1227 просмотров

Казахстан продолжает импортировать авиатопливо

В профильном министерстве выступают против регулирования оптовых цен

Фото: Shutterstock

4% от общей потребности республики в авиакеросине в текущем году будет покрыто за счет импорта, сообщил министр энергетики Канат Бозумбаев, передает корреспондент Kursiv.kz.

«Благодаря завершенной модернизации казахстанских НПЗ объем производства авиационного топлива увеличился до 694 тыс. тонн, или в 1,8 раза по сравнению с производством 2018 года. Доля импорта в потреблении снизится с 60% в 2018 году до 4% в 2019 году. Остатки увеличились на 30%», – сказал он на заседании правительства 7 октября.

По его словам, объем производства авиатоплива позволяет полностью покрыть потребность внутреннего рынка за счет продукции отечественных НПЗ.

«При необходимости объем производства возможно увеличить до 850 тыс. тонн в год. В связи с этим министерство отмечает стабильную ситуацию на рынке авиатоплива и отсутствие дефицита. Относительно цены на авиатопливо, по данным Аrgus Меdia, оптовые цены на авиакеросин составляют от 578 до 621 долларa за тонну. При этом цена на импортное авиатопливо составляет от 672 до 700 долларов за тонну», – сказал Бозумбаев.

Министр отметил, что с декабря 2018 года снижение оптовых цен на авиатопливо на НПЗ РК составило $65 за тонну.

По его словам, цены на авиатопливо регулируются рынком на основании спроса и предложения.

«При этом цены на авиатопливо на внутреннем рынке Казахстана соразмерны ценам на керосин российского производства и отражают рыночные реалии. При этом цены на импортное российское авиатопливо являются сдерживающим фактором для роста оптовых цен на авиакеросин казахстанского производства. Учитывая высокую зависимость и колебания рынка нефтепродуктов от внешних факторов, полагаем, что введение регулирования оптовых цен на авиатопливо нецелесообразно», – сказал Бозумбаев.

banner_wsj.gif

3572 просмотра

В Казахстане торговые центры ожидают к осени оттока арендаторов

Прогнозируется, что последствия кризиса для ретейлеров еще впереди

Фото: Офелия Жакаева

Двухмесячный карантин практически не проредил ряды арендаторов торговых площадей в казахстанских торговых центрах. Но девелоперы настроены не слишком оптимистично и прогнозируют, что главные последствия кризиса для ретейлеров еще впереди.

С 25 мая арендаторы ТРЦ открыли двери своих офлайн-магазинов и начали торговлю, пытаясь наверстать месяцы простоя. Девелоперы сообщают, что потерь среди арендаторов торговых центров практически нет.

«Несмотря на сложнейший период на рынке ретейла, на данный момент мы существенного оттока арендаторов не видим ни в своих центрах, ни в других проектах на рынке», – комментирует ситуацию директор по управлению торговыми активами компании, управляющей несколькими ТРЦ в Алматы и Нур-Султане, Шахида Садырова.

Слабым звеном оказались единичные мелкие арендаторы, которые не успели закупить летние коллекции перед объявлением режима ЧП. Так, молл «Апорт» из 272 арендаторов покинули 9 небольших индивидуальных предпринимателей. ТРЦ «Спутник» не досчитался двух-трех арендаторов. В то же время в молле «Апорт» за первый месяц работы после локдауна открыли свои магазины десять новых брендов, кроме того, открылся бар «Пинта», который занял сразу 900 кв. м. Готовится к открытию McDonald’s с McCafe, Marwin&Меломан и еще несколько брендов, сообщает один из основателей и совладелец моллов «Апорт» Дмитрий Ревин.

В «Достык Плаза», по данным директора департамента аренды Марины Шишкиной, открылись новые бутики по продаже ювелирных изделий, парфюмерии, товаров для детей. Девелоперы отмечают, что период локдауна повысил спрос на домашний текстиль, товары для творчества, книги, настольные и семейные игры. Однако владельцы и управляющие торговыми центрами не спешат радоваться, полагая, что последствия текущего кризиса отрасль почувствует к осени. К этому времени рынок могут покинуть в первую очередь непрофессиональные и несетевые игроки, у которых нет достаточной ликвидности для поддержания товарооборота.

«В ситуации неопределённости игроки на рынке зачастую не готовы принимать сложные для себя и судьбоносные решения. Мы прогнозируем существенный отток арендаторов, которые завершат свою историю на рынке после летнего сезона. Те арендаторы, которым не удалось договориться на особые льготные условия аренды, не смогут вовремя и в полном объёме заказать осенние коллекции и полноценно торговать на рынке», – объясняет Садырова.

«Осенью возможны изменения, когда мы почувствуем результаты карантина и остановки экономики», – соглашается с коллегой управляющий ТРЦ «Спутник» Ержан Уразбаев.

При ограничении доступа к офлайн-магазинам сложно будет удержаться на плаву и тем игрокам, кто не смог наладить онлайн-торговлю.

«Игроки, вовремя инвестировавшие в эффективные инструменты онлайн-продаж, сегодня окажутся в приоритете и будут иметь больше шансов на безболезненный выход из посткарантинного периода», – считает Садырова.

Чтобы минимизировать потери и сохранить вакантность на приемлемом уровне, девелоперы разрабатывают для арендаторов льготные схемы арендных платежей с разными сценариями.

Среди самых распространенных: скидки и отложенные платежи, равномерно распределенные на посткарантинный период, либо единовременные платежи в конце 2020-го – начале 2021 года.

 

*Материал подготовлен при поддержке Colliers International Kazakhstan
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg