Перейти к основному содержанию

1468 просмотров

Более 9 млрд тенге задолжало государство животноводам ВКО

Почему возник дефицит средств и не ставит ли возникшая ситуация под угрозу срыва реализацию госпрограмм

Фото: Shuttrstock

Непростая ситуация сложилась в ВКО с выплатой субсидий фермерам, работающим по госпрограмме развития агропромышленного комплекса. Рассчитана она до 2021 года. Но уже к концу 2019 года нехватка средств на выплату субсидий составила 16,5 млрд тенге. 

По словам руководителя отдела инвестиций и финансовых инструментов управления сельского хозяйства ВКО Диляры Жалкайдаровой, финансовые проблемы возникли из-за того, что Министерство сельского хозяйства РК, а именно из республиканского бюджета финансируется госпрограмма, не перечислило достаточное количество средств. 

«В основном не хватает (субсидий. – «Курсив») на животноводство. В текущем году было выделено 8 млрд тенге, из них 6,2 млрд тенге были направлены на погашение долгов по заявкам 2018 года. На сегодняшний день только по животноводству у нас долги составляют 9,7 млрд тенге», – сообщила Диляра Жалкайдарова. 

По словам специалиста, сегодня на выплату субсидий необходимо еще около 16,5 млрд тенге.

«Мясное скотоводство у нас требует 2,8 млрд тенге, молочное скотоводство – 3,6 млрд, птицеводство – почти 3 млрд тенге, свиноводство – 100 млн, овцеводство – 503 млн, коневодство – 150 млн, мараловодство – 24 млн, пчеловодство – 70 млн тенге и так далее. Если не найдем средства, то могут пострадать люди», – сообщила Диляра Жалкайдарова.

Посадили на иглу

По каким причинам сложилась такая ситуация, а главное – почему она настолько обострилась именно в этом году, «Курсиву» объяснил заместитель руководителя управления сельского хозяйства ВКО Владимир Гайламазян. 

«Два года управления сельского хозяйства регионов подают заявку на следующий год – некий возможный план по сумме субсидирования. Не все области успевали освоить заявленный план, поэтому во второй половине года накапливалась некая неосвоенная сумма, из которой нам шло дофинансирование по линии Минсельхоза. Происходило перераспределение средств. Мы были спокойны, что в любом случае получим деньги и выплатим их. А в прошлом году эту сумму не дали, сославшись на то, что правила изменились», – пояснил Владимир Гайламазян. 

В результате, по его словам, в 2018 году регион по выплате субсидий АПК вышел в минус.

«Мы недополучили 6,2 млрд тенге. Вынуждены были выплатить их за счет бюджета этого года, а в этом году появилась дополнительная потребность, в результате получили эту сумму – 16,5 млрд тенге», – рассказал Владимир Гайламазян.

По его словам, похожая ситуация сложилась и в других регионах. Например, если ВКО просит выделить из республиканского бюджета дополнительные 8,7 млрд, то ЮКО – в районе 11 млрд, Актюбинская область – 6 млрд тенге. Всего по республике на погашение задолженности в этой сфере планируется направить 35 млрд тенге. 

Игра не по правилам

Еще в мае текущего года председатель мажилиса Нурлан Нигматулин, выступая на парламентских слушаниях, призывал местных фермеров работать над увеличением объемов выпуска отечественной продукции, максимальной загрузкой перерабатывающих предприятий, увеличением доли переработки сельхозсырья.

«Мы из года в год имеем довольно неутешительную картину. Возьмем хотя бы неуклонный рост импорта мяса и мясной продукции. Например, доля импорта мяса птицы составляет более 51%. В прошлом году он составил более 191 тыс. тонн, тогда как три года назад был чуть более 165 тыс. Последние три года стал расти и объем импорта конины. Так, если в 2016 году импорт конины составлял 900 тонн, то в 2018 году он увеличился в 2,5 раза и составил более 2 тыс. тонн», – привел он официальные данные, отметив, что только за последние пять лет объем господдержки сельского хозяйства вырос в 2 раза и составил 76 млрд тенге.

Но вопреки официальной статистике по республике именно Восточному Казахстану есть чем похвалиться. Так, аким ВКО Даниал Ахметов отметил, что только за последние три года местные молокоперерабатывающие предприятия увеличили свою нагрузку на 70%, более того, по всем показателям в сельском хозяйстве идет рост от 2,5 до 10%. Но не получая должного финансирования, фермеры региона уже вынуждены приостанавливать деятельность своих предприятий, останавливать строительство, а также замораживать свои планы по дальнейшему развитию.

«Приведу пример. Банк, куда мы подавали заявку на кредит для строительства молочно-товарной фермы, видя, что субсидии не выплачиваются, отказывает нам. Бизнес-план рушится. Что остается делать? Резать скот, который уже закуплен и находится в дороге? Или вырезать старое стадо? Ведь животных просто некуда разместить», – говорит «Курсиву» депутат ВК областного маслихата, директор ТОО «Астана бизнес» Фарид Абитаев.

По его словам, сегодня в ВКО ситуация накалена до предела. Люди испытывают серьезные финансовые проблемы, а значит, говорить о дальнейшем росте показателей в сельском хозяйстве преждевременно. К тому же, как рассказала руководитель управления экономики и бюджетного планирования ВКО Сауле Улакова, из возможных для перераспределения 5 млрд тенге из областного бюджета средства на нужды АПК региона не преду­смотрены. Поэтому, как в свою очередь пояснили в управлении сельского хозяйства области, они надеются только на решение республиканской бюджетной комиссии, заседание которой как раз должно состояться на днях.
 

439 просмотров

Как выбрать офис мечты

Три инсайда от основателя консалтинговой компании PFM Solutions Евгения Гриханова

Фото: Shutterstock

Любой бизнес рано или поздно сталкивается с выбором офиса. Этот процесс может быть как приятным, когда компания растет и расширяется, так и не очень, когда компания сокращает свои обороты и ищет офис поменьше.

Когда-то в прошлой сладкой жизни задумываться особо не приходилось: бизнес рос как на дрожжах, а офисы расхватывали как горячие пирожки. Дефицит офисной недвижимости не располагал к выбору – брали то, что давали, платили, сколько просили. 

Сегодня рынок изменился: есть из чего выбрать и есть над чем подумать. По данным ScotHolland | CBRE, вакансия офисных площадей по итогам 2019 года в Алматы составляет 10–15%, в Нур-Султане – около 20%. При этом предложение растет – совсем скоро в Нур-Султане будет введена в эксплуатацию офисная часть «Абу-Даби Плаза», и в этой конкурентной борьбе в выигрыше остается арендатор.

Прагматичный подход к выбору нового офиса своей мечты строится на трех шагах:

Шаг 1.

Определите свои требования к офису: локация, количество рабочих мест и необходимых вспомогательных помещений (кофе-поинт, переговорные и т. п.). Зачастую этому вопросу уделяют мало внимания, но это важно. 

Не ограничивайте себя в локации – пусть у вас будет три-четыре варианта, что позволит в итоге найти баланс по бюджету на аренду и не загонять себя в рамки одной локации и, как следствие, цены. Да и торг всегда уместен, ведь три-четыре варианта – это разные владельцы, и можно получить условия «повкуснее». Условно офисные здания делятся на три категории: A, B, C, которые сильно влияют на цену. Но не идите на поводу у арендодателей, стремящихся повысить класс офиса вместе с ценой, определите собственные критерии классности и приступайте к поиску офиса. 

Обязательно подумайте о сроке аренды – ответ на этот вопрос даст вам дополнительную скидку при долгосрочных отношениях и уверенность в том, что вас не оставят на улице через 11 месяцев.

Если вы маленькая компания, обратите внимание на коворкинги, тогда вам не потребуется думать о кофе-поинте или столовой – как правило, это включено в инфраструктуру общего пользования. А переговорная за дополнительную плату или бесплатно включена в стоимость аренды кабинетов или мест в коворкинге. Коворкинг удобен и в том случае, если у вас много сотрудников, которые не находятся в офисе – тогда вы можете оплачивать рабочие места оператору коворкинга за фактическое использование, что может быть гораздо эффективнее, чем пустующие столы и постоянная оплата аренды за них. 

В итоге у вас должны сформироваться четкие критерии: варианты расположения нового офиса, количество рабочих мест и вспомогательных помещений, готовность/неготовность к ремонту или приобретению мебели и, конечно, срок предполагаемой аренды. 

Шаг 2.

Подберите варианты офисов самостоятельно, например на портале krisha.kz, или с привлечением брокеров.

Если у вас есть секретарь или ответственный за хозяйственную деятельность сотрудник, дайте ему поручение проехать по районам, где вы хотите найти свой офис. Пусть он просмотрит на месте объявления с телефонами или зайдет в отдел аренды в бизнес-центре. 

При работе с брокером обязательно поинтересуйтесь, какие услуги он окажет за ваши деньги. Будет ли он отстаивать ваши интересы и анализировать договор аренды, порекомендует ли внести в договор условие о юридической защите ваших прав как арендатора; сделает ли он расстановку мебели; оценит ли технические возможности и так далее. Многие профессиональные брокеры все это делают, но, увы, их единицы. Очень часто брокеры берут с арендатора деньги за воздух, а с арендодателя – за то, что убедили вас арендовать помещение. 

Шаг 3.

После выбора подходящего офиса внимательно изучите договор и внесите важные условия.

Во-первых, попросите арендодателя дать информацию о мощности предоставляемого электричества и вентиляции с кондиционированием. Если вы планируете делать в офисе ремонт, проконсультируйтесь со специалистами, хватит ли вам этих мощностей. Если ремонт не нужен, пропишите в договоре ответственность арендодателя за климат и стабильную работу электрических сетей. Как правило, если у арендодателя скелет в шкафу, он не готов нести финансовую ответственность за стабильную работу этих систем, значит, вам надо поискать другой офис. Не поленитесь найти нужного специалиста и настоять на соответствующих договорных условиях, и тогда вам не придется кусать локти в душном и жарком офисе. 

Во-вторых, выясните, кто будет отвечать за содержание инженерных систем и нести эксплуатационные расходы. Обычно арендодатель пытается переложить эти затраты на арендатора, в этом случае расчеты помогут вам принять решение, подходит ли вам уровень расходов, и обсудить с собственником снижение арендной ставки. А если эту обязанность берет на себя арендодатель, постарайтесь, чтобы в договоре максимально четко были прописаны действия арендодателя, объемы и сроки.

В-третьих, обратите внимание на коммунальные расходы. Если они включены в арендную плату, пропишите ответственность сторон и смело подписывайте договор аренды. Если же вас просят оплачивать коммунальные расходы, требуйте установку счетчиков, иначе вы, вполне вероятно, будете платить не только за себя, но и за другого дядю. И помните: тариф регулируется государством, и арендодатель не вправе делать наценку, если у него нет лицензии на поставку коммунальных услуг.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif