Перейти к основному содержанию
9193 просмотра

Казахстан попросил у инвесторов миллиард

У правительства есть к КПО финансовые претензии

Фото: Shutterstock

Агентство Bloomberg сообщило со ссылкой на неназванные источники, что правительство Казахстана предъявило акционерам международного консорциума «Карачаганак Петролиум Оперейтинг» (КПО) финансовые претензии на $1 млрд.

«Карачаганак Петролиум Оперейтинг» – международный консорциум (его акционеры Eni – 29,25%, RoyalDutchShellPlc – 29,25%, Chevron – 18, «Лукойл» – 13,5% и «КазМунайГаз»  – 10%) – работает на месторождении Карачаганак с 1997 года на основе окончательного соглашения о разделе продукции. Механизм соглашений о разделе продукции (СРП) в последние годы активно критикуется общественностью в тех странах, где он применяется. Чаще всего нефтегазовые контракты по модели СРП заключались транснациональными концернами с правительствами так называемых стран третьего мира, обладающих нефтегазовыми ресурсами, но не имеющих финансов, чтобы их разрабатывать самостоятельно. 

Разделительная система

Суть механизма СРП состоит в том, что инвестор полностью вкладывает необходимые средства в проект, а потом постепенно возвращает их за счет продажи добытой нефти. До полного возмещения понесенных затрат инвестор может забирать себе до 80% сырья, потом, когда настанет время получения чистой прибыли, пропорции меняются, и инвестору остается, как правило, 30-20%, остальное забирает себе правительство.

Летом 2011 года Сауат Мынбаев, бывший в то время министром нефти и газа РК, так пояснял взаимоотношения государства с консорциумом КПО:

«Скажем, 100% выручки, из них 60% – это так называемый costoil, который идет на покрытие затрат, 40% рассматривается как прибыльное сырье и после налогообложения делится как прибыльная нефть в разной пропорции, в зависимости от стадии проекта. От 20% до 80% может идти в пользу республики, соответственно от 80% до 20% – в пользу консорциума. Это зависит от так называемых встроенных триггеров, это некие пороговые значения отдельных индикаторов. Сейчас казахстанская сторона получает 20% от прибыли нефти, но после налогообложения. Довольно значительную долю занимают налоги».

Механизм СРП сам по себе довольно неплох, но дьявол кроется в деталях. При отсутствии эффективного контроля со стороны государства у инвестора велик соблазн «раздуть» свои затраты, ведь чем больше он потратит, тем больше потом заберет нефти. История СРП и в Казахстане, и в России знает немало примеров закупок оборудования и услуг по завышенным ценам, включения в возмещаемые затраты дорогостоящих командировок топ-менеджеров на частных самолетах, недешевых корпоративных подарков и корпоративных банкетов и даже контрацептивов, которые одна из компаний закупала для своих прикомандированных из-за рубежа сотрудников. Кстати, и в России, и в Казахстане в начале 2000-х введен законодательный запрет на заключение контрактов по схеме СРП, и все ныне действующие были подписаны как раз в 90-х годах двадцатого века.

Двадцать лет спустя

Требование миллиарда долларов правительством Казахстана базируется на претензии, что возмещаемые затраты консорциумом КПО считались некорректно. Миллиард – это те деньги, которые, по мнению компетентного органа, акционеры консорциума не доплатили Казахстану с проданной карачаганакской нефти и газоконденсата.

Четыре года назад правительство уже предъявляло КПО ровно такие же претензии по такому же поводу, правда, сумма их была больше, почти $2 млрд.

«Это вопрос методологии: что должно считаться «компенсационной нефтью», что должно считаться «прибыльной нефтью». У нас разные прочтения этого вопроса», – заявил тогда министр энергетики Канат Бозумбаев.

Он сообщил, что правительство хотело бы найти новый метод вычисления «индекса объективности», который бы предоставил Казахстану большую долю от будущих доходов, а также возместил доходы, потерянные в прошлом. В случае, если компромисс не будет найден, Бозумбаев пообещал обратиться в международный арбитраж и взыскать эти деньги по суду.

Переговоры длились около трех лет. В итоге консорциум предпочел решить дело миром. 1 октября 2018 года правительство и акционеры Карачаганакского проекта подписали «Соглашение о принципах», закрепившее основные условия урегулирования спора по так называемому индексу объективности

В его рамках зафиксированы следующие договоренности: 

1. Консорциум выплатит Казахстану денежную компенсацию в размере $1,111 млрд тремя траншами: $400 млн в 2019 году, $500 млн – в 2020 году и $211 млн – в 2021 году. Все поступления пойдут в Нацфонд.

2. Будут внесены изменения в механизм раздела продукции, что обеспечит республике дополнительные доходы от проекта в размере около $415 млн до 2037 года при цене $80 за баррель. 

3. Консорциум предоставит Казахстану долгосрочный заем сроком на 10 лет для строительства инфраструктурного проекта в размере $1 млрд либо выплатит эквивалентную ценность займа (в случае отказа республики от займа) в сумме около $200 млн. 

Таким образом, как подчеркивалось в сообщении Минэнергетики, совокупная денежная ценность данного урегулирования составляет для республики свыше $1,7 млрд, из которых в ближайшие годы государство получит около $1,3 млрд.

В дополнение к финансовым обязательствам были достигнуты договоренности о принятии консорциумом на себя обязательств по реализации важных для будущего развития Карачаганака инвестиционных проектов. Предварительно объем инвестиций оценивался в сумме до $5 млрд. После их реализации дополнительный прирост доходов для республики до 2037 года может составить около $23,5 млрд. Практически одновременно в те же дни было объявлено, что партнеры по проекту подписали соглашение о санкционировании проекта снятия производственных ограничений по газу Карачаганакского перерабатывающего комплекса (проект СПОГ).

+ $1 млрд

Меньше чем через год правительство РК, если судить по информации от источников агентства Bloomberg,снова поставило вопрос о миллиарде долларов недополученный прибыли. На вопрос от «Курсива» об ошибке бухгалтеров, четыре года назад неправильно подсчитавших казахстанскую долю при выставлении претензий, в Минэнерго на момент сдачи номера газеты Kursiv не ответили.

Напомним, что в 2014 году было официально объявлено, что инвесторы консорциума полностью «отбили» свои затраты и теперь зарабатывают на Карачаганаке. Соглашение о разделе продукции определяет условия совместного развития Карачаганака до 2038 года. 

banner_wsj.gif

73 просмотра

Пайдаланылмай жатқан 2 млн гектар жер мемлекет меншігіне қайтарылды

Былтыр жалпы көлемі 5,6 млн гектар жер қараусыз жатқаны анықталған

Фото: kursiv.kz

Биыл үш айдың ішінде ауыл шаруашылығы  мақсатында пайдаланылатын 2 млн гектар жері мемлекет меншігіне қайтарылған. Бұл туралы ҚР Ауыл шаруашылығы министрі Сапархан Омаров Орталық комуникациялар қызметіндегі онлайн есеп беру кездесуінде мәлемдеді.

Министрдің айтуынша, былтыр 5,6 млн гектар жер пайдаланылмай жатқаны анықталған. Оның 800 мың гектары егістік болса, 4,6 млн гектары – жайылымдық жер. Бұл қағаз есептер негізіндегі дәстүрлі мониторинг пен ақпаратты салыстырып-тексеру барысында нақтыланған.

«Аталған жерлер бойынша ден қою шаралары қабылданғаннан кейін бүгінгі күні 1,9 млн гектарды бұрынғы жер пайдаланушылар игере бастады. 1,1 млн гектар жерден пайдаланушылар өз еркімен бас тартып, мемлекет меншігіне қайтарылды.  Ал 2,6 млн гектарды мемлекет меншігіне қайтару үшін әкімдіктер процессуалдық сот жұмыстарын жүргізуде», - деді министр.

2019 жылдың 28 қазанындада Жер кодексіне «Жерді қашықтықтан зондтау арқылы ауыл шаруашылығы жерлеріне цифрлық мониторинг жүргізуге қатысты өзгерістер» енгізілген. Бұл ауыл шаруашылығы мақсатындағы жерлердің пайдаланылуына бақылауды күшейту мақсатында қола алынған шара болатын. Ауыл шаруашылығы жерлерін пайдалануды ғарыштық мониторингтеу қағидалары қабылданды. 

«Ақмола, Қостанай, Шығыс Қазақстан және Маңғыстау облыстарында веб-портал арқылы ауыл шаруашылығы мақсатындағы жерлерге мониторинг жүргізу жөніндегі пилоттық жоба іске қосылды. Оның нәтижесінде жалпы алаңы 7,3 млн гектарды құрайтын 9061 жайылымдық алқап анықталды. 2020 жылдың 3 айының қорытындысбойынша мемлекеттік меншікке 2 млн гектардан астам жер қайтарылды», - деді Сапархан Омаров.

Нақты айтқанда, Ақмола облысында 1,6 млн га алқапты құрайтын  3182 жер учаскесі, Шығыс Қазақстан облысында 1,3 млн га  2374 жер учаскесі, Қостанай облысында 1,9 млн гектар болатын 3330 жер учаскесі, Маңғыстау облысында 2,5 млн гектар 175 жер учаскесі анықталған.

Сонымен қатар Сапархан Омаров Мемлекет басшысының пайдаланылмайтын ауыл шаруашылығы жерлерін айналымға тарту жөніндегі тапсырмасын жүзеге асыру аясында министрлік Жер және Кәсіпкерлік кодекстеріне түзетулер енгізгенін айтып өтті. Бірінші  –тексеру кезеңдерін және пайдаланылмайтын ауыл шаруашылығы жерлерінің қайтару мерзімін 2 жылдан бір жылға дейін қысқарту, бақылау субъектілеріне бармай профилактикалық бақылауды енгізу. Сондай-ақ, мемлекет мұқтажы үшін жер учаскесін мәжбүрлеп иеліктен шығару рәсіміне қатысты жүретін сотты ерекше тәртіпте қарау  және  ұялы байланыс арналары бойынша мәтіндік хабарламалар арқылы тексеру субъектісін хабардар ету рәсімін автоматтандыру ұсынылып отыр. 

Айта кету керек қазіргі уақытта жер учаскелері қағаз жүзінде үш тәсіл:
1) тікелей беру;
2) сауда-саттықта (аукционда) ұсыну);
3) ауыл шаруашылығы жерлерін конкурс арқылы беру арқылы  рәсімделеді. 
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png