Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1139 просмотров

Казахстанскому бизнесу предлагают извлекать выгоды из соцпроектов

За период существования Центра поддержки гражданских инициатив реализовано более 200 социальных проектов на общую сумму 4,5 млрд тенге

Фото: ЦПГИ

Центр поддержки гражданских инициатив Казахстана ищет способы вовлечь бизнес в реализацию социальных проектов в качестве равноправного партнера, в интервью «Курсив» рассказала председатель правления ЦПГИ Батима Мукина.
  
Центр поддержки гражданских инициатив был создан в Казахстане в 2016 году с целью совершенствования механизма взаимодействия государства и неправительственного сектора в стране. Так как НПО нуждалось в государственной поддержке для решения социальных проблем, со стороны государства был предложен новый механизм в виде государственного грантового финансирования НПО. Наш Центр выступил государственным оператором для направления бюджетных грантов в наиболее проблемные для себя направления. Однако насколько работа такого механизма, по словам главы правления ЦПГИ, показала необходимость вовлечения в эти отношения предпринимателей. 

Причем основной причиной такого решения является не столько нехватка бюджетных средств для качественной реализации социальных проектов, сколько недостаток у неправительственного сектора предпринимательского опыта, позволяющего оптимизировать расходы по каждому такому проекту и, соответственно, увеличить их количество. Конечно, следует учесть очень важную характеристику НПО – не у всех у них есть постоянные команды для работы (бухгалтер, юрист, проектные менеджеры), так как их работа базируется на реализации проектов, которые не всегда осуществляются на постоянной основе.

За период существования Центра реализовано более 200 социальных проектов на общую сумму 4,5 млрд тенге. Благодаря созданным продуктам государственную поддержку получили свыше 600 тыс. человек – но эти показатели могли бы быть и выше, если бы к проектам удалось подключить малый и средний бизнес республики, отмечает г-жа Мукина. 

- Батима Куанышевна, есть ли интерес к проектам Центра со стороны бизнеса? 

- В настоящее время все средства на финансирование социальных проектов направляются из государственного бюджета или из зарубежных источников. Однако, увы, но повышенного интереса бизнеса к реализации социальных проектов в партнерстве с НПО не наблюдается. Тут, правда, стоит отметить, что данное направление развивается в Казахстане. И сейчас есть понимание того, что Центр поддержки гражданских инициатив может стать гарантом для отечественного предпринимательства при распределении проектного финансирования. Мы также можем обеспечить мониторинг реализации проектов и осуществлять объективную оценку их результатов. Это позволило бы обеспечить прозрачность распределения средств и повысить качество проектов.

WhatsApp Image 2019-10-24 at 20.53.50.png

Мы понимаем, что для потенциальных инвесторов или так называемых стэйкхолдеров очень важен результат. Иными словами, казахстанским НПО необходимо получить кредит доверия от нашего бизнеса. Они должны быть уверены, что их средства используются эффективно и по целевому назначению при максимальной отдаче. 

- То есть сейчас бизнес вообще не вовлечен в развитие социальной сферы в стране? 

- Нет, так сказать нельзя: участие бизнеса в социальной жизни отмечается во все большей степени. Социальный имидж стал неотъемлемой частью каждой успешной в своей сфере организации. Именно в таких условиях и зарождается такое понятие как корпоративная социальная ответственность – обязательство бизнеса осуществлять добровольный вклад в развитие общества. При этом следует отметить, что у крупного бизнеса есть свои специальные службы для работы в этом направлении. 

Но здесь надо понимать, что в настоящее время все больше придают значение развитию, продвижению и поддержке идеи корпоративной социальной ответственности крупные компании республики. Мы же ставим вопрос о необходимости вовлечь в этот процесс и средний, и малый бизнес по целому ряду причин. Основная из них – государство ставит задачу сделать МСБ основой экономики, естественно, что при этом предпринимательство будет играть большую роль и в общественной жизни. Поэтому вовлекать его в решение социально значимых проблем надо уже сейчас.  

- А что препятствует вовлечению бизнеса в решение проблем социальной сферы и какие механизмы привлечения бизнеса видит Центр?

- Одной из сложностей развития корпоративной социальной ответственности в Казахстане является тот факт, что ее воспринимают как благотворительную или спонсорскую помощь. То есть общество в полной мере не осознало всю суть этого инструмента, когда успешный предприниматель меняет и пространство вокруг себя. Ну, и, в отличие от зарубежной практики, механизмы поддержки бизнеса со стороны государства в виде налогового послабления за активное участие в общественной жизни пока на стадии развития. Но к данному вопросу необходимо подходить взвешенно, учитывая мнение нашего общества, бизнеса и государства с учетом государственных социальных обязательств.

В чем мы видим свою роль в процессе привлечения предпринимателей: наш Центр может стать «мостом» между бизнес-сообществом и неправительственным сектором. Мы можем предоставлять представителям бизнеса перечень социальных проектов, наиболее близких к их сферам деятельности, заниматься сопровождением донорских средств, выделенных компаниями на социальные сферы, проводить конкурсы социальных проектов, а также сопровождать проект от начала его реализации до его завершения. Кроме того, заинтересовавшись тем или иным проектом, предприниматели могут обратиться к нам в Центр для получения дополнительной информации и дальнейшего сотрудничества.

Для этих целей мы можем предложить «пул» наиболее успешных и продвинутых НПО по различным направлениям развития социальной сферы. Если в Базе НПО зарегистрированы более 20 тыс. НПО, то мы работаем только в среднем с 500 НПО, представленных во всех регионах страны. 

В настоящий период нами реализуется 130 социальных проектов 98 НПО. Часть из них может быть выделена как «добросовестные» НПО. Иными словами, они расходуют средства, базируясь на трех основных принципах: эффективность, экономичность и результативность. Более того, наряду с этим, эти НПО соблюдают действующее законодательство, а это есть часть нашей миссии. 

Предлагая такие НПО для бизнеса в реализации их социальных проектов, мы будем выступать гарантом максимальной отдачи от их осуществления для конечных благополучателей.

- В августе в Павлодаре прошел IIІ республиканский форум трехстороннего сотрудничества НПО-бизнеса-государства «ASAR», на котором как раз была предпринята попытка состыковать бизнес и НПО. Есть ли какие-то конкретные результаты такого взаимодействия в регионах?

- Да, действительно, августовский форум был нацелен на активизацию усилий бизнеса, неправительственного сектора и государственных органов в решении социальных проблем местного сообщества. Форум проводится по принципу – «Каждый год – новый регион», что позволяет раскрыть возможности сотрудничества по всей стране. На павлодарской площадке была организована Платформа социальных проектов, организатором которой выступил сам Центр. 

WhatsApp Image 2019-10-24 at 23.18.01.png

Заявки на участие в Платформе подавались по трем направлениям: ECO-Asar - проекты, направленные на решение проблем по защите окружающей среды, воспитание экологической культуры населения и образование подрастающего поколения, IT-Asar - проекты, направленные на решение социальных проблем местных сообществ посредством цифровизации, Inclusive-Asar - проекты, направленные на развитие инклюзивного общества. Всего в Центр поступило 144 заявки, из которых 100 лучших проектов были презентованы перед бизнес-сообществом. 

Презентацию данных проектов мы проводили перед предпринимателями при содействии НПП «Атамекен». И бизнесмены отметили, что данная платформа очень полезна для бизнеса, так как время от времени наши даже небольшие компании ищут проекты, в которые они могли бы вложиться. Мы эту работу продолжили в онлайн-режиме - загрузили все проекты на нашем сайте www.cisc.kz. Так что заинтересованные лица могут просмотреть проекты и связаться с нами для выхода на тех, кто эти проекты предложил. 

При этом, существенной поддержки от бизнеса в части финансирования социальных проектов пока не наблюдается. В этой связи, мы сейчас работаем над изменением подходов в данном направлении. Мы готовы выслушать бизнес-сообщество об их ожиданиях: конструктивные замечания, конкретные предложения и учесть всё это при дальнейшем совершенствовании нашей работы.

- Национальная палата предпринимателей неоднократно заявляла, что одной из главных проблем казахстанского малого бизнеса является отсутствие элементарной информации у людей в регионах о том, как начать свое дело. Есть ли среди проектов, одобренных Центром к финансированию, те, что направлены на решение этой проблемы? 

- Безусловно, доступ к такого рода информации, особенно в сельской местности, затруднен. Неизменной проблемой остается отсутствие компетентных специалистов на местах. Наш Центр в 2017 году в рамках государственного гранта ОО «Женский луч» реализовал проект «Организация деятельности службы по трудоустройству». Основной целью проекта было осуществление комплексных и взаимосвязанных мер по созданию рабочих мест и обеспечению занятости населения путем финансирования бизнес-проектов. В рамках проекта были проведены различные образовательные мероприятия по вопросам предпринимательства, что позволило повысить грамотность бенефициаров проекта и создать 54 рабочих места. 

Также в рамках проекта была организована Школа предпринимательства, где изучались практические модели бизнеса в селе Арнасай, проведена встреча с экспертами и сельскими предпринимателями. Кроме того, проведен Республиканский конкурс бизнес-проектов, где 7 лучших проектов получили поддержку в размере от 500 до 700 тыс. тенге. И в этом направлении предприниматели также могли бы стать нашими партнерами. Причем было бы особенно хорошо, если бы в качестве наставников выступали бы те бизнесмены, которые начали свое дело благодаря этой программе: лучшее доказательство ее эффективности просто сложно найти. 

- Какие основные направления работы с бизнесом Вы видите?

- Мы готовы работать в рамках Республиканского форума трехстороннего партнерства НПО-бизнес-государства «ASAR», во-вторых, необходимо рассмотреть интересы бизнеса и учитывая их, связать с потребностями НПО. Также деятельность Центра нацелена на решение социальных проблем путем привлечения потенциала НПО. Мы бы хотели, чтобы бизнес всех уровней активно принимал участие в решении насущных проблем граждан в рамках КСО.  

Уже в этом году нами инициировано создание Проектного офиса по негосударственному грантовому финансированию с целью набора профессионалов в области фандрайзинга, проектного управления, аудита, мониторинга и оценки проектов для реализации социальных проектов в стране на высшем уровне.

До конца текущего года все наши проектные менеджеры будут сертифицированы международной аккредитованной компанией по проектному менеджменту. В нашем штате есть специалисты в области социологии, аудита, бухгалтерского учета и иные. Понимая важность наличия профессионально обученного человеческого капитала, мы делаем на этом свой основной упор – это наше конкурентное преимущество.


874 просмотра

С чем столкнулись казахстанские торговые сети на кассах самообслуживания

Курсив изучил плюсы и минусы новой технологии для страны

Фото: Офелия Жакаева

Две торговые сети, «Дастархан» и Small, внедрили экспериментальные кассы самообслуживания. Еще одна сеть, Magnum, заявила о планах запуска этой технологии уже в текущем месяце.

Кассы самообслуживания, или self-checkout, – технология кассового контроля, которая позволяет покупателю сформировать чек и оплатить товар самостоятельно, без посредника-кассира. Алгоритм действий простой: покупатель подносит каждую покупку к сканеру штрих-кода, после чего оплачивает итоговый счет через терминал с помощью банковской карты. «Курсив» изучил плюсы и минусы новой технологии для Казахстана, учитывая особенности отечественного ритейла. 

Кассы самообслуживания приживаются не везде

Первые комплексы self-checkout появились в США в 1992 году, но их широкое распространение началось в начале 2000-х. В 2016 году во всем мире работали 225 тыс. касс самообслуживания. Консалтинговая компания RBR в отчете Global EPOS and Self-Checkout 2019 отмечает, что в текущем году на глобальном рынке ритейла дополнительно к имеющимся установят 81 тыс. терминалов self-checkout (SCO). Ожидается, что к 2021 году их общее число достигнет 325 тыс. Это капля в море по сравнению с традиционными электронными кассами (EPOS), которых только в текущем году во всем мире заказано 2,2 млн. 

В разных странах свой, уникальный опыт использования касс самообслуживания. Например, Франция продолжает активно внедрять self-checkout, ежегодный прирост составляет 30%, в то же время торговля Великобритании сокращает их применение на 20%. 

RBR отмечает, что к внедрению технологии SCO ритейл подталкивает растущая конкуренция со стороны онлайн-торговли и стремление угодить технологически продвинутой части покупателей. Плюсы внедрения кажутся очевидными: экономия площади и штатных единиц, ведь на месте одной традиционной кассы можно установить четыре модуля самообслуживания. С другой стороны, появляется необходимость углубления технологий контроля за хищениями – это одна из главных проблем магазинов, внедряющих SCO. 

Какие системы выбрали казахстанские торговые сети

Сеть Magnum Cash & Carry (62 магазина) устанавливает SCO европейского производства. Как сообщили в компании, на первом этапе по четыре узла самообслуживания будут установлены в двух крупнейших торговых центрах сети в Алматы. 

Технология должна снизить общую нагрузку на кассы, уменьшить очередь, ускорить обслуживание. По результатам тестирования будет принято решение о частичном внедрении решений self-checkout во всей торговой сети.
 
SCO в Magnum будут принимать только безналичные платежи. Чек на алкоголь поможет оформить консультант магазина, табачная продукция через кассы самообслуживания продаваться не будет.

Сеть супермаркетов Small (89 магазинов) выбрала американские кассы самообслуживания NCR. Четыре новинки установлены в сентябре в одном из крупных магазинов сети в Алматы. Эти кассы также не предусматривают возможность оплаты наличными и покупку сигарет, чек на алкоголь заверяет работник магазина.

По информации от представителей головного офиса компании, 40% покупателей сети предпочитают при оплате покупок использовать банковские терминалы. Клиенты, опробовавшие технологическую новинку, считают, что теряют на кассе в три раза меньше времени в сравнении с классической схемой.

Сеть «Дастархан» для кассы самообслуживания использовала собственное решение. Первый экспериментальный пост self-checkout в крупном алматинском магазине сети был запущен в середине минувшего лета и сейчас обслуживает в среднем 500 покупателей в сутки. Павел Кляхин, руководитель IТ-департамента ТОО «Дастархан-консалтинг», поделился с «Курсивом» технологическими подробностями. 

s-chem-stolknulis-kazahstanskie-torgovye-seti-na-kassah-samoobsluzhivaniya2.jpg

Между «выгодно» и «удобно»

Павел Кляхин отмечает, что главной мотивацией для казахстанских торговых сетей, внедряющих кассы самообслуживания, служит обеспечение комфорта клиентов. С точки зрения финансовой выгоды подобный инструмент очень сомнителен: экономия на высвобождающемся персонале касс незначительна. Вдобавок принцип самостоятельного обслуживания ставит перед магазинами задачи углубления технологического контроля за процессом покупок.

В первую очередь речь идет о банальном воровстве. По данным Кляхина, во всем мире из-за воровства ежегодно списывается около 2% оборота ритейла. Как эта особенность учитывается в готовых системах self-checkout? 

Кассы самообслуживания, помимо считывателя штрих-кода товара, включают в себя весы. Это дополнительный инструмент контроля, позволяющий системе судить о том, насколько чек соответствует товару. Иначе говоря, магазин должен позаботиться о том, чтобы в электронной системе появилась новая разновидность учета товара – весовая. Именно так работают кассы сетей Small и Magnum.

Почему «Дастархан» не планирует расширение касс self-checkout

Чем отличается касса самообслуживания сети «Дастархан»? По сути, это классическая касса, повернутая служебной стороной к клиенту. Обычно на кассе обслуживающий персонал вводит сумму итогового чека в банковский терминал, через который снимается сумма со счета клиента. По словам руководителя IТ-департамента «Дастархан-консалтинг», на этом этапе кассиры часто ошибаются, например, неправильно вводят в терминал суммы итогового счета. Поэтому восемь лет назад «Дастархан» исключил это звено, интегрировав банковское оборудование в кассу магазина. И теперь, чтобы перевести кассы на формат работы self-checkout, оказалось достаточным повернуть кассу служебной стороной к покупателю.

Задача контроля за возможными инцидентами также решена технологически. Для этого используются возможности аналитического видеонаблюдения. Искусственный интеллект самостоятельно оценивает поведение клиента у кассы, и если оно соответствует 300 сценариям, требующим вмешательства персонала, система сообщает об этом.

Сам Кляхин считает, что в отношениях с новыми технологиями важно не торопиться перескакивать через очередную ветку развития. По его оценкам, большинство покупателей, сталкиваясь с кассой самообслуживания, теряются, им требуется помощь персонала. Поэтому в сети «Дастархан» расширять количество касс self-checkout не планируют.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций