Перейти к основному содержанию

3406 просмотров

Что не так с новыми правилами проведения тендеров в Казахстане

Рассказывают их участники из Карагандинской области

Фото: TRSteeps

Предприниматели Карагандинской области заявляют, что в связи с изменениями в правила проведения госзакупок, введенными еще 1 сентября, сегодня многие фирмы просто не могут участвовать в тендерах.

Поправкам нужны поправки 

Предприниматели, кого в первую очередь коснулись новшества, считают, что в Закон о госзакупках нужно ввести еще ряд поправок, которые позволят региональным поставщикам услуг активно участвовать в конкурсах.

«Себестоимость новостройки что в Караганде, что в Нур-Султане практически одна, а продаются они по-разному. В столице ее можно продать гораздо дороже, соответственно, маржа выше и налоговая нагрузка тоже. Этот закон ущемляет региональных игроков и дает титаническое преимущество столичным фирмам. Поэтому я думаю, что данный закон был лоббирован ими. Мы предлагаем на регион давать какой-то коэффициент или скидку», – говорит председатель комитета стройиндустрии РПП «Атамекен» Толеген Ашимов

Также бизнесмены выступают за введение солидарной ответственности заказчика и поставщика. Ведь нередко фирмы, желая выиграть тендеры, бьют демпингом. И заказчик отдает предпочтение дешевым услугам. В итоге страдает качество. Наиболее ярким примером этому, по их мнению, служит реконструкция ДК Нового Майкудука. Подрядчик-победитель провел некачественные работы. Теперь здание находится на грани закрытия из-за опасности возникновения пожара. При разбирательствах выяснилось, что вся электрическая система здания была проведена неправильно.

«Государство должно регулировать баланс интересов. На Западе, к примеру, в подобных конкурсах выигрывают те, кто предлагает среднюю цену. Перед ними жестко ставят границы, чтобы фирма отчитывалась по ведомости о заработной плате работников. Мне кажется, такой подход более разумный. Он учитывает интересы и рабочих, чтобы их не кинули, и государства, которое прежде всего должно заботиться о качестве», – говорит Ашимов.

Кроме того, предприниматели предлагают ввести ответственность заказчика за неправильно составленную проектно-сметную документацию. Они утверждают, что нередко ошибки в сметах вылезают на стадии строительства, устранить их, не отклонившись от ПСД, невозможно. А отклонение от проекта также сулит проблемы.

Однако в управлении государственных закупок Карагандинской области уверены: новые правила принесут только пользу, поскольку акцент будет сделан на качество. Другими словами, работы будут выполнять более квалифицированные поставщики. Также они направлены на поддержку казахстанского содержания и местных производителей. 

«Раньше было много перекупщиков. Они везли товар из Китая и перепродавали здесь. А сейчас, если нет индустриального сертификата (документ, подтверждающий наличие заявителя в реестре отечественных производителей товаров, работ и услуг. – «Курсив»), поставщик к конкурсу допущен не будет. Индустриальный сертификат выдается палатой предпринимателей, получить его несложно», – подчеркивает руководитель отдела проведения процедур государственных закупок и работ Данияр Медетов.

В свою очередь владельцы строительных компаний констатируют, что после вступивших в силу изменений количество состоявшихся конкурсов резко снизилось. Это касается в основном строительной отрасли. Например, из-за отсутствия заявок не состоялись тендеры по строительству многоквартирных жилых комплексов со встроенными помещениями и паркингами, а также инженерных сетей в Нур-Султане, девятиэтажного жилого дома в Костанае, реконструкции биоочистных сооружений в Эмбе.

Между тем, согласно информации Казахстанской ассоциации предпринимателей Карагандинской области, в 2018 году, когда общая сумма госзакупок составляла 4,4 трлн тенге, были признаны несостоявшимися и осуществлялись из одного источника свыше 80% конкурсов. При этом в сфере строительно-монтажных работ стоимостью свыше 1 млрд тенге данный показатель составил все 100%. 

Все по-новому

Напомним, с 1 сентября 2019 года были изменены правила проведения госзакупок. Теперь компаниям для участия в конкурсах в сфере строительства нужно подтвердить свою финансовую устойчивость, то есть соответствовать большему числу требований.

Конкурсы с предварительным квалификационным отбором должны проводиться по пяти видам товаров, работ и услуг. Это строительно-монтажные работы, поставка мебели, товаров легкой промышленности, програм­много обеспечения и продукции электронной промышленности, а также услуги по созданию, развитию объектов информатизации электронного правительства. 

Финансовая устойчивость компаний должна определяться по уплаченным налогам, наличию оборотных и основных средств, а также фонда оплаты труда. Всю эту информацию заказчики могут проверить через информационные системы Комитета государственных доходов. Пока эти требования распространяются только на закупки в сфере строительства. При этом, согласно поправкам, пороговая сумма закупки из одного источника увеличилась со 100 до 500 МРП. В основном эта норма облегчит работу заказчиков с ограниченным бюджетом. Для сельских акиматов до 2021 года порог увеличен до 3 тыс. МРП. 

Кроме того, поправки предполагают снижение демпинговой суммы. В случаях демпинга более чем на 20% поставщик-победитель обязан вносить в виде гарантии антидемпинговую сумму. В спорных случаях можно будет включить его в список недобросовестных участников конкурса. По строительно-монтажным работам демпинговая сумма составляет 10%, по проектированию технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации, а также по услугам технического надзора – 15%. По услугам комплексной вневедомственной экспертизы проектов снижение цен вообще не допускается. 

Вместе с тем гарантии есть и для поставщика. Заказчик должен отразить в годовом плане закупок ПСД и аванс в размере 30%. За недостоверную информацию его могут оштрафовать.

Все изменения введены для повышения квалификации потенциальных поставщиков.

1797 просмотров

В каком направлении будет развиваться молочное производство Казахстана

Прогноз на ближайшие пять лет

Фото: Shutterstock

В 2020 году Казахстан должен был перейти на новый регламент оценки качества молока. Однако под самый занавес прошлого года решением совета ЕАЭС переход отложили на пять лет. 

Это не значит, что казахстанское молоко некачественное – оно соответствует всем стандартам Евразийского экономического союза, кроме микробиологических. Но чтобы решить эти микробиологические проблемы, молочной промышленности надо серьезно перестроиться на мак­роэкономическом уровне.

Планки качества достичь не удалось

Конец 2019 года для молочного рынка страны выдался нервным. 31 декабря истекал срок, после которого молокозаводы должны были начать принимать для переработки сырое молоко единого высокого качества. Такие правила диктует Технический регламент Таможенного союза 033-2013, регулирующий безопасность молочных продуктов в ЕАЭС. 

Согласно этому регламенту молоко не может делиться на сорта по качеству. Любое молоко, попадающее на переработку, должно быть полностью безопасным для человека. Казахстану для достижения этой качественной планки осталось отрегулировать содержание в молоке микробов, бактерий и соматических клеток – следов болезни животного. Для этого надо обеспечить высокий уровень санитарно-гигиенического контроля за всеми молочными фермами, а это оказалось непросто из-за особенностей устройства производственной молочной базы страны.

Главный на рынке – мелкий производитель

Рынок молока, по оценке Молочного союза Казахстана, составляет 5 млн т. Из них только 1 млн т является товарным молоком, то есть годным к переработке. Около 78% такого молока дают мелкие крестьянские хозяйства, остальное приходится на долю специализированных ферм. 

По данным Министерства сельского хозяйства РК, сейчас в республике переработкой молока занимаются 164 предприятия. 35 молокозаводов имеют собственные молочно-товарные фермы и не зависят от поставщиков. Остальные 129 заводов (а это 80%) покупают сырье на открытом рынке. 

Совокупная мощность переработки заводов составляет около 2 млн т сырья в год, фактически заводы загружены наполовину. Зимой же из-за дефицита сырья загрузка падает до 20%, из-за чего некоторые заводы даже закрываются. 

Гульмира Исаева, вице-министр министерства сельского хозяйства, приводит такие данные: в 2018 году из переработанных на заводах объемов лишь 337 тыс. т сырого молока поступило от организованных сельхозпредприятий. Еще 606 тыс. т молока заводы купили у 84 тыс. домашних хозяйств. 

Мелкое производство неконкурентоспособно

Доминирующее положение мелких производителей на молочном рынке Казахстана и стало причиной, по которой внедрение более серьезного качественного регламента перенесено на пять лет. Это уже не первая отсрочка: стандарт товарного молока ЕАЭС внедрен в 2013 году, когда соответствовать ему могла только Белоруссия – в этой республике доля мелких хозяйств в молочной отрасли всего 5%. 

В России ситуация была схожей с нашей – там организованные хозяйства не обеспечивали и пятой части рынка, что отражалось на качестве продукта. И только в прошлом году Минсельхоз России констатировал небольшое преобладание продукции крупных хозяйств в общем объеме производства. Далее, по прогнозам, мелкие российские производители будут уступать по 2,5% рынка ежегодно.

Мелкое производство молока неконкурентоспособно по простой причине: материальная база таких хозяйств устарела, а доходы не позволяют модернизироваться. По данным Исаевой, средний месячный заработок мелкой семейной фермы составляет 60 тыс. тенге. Очевидно, что доход такого уровня не позволяет вести полноценную ветеринарную или племенную работу или даже просто вкладывать средства в улучшение рациона питания коров. Но это те самые задачи, от решения которых зависит качество молока. 

Каким путем пойдет молочный рынок 

Динмухамед Айсаутов, эксперт Молочного союза Казахстана, отмечает, что эволюция молочного рынка не бывает быстрой. Он приводит пример Хорватии, которая потратила 15 лет, прежде чем выполнила требования Европейского союза. За этот срок в этой стране 65 тыс. мелких ферм преобразовались в 6 тыс. организованных молочных предприятий. 

Именно опыт Хорватии лег в основу «Дорожной карты развития молочной отрасли РК». Документ разработал Молочный союз Казахстана при участии ФАО ООН и Евразийского банка реконструкции и развития. В середине 2019 года план принят Министерством сельского хозяйства, но внедрить его за полгода было немыслимо, зато в пятилетний цикл отсрочки техрегламента страна входит с ясным планом развития.  

Одна из основных обозначенных в документе задач – обеспечение качественного ветеринарного контроля. Планируется создание электронной ветеринарной карты, где в режиме онлайн будет отражаться проведение плановых мероприятий. Осталось решить кадровый вопрос – сейчас, по данным минсельхоза, ветеринарные службы страны испытывают дефицит специалистов: свободно 820 вакансий. 

Запланированы широкие образовательные курсы для работников молочного рынка – компетенции и профессиональные навыки мелких производителей оставляют желать лучшего. Школы фермеров – обычное дело в Европе и в России. В Казахстане их проводили крупные переработчики молока, заинтересованные в качестве сырья, теперь эта практика переводится в обязательную часть государственной политики. 

Результатом должен стать планомерный рост доли молока, соответствующий Техрегламенту 033-2013. «Дорожная карта» прогнозирует, что в 2020 году производство молока «по нормам ЕАЭС» составит 36 тыс. т, в 2021-м – 105 тыс. т, в 2022-м – 210 тыс. т, в 2023-м – 350 тыс. т и в 2024 году – 500 тыс. т.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance