Перейти к основному содержанию

2314 просмотров

Казахстанские бизнесмены жалуются на недобросовестную конкуренцию в России

Некоторые отечественные предприниматели усматривают в этих действиях попытку выдавить их продукцию с рынка соседней страны

Фото: Shutterstock

За полгода Россельхознадзор ограничил ввоз товаров 16 казахстанских компаний. Добиться снятия санкций удалось только двум из них.

Под прессом Россельхознадзора

Североказахстанский бизнесмен Геннадий Зенченко, занимающийся производством молочной продукции, в августе 2019 года выступил с резким заявлением. На заседании регионального совета по экспорту он заявил, что никаких запретов для зарубежных экспортеров в РК практически нет, тогда как казахстанским предпринимателям крайне сложно выйти на российский рынок.

«Мы торгуем в Омске через «Казмолторг», год уже работаем, увеличения объема нет. Работали с Курганом: поставляли до 13 тонн молочной продукции. Сегодня объемы упали до трех тонн. На полках российских магазинов вы нашей продукции не увидите, потому что их новый губернатор открыто сказал: зачем нам ваш товар на полках? Хотя людям нравится наша продукция – и в Кургане, и в Омске», – отметил генеральный директор коммандитного товарищества «Зенченко и К». 

А уже в сентябре предприниматель заявил, что покидает рынок соседней страны. Этому предшествовал скандал: в продукции «Зенченко и К» якобы нашли кишечную палочку. На предприятии с этим обвинением не согласились. Там считают, что причиной нападок на бренд стала его популярность среди местных покупателей. Североказахстанские молочники называют эту ситуацию проявлением недобросовестной конкуренции. Отмечают, что, когда «Зенченко и К» несколько лет назад пришел в Курган, объем производства работающих там молокоперерабатывающих компаний сократился едва ли не вполовину. 

За минувшие полгода не только Геннадий Зенченко столк­нулся с такими проблемами. Россельхознадзор выставил ограничения на реализацию товаров 16 казахстанских предприятий. Добиться снятия санкций удалось только двум, отмечается в распространенном НПП «Атамекен» сообщении. Под пресс попали предприниматели и из другой страны Евразийского экономического союза – Беларуси. На ввоз продукции 37 молочных компаний также введены ограничения. 

Пока скандал с продукцией Геннадия Зенченко в РФ набирал обороты, россияне ввели у себя режим усиленного лабораторного контроля в отношении других казахстанских брендов. Как в начале прошлого месяца сообщало РИА «Новости», контролю будет подвержена продукция ТОО «Вest Milk», ТОО «SMAK-PV» и ТОО «Сервисно-заготовительный центр «Арал». Причина – выявленные несоответствия качеству в сливочном масле, мясных полуфабрикатах и рыбе. На конец сентября текущего года только по Оренбургской области не допущено к ввозу свыше 145 тонн продукции из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана.

Между качеством и количеством

Между тем продукцию из РФ легко найти на прилавках казахстанских супермаркетов. И в цене местным товарам она составляет серьезную конкуренцию. Для сравнения: сервелат российского производства в магазинах СКО стоит в среднем от 900 до 1,2 тыс. тенге, тогда как аналогичный местный продукт – от 1,2 тыс. тенге. 

Возможно, ценовое преимущество и позволяет россиянам уверенно держать позиции на казахстанском рынке. Но насколько можно доверять качеству импорта? Казахстанские эксперты санитарной службы ссылаются на собственные исследования: за восемь месяцев 2019 года на территории СКО был проведен закуп в 177 магазинах. Были исследованы 3,1 тыс. образцов пищевой продукции и товаров промышленной группы. Главный критерий оценки – соответствие требованиям технических регламентов ЕАЭС. 18,4% исследованных образцов имели отклонения. Большая часть из них доставлена из Российской Федерации – 51% и из КНР – 14%. Нарушения выявлены как в составе продуктов, так и по другим статьям. 

В говяжьей тушенке и даже в продукции халал при исследованиях находят ДНК свинины. В каждой третьей пробе молочных продуктов обнаруживают ненатуральные жировые компоненты. Об этом рассказала во время заседания по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии и. о. руководителя департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг по СКО Татьяна Горлова. 

«Были выявлены факты фальсификации продукции. В молочных продуктах обнаружено несоответствие жирно-кислотного состава – в шести пробах из 18 исследованных. Фактически под видом сливочного масла реализуют спреды, которые в комплексе содержат пальмовое масло», – отметила г-жа Горлова. 

По ее словам, такие нарушения выявлены в трех образцах российской продукции. А также в масле «Крестьянское» с 72% жирности торговой марки President, производитель – Франция.

Впрочем, не только зарубежные компании оказались в списке нарушителей. В него попало и североказахстанское предприятие. С перечнем нестандартной продукции и выпускающих ее фирм, которые неоднократно замечались в производстве фальсификата, можно ознакомиться на официальном сайте Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг.

Особое внимание

Между тем президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая 17 сентября на заседании по развитию сельского хозяйства в СКО, поручил правительству уделить особое внимание надзору над качеством завозной продукции. 

«Необходимо наладить жесткий контроль. Ну как так: мы сами не можем пробиться на зарубежные рынки близлежащих государств, но при этом принимаем огромное количество контрафакта. Я считаю, что это преступное бездействие», – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев. 

По данным статистиков, в январе – июле текущего года взаимная торговля Северо-Казахстанской области со странами Евразийского экономического союза составила $198,1 млн, что на 8,1% меньше, чем за аналогичный период 2018 года. Доля импорта – $167,9, а экспорта – $30,2 млн. Наибольший удельный вес в общем объеме внешнеторгового оборота СКО со странами ЕАЭС занимает Российская Федерация – 96,1%. На Республику Беларусь приходится 2,9%, на Кыргызскую Республику – 1,1%.

Безымянный_72.png

1612 просмотров

Какие навыки нужны современному руководителю цифровой организации

Мнение управляющего директора ДБ «Альфа-Банк» Максата Нуриденулы

Фото: Shutterstock

Цифровая трансформация – это не только новые технологии: Big Data, голосовые помощники, интернет вещей, искусственный интеллект и прочее. Цифровая трансформация – это новые роли в компании, новые требования к сотрудникам, новая корпоративная культура и новые бизнес-процессы.

Чтобы быть успешным в этом новом бизнесе, нужно обладать новыми компетенциями  и навыками.

Решения на основе данных

Через три-пять лет любой руководитель должен будет уметь на основе данных принимать управленческие решения и выстраивать бизнес-процессы. Генеральный директор DIS Group KZ Канат Абиров говорит:

«Все решения будут приниматься не на основе внутреннего ощущения и опыта руководителя, а на основе анализа данных. Все большее значение будут иметь технологии Big Data, машинное обучение, искусственный интеллект. Они будут помогать искать инсайты (полезные для бизнеса закономерности), предсказывать события (предиктивная аналитика), быстро проверять различные гипотезы. Те менеджеры, которые смогут подстроиться под такую схему управления, будут наиболее успешными».

Речь не идет о том, что всем придется учиться программировать или управлять всеми корпоративными IТ-решениями для работы с данными. В будущем по-прежнему сохранится должность директора по данным (CDO), который будет определять методологию работы с данными и управлять корпоративными данными в целом. Сохранятся и должности инженеров по данным, аналитиков и data scientists, которые продолжат помогать остальным сотрудникам эффективно работать с информацией.

Все менеджеры в своей работе продолжат ежедневно сталкиваться с задачами, для выполнения которых им будут нужны данные. Важно уметь определять, какие именно данные понадобятся в работе. Как, где и с помощью каких инструментов их лучше собрать, насколько регулярно это необходимо делать, и кто именно будет выполнять эту работу. Собранные и правильно структурированные данные помогут маркетологу предложить новые сервисы и сделать персонализированное предложение, предугадав потребности клиента, а директору по развитию подскажут новую бизнес-модель.

Эти выводы подтверждает отчет 2019 года исследовательского агентства IDC, согласно которому ориентированность на использование данных станет одним из важнейших навыков корпоративной «культуры будущего». К 2024 году этими навыками овладеют руководители в 50% компаний из списка 2 тыс. самых крупных в мире.

Презентация и объяснение

Для руководителя важно не только принять правильное решение, но и уметь его презентовать и совету директоров, и подчиненным, и другим заинтересованным лицам. Сейчас для этого используются отчеты, которые распечатываются или загружаются в Power Point в текстовом виде или в виде графиков, таблиц, схем.

В будущем для презентации данных будут широко использоваться дашборды – визуальное представление наиболее важной информации в рамках одного экрана. Хорошо продуманный дашборд позволит сэкономить время на презентацию данных, сделать ее более точной и актуальной, обновлять ее в реальном времени. Во многих компаниях переход к такому представлению информации уже начался.

Создавать дашборды нужно учиться – чтобы отсортировывать ключевую информацию, которая будет представлена, логику ее расположения, правильно выбирать источники данных.

Профессиональная любознательность

Аналитики издания Harvard Business Review выделили факторы, которые позволяют компаниями успешнее нанимать специалистов для осуществления цифровой трансформации в своих организациях. Для этого они опросили более тысячи руководителей по всему миру.

Прежде всего, успешные с точки зрения цифровой трансформации компании в большей степени обращают внимание на потенциал сотрудников, чем на их достижения. Связано это с тем, что технологии сейчас развиваются очень быстро, экспертиза быстро устаревает. На первое место выходят быстрая обучаемость, способность приспосабливаться и профессиональная любознательность.

Естественно, такой подход требует постоянного обучения сотрудников новым инструментам и методикам. Так, сейчас в СНГ большинство крупных компаний уже открыло собственые центры обучения. Свои школы данных в России есть у «Ростелекома», «Сибура», ПАО «Вымпелком» и других, в Казахстане – у «Альфа-Банк Казахстан». В таких школах учатся не только технические специалисты, но и сотрудники других бизнес-подразделений: маркетинга, HR и прочих.

Также важный фактор для цифровой трансформации, согласно Harvard Business Review, – хорошо развитые коммуникативные навыки сотрудников. Самым востребованным из них оказалась способность работать в команде. Кроме того, те, кто преуспели в цифровой трансформации, больше обращают внимание на вклад, который сотрудник может сделать для команды, и стимулируют работников к росту.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif