Перейти к основному содержанию

22426 просмотров

Почему с «Байконура» проще улететь в космос, чем переночевать

И с чем это связано, выяснял корреспондент «Курсива» на месте последнего пуска ракеты с «Гагаринского старта»

Фото: Shutterstock

Последний пилотируемый пуск с Байконура в этом году привлек две тысячи туристов, а вместе с ними наследного принца Абу-Даби и высоких лиц из правительства Казахстана. Небывалый ажиотаж спровоцировал большой спрос на туристические объекты, из-за чего состоятельным персонам пришлось ютиться в отелях, чей потолок «три звезды».

Байконыр и «Байконур» – город и космодром – получили добро на развитие туризма только в 2016-м. С тех пор поток желающих побывать на космических пусках только растет: небесная гавань привлекает энтузиастов со всего мира. Поскольку туристическая инфраструктура здесь только развивается, в дни пилотируемых пусков и, соответственно, наплыва посетителей возникает конкуренция со стороны клиентов за места в гостинице поуютнее – обеспеченные туристы готовы перебивать номера, переплачивая до $1 тыс. с человека за ночь. Но деньги решают не все, и в патовых ситуациях даже очень состоятельным туристам приходится соглашаться на весьма скромные условия проживания.

«Космические» условия

Тур на Байконур не получится совершить спонтанно: запрос в «Роскосмос» на разрешительные документы подается за 30 дней до запуска ракеты. Турфирмы к этому времени успевают утвердить состав групп, количество машин, маршрут и отели. Преимущество в заселении получают те туристы, кто договаривался с турфирмой загодя.

В Байконыре и на космодроме есть несколько гостиниц, самые известные и  комфортабельные – «Спутник», «Байконур», «Семь ветров» и «Космонавт». 25 сентября в космос отправился первый космонавт из Арабских Эмиратов Хазза аль-Мансури, поэтому делегация из ОАЭ заранее выкупила все номера «Спутника», цены в котором начинаются от 360 евро с человека. Так что туристам из других стран этот отель оказался недоступен.

Доступ в «Байконур» простым смертным ограничен – эта гостиница традиционно принимает во время запусков работников «Роскосмоса» и представителей правительств. «Космонавт» предназначен для работников космической отрасли и самих космонавтов.

На территории космодрома находится отель «Семь ветров», ухоженный и чистый. Во время запусков цена с человека составляет 300 евро за ночь.

Следующий сегмент отелей в Байконыре – те, которые возведены в советское время. Обслуживание в них специфичное: крыша над головой гарантирована, но ожидать того, что портье понесет ваш багаж, не стоит.

В центре города в большом здании располагается гостиница «Центральная». Идеальное место, если клиент хочет окунуться во времена Советского Союза. Стоимость размещения здесь начинается от 5 тыс. рублей. Если оценивать объективно, ни один из отелей Байконыра и «Байконура» не соответствует соотношению «цена–качество».

Гостиницы есть не только в городе и на космодроме, но и в Жосалы, Торетаме и других близлежащих селах. Эти населенные пункты находятся неподалеку от космодрома и не являются закрытыми территориями.

Если клиент оказался не особенно расторопен при бронировании путевки и койко-мест не осталось и в соседних селах (а это достаточно распространенная ситуация), то туристу предложат стать постояльцем отелей в Кызылорде. Но расстояние от Кызылорды до «Байконура» в 250 км и большие дистанции между стартовыми площадками сделают такое путешествие несколько утомительным.

IMG_2499.JPG

СЭЗ для космодрома

Город Байконыр напоминает один большой памятник СССР – скверы, стелы, монументы и жилые дома. Руководитель управления по обеспечению деятельности спецпредставителя президента РК на комплексе «Байконыр» Жасулан Абатов утверждает, что создание на территории города СЭЗ приведет к серьезному развитию Байконыра.

Руководитель управления по обеспечению деятельности специального представителя президента РК на комплексе «Байконыр» Жасулан Абатов ответил на вопросы корреспондента «Курсива».

- Что сегодня собой представляет город?
- Своеобразный отпечаток городу наложило его прошлое: на космодроме реализовывались военно-космические программы Советского Союза и город был «закрытым», а на данный момент космодром работает для мирных целей. На сегодняшний день, город функционирует на условиях аренды; согласно договору аренды между РК и РФ двумя сторонами прилагаются все усилия для развития города. Сейчас в Байконыре более 77 тысяч жителей, из них около 70% граждан РК и 30% РФ. Строятся социальные объекты, и, конечно же, мы реализуем здесь социальные программы, имеется поддержка многодетных и малообеспеченных семей. Также разработана долгосрочная программа развития города, где отражены все аспекты по дальнейшему развитию по строительству и модернизации сетей.

- В каком состоянии находится городская инфраструктура?
- Как ранее говорил, город построен в прошлом веке, и все инженерные сети изношены, так же как и жилые дома. Изношенность водопроводной системы составляет от 70% до 80%. Это приводит к потерям воды, что отражается на повышении тарифов. Было принято решение вывести все водопроводные и канализационные сети из-под аренды и передать в введение акимата Кызылординской области. На данный момент проводятся работы по ТЭО и разработке ПСД. В следующем году мы приступим к модернизации, которая будет проводится будет в четыре этапа до 2024 года. 

В апреле 2019 года было подписано межправительственное соглашение по газоснабжению города. На сегодня газификация всего жилого фонда (более 200 многоквартирных домов) составляет 95 %. Объекты МСБ и частный сектор также подключаются к природному газу. Ранее за м3 платили около 850 тенге, а за счет подключения природного газа тариф составляет единый по Кызылординской области – 21 тенге.

Также ведутся с российской стороной переговоры о выведении из-под аренды всех электрических сетей для модернизации и о переводе местного ТЭЦ, работающей на топочном мазуте, на природный газ, что, конечно, приведет к снижению тарифов.

- Вы говорили о постройке социальных объектов…
- За последние три-четыре года сданы в эксплуатацию школа на 1200 мест (в городе функционирует 13 среднеобразовательных учреждений, из которых пять по казахстанским стандартам образования), городская многопрофильная больница и впервые за 30 лет построены жилые 5-этажные дома по программе «Нурлы жер». Сейчас работаем со списками очередников на получение жилья. Вне очереди их могут получить инвалиды, семьи, воспитывающие инвалидов и многодетные. Часть квартир будет выдаваться в виде служебного жилья для специалистов в сфере образования и медицины. Также имеются планы по строительству новой школы, которая будет функционировать на русском языке обучения по казахстанским стандартам образования.

- На какой стадии сейчас работа по созданию в Байконыре свободной экономической зоны?
- Идет проработка проекта международного соглашения о создании на территории комплекса СЭЗ, цель которой – придать импульс к развитию города. «Байконур» - мировой бренд. Имеется хорошая логистика: проходят железнодорожные пути, автомагистраль Западная Европа-Западный Китай, имеются два аэропорта, принимающие любые типы воздушных судов. Населения для производства тут достаточно.

СЭЗ будет размещаться точечно, на территории комплекса и по трем направлениям - космопорт, промышленность, туризм. Россияне поддерживают все наши инициативы. Правительством РК утвержден комплексный план экономического развития Кызылординской области, где одна из задач – открытие СЭЗ. Мы нацелены на реализацию задачи уже в следующем году. 

shutterstock_1352468879.jpg

Нет пуска – нет толпы

Поездки на «Байконур» могут организовывать только сертифицированные турфирмы. Аскар Тулеев, представитель Travel Club Kazakhstan, одной из таких компаний, уверен: туры на космодром должны стать доступнее.

– Нужно понимать, что это совершенно новый объект туризма в Казахстане. С каждым пуском инфраструктура становится все лучше. Раньше пусковая площадка была пустой, теперь же на нем большой шатер, Wi-Fi, продаются снеки и сувениры, а колонки передают переговоры о готовности ракеты, что создает эффект присутствия. При нештатной ситуации запуск отменят. В таком случае все турагентства возвращают деньги именно за место на наблюдательном пункте. 

Пляжный туризм развивается много лет, а доступ к «Байконуру» получили только недавно. Все идет к тому, что через пять лет будут другие цены и улучшенная инфраструктура. Отели, кафе, транспорт и гиды будут полностью заточены под обслуживание клиентов по минимальным ценам.

– В какое время лучше посещать космодром?

– Очень удобно его посещать в межпусковое время. Нет давки в музеях и ресторанах. Можно сделать тур на три-пять дней, чтобы не спеша все осмотреть. Во время пуска все абсолютно забито. Все отели заняты – в городе, вокруг него, вплоть до Кызылорды. Кульминация тура – увидеть живьем, как космонавты отчитываются перед госкомиссией, заходят в ракету и через два часа взлетают.

– Часто ли возникают проблемы с заселением? 

– Все зависит от профессионализма турфирмы. При наличии разрешения на поездку у турфирмы всегда есть время решить вопросы с отелем. Есть агентства, делающие туры для 50–80 человек. Их заселяют на базе общежития. Конечно, это все обговаривается. В таких турах люди платят не за комфорт, а только за впечатления.  

– Будут ли изменения в путешествиях на космодром в следующем году?

– Трудно прогнозировать. Космодром остается закрытым объектом. Если что-то поменяется в межгосударственных отношениях и объекты станут более закрытыми, то это сильно ударит по туризму. На следующий год будет два пилотируемых пуска, в этом было четыре. Рынок заметно сузился.

- Как привлечь туристов?

- На космодроме очень много объектов уже не секретных, которые стоит и нужно показывать туристам, но они по-прежнему под запретом. Хочется чтобы Россия и Казахстан на правительственном уровне договорились и начали развивать там инфраструктуру именно для туристов.

Все стороны выиграют, если будет заключен договор о развитии туризма. В нашей компании космодром рассматривается как большой якорь, для привлечения туристов в Казахстан. Многие иностранные группы просят не только показать «Байконур» - им интересен Туркестан, Алматинская область и Нур-Султан. Если мы делаем тур по космодрому три дня, то следующие 3-4 дня гости отправляются на другие объекты РК. Среднестатистический иностранец после Байконура хочет больше исследовать Казахстан. Наш космодром – первый, самый большой и передовой. Он очень значим для всего человечества.

Однажды 20 испанских пенсионеров заказали у нас тур. Заранее все забронировали, купили билеты на самолет, но неожиданно пуск перенесли на конец месяца. Тем не менее, им было интересно увидеть Астану, «Байконур», музеи и космодром. Потом они поехали в Алматы – ознакомились с Чарыном и Кольсайскими озерами.

shutterstock_1084513412.jpg

Фото: muph/Shutterstock

Как посмотреть запуск

Город Байконыр и космодром – режимные объекты. Гражданину Казахстана или России разрешение на въезд просто так не выдается. Необходимо обратиться в одно из аккредитованных туристических агентств. Они предоставляют все в комплексе: разрешительные документы, транспортное сопровождение, гида, проживание и место на наблюдательной площадке, откуда клиент увидит запуск ракеты.

Программа полностью утверждается с подведомственным «Роскосмосу» ЦЭНКИ (Центром эксплуатации наземной космической инфраструктуры). Никакой самодеятельности в городе и на космодроме не допускается, у каждой группы имеется сопровождающий от агентства, который отвечает за «своих» туристов. Территорию Байконыра и космодрома патрулируют полицейские – зашедших на запретную территорию без уважительных причин может ожидать «депортация».

Не следует забывать, что в городе расплачиваются в рублях. Принимают и тенге, но сдачу турист получит в российской валюте и по крайне невыгодному курсу. Цены везде чуть выше среднего, чем в крупных городах РК. В Байконыре имеются хорошие кафе. Единственный ночной клуб сильно пострадал от пожара, и на его месте открыли ресторан.

Стоимость оформления разрешительных документов в «Роскосмосе» для иностранных граждан выше, чем для представителей РФ и РК. Поэтому для иностранцев минимальная программа на три дня стоит $1-$1,2 тыс. Россиянам и казахстанцам аналогичный тур обойдется дешевле – от 200 тыс. тенге.

инфограф.png

Гагаринский старт закрывается

25 сентября 2019 года на российской ракете-носителе «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблем «Союз МС-15» впервые в космос отправился гражданин ОАЭ Хазза аль-Мансури. В состав экипажа также вошли россиянин Олег Скрипочка и американка Джессика Меир.

Перед экипажем стоит задача провести 53 научных исследования и эксперимента. Например, эмиратовец провел исследование влияния невесомости на выращивание фиников.

Россиянин и американка после 187 дней на борту МКС вернутся на землю 30 марта 2020 года вместе с астронавтом Эндрю Морганом. Аль-Мансури провел на МКС восемь дней и 3 октября вернулся вместе с россиянином Алексеем Овчининым и американцем Ником Хейгом.

Это был последний запуск с первой стартовой площадки – легендарного «Гагаринского старта». Именно с этого комплекса началась история космонавтики: первый запуск искусственного спутника и старт Юрия Гагарина.

Площадка закрывается на модернизацию по геополитическим причинам. Ракета-носитель «Союз-ФГ» использует аналоговую систему управления, которая производится на Украине. Со следующего года космонавтов начнут запускать на ракетах «Союз-2.1а», в которых цифровая система управления и все компоненты российской сборки.

«Гагаринский старт» будет модернизирован под запуск нового поколения ракет. Реконструкция начнется в 2020 году и продлится до 2023 года. На проект выделено $87 млн. Инвесторы – Казахстан, Россия и ОАЭ, которые внесут сумму в равной доле: по $29 млн.

За 18 лет было произведено 70 пусков «Союз ФГ», только один случай завершился аварией – тогда возникла неисправность в первой ступени. Космонавтам Алексею Овчинину и Нику Хейгу (сейчас они на орбите) пришлось вернуться на Землю с помощью автоматической аварийной системы.

662 просмотра

Казахстанские отели спасут только иностранные туристы

Рынки гостиничной недвижимости Алматы и Нур-Султана перенасыщены

Фото: Shutterstock.com

Рост экономики и развитие туризма в Казахстане неизбежно влечет расширение основной сферы индустрии гостеприимства и отдыха (H&L) страны – отельного бизнеса. Резкое изменение в структуре и количестве отельных номеров произошло в 2017 году в связи с проведением EXPO 2017 и зимней Универсиады – 2017. Тогда количество отелей в столице, по данным МНЭ РК, увеличилось почти на 30%, а объем реализации гостиничных услуг на 70% по сравнению с предыдущим годом. Что же происходит с отелями через два года после событий, обеспечивших их максимальную загрузку?

Есть ли жизнь после EXPO?

Согласно данным отчета «Гостиничная недвижимость», составленного Colliers International Kazakhstan по итогам первого полугодия 2019 года, наиболее востребованными в стране являются пятизвездочные отели. Их загрузка составляет 46,2% в Алматы и 28% – в Нур-Султане. В четырехзвездочных отелях в среднем востребовано 37% номеров в Алматы и 22,6% – в Нур-Султане. Трехзвездочные отели загружены: на 34,6% в Алматы и почти на 28% – в столице. 

0001_12.jpg

Эксперт в сфере международного гостиничного бизнеса

Татьяна Веллер говорит, что отель начинает зарабатывать деньги, когда его загрузка составляет не менее 40%. Пока средняя загрузка отелей не превышает 70%, рынок считается перенасыщенным, поскольку предложение гостиничных услуг на нем заметно выше, чем спрос.

Несмотря на показатели, которые свидетельствуют о перенасыщенности рынка, гостиничный сектор Алматы, генерирующий 49% услуг на рынке гостеприимства страны, не прекращает свой рост. Количество мест размещения в южной столице выросло в 2,7 раза за последние четыре года и на 35% – за последний год. 

Столичный рынок, генерирующий около 9% услуг страны, после роста на 28% в 2017 году (год проведения EXPO) достиг насыщения. За последние два года суммарный прирост составил лишь 1%. На рынке Нур-Султана место на сегодня есть только для концептуально сильных международных сетевых объектов – такого мнения придерживаются аналитики Colliers International Kazakhstan.

При общей недостаточной заполняемости некоторым отелям на рынке удается добиваться впечатляющих результатов. Так, The Ritz-Carlton, Almaty по итогам сентября 2019 года продемонстрировал заполняемость отеля на 81%, а периодами в отеле совсем не было свободных номеров. «Динамика очень наглядная. Мы видим стабильный прирост по количеству гостей из года в год: в сентябре 2015 года заселяемость отеля была равна 64,5%, в 2016 году уровень достиг 76,1%, в 2017 году показатели выросли до 80,3%, в 2018-м наблюдали небольшой спад до 72,5%, а в этом году наши отметки достигли рекордных 81% по итогам месяца», – поделилась специалист по маркетингу The Ritz-Carlton, Almaty Карина Тюрикова.

На вопрос, как отелю удалось добиться загрузки отеля до уровня активных туристических бизнес-дестинаций, таких как Лондон и Париж, Тюрикова ответила, что это результат симбиоза активного развития отеля и подъема экономики страны. 

«К нам прилетает множество представителей бизнеса с новыми проектами для Казахстана, видя перспективы локального рынка, презентуя решения, проводя бизнес-встречи и крупные мероприятия в Алматы», – отметила маркетолог отеля.

Но не все специалисты отрасли согласны с этим мнением. «К сожалению, статистика загрузки брендовых отелей на рынке Алматы (не более 60% ежегодно за последние несколько лет) заставляет думать, что это скорее краткосрочный пик спроса, связанный с наложением нескольких крупномасштабных событий», – отмечает Веллер, имеющая 20-летний опыт работы в международных гостиничных сетях и глобальных консалтинговых компаниях.

Сегментация туристов по целям поездки показывает, что около 60% постояльцев отелей прибыли в Алматы с деловыми целями, около 40% – для посещения туристических объектов и с личными целями. Такие данные приводит МНЭ РК. При этом бизнесмены и деловые люди в первую очередь выбирают брендовые отели с эталонным сервисом. Тот же The Ritz-Carlton, Almaty в 2019 году принял 90% гостей, прибывших с деловыми целями, и лишь 10% – c целью отдыха. «Самое большое количество гостей в 2019 году, останавливающихся в отеле, было из США, России и Великобритании, но также у нас традиционно очень много гостей из ОАЭ, Китая и Индии» – такие данные приводит Карина Тюрикова. 

Таким образом, лучше всего на рынке Алматы, являющемся драйвером общей индустрии гостеприимства, обеспечена загрузка отелей известных мировых брендов, и в первую очередь деловыми туристами. 

Мировые тренды в индустрии гостеприимства

Статистика по Казахстану сейчас соответствует скорее глобальным тенденциям прежних лет. Раньше, согласно исследованиям PricewaterhouseCoopers (PwC), мировой тренд развития отелей был направлен на узнаваемость брендов. 

Маркетологи трудились над созданием уникального и узнаваемого в любой точке мира имиджа бренда. Люди выбирали для отдыха отели, которые лучше всего соответствовали их личным склонностям, основываясь на информации о бренде.

Однако в последнее время ситуация на отельном рынке меняется, и руководители H&L пессимистично смотрят на будущее своего бизнеса. В 2019 году по результатам ежегодного глобального опроса руководителей, проведенного PwC, только 27% респондентов H&L заявили, что они «очень уверены» в росте доходов в ближайший год, в то время как на глобальном рынке такая уверенность есть у 35% руководителей.

Аналитики агентства PwC, входящего в «большую четверку», связывают пессимистические тенденции на рынке гостеприимства с потерей традиционными отелями прямого контакта с потребителями из-за развития платформ-агрегаторов по краткосрочной и долгосрочной аренде жилья (booking.com, hotels.com и т. п.). На этих платформах выбор отелей происходит в основном по расположению и цене. И хотя бренд по-прежнему играет свою роль, его важность затмевают отзывы и рейтинги потребителей.

Чтобы преодолеть риск потери дохода, связанный с развитием сервисов бронирования, отели должны найти способ вновь стать уникальными для клиентов. Компания PwC отмечает три приоритетных стратегических подхода в развитии мировых отелей в ближайшем будущем.

Во-первых, создание уникальных услуг, предвосхищающих и выходящих за рамки ожиданий гостей. Отелям необходимо создать такие условия, чтобы клиенты вновь и вновь возвращались к ним и делились своими позитивными отзывами с друзьями, расширяя круг потенциальных клиентов отеля. Во-вторых, наем сотрудников, успешных в налаживании личных доверительных отношений с клиентами. Каждый гость должен быть окружен персональной заботой, чувствовать к себе особое отношение, как к VIP-персоне. И наконец, в-третьих, внедрение новейших технологий для экономии на административных процессах. А сэкономленные средства необходимо инвестировать в новые цифровые системы, улучшающие качество и удобство взаимодействия между гостями и отелем.

Будущее казахстанских отелей

Учитывая избыточное гостиничное предложение в Казахстане, продолжающийся рост гостиничного сектора недвижимости Алматы и пессимизм на глобальном рынке, отельеров нашей страны могут ждать не лучшие времена. «Уверена, что низкая загрузка отелей и невысокие средние тарифы в течение нескольких лет, а также отсутствие тренда к повышению спроса на гостиничное размещение натолкнут инвесторов на мысль о том, что сейчас лучше вкладывать деньги в другие сегменты недвижимости или поискать вообще альтернативные средства сохранения и приумножения капитала. Нормальным сроком возврата капитала при строительстве гостиницы с заемными средствами на российском рынке, например, в текущий момент считается: для 3* – от 10 до 13 лет, для 4* – от 12 до 15, для 5* – от 15 и выше. Если ваши расчетные показатели значительно превышают эти цифры, то наверняка можно поискать иные инвестиционные возможности», – считает Веллер.

Ситуацию может улучшить значительный рост туристического потока. «В динамике мы видим, что туризм в Казахстане развивается, и от года к году все больше гостей приезжают с целью посетить страну для отдыха и изучения местной культуры и окрестностей. И это очень во­одушевляет, ведь в нашей стратегии развития важным пунктом является продолжение активной работы по продвижению Казахстана, и Алматы в частности, как привлекательного туристического направления», – отмечает Тюрикова. Статистика МНЭ РК также подтверждает положительную динамику: за январь – июнь 2019 года обслужено 590 тыс. человек, что на 17% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но загрузка существующих отелей свидетельствует о том, что пока этого недостаточно.

Кроме того, в свете мировых тенденций брендовым отелям придется переосмыслить понятие лояльности к бренду, которая теперь должна строиться на уникальных и неожиданных удобствах для клиента. Отелям стоит выходить за рамки проверенного и надежного, тестировать новые функции, предлагать рискованные идеи и предугадывать, что станет наиболее привлекательным для гостей в ближайшем будущем – такого мнения придерживаются специалисты PwC. 

Отелям же экономкласса 

Татьяна Веллер советует присмотреться к мировым тенденциям по развитию коливингов и B&B и выбору путешественниками бутиковых и лайфстайл-отелей.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций