Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1992 просмотра

В отчетах ДГД ЗКО и Пограничной службы КНБ нашли большие расхождения

Скандал разгорелся из-за разночтений норм экспортного мониторинга на границе с Россией

Фото: Автора

Информацию о расхождениях распространило 18 сентября Агентство по противодействию коррупции. Вопросы к ДГД у антикоррупционщиков возникли из-за заниженного числа фур, прошедших погранпост «Сырым». Налоговики сразу опровергли коррупционную подоплеку расхождений, а в соцсетях сообщение вызывало большой резонанс. 

Антикоррупционная служба выступила с критикой ДГД ЗКО 17 сентября, на совещании, где обсуждали завершение уголовных дел в отношении трех налоговиков – сотрудников управления экспортного контроля. Как уже сообщал «Курсив», их обвиняют в получении взяток от водителей большегрузов, пересекавших пост «Сырым» в начале года. Сейчас дело передано в прокуратуру, дальше судебное расследование продолжит суд района Байтерек – на его территории находится пограничный автопереход «Сырым».  

В пресс-релизе, который был распространен сразу после совещания, антикоррупционная служба в частности сообщила: «… анализом установлены явные расхождения в статистической отчетности Пограничной службы КНБ и ДГД. Так, по сведениям Погранслужбы, в период с апреля по июнь 2019 года через пропускной пункт «Сырым» проехало 55 618 грузовых автомашин, а по данным ДГД – 23 008, т. е. на 32 610 автомашин меньше. …От официальных разъяснений руководство ДГД воздержалось. Следует отметить, что (подобная) непрозрачность является одним из условий коррупционных правонарушений…».  

«Расхождения в цифрах выявили в ходе уголовного расследования по факту получения взяток сотрудниками ДГД. После того, как эта информация попала в соцсети, департамент госдоходов начал шевелиться. Надеемся, они внесут ясность в этот вопрос», – сообщил в эксклюзивных комментариях «Курсиву» заместитель руководителя антикоррупционной службы по ЗКО Нурдаулет Самет.

По его мнению, недоработанный формат экспортного мониторинга на границе создает коррупционные риски, становится причиной пробок на границе. 

В свою очередь, в департаменте госдоходов ЗКО очень удивились претензиям антикоррупционной службы.   

«Мы действительно не учитываем весь грузовой транспорт, который пересекает нашу границу. Регистрируются только те фуры, которые передвигаются по странам ЕАЭС. Потому что большие потери по НДС идут именно в процессе коммерческой деятельности между этими странами. Тех, кто едет транзитом через Казахстан, мы в мониторинг не включаем. Например, большегруз может ехать с Самары до Саратова через Уральск. Экспортному контролю этот товар не интересен. Мы НДС с него не получаем. При этом Пограничная служба КНБ регистрирует абсолютно весь грузовой транспорт», – ответили на критику в пресс-службе ДГД ЗКО.

Там также уточнили: возможно, контроль над транзитным транспортом в будущем тоже включат в экспортный мониторинг.

«Тут есть проблемы. По документам, конечный получатель груза, например, находится в Таджикистане или России, но водители этой категории транспорта часть товара сбрасывают на территории Казахстана, не заплатив НДС. Мы уже ведем работу по отслеживанию таких большегрузов», – уточнила сотрудница департамента Айман Куанова.

В ходе мониторинга ДГД также не регистрирует транспорт, следующий из «третьих» стран, не входящих в список ЕАЭС, а также пустой грузовой транспорт, сообщили в пресс-службе департамента. А к критике отнеслись с юмором: нет худа без добра – это заставляет налоговиков применять новые меры контроля над проезжающим транспортом. К примеру, сотрудников экспортного контроля снабдили нагрудными регистраторами, а также планшетами для проверки базы данных предпринимателей, чьи фуры стоят в очереди на погранпост.  

«Сейчас внедряем проект установки онлайн-видеорегистратора на шлагбауме. Так точно будем знать, сколько фур проехало и выехало с поста. Это исключит коррупционные риски. К тому же в приложениях Whatsapp и Telegram департамент создал чаты, к которым присоединились водители большегрузов всех стран. Каждое утро ДГД сообщает: сколько фур находятся на том или ином пограничном переходе – их в ЗКО шесть. Таким образом, водители могут корректировать свой маршрут», – добавила Куанова.

Тем временем в антикоррупционной службе от ДГД ЗКО все равно ждут официальных объяснений.

«В курсе, что налоговики на границе регистрируют только транспорт, следующий в страны ЕАЭС. Мы сделали свой вывод и предоставили ДГД возможность провести служебное расследование. Ждем официальных разъяснений», – сказал Нурдаулет Самет.


1157 просмотров

Бизнесменам не нужны убыточные коммунальные предприятия Балхаша

На их реабилитацию потребуются миллиарды тенге

Фото: Shutterstock

По мнению чиновников, коммунальные предприятия, снабжающие жителей Балхаша водой и теплом, непривлекательны для инвесторов. Так ли это на самом деле, выяснял «Курсив». 

Акимату Балхаша подчиняются три убыточных коммунальных госпредприятия (КГП): «Балхаш Су», «Су жылу транс» и «Балхашэнерго». Работы и услуги, не входящие в их тарифную смету, субсидируются из бюджета, чтобы тариф был финансово устойчивым и не возникло социальной напряженности. 

«Без субсидирования данных статей затрат стоимость коммунальных услуг была бы в несколько раз выше. 70% инженерных сетей города имеют большой износ. То есть расходы по содержанию предприятий несопоставимы с их доходами», – поясняет руководитель отдела ЖКХ Айрат Карамурзин.  

Подведомственные акимату организации являются не только убыточными, но и проблемными. КГП «Балхаш Су» и КГП «Су Жылу Транс» находятся в сложном финансовом положении, КГП «Балхашэнерго» – на реабилитации. 

Братья-близнецы

КГП «Балхаш су» снабжает население питьевой водой, а также отводит канализационные воды. На протяжении нескольких лет предприятие работает в убыток. В прошлом году на его поддержку из областного бюджета выделили 200 млн тенге, в этом – 184 млн тенге.  
 
По данным департамента регулирования естественных монополий Карагандинской области, неисполнение тарифных смет КГП «Балхаш Су» в 2017 году причинило ущерб потребителям в размере 282 млн тенге. Для его возмещения был введен компенсирующий тариф. На днях бывшего директора предприятия Талгата Ежибаева осудили на 3,5 года ограничения свободы за злоупотребление должностными полномочиями. Согласно материалам уголовного дела, он подделал документы, чтобы формально исполнить тарифную смету. Ущерб государству составил 123 млн тенге. 
 
Кроме того, КГП «Балхаш Су» задолжало своим работникам 46 млн тенге. Они не получали заработную плату два летних месяца – июль и август. Выяснилось, что счета государственного предприятия арестованы с июля 2019 года из-за долга перед поставщиком электроэнергии ТОО «КазЭнергоЦентр» в размере 460 млн тенге. 

Как пояснил г-н Карамурзин, предприятие не смогло выплатить данную сумму по причине сложной финансовой ситуации, в которой оказалось после введения компенсирующего тарифа. В связи с этим на его счета наложили арест, который уже сняли. Сейчас организация выходит на стабильный режим работы. Она рассчиталась с сотрудниками за июль, в то время как августовские зарплаты выплачивает по мере поступления средств на свой счет. 
 
Интересно, что дела КГП «Су Жылу Транс», поставляющего населению тепло и горячую воду, идут по похожему сценарию, с той лишь разницей, что оно еще не задерживало зарплаты сотрудникам. Организация тоже не исполняла тарифные сметы, причинив потребителям чуть меньший ущерб – 201 млн тенге. Сейчас бывшего руководителя организации Бейсембека Сармантаева обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, а именно в заключении фиктивных договоров с поставщиками на сайте госзакупок. 

В отношении КГП «Су Жылу Транс» департамент по регулированию естественных монополий Карагандинской области собирался ввести компенсирующий тариф. Однако в последний момент поменял решение, заменив его на более высокий тариф в качестве чрезвычайной регулирующей меры. Причиной послужило увеличение стоимости приобретаемой тепловой энергии у Балхашской ТЭЦ ТОО «Казахмыс Энерджи».

Фактическое повышение цен монополист произвел раньше на полтора месяца, чем предписывал антимонопольный орган. С 1 августа он увеличил тариф на горячую воду почти вдвое – со 136 тенге за куб. м до 262 тенге за куб. м. Сейчас по данному факту проводит расследование департамент. 

Вместе с тем КГП «Су Жылу Транс» задолжало ТОО «Kazakhmys Energy» 765 млн тенге, что почти вдвое больше по сравнению с долгами КГП «Балхаш Су» перед ТОО «Каз­ЭнергоЦентр». 

Предприятие также получает дополнительную поддержку от государства. В 2018 году из областного бюджета ему выделили 234 млн тенге, в 2019-м – 234 млн тенге.

Бездонный колодец 

Несколько лет назад в Казахстане началась оптимизация подведомственных организаций госорганам. В «Комплексный» план приватизации на 2016-2020 годы» вошли 780 объектов, из балхашских КГП в их числе оказалось только «Балхаш Энерго», которое до 2022 года будет проходить процедуру реабилитации.  

По словам Айрата Карамурзина, акимат не выставляет КГП «Балхаш Су» и КГП «Су Жылу Транс» на торги ввиду их инвестиционной непривлекательности. К примеру, для организации нормального водоснабжения на ремонт городских сетей, водозаборных и очистных сооружений, а также водовода поселка Саяк необходимо потратить 24,7 млрд тенге.

Юрист Ирина Фурсова полагает, что нежелание акимата передавать предприятия в частные руки может иметь другое объяснение.  
«С 2009 года департамент по регулированию естественных монополий утверждает инвестиционные программы для реконструкции коммунальных сетей. В числе прочих такой возможностью воспользовались ТОО «Караганды Су», ТОО «Теп­лотранзит Караганда», ТОО «Караганды Жарык». Балхашские КГП тоже могли бы проводить инвестиционные программы и через тариф получать деньги на реконструкцию коммунальных сетей. Почему акимат этого не сделал? Вероятно, ему выгодно брать субсидии из бюджета, совершенно не беспокоясь о модернизации этих сетей», – рассуждает правовед.
 
По мнению вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей РК Тимура Назханова, установленная еще в советские годы система функционирования КГП в настоящее время не работает, поэтому необходима полная перестройка. 

«Общественность не допускается к реальным расходам и доходам этих предприятий. Они фактически закрытые. Система такая, что все нужно кардинально менять. Иначе так и будет бездонный колодец, куда уходят деньги налогоплательщиков», – отметил г-н Назханов.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций