Перейти к основному содержанию

3292 просмотра

В строящемся районе Шымкента появится СЭЗ

В проект предполагается привлечь $1 млрд

Фото: Shymkent.gov.kz

Как рассказали «Курсиву» в управлении предпринимательства и индустриально-инновационного развития Шымкента, предложение акимата города о создании СЭЗ в строящемся микрорайоне было поддержано премьер-министром страны и профильными ведомствами. Ожидается, что постановление правительства о создании СЭЗ «Shymkent City» будет принято в течение месяца.

Выиграют все

Предполагается, что статус СЭЗ станет притягательным фактором для инвесторов и ускорит процесс возвращения вложенных в возведение микрорайона средств.
 
Режим СЭЗ коснется только сферы строительства и будет действовать до 2030 года – момента предполагаемого завершения всех строительных работ в микрорайоне. По подсчетам управления, строить в режиме СЭЗ будет дешевле как минимум на 20%. 

Как отметил в комментариях «Курсиву» председатель правления АО «СПК «Shymkent» Абильсеит Рабаев, эффект от нового статуса ощутят и другие стороны. «Конечно, прежде всего это станет огромной поддержкой для строительных компаний, ускорит темпы возведения микрорайона, увеличит объем инвестиций. В то же время это может вызвать дальнейшую цепную реакцию, например – повлиять на стоимость самого жилья. То есть экономическую выгоду получат и покупатели недвижимости», – считает Абильсеит Рабаев.

Владелец не всегда инвестор

Ожидается, что режим СЭЗ позволит также сдвинуть с места проблемную ситуацию с владельцами частных земельных участков в микрорайоне, которые, по выражению Абильсеита Рабаева, еще не полностью выступают в качестве инвесторов. Всего на территории «Shymkent City» 14 таких собственников. Вместо продажи земли государству они решили участвовать в плане застройки микрорайона. 

Однако до осуществления заявленных намерений большая часть частников не дошла. И льготы СЭЗ могли бы послужить для них стимулом. Пока же, как констатировал глава СПК, реальное движение есть со стороны только одной компании. 

«Мы со своей стороны и акимат начали принимать меры, чтобы частные инвесторы представили свои концепции и графики реализации планов. Завтра крупные компании будут застраивать свои участки и тогда появится зазор. Этого не должно быть. Мы начнем торопить частных инвесторов, чтобы они либо нашли соинвестора, либо продали эти участки. При негативном сценарии - если стройка с их стороны так и не начнется, будет инициирован процесс изъятия земель», - пояснил спикер позицию местной власти.

Госвклад

Глава СПК подчеркнул, что инвесторам необходимо создать все необходимые условия, в том числе это наличие свободных земельных участков. Что касается инфраструктуры, то она завершена. По данным руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Шымкента Нуркена Бегулиева, в микрорайоне подведены сети электроснабжения протяженностью 31,4 км, водоснабжения - 21,4 км, канализации– 28 км, газоснабжения - 6,9 км, телекоммуникаций и связи – 52 км, также построены автомобильные дороги протяженностью 13,7 км. Общая стоимость этих работ, профинансированных государством, составила более 8 млрд тенге.

За счет бюджета также строится один из 12 кварталов микрорайона, где возводится социальное жилье. По данным городского акимата, в этом квартале площадью в 24,5 га (общая площадь территории «Shymkent City» - 427 га), запланировано строительство 43 объектов общей стоимостью 27 млрд тенге,  в том числе 39 жилых домов. В прошлом году были сданы в эксплуатацию 15 объектов, в том числе 10 арендных жилых домов на 540 квартир площадью 33,7 тыс. кв. м и 4 кредитных жилых дома на 192 квартиры площадью 12,5 тыс. кв. м. В этом году планируется ввести 10 объектов,  в том числе 9 арендных жилых домов на 558 квартир площадью 50,8 тыс. кв. м.

Инвестиционный эффект

Основной упор в проекте сделан на инвесторов. По данным управления предпринимательства, на территории Shymkent City намерены реализовать проекты ТОО «Highvill Kazakhstan» (площадь застройки – около 600 тыс. кв. м, сумма инвестиций – 60 млрд тенге), ТОО «Damdes invest курылыс» (около 60 тыс. кв. м, 15 млрд тенге), ТОО «КонКорСтрой» (около 95 тыс. кв. м, 35 млрд тенге), ТОО «Курылыс Инвест Компании» (98 тыс. кв. м, 75 млрд тенге) и компания Bi Group (162 тыс. кв. м, 20 млрд тенге). 

Стройкомпании намерены возводить не только жилые дома. Например, Highvill Kazakhstan построит парк. А KinderWorld (Сингапур) планирует построить целый образовательный кластер стоимостью около $20 млн. На эти цели им выделят участок площадью 25 га.

Общая предварительная сумма инвестиций в проект сейчас не называется, но ранее говорилось, что в него предполагается привлечь порядка $1 млрд.

В Казахстане уже есть пример создания экономической зоны в жилом микрорайоне – СЭЗ «Астана – новый город» на левом берегу Ишима. Одной из ее целей было определено ускоренное строительство нового административно-делового центра столицы. 

Напомним, сегодня в РК действуют 12 СЭЗ. По данным МИИР, в них было запущено 183 проекта, в том числе 46 с участием иностранного капитала. Бюджетные затраты на строительство инфраструктуры всех СЭЗ составили более 314 млрд тенге, а инвестиций было привлечено около 910 млрд.

2192 просмотра

В каком направлении будет развиваться молочное производство Казахстана

Прогноз на ближайшие пять лет

Фото: Shutterstock

В 2020 году Казахстан должен был перейти на новый регламент оценки качества молока. Однако под самый занавес прошлого года решением совета ЕАЭС переход отложили на пять лет. 

Это не значит, что казахстанское молоко некачественное – оно соответствует всем стандартам Евразийского экономического союза, кроме микробиологических. Но чтобы решить эти микробиологические проблемы, молочной промышленности надо серьезно перестроиться на мак­роэкономическом уровне.

Планки качества достичь не удалось

Конец 2019 года для молочного рынка страны выдался нервным. 31 декабря истекал срок, после которого молокозаводы должны были начать принимать для переработки сырое молоко единого высокого качества. Такие правила диктует Технический регламент Таможенного союза 033-2013, регулирующий безопасность молочных продуктов в ЕАЭС. 

Согласно этому регламенту молоко не может делиться на сорта по качеству. Любое молоко, попадающее на переработку, должно быть полностью безопасным для человека. Казахстану для достижения этой качественной планки осталось отрегулировать содержание в молоке микробов, бактерий и соматических клеток – следов болезни животного. Для этого надо обеспечить высокий уровень санитарно-гигиенического контроля за всеми молочными фермами, а это оказалось непросто из-за особенностей устройства производственной молочной базы страны.

Главный на рынке – мелкий производитель

Рынок молока, по оценке Молочного союза Казахстана, составляет 5 млн т. Из них только 1 млн т является товарным молоком, то есть годным к переработке. Около 78% такого молока дают мелкие крестьянские хозяйства, остальное приходится на долю специализированных ферм. 

По данным Министерства сельского хозяйства РК, сейчас в республике переработкой молока занимаются 164 предприятия. 35 молокозаводов имеют собственные молочно-товарные фермы и не зависят от поставщиков. Остальные 129 заводов (а это 80%) покупают сырье на открытом рынке. 

Совокупная мощность переработки заводов составляет около 2 млн т сырья в год, фактически заводы загружены наполовину. Зимой же из-за дефицита сырья загрузка падает до 20%, из-за чего некоторые заводы даже закрываются. 

Гульмира Исаева, вице-министр министерства сельского хозяйства, приводит такие данные: в 2018 году из переработанных на заводах объемов лишь 337 тыс. т сырого молока поступило от организованных сельхозпредприятий. Еще 606 тыс. т молока заводы купили у 84 тыс. домашних хозяйств. 

Мелкое производство неконкурентоспособно

Доминирующее положение мелких производителей на молочном рынке Казахстана и стало причиной, по которой внедрение более серьезного качественного регламента перенесено на пять лет. Это уже не первая отсрочка: стандарт товарного молока ЕАЭС внедрен в 2013 году, когда соответствовать ему могла только Белоруссия – в этой республике доля мелких хозяйств в молочной отрасли всего 5%. 

В России ситуация была схожей с нашей – там организованные хозяйства не обеспечивали и пятой части рынка, что отражалось на качестве продукта. И только в прошлом году Минсельхоз России констатировал небольшое преобладание продукции крупных хозяйств в общем объеме производства. Далее, по прогнозам, мелкие российские производители будут уступать по 2,5% рынка ежегодно.

Мелкое производство молока неконкурентоспособно по простой причине: материальная база таких хозяйств устарела, а доходы не позволяют модернизироваться. По данным Исаевой, средний месячный заработок мелкой семейной фермы составляет 60 тыс. тенге. Очевидно, что доход такого уровня не позволяет вести полноценную ветеринарную или племенную работу или даже просто вкладывать средства в улучшение рациона питания коров. Но это те самые задачи, от решения которых зависит качество молока. 

Каким путем пойдет молочный рынок 

Динмухамед Айсаутов, эксперт Молочного союза Казахстана, отмечает, что эволюция молочного рынка не бывает быстрой. Он приводит пример Хорватии, которая потратила 15 лет, прежде чем выполнила требования Европейского союза. За этот срок в этой стране 65 тыс. мелких ферм преобразовались в 6 тыс. организованных молочных предприятий. 

Именно опыт Хорватии лег в основу «Дорожной карты развития молочной отрасли РК». Документ разработал Молочный союз Казахстана при участии ФАО ООН и Евразийского банка реконструкции и развития. В середине 2019 года план принят Министерством сельского хозяйства, но внедрить его за полгода было немыслимо, зато в пятилетний цикл отсрочки техрегламента страна входит с ясным планом развития.  

Одна из основных обозначенных в документе задач – обеспечение качественного ветеринарного контроля. Планируется создание электронной ветеринарной карты, где в режиме онлайн будет отражаться проведение плановых мероприятий. Осталось решить кадровый вопрос – сейчас, по данным минсельхоза, ветеринарные службы страны испытывают дефицит специалистов: свободно 820 вакансий. 

Запланированы широкие образовательные курсы для работников молочного рынка – компетенции и профессиональные навыки мелких производителей оставляют желать лучшего. Школы фермеров – обычное дело в Европе и в России. В Казахстане их проводили крупные переработчики молока, заинтересованные в качестве сырья, теперь эта практика переводится в обязательную часть государственной политики. 

Результатом должен стать планомерный рост доли молока, соответствующий Техрегламенту 033-2013. «Дорожная карта» прогнозирует, что в 2020 году производство молока «по нормам ЕАЭС» составит 36 тыс. т, в 2021-м – 105 тыс. т, в 2022-м – 210 тыс. т, в 2023-м – 350 тыс. т и в 2024 году – 500 тыс. т.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance