Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


4142 просмотра

Казахстан попросил у инвесторов миллиард

У правительства есть к КПО финансовые претензии

Фото: Shutterstock

Агентство Bloomberg сообщило со ссылкой на неназванные источники, что правительство Казахстана предъявило акционерам международного консорциума «Карачаганак Петролиум Оперейтинг» (КПО) финансовые претензии на $1 млрд.

«Карачаганак Петролиум Оперейтинг» – международный консорциум (его акционеры Eni – 29,25%, RoyalDutchShellPlc – 29,25%, Chevron – 18, «Лукойл» – 13,5% и «КазМунайГаз»  – 10%) – работает на месторождении Карачаганак с 1997 года на основе окончательного соглашения о разделе продукции. Механизм соглашений о разделе продукции (СРП) в последние годы активно критикуется общественностью в тех странах, где он применяется. Чаще всего нефтегазовые контракты по модели СРП заключались транснациональными концернами с правительствами так называемых стран третьего мира, обладающих нефтегазовыми ресурсами, но не имеющих финансов, чтобы их разрабатывать самостоятельно. 

Разделительная система

Суть механизма СРП состоит в том, что инвестор полностью вкладывает необходимые средства в проект, а потом постепенно возвращает их за счет продажи добытой нефти. До полного возмещения понесенных затрат инвестор может забирать себе до 80% сырья, потом, когда настанет время получения чистой прибыли, пропорции меняются, и инвестору остается, как правило, 30-20%, остальное забирает себе правительство.

Летом 2011 года Сауат Мынбаев, бывший в то время министром нефти и газа РК, так пояснял взаимоотношения государства с консорциумом КПО:

«Скажем, 100% выручки, из них 60% – это так называемый costoil, который идет на покрытие затрат, 40% рассматривается как прибыльное сырье и после налогообложения делится как прибыльная нефть в разной пропорции, в зависимости от стадии проекта. От 20% до 80% может идти в пользу республики, соответственно от 80% до 20% – в пользу консорциума. Это зависит от так называемых встроенных триггеров, это некие пороговые значения отдельных индикаторов. Сейчас казахстанская сторона получает 20% от прибыли нефти, но после налогообложения. Довольно значительную долю занимают налоги».

Механизм СРП сам по себе довольно неплох, но дьявол кроется в деталях. При отсутствии эффективного контроля со стороны государства у инвестора велик соблазн «раздуть» свои затраты, ведь чем больше он потратит, тем больше потом заберет нефти. История СРП и в Казахстане, и в России знает немало примеров закупок оборудования и услуг по завышенным ценам, включения в возмещаемые затраты дорогостоящих командировок топ-менеджеров на частных самолетах, недешевых корпоративных подарков и корпоративных банкетов и даже контрацептивов, которые одна из компаний закупала для своих прикомандированных из-за рубежа сотрудников. Кстати, и в России, и в Казахстане в начале 2000-х введен законодательный запрет на заключение контрактов по схеме СРП, и все ныне действующие были подписаны как раз в 90-х годах двадцатого века.

Двадцать лет спустя

Требование миллиарда долларов правительством Казахстана базируется на претензии, что возмещаемые затраты консорциумом КПО считались некорректно. Миллиард – это те деньги, которые, по мнению компетентного органа, акционеры консорциума не доплатили Казахстану с проданной карачаганакской нефти и газоконденсата.

Четыре года назад правительство уже предъявляло КПО ровно такие же претензии по такому же поводу, правда, сумма их была больше, почти $2 млрд.

«Это вопрос методологии: что должно считаться «компенсационной нефтью», что должно считаться «прибыльной нефтью». У нас разные прочтения этого вопроса», – заявил тогда министр энергетики Канат Бозумбаев.

Он сообщил, что правительство хотело бы найти новый метод вычисления «индекса объективности», который бы предоставил Казахстану большую долю от будущих доходов, а также возместил доходы, потерянные в прошлом. В случае, если компромисс не будет найден, Бозумбаев пообещал обратиться в международный арбитраж и взыскать эти деньги по суду.

Переговоры длились около трех лет. В итоге консорциум предпочел решить дело миром. 1 октября 2018 года правительство и акционеры Карачаганакского проекта подписали «Соглашение о принципах», закрепившее основные условия урегулирования спора по так называемому индексу объективности

В его рамках зафиксированы следующие договоренности: 

1. Консорциум выплатит Казахстану денежную компенсацию в размере $1,111 млрд тремя траншами: $400 млн в 2019 году, $500 млн – в 2020 году и $211 млн – в 2021 году. Все поступления пойдут в Нацфонд.

2. Будут внесены изменения в механизм раздела продукции, что обеспечит республике дополнительные доходы от проекта в размере около $415 млн до 2037 года при цене $80 за баррель. 

3. Консорциум предоставит Казахстану долгосрочный заем сроком на 10 лет для строительства инфраструктурного проекта в размере $1 млрд либо выплатит эквивалентную ценность займа (в случае отказа республики от займа) в сумме около $200 млн. 

Таким образом, как подчеркивалось в сообщении Минэнергетики, совокупная денежная ценность данного урегулирования составляет для республики свыше $1,7 млрд, из которых в ближайшие годы государство получит около $1,3 млрд.

В дополнение к финансовым обязательствам были достигнуты договоренности о принятии консорциумом на себя обязательств по реализации важных для будущего развития Карачаганака инвестиционных проектов. Предварительно объем инвестиций оценивался в сумме до $5 млрд. После их реализации дополнительный прирост доходов для республики до 2037 года может составить около $23,5 млрд. Практически одновременно в те же дни было объявлено, что партнеры по проекту подписали соглашение о санкционировании проекта снятия производственных ограничений по газу Карачаганакского перерабатывающего комплекса (проект СПОГ).

+ $1 млрд

Меньше чем через год правительство РК, если судить по информации от источников агентства Bloomberg,снова поставило вопрос о миллиарде долларов недополученный прибыли. На вопрос от «Курсива» об ошибке бухгалтеров, четыре года назад неправильно подсчитавших казахстанскую долю при выставлении претензий, в Минэнерго на момент сдачи номера газеты Kursiv не ответили.

Напомним, что в 2014 году было официально объявлено, что инвесторы консорциума полностью «отбили» свои затраты и теперь зарабатывают на Карачаганаке. Соглашение о разделе продукции определяет условия совместного развития Карачаганака до 2038 года. 


2659 просмотров

Польше не дадут реанимировать проект Одесса – Гданьск

И пойдет ли по этому пути казахстанская нефть в Восточную Европу

Коллаж: Вадим Квятковский

PKN Orlen заявляет о необходимости перенаправить казахстанскую нефть в Польшу через систему Одесса – Броды. У экспертов эта идея пока поддержки не находит. 

Нефтепровод Одесса – Броды был построен в 2001 году. Подразумевалось, что он будет продлен до Гданьска. Главным инициатором этого проекта выступает PKN Orlen, у которого семь нефтеперерабатывающих активов в Польше, Литве и Чехии и в планах – поглощение еще одной крупной польской компании Lotos. 

В Гданьске хотят чистой казахской нефти

Сейчас Одесса – Броды смыкается с трубопроводом «Дружба», по которому нефть доставляется в Польшу. Отдельный отрезок из Львовской области в соседнее государство не построен, но к разговорам о нем Польша и Украина возвращаются снова и снова. На форуме KAZENERGY это сделал Лукаш Холубовски, председатель правления OrlenPaliwa Sp., дочки компании PKN Orlen. «Мы зависим от поставок сырой нефти из России, но вдвое увеличили поставки из Казахстана, в следующем году будем наращивать поставки на 30%, – сказал Холубовски. – Казахстанская нефть транспортируется в Россию, смешивается с российскими сортами и в таком виде поступает на наши НПЗ. Но мы верим в возможность инвестиций в другой маршрут, для того чтобы сырая нефть поступала напрямую и не смешивалась с российскими продуктами».

Холубовски признает, что использование маршрута Одесса – Броды для обеспечения НПЗ в Литве, принадлежащего Orlen, будет обходиться дороже, но компания готова переплачивать. «Мне кажется, иногда надо платить больше для того, чтобы у нас была диверсифицированная система поставок сырья, не зависящая от одной страны», – заявил он.

Овчинка чистоты не стоит

По данным Казахстанского института нефти и газа, объем приобретаемой для переработки в Литве каспийской нефти в прошлом году составил 1,2 млн тонн, а в 2017 году – 1,3 млн тонн. Поэтому аналитики этого института сомневаются в осуществимости планов Orlen: даже если объем покупаемой нефти вырастет на 30%, помимо достройки отдельной ветки до Гданьска нужно строить еще и перемычку с трубой Каспийского трубопроводного консорциума, и за это вряд ли кто-то возьмется.

КТК также смешивает российскую нефть с каспийской, но, по словам заместителя генерального директора консорциума Каиргельды Кабылдина, технологически может обеспечить чистоту поставок. «Если будет востребованность чистой тенгизской нефти, можно это сделать и через Россию: прокачивать партиями нефть по тому же КТК в направлении Польши. Технически такие возможности существуют, но эти вопросы будут решаться только в том случае, если будет постоянный большой рынок спроса», – объяснил Кабылдин.

Сегодняшние 1,2 млн тонн нефти для переработки в Литве на фоне 61 млн тонн общего объема прокачки по КТК в прошлом году и 65 млн тонн, которые консорциум планирует прокачать по своей системе в нынешнем, – капля в море. К тому же, по словам Кабылдина, тенгизская нефть может оказаться технологически неприемлемой для европейских НПЗ без смешивания с Urals или с другими сортами нефти, потому что в ней высокое содержание серы. «Все эти вопросы должен регулировать рынок, а он сегодня не поддерживает финансирование подобных проектов», – резюмирует Кабылдин.

При всем богатстве выбора КТК пока безальтернативен 

Руководитель аналитического отдела компании PRISM Бенджамен Годвин напоминает, что КТК, начав свою деятельность одновременно с Одесса – Броды, к настоящему моменту прокачал через свою систему объем, сопоставимый с целым месторождением – 624 млн тонн нефти. И ни разу не останавливался, в отличие от украинской трубы. «Когда мы начинаем рассуждать об альтернативных КТК маршрутах, мы возвращаемся к политизации Черного моря, забывая об экономической составляющей вопроса, – говорит Годвин. – И есть пример трубы Баку – Тбилиси – Джейхан: объем политических усилий и кредитования был просто огромным, но сейчас не совсем понятно: а что дала эта диверсификация?» – говорит он.

По трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан Казахстан сейчас транспортирует около 3 млн тонн своей нефти в год, по системе КТК – 54 млн тонн. Это соотношение, по мнению главы энергетических исследований по России и Каспийскому региону IHS Markit Мэтью Сейгерса, показывает, что КТК – основной маршрут для поставок казахстанской нефти. «КТК стал намного более важной вещью, чем мы раньше могли себе представить: в прошлом году он прокачал три четверти казахстанского объема сырой нефти. Это подтверждает тот факт, что Россия является прекрасной транзитной страной, – говорит Сейгерс. – В начале 90-х мы считали, что Россия будет нестабильным поставщиком, поэтому и искали альтернативы, но она зарекомендовала себя надежным партнером», – заключает он.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций