Перейти к основному содержанию

2292 просмотра

Почему казахстанские текстильщики проигрывают узбекистанцам

Эксперты опасаются, что без господдержки текстильная отрасль Казахстана не выживет

Фото: Kzenon

Местные производители не могут конкурировать с дешевой продукцией из соседней республики. Причина – мощная поддержка легкой промышленности в Узбекистане и отсутствие таковой у нас. 

О критической ситуации в текстильной отрасли страны заявили представители шымкентского легпрома. Как сообщил «Курсиву» управляющий директор группы компаний AZALA Берик Кыдыралиев, сегодня их предприятие работает в половину мощности. Он напомнил, в Шымкенте уже обанкротились две крупные текстильные фабрики – «Меланж» и «Ютекс». Несколько лет также простаивала прядильно-крутильная фабрика OXY Textile, которая была выкуплена и возобновила работу в 2017 году под новым именем ТОО «Azala Cotton».

Неравная конкуренция

По словам г-на Кыдыралиева, текстильные предприятия Казахстана не выдерживают конкуренцию с более дешевой продукцией из Узбекистана, который ведет агрессивную демпинговую политику. 

«Хлопок-волокно в Узбекистане реализуется на внутренний рынок с дисконтом около 15% от его цены на ливерпульской товарно-сырьевой бирже. Кроме того, он продается с отсрочкой платежа на 90 дней, что позволяет обходиться без оборотных денежных средств. Наши же предприятия вынуждены покупать хлопок по полной биржевой цене, при 100-процентной предоплате на год вперед в сентябре, привлекая оборотные средства под 14%. Плюс к тому затраты у инвестора на оплату труда в РУ на 25% ниже по сравнению с Казахстаном. Все это приводит к снижению цены конечной продукции в Узбекистане на 30%», – пояснил г-н Кыдыралиев в комментариях «Курсиву».  

Он также подчеркнул, что лег­пром в Узбекистане активно развивается благодаря мощной сырьевой базе – более 1 млн тонн хлопка-волокна четырех-пяти видов – и комплексным мерам господдержки, в частности, освобождению предприятий этой сферы от всех видов налогов. Только за последние три года в РУ было введено 50 крупных текстильных производств, всего там действует около 1400 крупных производителей. 

Сколько мы теряем

Анализ развития текстильной промышленности Узбекистана также свидетельствует о снижении экспорта непереработанного хлопка-волокна и наращивании внутренней переработки. Если в 2000 году было вывезено за пределы страны более 1 млн т хлопка-волокна, то в 2018 году – менее полумиллиона тонн. 500 тыс. т в прошлом году составила внутренняя переработка, она выросла с 200 тыс. т в 2000 году в 2,5 раза.

Между тем из 70 тыс. т производимого в Казахстане ежегодно хлопка-волокна в республике перерабатывается всего 13 тыс. т. Остальные 57 тыс. т, или 87%, уходят на внешние рынки в виде сырья. 

По подсчетам Берика Кыдыралиева, при этом мы теряем 273,9% надбавленной стоимости (исходя из цены 1 т хлопка-волокна в $1563, согласно A-Index Cotton Price на 1 февраля 2019 года), которую могли бы получить при переработке этого объема внутри страны. 

«Пока же его без каких-либо препятствий забирают иностранные трейдеры. Более того, так как для снижения себестоимости хлопка государство платит субсидии, фактически они еще и снимают на этом маржу. Получается, что выращивающие хлопок районы работают на интересы иностранных граждан, которые вывозят у нас из-под носа наши ресурсы. Казахстанские же производители закупают сырье по тем же ценам без каких-либо льгот», – сетует предприниматель.

Мощности отечественных предприятий позволяют перерабатывать весь объем выращиваемого в Казахстане хлопка. В случае переработки 57 тыс. т хлопка-волокна внутри страны могло бы быть привлечено более $320 млн инвестиций в основной капитал, произведено готовой продукции более чем на $300 млн, дополнительно открыто свыше 10 тыс. постоянных рабочих мест. 

Цена вопроса – выделение на субсидирование переработки 57 тыс. т волокна $13,2 млн. Берик Кыдыралиев подчеркнул, что уже в первый же год в бюджет страны вернулось бы в качестве налогов и других обязательных платежей около $6 млн. Согласно расчетам предпринимателя, учитывая потенциал потребительского рынка, в целом на 1 тенге субсидий Казахстан получил бы 24 тенге инвестиций и 26 тенге готовой продукции. 

Не время временить

Свои предложения текстильщики представили в МИИР РК. Разработчики считают, что только при применении аналогичных узбекистанским мер поддержки отрасли казахстанские текстильщики могли бы быть конкурентоспособными, нормально работать и развиваться. Пока же в неравных условиях они проигрывают и могут вообще быть вытеснены с рынка. 

Как признался Берик Кыдыралиев, их предприятие сейчас выживает только благодаря кластерному подходу группы компаний AZALA. Она стала первым отделочным текстильным предприятием в Казахстане с полным циклом производства, включающим в себя переработку хлопковолокна и выпуск готовых хлопчатобумажных изделий. Здесь перерабатывают по цепочке 30 тыс. т хлопка-сырца, в том числе выращиваемый самостоятельно на 300 га земли.

«Если все останется по-прежнему, то казахстанский текстиль не выживет, – резюмировал собеседник. – Хлопкоробы так и будут работать на иностранцев, а трейдеры забирать всю прибыль себе. И это при том, что мы являемся единственным в стране регионом – производителем хлопка».

Эксперт отдела сопровождения проектов Палаты предпринимателей Шымкента Бауыржан Бердалиев указал в числе конкурентных преимуществ Узбекистана, помимо освобождения от налогов, наличие компании, непосредственно сопровождающей продукцию на экспорт, гарантированный госзакуп сырца, отсутствие проблемы сбыта. На всех этапах – от выращивания сырья до производства и экспорта переработанной продукции – в соседней республике налажен процесс ее удешевления, констатировал эксперт. 

Он отметил, что разработанные палатой предложения по поддержке отечественных производителей направлялись в соответствующие отраслевые ведомства, вопрос неоднократно поднимался на разных площадках, в том числе перед премьер-министром страны. Но пока он остается открытым.

Бауыржан Бердалиев признал, что если ничего не изменится, при отсутствии господдержки существует реальная угроза существованию текстильной отрасли страны. Палата выявила, что в прошлом году в Казахстан из Узбекистана было завезено текстильных изделий более чем на $40 млн, и эти цифры, вероятно, будут увеличиваться. По информации эксперта, некоторые местные швейные компании для удешевления расходов уже планируют аутсорсинг – перенос производства со своим брендом в Узбекистан.

Между тем на состоявшемся в конце нынешнего августа в Нур-Султане первом форуме-выставке предприятий легкой промышленности Казахстана Altyn Oimaq председатель Комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИИР РК Канат Баитов заявил, что Казахстан намерен изучить опыт Узбекистана по мерам государственной поддержки предприятий легкой промышленности. В частности, это может быть субсидирование или возмещение затрат.

К слову, по информации пресс-службы МИИР, объем производства продукции легкой промышленности в Казахстане за первую половину 2019 года увеличился на 16,7%. Рост наблюдался в производстве текстильных изделий и одежды за счет увеличения производства хлопкового волокна, готовых текстильных изделий и верхней одежды.

По данным Палаты предпринимателей Шымкента, сейчас в третьем мегаполисе страны действуют более 130 компаний в сфере легпрома, здесь выпускается четверть всей отечественной продукции отрасли – 23%.

617 просмотров

Общественный транспорт на юге может не выжить без субсидий

Почему льготники разоряют частные компании

Фото: Lucky Photographer

В Кызылорде выделенные на компенсацию расходов автопарка 1,2 млрд тенге потратили на погашение кредита. Частным компаниям не возмещают затраты за бесплатную перевозку льготников. Не лучше ситуация и в Шымкенте, где, по мнению местных перевозчиков, общественный транспорт не выживет без субсидий. 

Льготники разоряют частников

Не так давно РПП «Атамекен» направила запрос в отдел ЖКХ, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жилищной инспекции города Кызылорды относительно сложной ситуации, в которой оказались частные перевозчики. 

Из ответа госоргана следует, что в 2019 году ТОО «Автобусный парк «Кызылорда» получило субсидии за обслуживание пяти социально значимых маршрутов (№№1, 11, 14, 17, 18), которые использовало для оплаты платежа по кредиту Европейского банка реконструкции и развития. Заем в $26 млн был выделен в 2016 году на закупку 92 автобусов на природном газе. В 2018 году из-за девальвации тенге акимат области оптимизировал кредит до $18 млн, но сегодня перевозчик должен ЕБРР $7,2 млн.

Заместитель директора автобусного парка Канат Рахметов сообщил, что 1,2 млрд тенге субсидий им выделили решением областного маслихата для компенсации расходов по перевозке льготников. При этом он отметил, что частники тоже могут получить субсидии, но для этого нужно вести прозрачную деятельность. Это учет прибыли, выдача билетов, точная статис­тика пассажиропотока. Тогда их маршруты тоже могут признать социально значимыми и выделить субсидии.

Между тем представитель перевозчика Сайраш Оразбаева утверждает, что в 2017 году их вынудили возить льготников.

«Нам тогда сказали, что в день будут ездить один-два пенсионера старше 70 лет, максимум трое. Мы согласились. Но в итоге многие люди сделали фальшивые удостоверения, что им больше 70 лет. Аналогичные документы у якобы слепых. Затем стали махать корочками афганцы. Бесплатно ездят многодетные матери, инвалиды. Из-за всех этих льгот мы испытываем финансовые трудности. Почему мы должны бесплатно возить людей?! В день я теряю до половины из заработанных 15 тыс. тенге», – возмущается Сайраш Оразбаева. 

Кстати, в этом году на льготный проезд многодетным матерям было выделено 68 млн тенге. Акимату города было предложено перечислить перевозчикам эти средства, но их зачислили на счета матерей. Аналогичным образом поступили и с деньгами на льготный проезд студентов – это 92 млн тенге. В итоге частные перевозчики так и не получили ни тиына.

Не по закону

У президента кызылординского областного общества по защите прав потребителей Серика Тенизбаева свое мнение по поводу притязаний частников.

«В городе сегодня лишь один официальный перевозчик – автобусный парк «Кызылорда», но лишь с шестью маршрутами из 29. На остальных маршрутах частники работают незаконно, лишь на основании продления договора с автопарком», – отмечает Тенизбаев.

Напомним, автобусный парк «Кызылорда» был создан в 2013 году местными властями для наведения порядка в сфере пассажироперевозок. В том же году он выиграл тендер на оказание пассажирских перевозок. Причем по всему городу, имея в наличии лишь 20 автобусов. Чтобы охватить остальные маршруты, автопарк заключил договор о совместной деятельности с частными перевозчиками.

«Частные перевозчики толпой перешли в два ТОО, затем заключили договор с автобусным парком, что нарушает законодательство страны. Почему налоговый комитет не интересуется, куда уходят деньги за проезд? Деятельность перевозчиков должна быть рентабельной», – считает глава областного общества по защите прав потребителей.

Серик Тенизбаев также отметил, что в свое время автобусы по линии займа ЕБРР купили по завышенной цене.

«Теперь мы закрываем чьи-то долги деньгами из бюджета. В свое время я писал письмо в Агентство по борьбе с коррупцией, что автобусы покупают дороже их стоимости. Мне ответили, что, пока нет ущерба, они не имеют права вмешиваться. И вот на выплату кредитов автопарка пошли средства из бюджета под видом субсидий. Вероятно, теперь есть повод вмешаться правоохранительным органам», – полагает г-н Тенизбаев.

Передел по-шымкентски

Между тем на дорогах третьего мегаполиса страны также неспокойно. В конце ноября 2019 года около 40 водителей трех городских маршрутов не вышли на работу. Они заявили журналистам и представителям управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог, акимату города Шымкента о том, что им не выплачивают заработную плату.

Однако директор ТОО «Управляющая компания Shymkent BUS» Еликбай Токбергенов заявил «Курсиву», что за сентябрь водители и контролеры получили заработную плату полностью.

«Мы выплачиваем заработную плату, затем налоги. Поэтому пенсионные отчисления приходят чуть позже. За сентябрь выплатили водителям по 130 тыс. тенге. За октябрь задержали деньги на 10 дней», – пояснил он. 

Кстати, это не первый протест водителей. В августе этого же 2019 года, ровно через два месяца после открытия нового автопарка, водители двух маршрутов не вышли на работу, заявив, что им не выплачивают деньги. Тогда вопрос с выплатой заработной платы также был успешно решен.

Следствие

Раньше в Шымкенте работало 27 частных компаний-пассажироперевозчиков, которые имели 1118 автобусов. К ним у исполнительной власти было много претензий. В первую очередь требовали обновить автобусный парк, возить за свой счет льготные категории граждан, при этом не повышать тариф на проезд. Транспортники все эти условия выполняли. 

По словам председателя ассоциации «Южавтотранс» Дархана Каюпова, из-за бесплатных перевозок 10 тысяч горожан-льготников транспортники понесли убытки более 1 млрд тенге в год. 

По данным Дархана Каюпова, в городе уже закрылись четыре компании-перевозчика, еще две на грани закрытия. Всего в Шымкенте в начале 2019 года было 83 маршрута. 

Причина

По словам Еликбая Токбергенова, выплатить полностью заработную плату в августе и ноябре не смогли потому, что предприятию нужны субсидии.

«80% городских маршрутов себя не оправдывают, солярку едва окупают. А еще заработная плата водителям, налоги. Тариф на проезд в Шымкенте низкий – 70 тенге. Я изначально говорил, что без субсидий предприятие не выживет», – подчеркнул собеседник. 

Однако, как отметил заместитель акима горда Шымкента Бухарбай Парманов, для того чтобы выплачивать субсидии, необходимо перейти на элект­ронное билетирование, которое должно быть внедрено до апреля 2020 года. Именно это позволит сделать бизнес транспортников прозрачным и показать, насколько на самом деле им необходима помощь государства.

«В Шымкенте есть 10 социальных маршрутов, по которым мы уже выплачиваем субсидии. Например, маршруты в населенный пункт Жанаталап, протяженность которого 50 км, а пассажиропоток там маленький, или микрорайон «Казыгурт». Расходов много, они не оправдываются. Поэтому мы выделяем субсидии», – говорит Парманов.

О том, что пассажирскому транспорту Шымкента нужны субсидии, пассажироперевозчики говорят не первый раз. Дархан Каюпов отметил, что простой подсчет затрат и доходов, даже без электронного билетирования, покажет всю несостоятельность затеи с новыми автобусами.

Цена кредита

Согласно его экономическим выкладкам, получается, что выплата кредита ТОО «Shymkent BUS» ежемесячно обходится примерно в 500 тыс. тенге только за один автобус.

«Заработная плата водителю – 130 тыс. тенге, кондуктору – примерно 80 тыс. Ежедневно на 20 тыс. тенге необходимо заправлять ГСМ, в месяц это составит 600 тыс. Это все без учета мелких ремонтов. В месяц получается расход в среднем миллион тенге только на один автобус. Иными словами, 300 млн тенге в месяц необходимо заработать только на то, чтобы расплатиться с кредитом, налогами, закупить ГСМ и выплатить заработную плату. А совокупный ежедневный доход с одного автобуса составляет 10–15 тыс. тенге. В месяц примерно 300–400 тыс. тенге чистого дохода», – отметил Дархан Каюпов. 

К слову, стоимость каждого автобуса – 31 млн тенге. В мае этого года было закуплено 300 единиц, из них только 231 обслуживает линии. Всего запланирована покупка 1000 автобусов, общая сумма кредита – 31 млрд тенге. 

Те же грабли

Когда пассажироперевозчики ранее жаловались на сложности прежнему руководству отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Шымкента, им отвечали, что все условия для работы созданы, просто транспортники не хотят работать.

«Кто не хочет работать так, как мы требуем, пусть уходят с рынка», – прямо заявляла местная исполнительная власть. И обещала создать муниципальный автопарк, на примере которого показать, как надо работать. 

Автопарк (правда, не коммунальный, так как оператором проекта является СПК «Shymkent», а совладельцами стали еще два частных лица) был создан в мае 2019 года. Всего за полгода существования там сменились несколько директоров, а водители уже два раза отказывались выходить на работу из-за задержки заработной платы.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций