2012 просмотров

Контрабанда, фиктивные договоры и другие способы уйти от налогов

В Южном Казахстане возбуждены уголовные дела

Фото: Vera NewSib

За первое полугодие 2019 года выявлено 12 тысяч фактов импорта, когда товары ввозились на адрес несуществующих получателей или подставных лиц для минимизации налоговых выплат. Правоохранительные органы уже возбудили шесть уголовных дел в отношении лиц, отправивших товары на подложные компании, которые на самом деле ничего не импортировали. 

О незаконном ввозе товаров из стран ЕАЭС и нарушениях на границе, при помощи которых недобросовестные предприниматели пытаются уменьшить налоговое бремя, рассказали специалисты управления экспортного контроля департамента оперативного контроля КГД МФ РК на семинаре-совещании ответственных работников ведомства с налогоплательщиками в Шымкенте. Одна из главных его задач состояла в обсуждении проблемных вопросов камерального контроля деятельности предпринимателей и работы по пресечению налоговых преступлений при перемещении товаров из-за рубежа. 

На выдумки хитры

Как подчеркнул заместитель председателя КГД Жайдар Инкербаев, сейчас проводится активная работа по выявлению и привлечению к налогообложению именно импорта. А способов уйти от налогового бремени, как он отметил, нечистые на руку дельцы придумывают великое множество. Среди них заявленные в качестве транзитных транспортные средства, которые по документам должны перевезти товары из одной страны в другую, например из Кыргызстана в Россию. Но по пути следования машины едут в Алматы, разгружаются, а продукция, якобы предназначенная россиянам, реализуется на рынке. 

По данным спикера, из соседней республики в основном везут фрукты и овощи, а также ТНП китайского производства. Но есть примеры, когда недобросовестные казахстанские предприниматели едут в Кыргызстан, получают груз, который проходит таможенную очистку, а затем отправляют его в нашу страну, но с существенным занижением налоговых платежей.

«Среди уголовных дел есть и такие, когда по 150 транспортных средств оформляют на компании, которые вообще не в курсе махинаций. Мы потом находим эти компании, они пишут заявления, что не импортировали товары и грузы. На основании этого возбуж­дается дело. Когда в следующий раз товар пересекает границу, то он сопровождается, задерживается, и в конечном итоге проводится расследование», – рассказал Жайдар Инкербаев.

Он также рассказал об используемом предпринимателями механизме ухода от налогов:

«В сопроводительных документах указывается БИН компании, которая даже не в курсе происходящего. Система позволяет зло­умышленникам указывать любой БИН предприятия, необязательно импортирующего товары. Тем самым злоумышленники не платят налоги и занижают свои платежи». 

Как выяснилось, узнать БИН ничего не подозревающих компаний совсем несложно. Для этого не надо взламывать базы данных. БИН можно узнать из любых источников, он указывается даже на сайтах компаний. Далее их просто оформляют как получателей. 

Новое в работе 

Как напомнили в КГД, с 3 июня 2019 года проверки по выявлению нарушений в сфере уплаты налогов проводятся не на госгранице, а по пути следования транспортных средств – во избежание заторов и очередей на таможенных и пограничных постах. За прошедший период выявлено 428 фактов, из них 319 нарушений были подтверждены. Задержаны 14 автотранспортных средств, которые помещены на СВХ и ждут направления материалов в суд.

По словам руководителя управления экспортного контроля ДОК КГД МФ РК Кадыра Исмагулова, за первое полугодие выявлено 12 тыс. фактов импорта, когда товары ввозились на адрес несуществующих получателей. Пользуясь свободным перемещением в рамках Таможенного союза, недобросовестные плательщики уже научились ввозить товар из соседних стран ТС и не платить налоги. Выявлено 526 фактов, когда товары отправляются на адрес налогоплательщиков, не имеющих отношения к ввозимым товарам. Материалы по таким фактам направлены в комитет финмониторинга. 

«Во многих случаях цены на товары показываются с минимальными значениями. Тем самым минимизируются налоговые обязательства. Например, из Кыр­гызской Республики клубника, абрикос и черешня завозились по 30–40 тенге, тогда как на казахстанских рынках они стоили по 1 000–1 500 тенге. Поэтому сейчас все ввозимые товары из ЕАЭС и ТС мониторят. В результате контроля цены на товары сельхозпродукции из Кыргызстана поднялись в 3 раза, на фрукты – в 4 раза», – рассказал о мерах защиты экономических интересов Казахстана Кадыр Исмагулов.

Кроме того, сотрудники управления экспортного контроля в интересах казахстанских потребителей препятствуют и вывозу товаров за границу Казахстана. Так, цена на самый ходовой бензин в Кыргызстане в пересчете на тенге составляет 236 тенге за литр, в России – 266 тенге. С августа было выявлено 308 попыток вывоза ГСМ за границу. 

Миллиарды и миллионы на списание 

На встрече с налогоплательщиками также рассказали о промежуточных, за три месяца до окончания, итогах налоговой амнистии.

«В ходе проведения нынешней амнистии более 43 тысяч субъектов МСБ республики оплатили свои недоимки на сумму около 8 миллиардов тенге. Списано около 2,5 миллиардов тенге пеней и 190 миллионов тенге штрафов. По Шымкенту почти 2,5 тысячи субъектов МСБ уплатили 397 млн тенге основного долга, были списаны 66 миллионов тенге пеней и почти полмиллиона тенге штрафов», – сообщила главный эксперт управления по работе с задолженностью департамента аудита КГД МФ РК Айнур Садикбаева.

banner_wsj.gif

198 просмотров

Летние площадки спасают сегмент Food & Beverage от разорения

Они стали хорошим подспорьем для рестораторов в период карантинных ограничений

Фото: Офелия Жакаева

В Алматы работают 3,3 тыс. ресторанов и кафе, в Нур-Султане – 1,9 тыс., судя по данным restoran.kz. Все эти заведения даже после частичного снятия эпидограничений не могут работать в полную силу. Под запретом караоке, кальянные, банкетные залы, ночные клубы и фудкорты. Во время усиления карантинных мер в прошедшие выходные межведомственная комиссия по недопущению распространения коронавирусной инфекции закрыла даже небольшие кафе и рестораны, разрешив работу лишь заведениям на открытом воздухе.

Спасительные летники 

Летние площадки пользовались популярностью и до карантина – они позволяют увеличить вместимость заведения почти вдвое, не требуют серьезных капиталовложений и сложных согласований. А в теплое время притягивают множество желающих посидеть на свежем воздухе.

DSC08017.JPG

 «В Нур-Султане, с учетом длинной зимы, если в ресторане есть «летка», то он в приоритете. В Алматы «летка» – это вообще неотъемлемая часть ресторана, некая классика», – говорит председатель гильдии шеф-поваров города Нур-Султана Рустам Имамниязов.

Но из-за сезонности акцент на летних площадках делали немногие заведения с очень удачным расположением, позволяющим заработать за теплое время года приличную прибыль. Даже в солнечном Алматы летние площадки, по данным restoran.kz, были лишь у каждого седьмого заведения. А в Нур-Султане и того меньше – короткое лето и сильные ветры мешают работе летников. 

Но сейчас, с учетом карантинных ограничений, именно летние площадки выручают рестораторов. Чтобы выжить и выполнить обязательства перед работниками и поставщиками, нужно привлечь посетителей, поэтому  операторы Food&Beverage (F&B) стали использовать каждый метр на свежем воздухе.

«В текущих условиях рестораторы пытаются максимально расширять площадь посадки на летнике, добавляя столы и стулья из основного зала», – продолжает Имамниязов.

DSC08200.JPG

Но лето спасло не всех – многие кафе и рестораны закрылись.

«Процентов пятьдесят не смогли выполнить стандарт и открыть летники. У многих не было площадок в принципе, а выставлять столы, которые мешают проезду, нельзя», – делится член Клуба рестораторов РК Зульфия Юсупова. 

«У нас ситуация в ресторанном бизнесе очень неоднозначная. Общепит работает, как в лотерее. Кейтеринг, фастфуд на фудкортах и банкеты не работают уже очень долго. Финансирования никакого нет. Все резервы закончились. В этом месяце окончательно уволили всех сотрудников с фудкортов «Меги» и кейтеринга. Работает только маленькая «Алина», и то на 30%», – отмечает ресторатор Юрий Пааль.

И это несмотря на то, что владельцы ТРЦ берут на себя расходы по содержанию фудкортов и не взимают с них аренду.

DSC08085.JPG

Как открыть летнюю площадку

Для получения разрешения на открытие летнего кафе, по данным Клуба рестораторов РК, достаточно написать заявление в управление городского планирования и урбанистки (УГПиУ) и приложить к нему эскизный проект летника. УГПиУ со своей стороны сообщает, что такое разрешение можно было оформить онлайн даже во время карантина. УГПиУ проверяет эскиз по основным критериям: расположению и используемым при обустройстве кафе материалам. Сезонное кафе должно непосредственно примыкать к стационарному заведению общественного питания или отстоять от него на расстоянии не более пяти метров.

При этом расположение летника не должно мешать движению пешеходов, велосипедистов и автотранспорта. Кафе нельзя размещать на крышах жилых домов или пристроек к ним. Также не допускается, чтобы внутри летних кафе оказались кроны и стволы деревьев. При обустройстве летней площадки нельзя использовать тяжелые строительные материалы – кирпичи, бетонные блоки и плиты, стальные профлисты. Запрещена облицовка летников черепицей, металлом, рубероидом, асбестоцементом, а также полимерной пленкой и баннерами. Пространство внутри нельзя перегораживать блоками с остеклением или сайдинг-панелями. Временная крыша должна быть в виде зонтов над каждым столиком или террасных маркиз открытого типа.

DSC08069.JPG

Санитарный надзор

На летних площадках, как и везде, ужесточены санитарные нормы:

«Если раньше просто подмели и помыли (летник. – «Курсив»), то теперь ежедневно проводится дезинфекция», – объясняет Юсупова.

Минимальное расстояние между столами – два метра, за одним столиком может сидеть не более четырех человек, за исключением членов одной семьи. На входе в летнее кафе для посетителей размещены антисептики и влажные коврики, кроме того, у клиентов измеряют температуру. У самих сотрудников общепита также проверяют температуру в начале и в конце смены. Во время работы они обязаны пользоваться одноразовыми масками и перчатками. Соблюдение санитарных норм проверяют сотрудники районных отделов департамента качества и безопасности товаров и услуг. Среди нарушений, которые сейчас выявляют чаще всего, – несоблюдение режима работы (общепит должен работать до 23.00), несоблюдение расстояния между столиками, отсутствие журнала прихода/ухода, термометрии сотрудников или ответственного за соблюдение сантребований, отсутствие или неправильное использование персоналом масок, перчаток, санитайзеров и тары для их утилизации, неправильное хранение продуктов питания и т. д. Заведения-нарушители штрафуют и приостанавливают их деятельность до тех пор, пока все правила не будут выполнены. 

2222_1.png

Улыбка под маской

Сегмент F&B во время пандемии оказался в сложной ситуации во всем мире. Сервис бронирования OpenTable, в котором представлено более 60 тыс. ресторанов по всему миру, подсчитал: четверть заведений, закрывшихся из-за пандемии, больше не откроется. Возобновившие работу рестораны и кафе ищут оригинальные решения, чтобы продемонстрировать гостеприимство и заботу о здоровье своих посетителей. В США, по данным Wall Street Journal (WSJ), официанты для ограничения контакта с обедающими откупоривают бутылку вина и ставят ее на стол, вместо того чтобы наполнить бокалы гостей. Со столов пропали специи, а графины с напитками заменены герметичными пакетами. Сотрудники ресторана Emilio’s, Harrison, N. Y. носят фиолетовые перчатки, чтобы не создавать ассоциации с больницей, и раскрывают одноразовые меню на глазах у посетителей, демонстрируя, что меню не используется повторно.

«Мы – артисты, это гостеприимство», – комментирует WSJ свои решения ресторатор Серджио Брасеско.

А McDonald’s Corp. предложил своей команде в масках приветствовать клиентов поднятием вверх больших пальцев.

Люди по-прежнему хотят посещать кафе и рестораны, чтобы пообщаться с другими людьми или семьей в другой обстановке. И по-прежнему ожидают увидеть на лице официанта приветственную улыбку, даже если она будет скрыта под маской. Как говорил Юрий Никулин, «даже после небольшой улыбки в организме обязательно дохнет один маленький микроб».

DSC08046.JPG

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg