Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1824 просмотра

Депутаты Казахстана обеспокоены снижением производства на АМТ

В компании не выполняют поручения первого президента страны

Фото: Shutterstock.com

11 сентября группа депутатов мажилиса обратилась к премьер-министру Аскару Мамину с запросом, касающимся деятельности АО «АрселорМиттал Темиртау» и сокращения производства стали. Между тем в ответе на вопросы «Курсива» относительно заявления мажилисменов АМТ пояснил, что повода для беспокойства нет. 

Причины все же есть

Группа депутатов от фракции Nur Otan выразила обеспокоенность ситуацией в АО «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ). В частности, мажилисмены обратили внимание правительства на невыполнение поручения первого президента по увеличению производства на АМТ до 6 млн тонн стали в год. 

«Происходит снижение объемов производства стали ввиду неудовлетворительного технического состояния оборудования, а также потеря рынка Ирана в объеме около 1 млн тонн стали в год», – говорится в депутатском запросе. 

Мажилисмены также напомнили, что в целях государственной поддержки инвестиционного проекта по выходу АМТ на мощность 6 млн тонн в год 31 декабря 2008 года был заключен инвестиционный контракт, предусматривающий инвестиционные преференции (КПН – 10 лет, налог на имущество и земельный налог – 5 лет). 

«Но, как стало известно, данный контракт был расторгнут 5 июля т. г. по инициативе АМТ. Таким образом, компания фактически сняла с себя обязательства по реализации инвестиционного проекта и обязательств по увеличению объемов производства. Озабоченность вызывает состояние аварийности и травматизма на предприятии. Так, 4 сентября текущего года в конвертерном цехе АМТ произошла очередная авария, пострадало четверо металлургов. Таким образом, после крупного взрыва газопровода, произошедшего на комбинате 10 ноября 2018 года, достаточных мер со стороны руководства компании и контролирующих органов предпринято не было, несмотря на заверения правительства, что ситуация находится на постоянном контроле. Вышеприведенные факты свидетельствуют об отсутствии у руководства АМТ планов по выводу предприятия на устойчивую траекторию развития, увеличению объемов производства и конкурентоспособности, созданию безопасных условий труда для персонала», – говорится в депутатском запросе.

Затронули народные избранники и вопрос рынка сбыта казахстанской продукции. 

«По имеющейся в открытых источниках информации, компания «АрселорМиттал» за последние годы, исходя из экономической целесообразности, снизила объемы выплавки стали в ряде европейских стран (Франции, Испании, Германии и Бельгии), а в Тринидаде и Алжире попросту отказалась от металлургических комбинатов, вернув их в государственную собственность», – отмечают мажилисмены.

Они также предложили правительству РК рассмотреть комплекс мер по обеспечению роста объемов производства и ассортимента продукции на АМТ в соответствии с поручением Елбасы, по созданию безопасных условий труда для сотрудников комбината и попросили предоставить информацию о суммах полученных АМТ преференций по инвестиционному контракту и выполнении компанией взятых на себя по нему обязательств. 

Ответ от АМТ

Между тем на вопрос «Курсива» по поводу обеспокоенности депутатов мажилиса советник генерального директора компании «АрселорМиттал Темиртау» Алексей Агуреев ответил, что действительно 31 декабря 2008 года между Комитетом по инвестициям Министерства индустрии и торговли РК и компанией АМТ был заключен контракт № 0929-12-2008 на осуществление инвестиций, предусматривающий инвестиционные преференции.

«Согласно данному контракту были запланированы инвестиции в проекты на сумму 71 992,12 млн тенге и увеличение производства до 6 млн тонн стали в год. За период с 2008 по 2017 год сумма инвестиций АО «АрселорМиттал Темиртау» по указанным пунктам составила 94 030, 90 млн тенге, то есть превысила взятые по контракту обязательства. Следует отметить, что, согласно пункту № 2, контракт предусматривал предоставление преференций со стороны государства только в том случае и только после того, как компания достигнет объема производства в 6 млн тонн стали в год. Таким образом, поскольку данный показатель достигнут не был, компания вообще не пользовалась инвестиционными преференциями, предусмотренными в рамках данного контракта», – отмечено в ответе АМТ.

В нем также говорится, что «основной причиной, по которой программа увеличения производства стали до 6 млн тонн в год не была реализована, стало отсутствие реального спроса на дополнительные объемы стали на евразийском рынке металлопродукции», связанного с экономическим кризисом 2008 года.

Что касается потери рынков сбыта, то, по мнению компании, потеря произошла по независящим от нее причинам. 

«К примеру, рынок Исламской Республики Иран с 2015 по 2017 год снизился с 1 072 000 тонн до 657 376 тонн, а позднее и вовсе закрылся из-за невозможности проведения международных банковских платежей вследствие американских санкций. Объем снижение спроса на продукцию предприятия лишь по этому направлению компания оценивает в более чем 1 млн тонн стали в год», – говорится в ответе АМТ.

Более того, компания категорически не согласна со словами депутатов об «отсутствии у руководства АМТ планов по увеличению объемов производства».

«В августе 2018 года между Министерством по инвестициям и развитию РК, акиматом Карагандинской области и АО «АрселорМиттал Темиртау» была подписана Дорожная карта по развитию АО «АрселорМиттал Темиртау» до 2020 года, в которой компания приняла обязательства по инвестированию в размере 305 млрд тенге в производственные объекты стального, угольного и рудного департаментов, а также в мероприятия, направленные на увеличение производства, повышение качества продукции, улучшение экологической обстановки в регионе, улучшение условий труда, техники безопасности и устойчивое развитие. Обращаем ваше внимание на то, что в 2018 году компания полностью выполнила принятые на себя обязательства по инвестированию в проектную мощность комбината на сумму 101 млрд тенге», – отмечается в ответе АМТ. 

Что же касается вопроса увеличения объема производства, то, по информации АМТ, постановлением правительства РК № 685 от 26 октября 2018 года этот проект был актуализирован и теперь предусматривает увеличение производства стали на металлургическом комбинате до 4,5–5 млн тонн в год. Срок реализации проекта продлен до 2022 года. 

«АрселорМиттал Темиртау» далеко не единственная промышленная компания, которая совместно с правительством корректирует ход выполнения Карты индустриализации в соответствии с меняющейся мировой конъюнктурой», – подчеркнул Алексей Агуреев, сообщив также, что деятельность компании прозрачна и она готова, что называется, из первых рук предоставить депутатам всю необходимую информацию.

В заключение отметим, что депутатский запрос должен быть рассмотрен кабмином уже в течение ближайшей недели. В связи с чем мы продолжим отслеживать данную тему.


2659 просмотров

Польше не дадут реанимировать проект Одесса – Гданьск

И пойдет ли по этому пути казахстанская нефть в Восточную Европу

Коллаж: Вадим Квятковский

PKN Orlen заявляет о необходимости перенаправить казахстанскую нефть в Польшу через систему Одесса – Броды. У экспертов эта идея пока поддержки не находит. 

Нефтепровод Одесса – Броды был построен в 2001 году. Подразумевалось, что он будет продлен до Гданьска. Главным инициатором этого проекта выступает PKN Orlen, у которого семь нефтеперерабатывающих активов в Польше, Литве и Чехии и в планах – поглощение еще одной крупной польской компании Lotos. 

В Гданьске хотят чистой казахской нефти

Сейчас Одесса – Броды смыкается с трубопроводом «Дружба», по которому нефть доставляется в Польшу. Отдельный отрезок из Львовской области в соседнее государство не построен, но к разговорам о нем Польша и Украина возвращаются снова и снова. На форуме KAZENERGY это сделал Лукаш Холубовски, председатель правления OrlenPaliwa Sp., дочки компании PKN Orlen. «Мы зависим от поставок сырой нефти из России, но вдвое увеличили поставки из Казахстана, в следующем году будем наращивать поставки на 30%, – сказал Холубовски. – Казахстанская нефть транспортируется в Россию, смешивается с российскими сортами и в таком виде поступает на наши НПЗ. Но мы верим в возможность инвестиций в другой маршрут, для того чтобы сырая нефть поступала напрямую и не смешивалась с российскими продуктами».

Холубовски признает, что использование маршрута Одесса – Броды для обеспечения НПЗ в Литве, принадлежащего Orlen, будет обходиться дороже, но компания готова переплачивать. «Мне кажется, иногда надо платить больше для того, чтобы у нас была диверсифицированная система поставок сырья, не зависящая от одной страны», – заявил он.

Овчинка чистоты не стоит

По данным Казахстанского института нефти и газа, объем приобретаемой для переработки в Литве каспийской нефти в прошлом году составил 1,2 млн тонн, а в 2017 году – 1,3 млн тонн. Поэтому аналитики этого института сомневаются в осуществимости планов Orlen: даже если объем покупаемой нефти вырастет на 30%, помимо достройки отдельной ветки до Гданьска нужно строить еще и перемычку с трубой Каспийского трубопроводного консорциума, и за это вряд ли кто-то возьмется.

КТК также смешивает российскую нефть с каспийской, но, по словам заместителя генерального директора консорциума Каиргельды Кабылдина, технологически может обеспечить чистоту поставок. «Если будет востребованность чистой тенгизской нефти, можно это сделать и через Россию: прокачивать партиями нефть по тому же КТК в направлении Польши. Технически такие возможности существуют, но эти вопросы будут решаться только в том случае, если будет постоянный большой рынок спроса», – объяснил Кабылдин.

Сегодняшние 1,2 млн тонн нефти для переработки в Литве на фоне 61 млн тонн общего объема прокачки по КТК в прошлом году и 65 млн тонн, которые консорциум планирует прокачать по своей системе в нынешнем, – капля в море. К тому же, по словам Кабылдина, тенгизская нефть может оказаться технологически неприемлемой для европейских НПЗ без смешивания с Urals или с другими сортами нефти, потому что в ней высокое содержание серы. «Все эти вопросы должен регулировать рынок, а он сегодня не поддерживает финансирование подобных проектов», – резюмирует Кабылдин.

При всем богатстве выбора КТК пока безальтернативен 

Руководитель аналитического отдела компании PRISM Бенджамен Годвин напоминает, что КТК, начав свою деятельность одновременно с Одесса – Броды, к настоящему моменту прокачал через свою систему объем, сопоставимый с целым месторождением – 624 млн тонн нефти. И ни разу не останавливался, в отличие от украинской трубы. «Когда мы начинаем рассуждать об альтернативных КТК маршрутах, мы возвращаемся к политизации Черного моря, забывая об экономической составляющей вопроса, – говорит Годвин. – И есть пример трубы Баку – Тбилиси – Джейхан: объем политических усилий и кредитования был просто огромным, но сейчас не совсем понятно: а что дала эта диверсификация?» – говорит он.

По трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан Казахстан сейчас транспортирует около 3 млн тонн своей нефти в год, по системе КТК – 54 млн тонн. Это соотношение, по мнению главы энергетических исследований по России и Каспийскому региону IHS Markit Мэтью Сейгерса, показывает, что КТК – основной маршрут для поставок казахстанской нефти. «КТК стал намного более важной вещью, чем мы раньше могли себе представить: в прошлом году он прокачал три четверти казахстанского объема сырой нефти. Это подтверждает тот факт, что Россия является прекрасной транзитной страной, – говорит Сейгерс. – В начале 90-х мы считали, что Россия будет нестабильным поставщиком, поэтому и искали альтернативы, но она зарекомендовала себя надежным партнером», – заключает он.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций