Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


17539 просмотров

Почему с «Байконура» проще улететь в космос, чем переночевать

И с чем это связано, выяснял корреспондент «Курсива» на месте последнего пуска ракеты с «Гагаринского старта»

Фото: Shutterstock

Последний пилотируемый пуск с Байконура в этом году привлек две тысячи туристов, а вместе с ними наследного принца Абу-Даби и высоких лиц из правительства Казахстана. Небывалый ажиотаж спровоцировал большой спрос на туристические объекты, из-за чего состоятельным персонам пришлось ютиться в отелях, чей потолок «три звезды».

Байконыр и «Байконур» – город и космодром – получили добро на развитие туризма только в 2016-м. С тех пор поток желающих побывать на космических пусках только растет: небесная гавань привлекает энтузиастов со всего мира. Поскольку туристическая инфраструктура здесь только развивается, в дни пилотируемых пусков и, соответственно, наплыва посетителей возникает конкуренция со стороны клиентов за места в гостинице поуютнее – обеспеченные туристы готовы перебивать номера, переплачивая до $1 тыс. с человека за ночь. Но деньги решают не все, и в патовых ситуациях даже очень состоятельным туристам приходится соглашаться на весьма скромные условия проживания.

«Космические» условия

Тур на Байконур не получится совершить спонтанно: запрос в «Роскосмос» на разрешительные документы подается за 30 дней до запуска ракеты. Турфирмы к этому времени успевают утвердить состав групп, количество машин, маршрут и отели. Преимущество в заселении получают те туристы, кто договаривался с турфирмой загодя.

В Байконыре и на космодроме есть несколько гостиниц, самые известные и  комфортабельные – «Спутник», «Байконур», «Семь ветров» и «Космонавт». 25 сентября в космос отправился первый космонавт из Арабских Эмиратов Хазза аль-Мансури, поэтому делегация из ОАЭ заранее выкупила все номера «Спутника», цены в котором начинаются от 360 евро с человека. Так что туристам из других стран этот отель оказался недоступен.

Доступ в «Байконур» простым смертным ограничен – эта гостиница традиционно принимает во время запусков работников «Роскосмоса» и представителей правительств. «Космонавт» предназначен для работников космической отрасли и самих космонавтов.

На территории космодрома находится отель «Семь ветров», ухоженный и чистый. Во время запусков цена с человека составляет 300 евро за ночь.

Следующий сегмент отелей в Байконыре – те, которые возведены в советское время. Обслуживание в них специфичное: крыша над головой гарантирована, но ожидать того, что портье понесет ваш багаж, не стоит.

В центре города в большом здании располагается гостиница «Центральная». Идеальное место, если клиент хочет окунуться во времена Советского Союза. Стоимость размещения здесь начинается от 5 тыс. рублей. Если оценивать объективно, ни один из отелей Байконыра и «Байконура» не соответствует соотношению «цена–качество».

Гостиницы есть не только в городе и на космодроме, но и в Жосалы, Торетаме и других близлежащих селах. Эти населенные пункты находятся неподалеку от космодрома и не являются закрытыми территориями.

Если клиент оказался не особенно расторопен при бронировании путевки и койко-мест не осталось и в соседних селах (а это достаточно распространенная ситуация), то туристу предложат стать постояльцем отелей в Кызылорде. Но расстояние от Кызылорды до «Байконура» в 250 км и большие дистанции между стартовыми площадками сделают такое путешествие несколько утомительным.

IMG_2499.JPG

СЭЗ для космодрома

Город Байконыр напоминает один большой памятник СССР – скверы, стелы, монументы и жилые дома. Руководитель управления по обеспечению деятельности спецпредставителя президента РК на комплексе «Байконыр» Жасулан Абатов утверждает, что создание на территории города СЭЗ приведет к серьезному развитию Байконыра.

Руководитель управления по обеспечению деятельности специального представителя президента РК на комплексе «Байконыр» Жасулан Абатов ответил на вопросы корреспондента «Курсива».

- Что сегодня собой представляет город?
- Своеобразный отпечаток городу наложило его прошлое: на космодроме реализовывались военно-космические программы Советского Союза и город был «закрытым», а на данный момент космодром работает для мирных целей. На сегодняшний день, город функционирует на условиях аренды; согласно договору аренды между РК и РФ двумя сторонами прилагаются все усилия для развития города. Сейчас в Байконыре более 77 тысяч жителей, из них около 70% граждан РК и 30% РФ. Строятся социальные объекты, и, конечно же, мы реализуем здесь социальные программы, имеется поддержка многодетных и малообеспеченных семей. Также разработана долгосрочная программа развития города, где отражены все аспекты по дальнейшему развитию по строительству и модернизации сетей.

- В каком состоянии находится городская инфраструктура?
- Как ранее говорил, город построен в прошлом веке, и все инженерные сети изношены, так же как и жилые дома. Изношенность водопроводной системы составляет от 70% до 80%. Это приводит к потерям воды, что отражается на повышении тарифов. Было принято решение вывести все водопроводные и канализационные сети из-под аренды и передать в введение акимата Кызылординской области. На данный момент проводятся работы по ТЭО и разработке ПСД. В следующем году мы приступим к модернизации, которая будет проводится будет в четыре этапа до 2024 года. 

В апреле 2019 года было подписано межправительственное соглашение по газоснабжению города. На сегодня газификация всего жилого фонда (более 200 многоквартирных домов) составляет 95 %. Объекты МСБ и частный сектор также подключаются к природному газу. Ранее за м3 платили около 850 тенге, а за счет подключения природного газа тариф составляет единый по Кызылординской области – 21 тенге.

Также ведутся с российской стороной переговоры о выведении из-под аренды всех электрических сетей для модернизации и о переводе местного ТЭЦ, работающей на топочном мазуте, на природный газ, что, конечно, приведет к снижению тарифов.

- Вы говорили о постройке социальных объектов…
- За последние три-четыре года сданы в эксплуатацию школа на 1200 мест (в городе функционирует 13 среднеобразовательных учреждений, из которых пять по казахстанским стандартам образования), городская многопрофильная больница и впервые за 30 лет построены жилые 5-этажные дома по программе «Нурлы жер». Сейчас работаем со списками очередников на получение жилья. Вне очереди их могут получить инвалиды, семьи, воспитывающие инвалидов и многодетные. Часть квартир будет выдаваться в виде служебного жилья для специалистов в сфере образования и медицины. Также имеются планы по строительству новой школы, которая будет функционировать на русском языке обучения по казахстанским стандартам образования.

- На какой стадии сейчас работа по созданию в Байконыре свободной экономической зоны?
- Идет проработка проекта международного соглашения о создании на территории комплекса СЭЗ, цель которой – придать импульс к развитию города. «Байконур» - мировой бренд. Имеется хорошая логистика: проходят железнодорожные пути, автомагистраль Западная Европа-Западный Китай, имеются два аэропорта, принимающие любые типы воздушных судов. Населения для производства тут достаточно.

СЭЗ будет размещаться точечно, на территории комплекса и по трем направлениям - космопорт, промышленность, туризм. Россияне поддерживают все наши инициативы. Правительством РК утвержден комплексный план экономического развития Кызылординской области, где одна из задач – открытие СЭЗ. Мы нацелены на реализацию задачи уже в следующем году. 

shutterstock_1352468879.jpg

Нет пуска – нет толпы

Поездки на «Байконур» могут организовывать только сертифицированные турфирмы. Аскар Тулеев, представитель Travel Club Kazakhstan, одной из таких компаний, уверен: туры на космодром должны стать доступнее.

– Нужно понимать, что это совершенно новый объект туризма в Казахстане. С каждым пуском инфраструктура становится все лучше. Раньше пусковая площадка была пустой, теперь же на нем большой шатер, Wi-Fi, продаются снеки и сувениры, а колонки передают переговоры о готовности ракеты, что создает эффект присутствия. При нештатной ситуации запуск отменят. В таком случае все турагентства возвращают деньги именно за место на наблюдательном пункте. 

Пляжный туризм развивается много лет, а доступ к «Байконуру» получили только недавно. Все идет к тому, что через пять лет будут другие цены и улучшенная инфраструктура. Отели, кафе, транспорт и гиды будут полностью заточены под обслуживание клиентов по минимальным ценам.

– В какое время лучше посещать космодром?

– Очень удобно его посещать в межпусковое время. Нет давки в музеях и ресторанах. Можно сделать тур на три-пять дней, чтобы не спеша все осмотреть. Во время пуска все абсолютно забито. Все отели заняты – в городе, вокруг него, вплоть до Кызылорды. Кульминация тура – увидеть живьем, как космонавты отчитываются перед госкомиссией, заходят в ракету и через два часа взлетают.

– Часто ли возникают проблемы с заселением? 

– Все зависит от профессионализма турфирмы. При наличии разрешения на поездку у турфирмы всегда есть время решить вопросы с отелем. Есть агентства, делающие туры для 50–80 человек. Их заселяют на базе общежития. Конечно, это все обговаривается. В таких турах люди платят не за комфорт, а только за впечатления.  

– Будут ли изменения в путешествиях на космодром в следующем году?

– Трудно прогнозировать. Космодром остается закрытым объектом. Если что-то поменяется в межгосударственных отношениях и объекты станут более закрытыми, то это сильно ударит по туризму. На следующий год будет два пилотируемых пуска, в этом было четыре. Рынок заметно сузился.

- Как привлечь туристов?

- На космодроме очень много объектов уже не секретных, которые стоит и нужно показывать туристам, но они по-прежнему под запретом. Хочется чтобы Россия и Казахстан на правительственном уровне договорились и начали развивать там инфраструктуру именно для туристов.

Все стороны выиграют, если будет заключен договор о развитии туризма. В нашей компании космодром рассматривается как большой якорь, для привлечения туристов в Казахстан. Многие иностранные группы просят не только показать «Байконур» - им интересен Туркестан, Алматинская область и Нур-Султан. Если мы делаем тур по космодрому три дня, то следующие 3-4 дня гости отправляются на другие объекты РК. Среднестатистический иностранец после Байконура хочет больше исследовать Казахстан. Наш космодром – первый, самый большой и передовой. Он очень значим для всего человечества.

Однажды 20 испанских пенсионеров заказали у нас тур. Заранее все забронировали, купили билеты на самолет, но неожиданно пуск перенесли на конец месяца. Тем не менее, им было интересно увидеть Астану, «Байконур», музеи и космодром. Потом они поехали в Алматы – ознакомились с Чарыном и Кольсайскими озерами.

shutterstock_1084513412.jpg

Фото: muph/Shutterstock

Как посмотреть запуск

Город Байконыр и космодром – режимные объекты. Гражданину Казахстана или России разрешение на въезд просто так не выдается. Необходимо обратиться в одно из аккредитованных туристических агентств. Они предоставляют все в комплексе: разрешительные документы, транспортное сопровождение, гида, проживание и место на наблюдательной площадке, откуда клиент увидит запуск ракеты.

Программа полностью утверждается с подведомственным «Роскосмосу» ЦЭНКИ (Центром эксплуатации наземной космической инфраструктуры). Никакой самодеятельности в городе и на космодроме не допускается, у каждой группы имеется сопровождающий от агентства, который отвечает за «своих» туристов. Территорию Байконыра и космодрома патрулируют полицейские – зашедших на запретную территорию без уважительных причин может ожидать «депортация».

Не следует забывать, что в городе расплачиваются в рублях. Принимают и тенге, но сдачу турист получит в российской валюте и по крайне невыгодному курсу. Цены везде чуть выше среднего, чем в крупных городах РК. В Байконыре имеются хорошие кафе. Единственный ночной клуб сильно пострадал от пожара, и на его месте открыли ресторан.

Стоимость оформления разрешительных документов в «Роскосмосе» для иностранных граждан выше, чем для представителей РФ и РК. Поэтому для иностранцев минимальная программа на три дня стоит $1-$1,2 тыс. Россиянам и казахстанцам аналогичный тур обойдется дешевле – от 200 тыс. тенге.

инфограф.png

Гагаринский старт закрывается

25 сентября 2019 года на российской ракете-носителе «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблем «Союз МС-15» впервые в космос отправился гражданин ОАЭ Хазза аль-Мансури. В состав экипажа также вошли россиянин Олег Скрипочка и американка Джессика Меир.

Перед экипажем стоит задача провести 53 научных исследования и эксперимента. Например, эмиратовец провел исследование влияния невесомости на выращивание фиников.

Россиянин и американка после 187 дней на борту МКС вернутся на землю 30 марта 2020 года вместе с астронавтом Эндрю Морганом. Аль-Мансури провел на МКС восемь дней и 3 октября вернулся вместе с россиянином Алексеем Овчининым и американцем Ником Хейгом.

Это был последний запуск с первой стартовой площадки – легендарного «Гагаринского старта». Именно с этого комплекса началась история космонавтики: первый запуск искусственного спутника и старт Юрия Гагарина.

Площадка закрывается на модернизацию по геополитическим причинам. Ракета-носитель «Союз-ФГ» использует аналоговую систему управления, которая производится на Украине. Со следующего года космонавтов начнут запускать на ракетах «Союз-2.1а», в которых цифровая система управления и все компоненты российской сборки.

«Гагаринский старт» будет модернизирован под запуск нового поколения ракет. Реконструкция начнется в 2020 году и продлится до 2023 года. На проект выделено $87 млн. Инвесторы – Казахстан, Россия и ОАЭ, которые внесут сумму в равной доле: по $29 млн.

За 18 лет было произведено 70 пусков «Союз ФГ», только один случай завершился аварией – тогда возникла неисправность в первой ступени. Космонавтам Алексею Овчинину и Нику Хейгу (сейчас они на орбите) пришлось вернуться на Землю с помощью автоматической аварийной системы.


507 просмотров

Контрабанда, фиктивные договоры и другие способы уйти от налогов

В Южном Казахстане возбуждены уголовные дела

Фото: Vera NewSib

За первое полугодие 2019 года выявлено 12 тысяч фактов импорта, когда товары ввозились на адрес несуществующих получателей или подставных лиц для минимизации налоговых выплат. Правоохранительные органы уже возбудили шесть уголовных дел в отношении лиц, отправивших товары на подложные компании, которые на самом деле ничего не импортировали. 

О незаконном ввозе товаров из стран ЕАЭС и нарушениях на границе, при помощи которых недобросовестные предприниматели пытаются уменьшить налоговое бремя, рассказали специалисты управления экспортного контроля департамента оперативного контроля КГД МФ РК на семинаре-совещании ответственных работников ведомства с налогоплательщиками в Шымкенте. Одна из главных его задач состояла в обсуждении проблемных вопросов камерального контроля деятельности предпринимателей и работы по пресечению налоговых преступлений при перемещении товаров из-за рубежа. 

На выдумки хитры

Как подчеркнул заместитель председателя КГД Жайдар Инкербаев, сейчас проводится активная работа по выявлению и привлечению к налогообложению именно импорта. А способов уйти от налогового бремени, как он отметил, нечистые на руку дельцы придумывают великое множество. Среди них заявленные в качестве транзитных транспортные средства, которые по документам должны перевезти товары из одной страны в другую, например из Кыргызстана в Россию. Но по пути следования машины едут в Алматы, разгружаются, а продукция, якобы предназначенная россиянам, реализуется на рынке. 

По данным спикера, из соседней республики в основном везут фрукты и овощи, а также ТНП китайского производства. Но есть примеры, когда недобросовестные казахстанские предприниматели едут в Кыргызстан, получают груз, который проходит таможенную очистку, а затем отправляют его в нашу страну, но с существенным занижением налоговых платежей.

«Среди уголовных дел есть и такие, когда по 150 транспортных средств оформляют на компании, которые вообще не в курсе махинаций. Мы потом находим эти компании, они пишут заявления, что не импортировали товары и грузы. На основании этого возбуж­дается дело. Когда в следующий раз товар пересекает границу, то он сопровождается, задерживается, и в конечном итоге проводится расследование», – рассказал Жайдар Инкербаев.

Он также рассказал об используемом предпринимателями механизме ухода от налогов:

«В сопроводительных документах указывается БИН компании, которая даже не в курсе происходящего. Система позволяет зло­умышленникам указывать любой БИН предприятия, необязательно импортирующего товары. Тем самым злоумышленники не платят налоги и занижают свои платежи». 

Как выяснилось, узнать БИН ничего не подозревающих компаний совсем несложно. Для этого не надо взламывать базы данных. БИН можно узнать из любых источников, он указывается даже на сайтах компаний. Далее их просто оформляют как получателей. 

Новое в работе 

Как напомнили в КГД, с 3 июня 2019 года проверки по выявлению нарушений в сфере уплаты налогов проводятся не на госгранице, а по пути следования транспортных средств – во избежание заторов и очередей на таможенных и пограничных постах. За прошедший период выявлено 428 фактов, из них 319 нарушений были подтверждены. Задержаны 14 автотранспортных средств, которые помещены на СВХ и ждут направления материалов в суд.

По словам руководителя управления экспортного контроля ДОК КГД МФ РК Кадыра Исмагулова, за первое полугодие выявлено 12 тыс. фактов импорта, когда товары ввозились на адрес несуществующих получателей. Пользуясь свободным перемещением в рамках Таможенного союза, недобросовестные плательщики уже научились ввозить товар из соседних стран ТС и не платить налоги. Выявлено 526 фактов, когда товары отправляются на адрес налогоплательщиков, не имеющих отношения к ввозимым товарам. Материалы по таким фактам направлены в комитет финмониторинга. 

«Во многих случаях цены на товары показываются с минимальными значениями. Тем самым минимизируются налоговые обязательства. Например, из Кыр­гызской Республики клубника, абрикос и черешня завозились по 30–40 тенге, тогда как на казахстанских рынках они стоили по 1 000–1 500 тенге. Поэтому сейчас все ввозимые товары из ЕАЭС и ТС мониторят. В результате контроля цены на товары сельхозпродукции из Кыргызстана поднялись в 3 раза, на фрукты – в 4 раза», – рассказал о мерах защиты экономических интересов Казахстана Кадыр Исмагулов.

Кроме того, сотрудники управления экспортного контроля в интересах казахстанских потребителей препятствуют и вывозу товаров за границу Казахстана. Так, цена на самый ходовой бензин в Кыргызстане в пересчете на тенге составляет 236 тенге за литр, в России – 266 тенге. С августа было выявлено 308 попыток вывоза ГСМ за границу. 

Миллиарды и миллионы на списание 

На встрече с налогоплательщиками также рассказали о промежуточных, за три месяца до окончания, итогах налоговой амнистии.

«В ходе проведения нынешней амнистии более 43 тысяч субъектов МСБ республики оплатили свои недоимки на сумму около 8 миллиардов тенге. Списано около 2,5 миллиардов тенге пеней и 190 миллионов тенге штрафов. По Шымкенту почти 2,5 тысячи субъектов МСБ уплатили 397 млн тенге основного долга, были списаны 66 миллионов тенге пеней и почти полмиллиона тенге штрафов», – сообщила главный эксперт управления по работе с задолженностью департамента аудита КГД МФ РК Айнур Садикбаева.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций