2485 просмотров

Казахстанские бизнесмены жалуются на недобросовестную конкуренцию в России

Некоторые отечественные предприниматели усматривают в этих действиях попытку выдавить их продукцию с рынка соседней страны

Фото: Shutterstock

За полгода Россельхознадзор ограничил ввоз товаров 16 казахстанских компаний. Добиться снятия санкций удалось только двум из них.

Под прессом Россельхознадзора

Североказахстанский бизнесмен Геннадий Зенченко, занимающийся производством молочной продукции, в августе 2019 года выступил с резким заявлением. На заседании регионального совета по экспорту он заявил, что никаких запретов для зарубежных экспортеров в РК практически нет, тогда как казахстанским предпринимателям крайне сложно выйти на российский рынок.

«Мы торгуем в Омске через «Казмолторг», год уже работаем, увеличения объема нет. Работали с Курганом: поставляли до 13 тонн молочной продукции. Сегодня объемы упали до трех тонн. На полках российских магазинов вы нашей продукции не увидите, потому что их новый губернатор открыто сказал: зачем нам ваш товар на полках? Хотя людям нравится наша продукция – и в Кургане, и в Омске», – отметил генеральный директор коммандитного товарищества «Зенченко и К». 

А уже в сентябре предприниматель заявил, что покидает рынок соседней страны. Этому предшествовал скандал: в продукции «Зенченко и К» якобы нашли кишечную палочку. На предприятии с этим обвинением не согласились. Там считают, что причиной нападок на бренд стала его популярность среди местных покупателей. Североказахстанские молочники называют эту ситуацию проявлением недобросовестной конкуренции. Отмечают, что, когда «Зенченко и К» несколько лет назад пришел в Курган, объем производства работающих там молокоперерабатывающих компаний сократился едва ли не вполовину. 

За минувшие полгода не только Геннадий Зенченко столк­нулся с такими проблемами. Россельхознадзор выставил ограничения на реализацию товаров 16 казахстанских предприятий. Добиться снятия санкций удалось только двум, отмечается в распространенном НПП «Атамекен» сообщении. Под пресс попали предприниматели и из другой страны Евразийского экономического союза – Беларуси. На ввоз продукции 37 молочных компаний также введены ограничения. 

Пока скандал с продукцией Геннадия Зенченко в РФ набирал обороты, россияне ввели у себя режим усиленного лабораторного контроля в отношении других казахстанских брендов. Как в начале прошлого месяца сообщало РИА «Новости», контролю будет подвержена продукция ТОО «Вest Milk», ТОО «SMAK-PV» и ТОО «Сервисно-заготовительный центр «Арал». Причина – выявленные несоответствия качеству в сливочном масле, мясных полуфабрикатах и рыбе. На конец сентября текущего года только по Оренбургской области не допущено к ввозу свыше 145 тонн продукции из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана.

Между качеством и количеством

Между тем продукцию из РФ легко найти на прилавках казахстанских супермаркетов. И в цене местным товарам она составляет серьезную конкуренцию. Для сравнения: сервелат российского производства в магазинах СКО стоит в среднем от 900 до 1,2 тыс. тенге, тогда как аналогичный местный продукт – от 1,2 тыс. тенге. 

Возможно, ценовое преимущество и позволяет россиянам уверенно держать позиции на казахстанском рынке. Но насколько можно доверять качеству импорта? Казахстанские эксперты санитарной службы ссылаются на собственные исследования: за восемь месяцев 2019 года на территории СКО был проведен закуп в 177 магазинах. Были исследованы 3,1 тыс. образцов пищевой продукции и товаров промышленной группы. Главный критерий оценки – соответствие требованиям технических регламентов ЕАЭС. 18,4% исследованных образцов имели отклонения. Большая часть из них доставлена из Российской Федерации – 51% и из КНР – 14%. Нарушения выявлены как в составе продуктов, так и по другим статьям. 

В говяжьей тушенке и даже в продукции халал при исследованиях находят ДНК свинины. В каждой третьей пробе молочных продуктов обнаруживают ненатуральные жировые компоненты. Об этом рассказала во время заседания по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии и. о. руководителя департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг по СКО Татьяна Горлова. 

«Были выявлены факты фальсификации продукции. В молочных продуктах обнаружено несоответствие жирно-кислотного состава – в шести пробах из 18 исследованных. Фактически под видом сливочного масла реализуют спреды, которые в комплексе содержат пальмовое масло», – отметила г-жа Горлова. 

По ее словам, такие нарушения выявлены в трех образцах российской продукции. А также в масле «Крестьянское» с 72% жирности торговой марки President, производитель – Франция.

Впрочем, не только зарубежные компании оказались в списке нарушителей. В него попало и североказахстанское предприятие. С перечнем нестандартной продукции и выпускающих ее фирм, которые неоднократно замечались в производстве фальсификата, можно ознакомиться на официальном сайте Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг.

Особое внимание

Между тем президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая 17 сентября на заседании по развитию сельского хозяйства в СКО, поручил правительству уделить особое внимание надзору над качеством завозной продукции. 

«Необходимо наладить жесткий контроль. Ну как так: мы сами не можем пробиться на зарубежные рынки близлежащих государств, но при этом принимаем огромное количество контрафакта. Я считаю, что это преступное бездействие», – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев. 

По данным статистиков, в январе – июле текущего года взаимная торговля Северо-Казахстанской области со странами Евразийского экономического союза составила $198,1 млн, что на 8,1% меньше, чем за аналогичный период 2018 года. Доля импорта – $167,9, а экспорта – $30,2 млн. Наибольший удельный вес в общем объеме внешнеторгового оборота СКО со странами ЕАЭС занимает Российская Федерация – 96,1%. На Республику Беларусь приходится 2,9%, на Кыргызскую Республику – 1,1%.

Безымянный_72.png

banner_wsj.gif

204 просмотра

Летние площадки спасают сегмент Food & Beverage от разорения

Они стали хорошим подспорьем для рестораторов в период карантинных ограничений

Фото: Офелия Жакаева

В Алматы работают 3,3 тыс. ресторанов и кафе, в Нур-Султане – 1,9 тыс., судя по данным restoran.kz. Все эти заведения даже после частичного снятия эпидограничений не могут работать в полную силу. Под запретом караоке, кальянные, банкетные залы, ночные клубы и фудкорты. Во время усиления карантинных мер в прошедшие выходные межведомственная комиссия по недопущению распространения коронавирусной инфекции закрыла даже небольшие кафе и рестораны, разрешив работу лишь заведениям на открытом воздухе.

Спасительные летники 

Летние площадки пользовались популярностью и до карантина – они позволяют увеличить вместимость заведения почти вдвое, не требуют серьезных капиталовложений и сложных согласований. А в теплое время притягивают множество желающих посидеть на свежем воздухе.

DSC08017.JPG

 «В Нур-Султане, с учетом длинной зимы, если в ресторане есть «летка», то он в приоритете. В Алматы «летка» – это вообще неотъемлемая часть ресторана, некая классика», – говорит председатель гильдии шеф-поваров города Нур-Султана Рустам Имамниязов.

Но из-за сезонности акцент на летних площадках делали немногие заведения с очень удачным расположением, позволяющим заработать за теплое время года приличную прибыль. Даже в солнечном Алматы летние площадки, по данным restoran.kz, были лишь у каждого седьмого заведения. А в Нур-Султане и того меньше – короткое лето и сильные ветры мешают работе летников. 

Но сейчас, с учетом карантинных ограничений, именно летние площадки выручают рестораторов. Чтобы выжить и выполнить обязательства перед работниками и поставщиками, нужно привлечь посетителей, поэтому  операторы Food&Beverage (F&B) стали использовать каждый метр на свежем воздухе.

«В текущих условиях рестораторы пытаются максимально расширять площадь посадки на летнике, добавляя столы и стулья из основного зала», – продолжает Имамниязов.

DSC08200.JPG

Но лето спасло не всех – многие кафе и рестораны закрылись.

«Процентов пятьдесят не смогли выполнить стандарт и открыть летники. У многих не было площадок в принципе, а выставлять столы, которые мешают проезду, нельзя», – делится член Клуба рестораторов РК Зульфия Юсупова. 

«У нас ситуация в ресторанном бизнесе очень неоднозначная. Общепит работает, как в лотерее. Кейтеринг, фастфуд на фудкортах и банкеты не работают уже очень долго. Финансирования никакого нет. Все резервы закончились. В этом месяце окончательно уволили всех сотрудников с фудкортов «Меги» и кейтеринга. Работает только маленькая «Алина», и то на 30%», – отмечает ресторатор Юрий Пааль.

И это несмотря на то, что владельцы ТРЦ берут на себя расходы по содержанию фудкортов и не взимают с них аренду.

DSC08085.JPG

Как открыть летнюю площадку

Для получения разрешения на открытие летнего кафе, по данным Клуба рестораторов РК, достаточно написать заявление в управление городского планирования и урбанистки (УГПиУ) и приложить к нему эскизный проект летника. УГПиУ со своей стороны сообщает, что такое разрешение можно было оформить онлайн даже во время карантина. УГПиУ проверяет эскиз по основным критериям: расположению и используемым при обустройстве кафе материалам. Сезонное кафе должно непосредственно примыкать к стационарному заведению общественного питания или отстоять от него на расстоянии не более пяти метров.

При этом расположение летника не должно мешать движению пешеходов, велосипедистов и автотранспорта. Кафе нельзя размещать на крышах жилых домов или пристроек к ним. Также не допускается, чтобы внутри летних кафе оказались кроны и стволы деревьев. При обустройстве летней площадки нельзя использовать тяжелые строительные материалы – кирпичи, бетонные блоки и плиты, стальные профлисты. Запрещена облицовка летников черепицей, металлом, рубероидом, асбестоцементом, а также полимерной пленкой и баннерами. Пространство внутри нельзя перегораживать блоками с остеклением или сайдинг-панелями. Временная крыша должна быть в виде зонтов над каждым столиком или террасных маркиз открытого типа.

DSC08069.JPG

Санитарный надзор

На летних площадках, как и везде, ужесточены санитарные нормы:

«Если раньше просто подмели и помыли (летник. – «Курсив»), то теперь ежедневно проводится дезинфекция», – объясняет Юсупова.

Минимальное расстояние между столами – два метра, за одним столиком может сидеть не более четырех человек, за исключением членов одной семьи. На входе в летнее кафе для посетителей размещены антисептики и влажные коврики, кроме того, у клиентов измеряют температуру. У самих сотрудников общепита также проверяют температуру в начале и в конце смены. Во время работы они обязаны пользоваться одноразовыми масками и перчатками. Соблюдение санитарных норм проверяют сотрудники районных отделов департамента качества и безопасности товаров и услуг. Среди нарушений, которые сейчас выявляют чаще всего, – несоблюдение режима работы (общепит должен работать до 23.00), несоблюдение расстояния между столиками, отсутствие журнала прихода/ухода, термометрии сотрудников или ответственного за соблюдение сантребований, отсутствие или неправильное использование персоналом масок, перчаток, санитайзеров и тары для их утилизации, неправильное хранение продуктов питания и т. д. Заведения-нарушители штрафуют и приостанавливают их деятельность до тех пор, пока все правила не будут выполнены. 

2222_1.png

Улыбка под маской

Сегмент F&B во время пандемии оказался в сложной ситуации во всем мире. Сервис бронирования OpenTable, в котором представлено более 60 тыс. ресторанов по всему миру, подсчитал: четверть заведений, закрывшихся из-за пандемии, больше не откроется. Возобновившие работу рестораны и кафе ищут оригинальные решения, чтобы продемонстрировать гостеприимство и заботу о здоровье своих посетителей. В США, по данным Wall Street Journal (WSJ), официанты для ограничения контакта с обедающими откупоривают бутылку вина и ставят ее на стол, вместо того чтобы наполнить бокалы гостей. Со столов пропали специи, а графины с напитками заменены герметичными пакетами. Сотрудники ресторана Emilio’s, Harrison, N. Y. носят фиолетовые перчатки, чтобы не создавать ассоциации с больницей, и раскрывают одноразовые меню на глазах у посетителей, демонстрируя, что меню не используется повторно.

«Мы – артисты, это гостеприимство», – комментирует WSJ свои решения ресторатор Серджио Брасеско.

А McDonald’s Corp. предложил своей команде в масках приветствовать клиентов поднятием вверх больших пальцев.

Люди по-прежнему хотят посещать кафе и рестораны, чтобы пообщаться с другими людьми или семьей в другой обстановке. И по-прежнему ожидают увидеть на лице официанта приветственную улыбку, даже если она будет скрыта под маской. Как говорил Юрий Никулин, «даже после небольшой улыбки в организме обязательно дохнет один маленький микроб».

DSC08046.JPG

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg