3404 просмотра

Почему казахстанские текстильщики проигрывают узбекистанцам

Эксперты опасаются, что без господдержки текстильная отрасль Казахстана не выживет

Фото: Kzenon

Местные производители не могут конкурировать с дешевой продукцией из соседней республики. Причина – мощная поддержка легкой промышленности в Узбекистане и отсутствие таковой у нас. 

О критической ситуации в текстильной отрасли страны заявили представители шымкентского легпрома. Как сообщил «Курсиву» управляющий директор группы компаний AZALA Берик Кыдыралиев, сегодня их предприятие работает в половину мощности. Он напомнил, в Шымкенте уже обанкротились две крупные текстильные фабрики – «Меланж» и «Ютекс». Несколько лет также простаивала прядильно-крутильная фабрика OXY Textile, которая была выкуплена и возобновила работу в 2017 году под новым именем ТОО «Azala Cotton».

Неравная конкуренция

По словам г-на Кыдыралиева, текстильные предприятия Казахстана не выдерживают конкуренцию с более дешевой продукцией из Узбекистана, который ведет агрессивную демпинговую политику. 

«Хлопок-волокно в Узбекистане реализуется на внутренний рынок с дисконтом около 15% от его цены на ливерпульской товарно-сырьевой бирже. Кроме того, он продается с отсрочкой платежа на 90 дней, что позволяет обходиться без оборотных денежных средств. Наши же предприятия вынуждены покупать хлопок по полной биржевой цене, при 100-процентной предоплате на год вперед в сентябре, привлекая оборотные средства под 14%. Плюс к тому затраты у инвестора на оплату труда в РУ на 25% ниже по сравнению с Казахстаном. Все это приводит к снижению цены конечной продукции в Узбекистане на 30%», – пояснил г-н Кыдыралиев в комментариях «Курсиву».  

Он также подчеркнул, что лег­пром в Узбекистане активно развивается благодаря мощной сырьевой базе – более 1 млн тонн хлопка-волокна четырех-пяти видов – и комплексным мерам господдержки, в частности, освобождению предприятий этой сферы от всех видов налогов. Только за последние три года в РУ было введено 50 крупных текстильных производств, всего там действует около 1400 крупных производителей. 

Сколько мы теряем

Анализ развития текстильной промышленности Узбекистана также свидетельствует о снижении экспорта непереработанного хлопка-волокна и наращивании внутренней переработки. Если в 2000 году было вывезено за пределы страны более 1 млн т хлопка-волокна, то в 2018 году – менее полумиллиона тонн. 500 тыс. т в прошлом году составила внутренняя переработка, она выросла с 200 тыс. т в 2000 году в 2,5 раза.

Между тем из 70 тыс. т производимого в Казахстане ежегодно хлопка-волокна в республике перерабатывается всего 13 тыс. т. Остальные 57 тыс. т, или 87%, уходят на внешние рынки в виде сырья. 

По подсчетам Берика Кыдыралиева, при этом мы теряем 273,9% надбавленной стоимости (исходя из цены 1 т хлопка-волокна в $1563, согласно A-Index Cotton Price на 1 февраля 2019 года), которую могли бы получить при переработке этого объема внутри страны. 

«Пока же его без каких-либо препятствий забирают иностранные трейдеры. Более того, так как для снижения себестоимости хлопка государство платит субсидии, фактически они еще и снимают на этом маржу. Получается, что выращивающие хлопок районы работают на интересы иностранных граждан, которые вывозят у нас из-под носа наши ресурсы. Казахстанские же производители закупают сырье по тем же ценам без каких-либо льгот», – сетует предприниматель.

Мощности отечественных предприятий позволяют перерабатывать весь объем выращиваемого в Казахстане хлопка. В случае переработки 57 тыс. т хлопка-волокна внутри страны могло бы быть привлечено более $320 млн инвестиций в основной капитал, произведено готовой продукции более чем на $300 млн, дополнительно открыто свыше 10 тыс. постоянных рабочих мест. 

Цена вопроса – выделение на субсидирование переработки 57 тыс. т волокна $13,2 млн. Берик Кыдыралиев подчеркнул, что уже в первый же год в бюджет страны вернулось бы в качестве налогов и других обязательных платежей около $6 млн. Согласно расчетам предпринимателя, учитывая потенциал потребительского рынка, в целом на 1 тенге субсидий Казахстан получил бы 24 тенге инвестиций и 26 тенге готовой продукции. 

Не время временить

Свои предложения текстильщики представили в МИИР РК. Разработчики считают, что только при применении аналогичных узбекистанским мер поддержки отрасли казахстанские текстильщики могли бы быть конкурентоспособными, нормально работать и развиваться. Пока же в неравных условиях они проигрывают и могут вообще быть вытеснены с рынка. 

Как признался Берик Кыдыралиев, их предприятие сейчас выживает только благодаря кластерному подходу группы компаний AZALA. Она стала первым отделочным текстильным предприятием в Казахстане с полным циклом производства, включающим в себя переработку хлопковолокна и выпуск готовых хлопчатобумажных изделий. Здесь перерабатывают по цепочке 30 тыс. т хлопка-сырца, в том числе выращиваемый самостоятельно на 300 га земли.

«Если все останется по-прежнему, то казахстанский текстиль не выживет, – резюмировал собеседник. – Хлопкоробы так и будут работать на иностранцев, а трейдеры забирать всю прибыль себе. И это при том, что мы являемся единственным в стране регионом – производителем хлопка».

Эксперт отдела сопровождения проектов Палаты предпринимателей Шымкента Бауыржан Бердалиев указал в числе конкурентных преимуществ Узбекистана, помимо освобождения от налогов, наличие компании, непосредственно сопровождающей продукцию на экспорт, гарантированный госзакуп сырца, отсутствие проблемы сбыта. На всех этапах – от выращивания сырья до производства и экспорта переработанной продукции – в соседней республике налажен процесс ее удешевления, констатировал эксперт. 

Он отметил, что разработанные палатой предложения по поддержке отечественных производителей направлялись в соответствующие отраслевые ведомства, вопрос неоднократно поднимался на разных площадках, в том числе перед премьер-министром страны. Но пока он остается открытым.

Бауыржан Бердалиев признал, что если ничего не изменится, при отсутствии господдержки существует реальная угроза существованию текстильной отрасли страны. Палата выявила, что в прошлом году в Казахстан из Узбекистана было завезено текстильных изделий более чем на $40 млн, и эти цифры, вероятно, будут увеличиваться. По информации эксперта, некоторые местные швейные компании для удешевления расходов уже планируют аутсорсинг – перенос производства со своим брендом в Узбекистан.

Между тем на состоявшемся в конце нынешнего августа в Нур-Султане первом форуме-выставке предприятий легкой промышленности Казахстана Altyn Oimaq председатель Комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИИР РК Канат Баитов заявил, что Казахстан намерен изучить опыт Узбекистана по мерам государственной поддержки предприятий легкой промышленности. В частности, это может быть субсидирование или возмещение затрат.

К слову, по информации пресс-службы МИИР, объем производства продукции легкой промышленности в Казахстане за первую половину 2019 года увеличился на 16,7%. Рост наблюдался в производстве текстильных изделий и одежды за счет увеличения производства хлопкового волокна, готовых текстильных изделий и верхней одежды.

По данным Палаты предпринимателей Шымкента, сейчас в третьем мегаполисе страны действуют более 130 компаний в сфере легпрома, здесь выпускается четверть всей отечественной продукции отрасли – 23%.

banner_wsj.gif

225 просмотров

Летние площадки спасают сегмент Food & Beverage от разорения

Они стали хорошим подспорьем для рестораторов в период карантинных ограничений

Фото: Офелия Жакаева

В Алматы работают 3,3 тыс. ресторанов и кафе, в Нур-Султане – 1,9 тыс., судя по данным restoran.kz. Все эти заведения даже после частичного снятия эпидограничений не могут работать в полную силу. Под запретом караоке, кальянные, банкетные залы, ночные клубы и фудкорты. Во время усиления карантинных мер в прошедшие выходные межведомственная комиссия по недопущению распространения коронавирусной инфекции закрыла даже небольшие кафе и рестораны, разрешив работу лишь заведениям на открытом воздухе.

Спасительные летники 

Летние площадки пользовались популярностью и до карантина – они позволяют увеличить вместимость заведения почти вдвое, не требуют серьезных капиталовложений и сложных согласований. А в теплое время притягивают множество желающих посидеть на свежем воздухе.

DSC08017.JPG

 «В Нур-Султане, с учетом длинной зимы, если в ресторане есть «летка», то он в приоритете. В Алматы «летка» – это вообще неотъемлемая часть ресторана, некая классика», – говорит председатель гильдии шеф-поваров города Нур-Султана Рустам Имамниязов.

Но из-за сезонности акцент на летних площадках делали немногие заведения с очень удачным расположением, позволяющим заработать за теплое время года приличную прибыль. Даже в солнечном Алматы летние площадки, по данным restoran.kz, были лишь у каждого седьмого заведения. А в Нур-Султане и того меньше – короткое лето и сильные ветры мешают работе летников. 

Но сейчас, с учетом карантинных ограничений, именно летние площадки выручают рестораторов. Чтобы выжить и выполнить обязательства перед работниками и поставщиками, нужно привлечь посетителей, поэтому  операторы Food&Beverage (F&B) стали использовать каждый метр на свежем воздухе.

«В текущих условиях рестораторы пытаются максимально расширять площадь посадки на летнике, добавляя столы и стулья из основного зала», – продолжает Имамниязов.

DSC08200.JPG

Но лето спасло не всех – многие кафе и рестораны закрылись.

«Процентов пятьдесят не смогли выполнить стандарт и открыть летники. У многих не было площадок в принципе, а выставлять столы, которые мешают проезду, нельзя», – делится член Клуба рестораторов РК Зульфия Юсупова. 

«У нас ситуация в ресторанном бизнесе очень неоднозначная. Общепит работает, как в лотерее. Кейтеринг, фастфуд на фудкортах и банкеты не работают уже очень долго. Финансирования никакого нет. Все резервы закончились. В этом месяце окончательно уволили всех сотрудников с фудкортов «Меги» и кейтеринга. Работает только маленькая «Алина», и то на 30%», – отмечает ресторатор Юрий Пааль.

И это несмотря на то, что владельцы ТРЦ берут на себя расходы по содержанию фудкортов и не взимают с них аренду.

DSC08085.JPG

Как открыть летнюю площадку

Для получения разрешения на открытие летнего кафе, по данным Клуба рестораторов РК, достаточно написать заявление в управление городского планирования и урбанистки (УГПиУ) и приложить к нему эскизный проект летника. УГПиУ со своей стороны сообщает, что такое разрешение можно было оформить онлайн даже во время карантина. УГПиУ проверяет эскиз по основным критериям: расположению и используемым при обустройстве кафе материалам. Сезонное кафе должно непосредственно примыкать к стационарному заведению общественного питания или отстоять от него на расстоянии не более пяти метров.

При этом расположение летника не должно мешать движению пешеходов, велосипедистов и автотранспорта. Кафе нельзя размещать на крышах жилых домов или пристроек к ним. Также не допускается, чтобы внутри летних кафе оказались кроны и стволы деревьев. При обустройстве летней площадки нельзя использовать тяжелые строительные материалы – кирпичи, бетонные блоки и плиты, стальные профлисты. Запрещена облицовка летников черепицей, металлом, рубероидом, асбестоцементом, а также полимерной пленкой и баннерами. Пространство внутри нельзя перегораживать блоками с остеклением или сайдинг-панелями. Временная крыша должна быть в виде зонтов над каждым столиком или террасных маркиз открытого типа.

DSC08069.JPG

Санитарный надзор

На летних площадках, как и везде, ужесточены санитарные нормы:

«Если раньше просто подмели и помыли (летник. – «Курсив»), то теперь ежедневно проводится дезинфекция», – объясняет Юсупова.

Минимальное расстояние между столами – два метра, за одним столиком может сидеть не более четырех человек, за исключением членов одной семьи. На входе в летнее кафе для посетителей размещены антисептики и влажные коврики, кроме того, у клиентов измеряют температуру. У самих сотрудников общепита также проверяют температуру в начале и в конце смены. Во время работы они обязаны пользоваться одноразовыми масками и перчатками. Соблюдение санитарных норм проверяют сотрудники районных отделов департамента качества и безопасности товаров и услуг. Среди нарушений, которые сейчас выявляют чаще всего, – несоблюдение режима работы (общепит должен работать до 23.00), несоблюдение расстояния между столиками, отсутствие журнала прихода/ухода, термометрии сотрудников или ответственного за соблюдение сантребований, отсутствие или неправильное использование персоналом масок, перчаток, санитайзеров и тары для их утилизации, неправильное хранение продуктов питания и т. д. Заведения-нарушители штрафуют и приостанавливают их деятельность до тех пор, пока все правила не будут выполнены. 

2222_1.png

Улыбка под маской

Сегмент F&B во время пандемии оказался в сложной ситуации во всем мире. Сервис бронирования OpenTable, в котором представлено более 60 тыс. ресторанов по всему миру, подсчитал: четверть заведений, закрывшихся из-за пандемии, больше не откроется. Возобновившие работу рестораны и кафе ищут оригинальные решения, чтобы продемонстрировать гостеприимство и заботу о здоровье своих посетителей. В США, по данным Wall Street Journal (WSJ), официанты для ограничения контакта с обедающими откупоривают бутылку вина и ставят ее на стол, вместо того чтобы наполнить бокалы гостей. Со столов пропали специи, а графины с напитками заменены герметичными пакетами. Сотрудники ресторана Emilio’s, Harrison, N. Y. носят фиолетовые перчатки, чтобы не создавать ассоциации с больницей, и раскрывают одноразовые меню на глазах у посетителей, демонстрируя, что меню не используется повторно.

«Мы – артисты, это гостеприимство», – комментирует WSJ свои решения ресторатор Серджио Брасеско.

А McDonald’s Corp. предложил своей команде в масках приветствовать клиентов поднятием вверх больших пальцев.

Люди по-прежнему хотят посещать кафе и рестораны, чтобы пообщаться с другими людьми или семьей в другой обстановке. И по-прежнему ожидают увидеть на лице официанта приветственную улыбку, даже если она будет скрыта под маской. Как говорил Юрий Никулин, «даже после небольшой улыбки в организме обязательно дохнет один маленький микроб».

DSC08046.JPG

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg