учитывая специфику товара, спрос на молочные продукты остался неизменным.  

Исполнительный директор Молочного союза Казахстана Владимир Кожевников говорит, что на перерабатывающих предприятиях достаточно запасов упаковочных материалов, закваски. Проблем с логистикой нет. 

«В нашей отрасли коллапса не будет. Но главный вопрос, который влияет на ситуацию в будущем – как долго продлится карантин? Ведь отчасти мы зависим от зарубежных поставок. Например, в Казахстане очень низкий процент производства твердой упаковки. Ее выпускают только на заводе в Семее – ТОО «Казполиграф», но и он зависит от импортного сырья. Поэтому если ограничения продлятся долго, и не будет закупок из России, молоко не во что будет фасовать», - поясняет Кожевников. 

Возможность отсрочки по налогам – хорошее подспорье для переработчиков. Но, по словам главы союза, каждое предприятие самостоятельно решает, заплатить ли отчисления сейчас или после каникул, когда сумма накопиться за весь период отсрочки. 

Сахарная, пищевая и перерабатывающая промышленность  

Спрос на продовольственные товары на период ограничительных мер как в мегаполисах, так и в областных центрах не снижался. Поэтому ситуация в данной отрасли остается стабильной. По информации президента Ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности Айжан Наурзгалиевой, предприятия пищевого комплекса продолжают работать, так как они отнесены к категории разрешенных в период карантина.

Единственная проблема, которая возникла у компаний Алматы - это ограничение на въезд и выезд работников, проживающих в пригороде. Руководители решали ее по-разному. Кто-то нанимал временных сотрудников, проживающих в черте города, кто-то решат вопрос с арендным жильем.

«Негативно на пищевой промышленности сказалось изменение курса тенге по отношению к доллару, так как некоторые виды сырья и вспомогательные материалы для производства (ароматизаторы, упаковка) импортируются из других стран. Незначительные изменения произошли по затратам по транспортировке. Это также отразилось на ситуации», - поясняет Айжан Наурзгалиева. 

Мусоропереработка 

Мусоровывозящие и мусороперерабатывающие предприятия Казахстана могут прекратить свою работу. Одно из следствий социальной изоляции – большее количество бытовых отходов. Другими словами, мусора стало образовываться больше, а вот платить за его вывоз люди перестали. Других источников доходов, кроме тарифа, в мусоропереработке нет. 

«К нам поступило обращение из Усть-Каменогорска от ОЮЛ «Казахстанская ассоциация по управлению отходами KazWaste касательно невозможности осуществления вывоза мусора в связи с прекращением поступления платежей от основной части населения. Чтобы продолжить работу, компаниям нужны субсидии от государства. Поддержка необходима для покупки ГСМ, дезинфекции, средств индивидуальной защиты», - сообщили в пресс-службе Палаты предпринимателей ВКО.

Общее количество компаний, задействованных в отрасли – свыше 400. Из них 370 предприятий относятся к малому и среднему бизнесу. Для того, чтобы не допустить массового сокращения работников, KazWaste предлагает назначить сотрудникам отрасли дополнительные выплаты в размере минимальной заработной платы со стороны государства.

Переработка: общий взгляд 

По данным Комитета по статистике МНЭ РК на 1 марта, из 23 тыс. зарегистрированных предприятий обрабатывающей промышленности действующими являются 15,9 тыс. (68%), временно приостановившими свою деятельность или в процессе ликвидации – 6,3 тыс. (27%). Год назад во второй категории было на одну тыс. компаний меньше. Статистика подтверждает: наибольшая доля в зоне риска – за малыми предприятиями. 

По мнению председателя правления ОЮЛ «Союз обрабатывающей промышленности Казахстана» Марата Баккулова, существование компаний по производству несырьевых товаров в условиях карантина сводится к попыткам сохранить кадровый резерв. Это единственное, что может помочь производственникам выжить после открытия границ между городами.  

«В «обработке» новых сотрудников не наберешь, их готовят годами. Поэтому руководители пытаются сохранить персонал, работая по сути «на склад», но, я думаю, долго они не выдержат. Из крупных предприятий наиболее устойчивым могу назвать Кентауский трансформаторный завод», - сказал свое мнение Марат Баккулов. 

Алматинский вентиляторный завод, которым руководит Марат Баккулов, свою работу продолжил благодаря зарубежным заказам. Появилась перспективная идея наладить производство вентиляционных установок для медорганизаций.  

Руководитель Союза уверен, что кризис в отрасли начнется как раз после завершения карантина, когда закончатся отсрочки и придется платить по всем отложенным обязательствам. 

«Многих волнует не только то, что происходит сейчас, а что будет завтра. Мы уже проходили это в предыдущие кризисы, когда происходил обвал, а потом - долгое восстановление. В этот раз некоторые могут просто не выжить. Если сейчас бизнес еще выплачивает зарплату за счет сэкономленных на налогах и кредитах средств, то без сбыта этот ресурс скоро закончится.», - отмечает спикер. 

Меры поддержки 

6 апреля Союз промышленников и предпринимателей Казахстана «El Tiregi», куда входят 17 отраслевых ассоциаций, опубликовал открытое обращение к Касым-Жомарту Токаеву с просьбой принять пакет антикризисных мер. 

Производственники предлагают рассмотреть вопросы отмены до конца года всех видов налогов и отчислений, введения субсидий на выплату зарплаты. В числе предложений – отмена таможенных пошлин, утилизационных сборов и налогов на импорт сырья, оборудования и комплектующих. 

Отраслевые ассоциации предлагают использовать карантинные ограничения для форсированного развития импортозамещения. Основная идея – запретить госсектору закупать импортные товары, если таковые производятся в Казахстане. А также обеспечить стабильный сбыт за счет у отечественных товаропроизводителей, упростить и ускорить процессы госзакупок, установить 100% предоплату за товар. 

Для снижения долговой нагрузки члены Союза предлагают ввести льготное, под 3% годовых, кредитование для обрабатывающей промышленности и рассмотреть возможность предоставления госгарантий 80% для покрытия залогового обеспечения. 

Напомним, что чуть раньше к президенту страны с просьбой принять срочный комплекс мер для поддержки отрасли обратился Союз строителей, объединяющий более 500 стройфирм. В числе предложенных строителями мер - полугодовая отсрочка по кредитам, компенсация убытков на незавершенных из-за кризиса объектах, субсидирование покупки стройматериалов. 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif