Перейти к основному содержанию

2966 просмотров

Депутаты Казахстана обеспокоены снижением производства на АМТ

В компании не выполняют поручения первого президента страны

Фото: Shutterstock.com

11 сентября группа депутатов мажилиса обратилась к премьер-министру Аскару Мамину с запросом, касающимся деятельности АО «АрселорМиттал Темиртау» и сокращения производства стали. Между тем в ответе на вопросы «Курсива» относительно заявления мажилисменов АМТ пояснил, что повода для беспокойства нет. 

Причины все же есть

Группа депутатов от фракции Nur Otan выразила обеспокоенность ситуацией в АО «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ). В частности, мажилисмены обратили внимание правительства на невыполнение поручения первого президента по увеличению производства на АМТ до 6 млн тонн стали в год. 

«Происходит снижение объемов производства стали ввиду неудовлетворительного технического состояния оборудования, а также потеря рынка Ирана в объеме около 1 млн тонн стали в год», – говорится в депутатском запросе. 

Мажилисмены также напомнили, что в целях государственной поддержки инвестиционного проекта по выходу АМТ на мощность 6 млн тонн в год 31 декабря 2008 года был заключен инвестиционный контракт, предусматривающий инвестиционные преференции (КПН – 10 лет, налог на имущество и земельный налог – 5 лет). 

«Но, как стало известно, данный контракт был расторгнут 5 июля т. г. по инициативе АМТ. Таким образом, компания фактически сняла с себя обязательства по реализации инвестиционного проекта и обязательств по увеличению объемов производства. Озабоченность вызывает состояние аварийности и травматизма на предприятии. Так, 4 сентября текущего года в конвертерном цехе АМТ произошла очередная авария, пострадало четверо металлургов. Таким образом, после крупного взрыва газопровода, произошедшего на комбинате 10 ноября 2018 года, достаточных мер со стороны руководства компании и контролирующих органов предпринято не было, несмотря на заверения правительства, что ситуация находится на постоянном контроле. Вышеприведенные факты свидетельствуют об отсутствии у руководства АМТ планов по выводу предприятия на устойчивую траекторию развития, увеличению объемов производства и конкурентоспособности, созданию безопасных условий труда для персонала», – говорится в депутатском запросе.

Затронули народные избранники и вопрос рынка сбыта казахстанской продукции. 

«По имеющейся в открытых источниках информации, компания «АрселорМиттал» за последние годы, исходя из экономической целесообразности, снизила объемы выплавки стали в ряде европейских стран (Франции, Испании, Германии и Бельгии), а в Тринидаде и Алжире попросту отказалась от металлургических комбинатов, вернув их в государственную собственность», – отмечают мажилисмены.

Они также предложили правительству РК рассмотреть комплекс мер по обеспечению роста объемов производства и ассортимента продукции на АМТ в соответствии с поручением Елбасы, по созданию безопасных условий труда для сотрудников комбината и попросили предоставить информацию о суммах полученных АМТ преференций по инвестиционному контракту и выполнении компанией взятых на себя по нему обязательств. 

Ответ от АМТ

Между тем на вопрос «Курсива» по поводу обеспокоенности депутатов мажилиса советник генерального директора компании «АрселорМиттал Темиртау» Алексей Агуреев ответил, что действительно 31 декабря 2008 года между Комитетом по инвестициям Министерства индустрии и торговли РК и компанией АМТ был заключен контракт № 0929-12-2008 на осуществление инвестиций, предусматривающий инвестиционные преференции.

«Согласно данному контракту были запланированы инвестиции в проекты на сумму 71 992,12 млн тенге и увеличение производства до 6 млн тонн стали в год. За период с 2008 по 2017 год сумма инвестиций АО «АрселорМиттал Темиртау» по указанным пунктам составила 94 030, 90 млн тенге, то есть превысила взятые по контракту обязательства. Следует отметить, что, согласно пункту № 2, контракт предусматривал предоставление преференций со стороны государства только в том случае и только после того, как компания достигнет объема производства в 6 млн тонн стали в год. Таким образом, поскольку данный показатель достигнут не был, компания вообще не пользовалась инвестиционными преференциями, предусмотренными в рамках данного контракта», – отмечено в ответе АМТ.

В нем также говорится, что «основной причиной, по которой программа увеличения производства стали до 6 млн тонн в год не была реализована, стало отсутствие реального спроса на дополнительные объемы стали на евразийском рынке металлопродукции», связанного с экономическим кризисом 2008 года.

Что касается потери рынков сбыта, то, по мнению компании, потеря произошла по независящим от нее причинам. 

«К примеру, рынок Исламской Республики Иран с 2015 по 2017 год снизился с 1 072 000 тонн до 657 376 тонн, а позднее и вовсе закрылся из-за невозможности проведения международных банковских платежей вследствие американских санкций. Объем снижение спроса на продукцию предприятия лишь по этому направлению компания оценивает в более чем 1 млн тонн стали в год», – говорится в ответе АМТ.

Более того, компания категорически не согласна со словами депутатов об «отсутствии у руководства АМТ планов по увеличению объемов производства».

«В августе 2018 года между Министерством по инвестициям и развитию РК, акиматом Карагандинской области и АО «АрселорМиттал Темиртау» была подписана Дорожная карта по развитию АО «АрселорМиттал Темиртау» до 2020 года, в которой компания приняла обязательства по инвестированию в размере 305 млрд тенге в производственные объекты стального, угольного и рудного департаментов, а также в мероприятия, направленные на увеличение производства, повышение качества продукции, улучшение экологической обстановки в регионе, улучшение условий труда, техники безопасности и устойчивое развитие. Обращаем ваше внимание на то, что в 2018 году компания полностью выполнила принятые на себя обязательства по инвестированию в проектную мощность комбината на сумму 101 млрд тенге», – отмечается в ответе АМТ. 

Что же касается вопроса увеличения объема производства, то, по информации АМТ, постановлением правительства РК № 685 от 26 октября 2018 года этот проект был актуализирован и теперь предусматривает увеличение производства стали на металлургическом комбинате до 4,5–5 млн тонн в год. Срок реализации проекта продлен до 2022 года. 

«АрселорМиттал Темиртау» далеко не единственная промышленная компания, которая совместно с правительством корректирует ход выполнения Карты индустриализации в соответствии с меняющейся мировой конъюнктурой», – подчеркнул Алексей Агуреев, сообщив также, что деятельность компании прозрачна и она готова, что называется, из первых рук предоставить депутатам всю необходимую информацию.

В заключение отметим, что депутатский запрос должен быть рассмотрен кабмином уже в течение ближайшей недели. В связи с чем мы продолжим отслеживать данную тему.

840 просмотров

Казахстанские отели спасут только иностранные туристы

Рынки гостиничной недвижимости Алматы и Нур-Султана перенасыщены

Фото: Shutterstock.com

Рост экономики и развитие туризма в Казахстане неизбежно влечет расширение основной сферы индустрии гостеприимства и отдыха (H&L) страны – отельного бизнеса. Резкое изменение в структуре и количестве отельных номеров произошло в 2017 году в связи с проведением EXPO 2017 и зимней Универсиады – 2017. Тогда количество отелей в столице, по данным МНЭ РК, увеличилось почти на 30%, а объем реализации гостиничных услуг на 70% по сравнению с предыдущим годом. Что же происходит с отелями через два года после событий, обеспечивших их максимальную загрузку?

Есть ли жизнь после EXPO?

Согласно данным отчета «Гостиничная недвижимость», составленного Colliers International Kazakhstan по итогам первого полугодия 2019 года, наиболее востребованными в стране являются пятизвездочные отели. Их загрузка составляет 46,2% в Алматы и 28% – в Нур-Султане. В четырехзвездочных отелях в среднем востребовано 37% номеров в Алматы и 22,6% – в Нур-Султане. Трехзвездочные отели загружены: на 34,6% в Алматы и почти на 28% – в столице. 

0001_12.jpg

Эксперт в сфере международного гостиничного бизнеса

Татьяна Веллер говорит, что отель начинает зарабатывать деньги, когда его загрузка составляет не менее 40%. Пока средняя загрузка отелей не превышает 70%, рынок считается перенасыщенным, поскольку предложение гостиничных услуг на нем заметно выше, чем спрос.

Несмотря на показатели, которые свидетельствуют о перенасыщенности рынка, гостиничный сектор Алматы, генерирующий 49% услуг на рынке гостеприимства страны, не прекращает свой рост. Количество мест размещения в южной столице выросло в 2,7 раза за последние четыре года и на 35% – за последний год. 

Столичный рынок, генерирующий около 9% услуг страны, после роста на 28% в 2017 году (год проведения EXPO) достиг насыщения. За последние два года суммарный прирост составил лишь 1%. На рынке Нур-Султана место на сегодня есть только для концептуально сильных международных сетевых объектов – такого мнения придерживаются аналитики Colliers International Kazakhstan.

При общей недостаточной заполняемости некоторым отелям на рынке удается добиваться впечатляющих результатов. Так, The Ritz-Carlton, Almaty по итогам сентября 2019 года продемонстрировал заполняемость отеля на 81%, а периодами в отеле совсем не было свободных номеров. «Динамика очень наглядная. Мы видим стабильный прирост по количеству гостей из года в год: в сентябре 2015 года заселяемость отеля была равна 64,5%, в 2016 году уровень достиг 76,1%, в 2017 году показатели выросли до 80,3%, в 2018-м наблюдали небольшой спад до 72,5%, а в этом году наши отметки достигли рекордных 81% по итогам месяца», – поделилась специалист по маркетингу The Ritz-Carlton, Almaty Карина Тюрикова.

На вопрос, как отелю удалось добиться загрузки отеля до уровня активных туристических бизнес-дестинаций, таких как Лондон и Париж, Тюрикова ответила, что это результат симбиоза активного развития отеля и подъема экономики страны. 

«К нам прилетает множество представителей бизнеса с новыми проектами для Казахстана, видя перспективы локального рынка, презентуя решения, проводя бизнес-встречи и крупные мероприятия в Алматы», – отметила маркетолог отеля.

Но не все специалисты отрасли согласны с этим мнением. «К сожалению, статистика загрузки брендовых отелей на рынке Алматы (не более 60% ежегодно за последние несколько лет) заставляет думать, что это скорее краткосрочный пик спроса, связанный с наложением нескольких крупномасштабных событий», – отмечает Веллер, имеющая 20-летний опыт работы в международных гостиничных сетях и глобальных консалтинговых компаниях.

Сегментация туристов по целям поездки показывает, что около 60% постояльцев отелей прибыли в Алматы с деловыми целями, около 40% – для посещения туристических объектов и с личными целями. Такие данные приводит МНЭ РК. При этом бизнесмены и деловые люди в первую очередь выбирают брендовые отели с эталонным сервисом. Тот же The Ritz-Carlton, Almaty в 2019 году принял 90% гостей, прибывших с деловыми целями, и лишь 10% – c целью отдыха. «Самое большое количество гостей в 2019 году, останавливающихся в отеле, было из США, России и Великобритании, но также у нас традиционно очень много гостей из ОАЭ, Китая и Индии» – такие данные приводит Карина Тюрикова. 

Таким образом, лучше всего на рынке Алматы, являющемся драйвером общей индустрии гостеприимства, обеспечена загрузка отелей известных мировых брендов, и в первую очередь деловыми туристами. 

Мировые тренды в индустрии гостеприимства

Статистика по Казахстану сейчас соответствует скорее глобальным тенденциям прежних лет. Раньше, согласно исследованиям PricewaterhouseCoopers (PwC), мировой тренд развития отелей был направлен на узнаваемость брендов. 

Маркетологи трудились над созданием уникального и узнаваемого в любой точке мира имиджа бренда. Люди выбирали для отдыха отели, которые лучше всего соответствовали их личным склонностям, основываясь на информации о бренде.

Однако в последнее время ситуация на отельном рынке меняется, и руководители H&L пессимистично смотрят на будущее своего бизнеса. В 2019 году по результатам ежегодного глобального опроса руководителей, проведенного PwC, только 27% респондентов H&L заявили, что они «очень уверены» в росте доходов в ближайший год, в то время как на глобальном рынке такая уверенность есть у 35% руководителей.

Аналитики агентства PwC, входящего в «большую четверку», связывают пессимистические тенденции на рынке гостеприимства с потерей традиционными отелями прямого контакта с потребителями из-за развития платформ-агрегаторов по краткосрочной и долгосрочной аренде жилья (booking.com, hotels.com и т. п.). На этих платформах выбор отелей происходит в основном по расположению и цене. И хотя бренд по-прежнему играет свою роль, его важность затмевают отзывы и рейтинги потребителей.

Чтобы преодолеть риск потери дохода, связанный с развитием сервисов бронирования, отели должны найти способ вновь стать уникальными для клиентов. Компания PwC отмечает три приоритетных стратегических подхода в развитии мировых отелей в ближайшем будущем.

Во-первых, создание уникальных услуг, предвосхищающих и выходящих за рамки ожиданий гостей. Отелям необходимо создать такие условия, чтобы клиенты вновь и вновь возвращались к ним и делились своими позитивными отзывами с друзьями, расширяя круг потенциальных клиентов отеля. Во-вторых, наем сотрудников, успешных в налаживании личных доверительных отношений с клиентами. Каждый гость должен быть окружен персональной заботой, чувствовать к себе особое отношение, как к VIP-персоне. И наконец, в-третьих, внедрение новейших технологий для экономии на административных процессах. А сэкономленные средства необходимо инвестировать в новые цифровые системы, улучшающие качество и удобство взаимодействия между гостями и отелем.

Будущее казахстанских отелей

Учитывая избыточное гостиничное предложение в Казахстане, продолжающийся рост гостиничного сектора недвижимости Алматы и пессимизм на глобальном рынке, отельеров нашей страны могут ждать не лучшие времена. «Уверена, что низкая загрузка отелей и невысокие средние тарифы в течение нескольких лет, а также отсутствие тренда к повышению спроса на гостиничное размещение натолкнут инвесторов на мысль о том, что сейчас лучше вкладывать деньги в другие сегменты недвижимости или поискать вообще альтернативные средства сохранения и приумножения капитала. Нормальным сроком возврата капитала при строительстве гостиницы с заемными средствами на российском рынке, например, в текущий момент считается: для 3* – от 10 до 13 лет, для 4* – от 12 до 15, для 5* – от 15 и выше. Если ваши расчетные показатели значительно превышают эти цифры, то наверняка можно поискать иные инвестиционные возможности», – считает Веллер.

Ситуацию может улучшить значительный рост туристического потока. «В динамике мы видим, что туризм в Казахстане развивается, и от года к году все больше гостей приезжают с целью посетить страну для отдыха и изучения местной культуры и окрестностей. И это очень во­одушевляет, ведь в нашей стратегии развития важным пунктом является продолжение активной работы по продвижению Казахстана, и Алматы в частности, как привлекательного туристического направления», – отмечает Тюрикова. Статистика МНЭ РК также подтверждает положительную динамику: за январь – июнь 2019 года обслужено 590 тыс. человек, что на 17% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но загрузка существующих отелей свидетельствует о том, что пока этого недостаточно.

Кроме того, в свете мировых тенденций брендовым отелям придется переосмыслить понятие лояльности к бренду, которая теперь должна строиться на уникальных и неожиданных удобствах для клиента. Отелям стоит выходить за рамки проверенного и надежного, тестировать новые функции, предлагать рискованные идеи и предугадывать, что станет наиболее привлекательным для гостей в ближайшем будущем – такого мнения придерживаются специалисты PwC. 

Отелям же экономкласса 

Татьяна Веллер советует присмотреться к мировым тенденциям по развитию коливингов и B&B и выбору путешественниками бутиковых и лайфстайл-отелей.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций