Казахстанскому бизнесу предлагают извлекать выгоды из соцпроектов

За период существования Центра поддержки гражданских инициатив реализовано более 200 социальных проектов на общую сумму 4,5 млрд тенге

Фото: ЦПГИ

Центр поддержки гражданских инициатив Казахстана ищет способы вовлечь бизнес в реализацию социальных проектов в качестве равноправного партнера, в интервью «Курсив» рассказала председатель правления ЦПГИ Батима Мукина.
  
Центр поддержки гражданских инициатив был создан в Казахстане в 2016 году с целью совершенствования механизма взаимодействия государства и неправительственного сектора в стране. Так как НПО нуждалось в государственной поддержке для решения социальных проблем, со стороны государства был предложен новый механизм в виде государственного грантового финансирования НПО. Наш Центр выступил государственным оператором для направления бюджетных грантов в наиболее проблемные для себя направления. Однако насколько работа такого механизма, по словам главы правления ЦПГИ, показала необходимость вовлечения в эти отношения предпринимателей. 

Причем основной причиной такого решения является не столько нехватка бюджетных средств для качественной реализации социальных проектов, сколько недостаток у неправительственного сектора предпринимательского опыта, позволяющего оптимизировать расходы по каждому такому проекту и, соответственно, увеличить их количество. Конечно, следует учесть очень важную характеристику НПО – не у всех у них есть постоянные команды для работы (бухгалтер, юрист, проектные менеджеры), так как их работа базируется на реализации проектов, которые не всегда осуществляются на постоянной основе.

За период существования Центра реализовано более 200 социальных проектов на общую сумму 4,5 млрд тенге. Благодаря созданным продуктам государственную поддержку получили свыше 600 тыс. человек – но эти показатели могли бы быть и выше, если бы к проектам удалось подключить малый и средний бизнес республики, отмечает г-жа Мукина. 

- Батима Куанышевна, есть ли интерес к проектам Центра со стороны бизнеса? 

- В настоящее время все средства на финансирование социальных проектов направляются из государственного бюджета или из зарубежных источников. Однако, увы, но повышенного интереса бизнеса к реализации социальных проектов в партнерстве с НПО не наблюдается. Тут, правда, стоит отметить, что данное направление развивается в Казахстане. И сейчас есть понимание того, что Центр поддержки гражданских инициатив может стать гарантом для отечественного предпринимательства при распределении проектного финансирования. Мы также можем обеспечить мониторинг реализации проектов и осуществлять объективную оценку их результатов. Это позволило бы обеспечить прозрачность распределения средств и повысить качество проектов.

WhatsApp Image 2019-10-24 at 20.53.50.png

Мы понимаем, что для потенциальных инвесторов или так называемых стэйкхолдеров очень важен результат. Иными словами, казахстанским НПО необходимо получить кредит доверия от нашего бизнеса. Они должны быть уверены, что их средства используются эффективно и по целевому назначению при максимальной отдаче. 

- То есть сейчас бизнес вообще не вовлечен в развитие социальной сферы в стране? 

- Нет, так сказать нельзя: участие бизнеса в социальной жизни отмечается во все большей степени. Социальный имидж стал неотъемлемой частью каждой успешной в своей сфере организации. Именно в таких условиях и зарождается такое понятие как корпоративная социальная ответственность – обязательство бизнеса осуществлять добровольный вклад в развитие общества. При этом следует отметить, что у крупного бизнеса есть свои специальные службы для работы в этом направлении. 

Но здесь надо понимать, что в настоящее время все больше придают значение развитию, продвижению и поддержке идеи корпоративной социальной ответственности крупные компании республики. Мы же ставим вопрос о необходимости вовлечь в этот процесс и средний, и малый бизнес по целому ряду причин. Основная из них – государство ставит задачу сделать МСБ основой экономики, естественно, что при этом предпринимательство будет играть большую роль и в общественной жизни. Поэтому вовлекать его в решение социально значимых проблем надо уже сейчас.  

- А что препятствует вовлечению бизнеса в решение проблем социальной сферы и какие механизмы привлечения бизнеса видит Центр?

- Одной из сложностей развития корпоративной социальной ответственности в Казахстане является тот факт, что ее воспринимают как благотворительную или спонсорскую помощь. То есть общество в полной мере не осознало всю суть этого инструмента, когда успешный предприниматель меняет и пространство вокруг себя. Ну, и, в отличие от зарубежной практики, механизмы поддержки бизнеса со стороны государства в виде налогового послабления за активное участие в общественной жизни пока на стадии развития. Но к данному вопросу необходимо подходить взвешенно, учитывая мнение нашего общества, бизнеса и государства с учетом государственных социальных обязательств.

В чем мы видим свою роль в процессе привлечения предпринимателей: наш Центр может стать «мостом» между бизнес-сообществом и неправительственным сектором. Мы можем предоставлять представителям бизнеса перечень социальных проектов, наиболее близких к их сферам деятельности, заниматься сопровождением донорских средств, выделенных компаниями на социальные сферы, проводить конкурсы социальных проектов, а также сопровождать проект от начала его реализации до его завершения. Кроме того, заинтересовавшись тем или иным проектом, предприниматели могут обратиться к нам в Центр для получения дополнительной информации и дальнейшего сотрудничества.

Для этих целей мы можем предложить «пул» наиболее успешных и продвинутых НПО по различным направлениям развития социальной сферы. Если в Базе НПО зарегистрированы более 20 тыс. НПО, то мы работаем только в среднем с 500 НПО, представленных во всех регионах страны. 

В настоящий период нами реализуется 130 социальных проектов 98 НПО. Часть из них может быть выделена как «добросовестные» НПО. Иными словами, они расходуют средства, базируясь на трех основных принципах: эффективность, экономичность и результативность. Более того, наряду с этим, эти НПО соблюдают действующее законодательство, а это есть часть нашей миссии. 

Предлагая такие НПО для бизнеса в реализации их социальных проектов, мы будем выступать гарантом максимальной отдачи от их осуществления для конечных благополучателей.

- В августе в Павлодаре прошел IIІ республиканский форум трехстороннего сотрудничества НПО-бизнеса-государства «ASAR», на котором как раз была предпринята попытка состыковать бизнес и НПО. Есть ли какие-то конкретные результаты такого взаимодействия в регионах?

- Да, действительно, августовский форум был нацелен на активизацию усилий бизнеса, неправительственного сектора и государственных органов в решении социальных проблем местного сообщества. Форум проводится по принципу – «Каждый год – новый регион», что позволяет раскрыть возможности сотрудничества по всей стране. На павлодарской площадке была организована Платформа социальных проектов, организатором которой выступил сам Центр. 

WhatsApp Image 2019-10-24 at 23.18.01.png

Заявки на участие в Платформе подавались по трем направлениям: ECO-Asar - проекты, направленные на решение проблем по защите окружающей среды, воспитание экологической культуры населения и образование подрастающего поколения, IT-Asar - проекты, направленные на решение социальных проблем местных сообществ посредством цифровизации, Inclusive-Asar - проекты, направленные на развитие инклюзивного общества. Всего в Центр поступило 144 заявки, из которых 100 лучших проектов были презентованы перед бизнес-сообществом. 

Презентацию данных проектов мы проводили перед предпринимателями при содействии НПП «Атамекен». И бизнесмены отметили, что данная платформа очень полезна для бизнеса, так как время от времени наши даже небольшие компании ищут проекты, в которые они могли бы вложиться. Мы эту работу продолжили в онлайн-режиме - загрузили все проекты на нашем сайте www.cisc.kz. Так что заинтересованные лица могут просмотреть проекты и связаться с нами для выхода на тех, кто эти проекты предложил. 

При этом, существенной поддержки от бизнеса в части финансирования социальных проектов пока не наблюдается. В этой связи, мы сейчас работаем над изменением подходов в данном направлении. Мы готовы выслушать бизнес-сообщество об их ожиданиях: конструктивные замечания, конкретные предложения и учесть всё это при дальнейшем совершенствовании нашей работы.

- Национальная палата предпринимателей неоднократно заявляла, что одной из главных проблем казахстанского малого бизнеса является отсутствие элементарной информации у людей в регионах о том, как начать свое дело. Есть ли среди проектов, одобренных Центром к финансированию, те, что направлены на решение этой проблемы? 

- Безусловно, доступ к такого рода информации, особенно в сельской местности, затруднен. Неизменной проблемой остается отсутствие компетентных специалистов на местах. Наш Центр в 2017 году в рамках государственного гранта ОО «Женский луч» реализовал проект «Организация деятельности службы по трудоустройству». Основной целью проекта было осуществление комплексных и взаимосвязанных мер по созданию рабочих мест и обеспечению занятости населения путем финансирования бизнес-проектов. В рамках проекта были проведены различные образовательные мероприятия по вопросам предпринимательства, что позволило повысить грамотность бенефициаров проекта и создать 54 рабочих места. 

Также в рамках проекта была организована Школа предпринимательства, где изучались практические модели бизнеса в селе Арнасай, проведена встреча с экспертами и сельскими предпринимателями. Кроме того, проведен Республиканский конкурс бизнес-проектов, где 7 лучших проектов получили поддержку в размере от 500 до 700 тыс. тенге. И в этом направлении предприниматели также могли бы стать нашими партнерами. Причем было бы особенно хорошо, если бы в качестве наставников выступали бы те бизнесмены, которые начали свое дело благодаря этой программе: лучшее доказательство ее эффективности просто сложно найти. 

- Какие основные направления работы с бизнесом Вы видите?

- Мы готовы работать в рамках Республиканского форума трехстороннего партнерства НПО-бизнес-государства «ASAR», во-вторых, необходимо рассмотреть интересы бизнеса и учитывая их, связать с потребностями НПО. Также деятельность Центра нацелена на решение социальных проблем путем привлечения потенциала НПО. Мы бы хотели, чтобы бизнес всех уровней активно принимал участие в решении насущных проблем граждан в рамках КСО.  

Уже в этом году нами инициировано создание Проектного офиса по негосударственному грантовому финансированию с целью набора профессионалов в области фандрайзинга, проектного управления, аудита, мониторинга и оценки проектов для реализации социальных проектов в стране на высшем уровне.

До конца текущего года все наши проектные менеджеры будут сертифицированы международной аккредитованной компанией по проектному менеджменту. В нашем штате есть специалисты в области социологии, аудита, бухгалтерского учета и иные. Понимая важность наличия профессионально обученного человеческого капитала, мы делаем на этом свой основной упор – это наше конкурентное преимущество.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Адамдар онлайн қызмет арқылы не нәрсеге көп тапсырыс беріп жатыр?

Онлайн жеткізу қызметі өкілдері қазіргі ахуал жайлы айтты

Фото: Офелия Жакаева

Коронавирус пандемиясы бүкіл сала атаулыға зор-зобалаңын ала келгені рас. Экономиканың ірі саласынан бастап майда-шүйде құрылымдарға дейін шаруасын шатқаяқтатып алды. Әлі еңсесін тіктей алмай жатқандары қаншама...

    Бірақ таяқтың да екі ұшы бар. Адамдардың жаппай карантинге жабылуы (стационар, үй карантині), халықтық деңгейдегі оқшаулану, азаматтардың еркін қозғалысының шектелуі жұртшылықтың қалаған дүниесіне онлайн тапсырыс беруіне мәжбүр етті. Әрине, онлайн жеткізу қызметі пандемияға дейін де белсенді жұмыс істеп тұрды. Бірақ жоғарыда айтылған ТЖ және карантин режимінің енгізілуі һәм күшеюі бұл саланың бәсін тіпті арттыра түсті деуге болатындай.  

Kursiv.kz тілшісіне сұхбат берген онлайн-дүкен иелерінің айтуынша, биыл халықтың табысы тым тұрақсызданып кетті. Оның үстіне елдің екінші мәрте локдаунға кетуі де азаматтардың төлем қабілетін әлсіретіп тастаған. Сол себепті, тапсырыс та тұрақты емес. Бірақ, бар. 

251.jpg

Ділмұрат Юлдашев

 

«ТЖ режимінен кейін тұрғындар тарапынан сұраныс 40-50 пайызға дейін азайып кетті. Наурыз – мамыр айлары кезінде халық негізінен үйде отырып, онлайн тапсырысты жиі берген болатын. Адамдар мына тауарға көп тапсырыс береді деп басып айту қиын. Біздің гипермаркеттің ассортиментінде 70 мыңнан астам тауар болғандықтан әр сатып алушының қызығатын өзіндік өнімдері бар. Күн сайын орта есеппен 20 тапсырыс қабылдаймыз. Шілде айындағы орташа чек құны 15 мың теңгеден астам. Маусымға қарағанда осы айда сатылым 10-20 пайызға артты»,- дейді «Carefood.kz» Интернет-дүкенінің жетекшісі Ділмұрат Юлдашев.

Оның айтуынша, клиенттер үйден шықпай-ақ онлайн-дүкеннің сөресімен еркін таныса алады. 

«Онлайн жеткізіп беру қызметі қарқынды дамып келе жатыр. Covid-19 пандемиясы біздің азаматтарды онлайн қызметті пайдалануға мәжбүрледі десе де болады. Кез-келген тауар түріне үйде отырып тапсырыс беру өте ыңғайлы – дүкенге барып, 3-4 пакет арқалап жүрмейді. Тек сайтқа кіріп тапсырыс беру жеткілікті, біздің қызметкерлер сізге ыңғайлы кез-келген уақытта апарып береді. Сондай-ақ біздің дүкенде тапсырысты онлайн рәсімдеуге де мүмкіндік бар. Яғни, сіз біздің дүкеннің ассортиментін көргіңіз келсе, онда қызметкерлеріміз ватсаптың бейнеқоңырауы арқылы хабарласып, сіздерге ассортиментті көрсетеді. Сіз ұнаған затыңызға тапсырыс бересіз. Алдағы уақытта онлайн қызметті тұтынушылар саны өсе түседі деп ойлаймын»,- дейді ол. 

Сонымен қатар, Ділмұрат өзі басқаратын интернет-дүкен қызметкерлерінің 42 500 теңге біржолғы әлеуметтік төлемді алмайтынын да айтты. 

«Қызметкерлерімізге жалақы төлеу тұрғысынан ешқандай қиындық жоқ. Қазіргі кезде жұмысшыларымызды ақысыз демалысқа жіберудің еш қисыны жоқ. Себебі, жұмыс қызып тұр. Ал тұрақты жұмыс тоқтамағандықтан біз олардың атынан 42 500 теңгеге өтініш бермейміз»,- деді Ділмұрат Юлдашев. 

    Ал «Домосед» интернет-дүкенінің иесі Игорь Пуликов қазір көпшіліктің қайтадан дүкендерге бара бастағанын, сол себепті онлайн-тапсырыс біршама азайғанын айтады.

Игорь 1.jpg

Игорь Пуликов

«ТЖ режимі аяқтала салысымен мамыр айының орта шенінен бастап тапсырыс көбейіп еді. Қазір қайтадан азайып кетті. Дегенмен салыстырмалы түрде белсенділік сақталып отыр. Енді қазір дүкендер ашылды. Адамдар қалаған жеріне бара алады. Бұрыннан келе жатқан клиенттеріміз және карантин кезінде тапсырыс беріп, қызметімізге көңілі толған клиенттеріміз бізбен бірге жұмыс істеуін жалғастыруда».- дейді ол. 

Игорь азаматтардың жаз мезгілінде не нәрсеге көбірек тапсырыс беретінін де айтты. 

«Орташа айлық табысты есептеу қиын. Бәрі түскен тапсырыс санына байланысты. Біз қазір күніне орта есеппен 20-30 тапсырыс аламыз. Бұл өте тамаша демесек те, тәп-тәуір көрсеткіш. Адамдар негізінен азық-түлікке жиі тапсырыс береді. Соның ішінде жеміс-жидек, азық-түлікке түсетін тапсырыс өте көп. Қазір жаз кезі ғой. Сондықтан жеміс пен көкөністің алға шығуының себебі түсінікті. Күзге таман етке деген сұраныс артады. Халықтың дәл қазіргі сәттегі төлем қабілеті төмендеп кетті. Адамдарда артық ақша жоқ екені бірден байқалады. Мұны тапсырыстың елеулі түрде азайғанынан да байқаймыз. Қазір көбі келесі айдың басында түсетін жалақыны, зейнетақыны күтіп отыр. Сондықтан ай соңында тапсырыс тіпті құлдырайды»,- дейді Игорь Пуликов. 

Интернет-дүкен иесінің айтуынша, қазір компанияда маман жетіспеушілігі проблемасы жоқ. 

«Бізде қазір курьер тапшылығы жоқ. Қала ішінде жаяу да, көлікпен де қозғалуға шектеу жоқ. Ең бастысы карантин талаптарын сақтасаң болғаны. Біздің қызметкерлер тапсырысты еркін жеткізіп беріп жатыр. Бұдан қиын кезде де, наурыз-сәуір айларында да жұмыс істегенбіз. Сондықтан қазіргі жағдайда тұтынушылардың тапсырысын орындау еш қиынға соқпайды. Тапсырыс өте көп болса 10 адамға дейін, ал әдеттегі күндері 5-7 адам жұмыс істейді. Олардың бәрі қажетті техникамен қамтылған. Жалақы төлеу тұрғысынан да қиындық туындап жатқан жоқ. Олардың бәрі ресми жұмыс істейді, тиісті зейнетақы жарналары жүріп жатыр. Сондықтан қызметкерлерім үшін 42 500 теңгеге өтінім бермеймін»,- дейді ол. 

Тек тамақ өнімдерін жеткізумен айналысатын Wolt сервисі өз тұтынушыларынан ақшаны онлайн түрде ғана алады. Онлайн-дүкен саудаласудың қолма-қол түріне шектеу қойған. 

Алибек.jpg

Әлібек Есов

 «Тапсырысты сайт арқылы немесе мобилді қосымша арқылы рәсімдеуге мүмкіндік қарастырылған. Бізде қолма-қол төлем қабылданбайды, клиенттер тек қана Apple Pay/ Google Pay немесе банк картасы арқылы ғана төлем жасайды. Коронавирустің таралуы барлық сервистің өз қызметтері мен мүмкіндіктерін қайта қарастыруына мәжбүрледі. Біз де жағдайға бейімделіп жатырмыз. Клиенттер, серіктес мейрамханалар, курьерлер және қызметкерлеріміз үшін қатер туындамас үшін барынша сақтық шараларын қолға алдық. Сәуір айында тегін жеткізіп беру қызметін іске қостық. ТЖ режимі кезінде қызметкерлеріміз үйден жұмыс істеді. Курьер жинау және жаңа мейрамханаларды серіктес ету ісі де онлайн (бейне-конференция) атқарылды»,- дейді сервис басшысы Әлібек Есов. 
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg