Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


646 просмотров

Казахстанские бизнесмены жалуются на недобросовестную конкуренцию в России

Некоторые отечественные предприниматели усматривают в этих действиях попытку выдавить их продукцию с рынка соседней страны

Фото: Shutterstock

За полгода Россельхознадзор ограничил ввоз товаров 16 казахстанских компаний. Добиться снятия санкций удалось только двум из них.

Под прессом Россельхознадзора

Североказахстанский бизнесмен Геннадий Зенченко, занимающийся производством молочной продукции, в августе 2019 года выступил с резким заявлением. На заседании регионального совета по экспорту он заявил, что никаких запретов для зарубежных экспортеров в РК практически нет, тогда как казахстанским предпринимателям крайне сложно выйти на российский рынок.

«Мы торгуем в Омске через «Казмолторг», год уже работаем, увеличения объема нет. Работали с Курганом: поставляли до 13 тонн молочной продукции. Сегодня объемы упали до трех тонн. На полках российских магазинов вы нашей продукции не увидите, потому что их новый губернатор открыто сказал: зачем нам ваш товар на полках? Хотя людям нравится наша продукция – и в Кургане, и в Омске», – отметил генеральный директор коммандитного товарищества «Зенченко и К». 

А уже в сентябре предприниматель заявил, что покидает рынок соседней страны. Этому предшествовал скандал: в продукции «Зенченко и К» якобы нашли кишечную палочку. На предприятии с этим обвинением не согласились. Там считают, что причиной нападок на бренд стала его популярность среди местных покупателей. Североказахстанские молочники называют эту ситуацию проявлением недобросовестной конкуренции. Отмечают, что, когда «Зенченко и К» несколько лет назад пришел в Курган, объем производства работающих там молокоперерабатывающих компаний сократился едва ли не вполовину. 

За минувшие полгода не только Геннадий Зенченко столк­нулся с такими проблемами. Россельхознадзор выставил ограничения на реализацию товаров 16 казахстанских предприятий. Добиться снятия санкций удалось только двум, отмечается в распространенном НПП «Атамекен» сообщении. Под пресс попали предприниматели и из другой страны Евразийского экономического союза – Беларуси. На ввоз продукции 37 молочных компаний также введены ограничения. 

Пока скандал с продукцией Геннадия Зенченко в РФ набирал обороты, россияне ввели у себя режим усиленного лабораторного контроля в отношении других казахстанских брендов. Как в начале прошлого месяца сообщало РИА «Новости», контролю будет подвержена продукция ТОО «Вest Milk», ТОО «SMAK-PV» и ТОО «Сервисно-заготовительный центр «Арал». Причина – выявленные несоответствия качеству в сливочном масле, мясных полуфабрикатах и рыбе. На конец сентября текущего года только по Оренбургской области не допущено к ввозу свыше 145 тонн продукции из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана.

Между качеством и количеством

Между тем продукцию из РФ легко найти на прилавках казахстанских супермаркетов. И в цене местным товарам она составляет серьезную конкуренцию. Для сравнения: сервелат российского производства в магазинах СКО стоит в среднем от 900 до 1,2 тыс. тенге, тогда как аналогичный местный продукт – от 1,2 тыс. тенге. 

Возможно, ценовое преимущество и позволяет россиянам уверенно держать позиции на казахстанском рынке. Но насколько можно доверять качеству импорта? Казахстанские эксперты санитарной службы ссылаются на собственные исследования: за восемь месяцев 2019 года на территории СКО был проведен закуп в 177 магазинах. Были исследованы 3,1 тыс. образцов пищевой продукции и товаров промышленной группы. Главный критерий оценки – соответствие требованиям технических регламентов ЕАЭС. 18,4% исследованных образцов имели отклонения. Большая часть из них доставлена из Российской Федерации – 51% и из КНР – 14%. Нарушения выявлены как в составе продуктов, так и по другим статьям. 

В говяжьей тушенке и даже в продукции халал при исследованиях находят ДНК свинины. В каждой третьей пробе молочных продуктов обнаруживают ненатуральные жировые компоненты. Об этом рассказала во время заседания по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии и. о. руководителя департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг по СКО Татьяна Горлова. 

«Были выявлены факты фальсификации продукции. В молочных продуктах обнаружено несоответствие жирно-кислотного состава – в шести пробах из 18 исследованных. Фактически под видом сливочного масла реализуют спреды, которые в комплексе содержат пальмовое масло», – отметила г-жа Горлова. 

По ее словам, такие нарушения выявлены в трех образцах российской продукции. А также в масле «Крестьянское» с 72% жирности торговой марки President, производитель – Франция.

Впрочем, не только зарубежные компании оказались в списке нарушителей. В него попало и североказахстанское предприятие. С перечнем нестандартной продукции и выпускающих ее фирм, которые неоднократно замечались в производстве фальсификата, можно ознакомиться на официальном сайте Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг.

Особое внимание

Между тем президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая 17 сентября на заседании по развитию сельского хозяйства в СКО, поручил правительству уделить особое внимание надзору над качеством завозной продукции. 

«Необходимо наладить жесткий контроль. Ну как так: мы сами не можем пробиться на зарубежные рынки близлежащих государств, но при этом принимаем огромное количество контрафакта. Я считаю, что это преступное бездействие», – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев. 

По данным статистиков, в январе – июле текущего года взаимная торговля Северо-Казахстанской области со странами Евразийского экономического союза составила $198,1 млн, что на 8,1% меньше, чем за аналогичный период 2018 года. Доля импорта – $167,9, а экспорта – $30,2 млн. Наибольший удельный вес в общем объеме внешнеторгового оборота СКО со странами ЕАЭС занимает Российская Федерация – 96,1%. На Республику Беларусь приходится 2,9%, на Кыргызскую Республику – 1,1%.

Безымянный_72.png


1 просмотр

Почему местным товаропроизводителям ВКО сложно пробиться на внутреннем рынке

Они не могут занять даже его половины

Коллаж: Вадим Квятковский

Объем товаров и услуг недропользователей, промгигантов, госорганов ВКО только за полгода превысил 488 млрд тенге. Но, к сожалению, местные товаропроизводители заглядываться на весь «пирог» не могут. Доля поставщиков из Восточного Казахстана не достигает даже половины.

Крупный покупатель

Согласно информации руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО Ержана Шурманова, за первое полугодие системообразующими предприятиями области потрачено на закуп 267 млрд тенге. Из них только 37% поставщиков – компании из ВКО. Примечательно, что самый большой вклад в эти 37% вносят именно предоставление услуг и производство некоторых видов работ. Непосредственно по категории «товары» доля местного содержания небольшая. Лишь четвертая часть всех закупаемых предметов, инструментов, оборудования родом из ВКО. В закупках недропользователей из ВКО ситуация почти аналогичная. Из 132 млрд тенге только 58 млрд тенге приходится на региональных поставщиков.

По части государственных закупок процент местного содержания еще ниже. Лишь 13% товаров и услуг, закупаемых госорганами ВКО, произведено в восточном регионе. Если общий чек за полгода достиг 89 млрд тенге, то отечественные товаропроизводители из этой суммы могли претендовать только на 11 млрд тенге.

«На совещании в правительстве наша область подверглась критике. Если брать вкупе, то у нас доля местного содержания около 2%. Это не говорит о том, что мы не закупаем. Это говорит о том, что неправильно все эти данные вносятся на портале госзакупок. Сейчас изменились формы, внесены большие изменения в сам закон о госзакупках, и теперь при объявлении должны обязательно указывать наличие индустриального сертификата либо сертификата CT-KZ. Без них госорганы не имеют права заключать договоры», – отмечает заместитель акима ВКО Ерлан Аймукашев.

В чем причина?

Самый крупный недропользователь региона – ТОО «Казцинк»,  – по данным пресс-службы компании, в год тратит более 300 млрд тенге на закуп. Те товары, которые товаропроизводители готовы предоставить в нужном объеме, закупают у отечественных компаний. Например, 94% объема поставленной спецодежды и средств индивидуальной защиты относится именно к казахстанскому содержанию. Но крупный покупатель ставит и жесткие условия по качеству. Местные товары не должны быть хуже, чем импортные.

У поставщиков госорганов свои проблемы. Не все оформили обязательные сертификаты для участия в тендерах. По данным Ержана Шурманова, CT-KZ в Восточном Казахстане получили 742 компании, индустриальные сертификаты – всего семь компаний. Лучше всех дела идут у предприятий легкой промышленности – их доля превышает 53% в закупках в рамках экономики простых вещей. Отчасти этого удалось добиться лишь в этом году, когда региональный бюджет выделил 500 млн тенге на пошив школьной формы именно местным фирмам. 16 компаний взялись за подряд.

Что касается других отраслей, таких как мебельная, пищевая промышленность, то у них дела хуже. Руководитель управления предпринимательства приводит лишь несколько фирм, занимающихся поставками мебели для школ.

Серьезным испытанием для товаропроизводителей также являются новые требования Закона «О госзакупках» по наличию подтвержденного опыта для победы в тендере. Один из ярких примеров – ситуация крупного завода по производству высокотехнологического электрооборудования ТОО «Кэмонт». Имея 70-летнюю историю, компания не может документально доказать наличие хотя бы 10-летнего опыта для получения преимущества. 

«По качеству продукции нам нет равных, но напрямую участвовать в тендерах мы не можем. Нужно доказывать наш 70-летний опыт работы, предоставив акты выполненных работ и ввода объектов в эксплуатацию 1950-х годов. Конечно, мы не хранили такой объем документов за все годы. Да и нередко компания выступала субподрядчиком. Получается, теперь мы должны бегать по архивам, собирать справки, искать своих покупателей, просить у них какие-то акты. У нас всего несколько компаний в стране, которые могут подтвердить большой опыт документально. А что остальным-то делать?» – задается вопросом генеральный директор ТОО «Кэмонт» Елена Беленцева.

Чтобы поддержать местных товаропроизводителей в борьбе за рынки, палата предпринимателей ВКО привлекает компании к проекту развития поставщиков в Казахстане, финансируемому Всемирным банком. Согласно информации пресс-секретаря ПП ВКО Христины Дорошенко, эксперты региональной палаты предпринимателей проведут бесплатную оценку состояния бизнеса по методологии международного аудита у тех предприятий, которые войдут в проект.

Из ВКО на первом этапе участвуют пять компаний. Если они попадут в сотню участников проекта на уровне республики, в дальнейшем им будет оказана как методологическая помощь, так и финансовая. Поставщики смогут получить минимум 70% от суммы расходов на приобретение международного сертификата. Это значительно повысит их шансы на поиски покупателей не только на территории Казахстана, но и за рубежом.

Безымянный_73.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций