Перейти к основному содержанию

1 просмотр

В отчетах ДГД ЗКО и Пограничной службы КНБ нашли большие расхождения

Скандал разгорелся из-за разночтений норм экспортного мониторинга на границе с Россией

Фото: Автора

Информацию о расхождениях распространило 18 сентября Агентство по противодействию коррупции. Вопросы к ДГД у антикоррупционщиков возникли из-за заниженного числа фур, прошедших погранпост «Сырым». Налоговики сразу опровергли коррупционную подоплеку расхождений, а в соцсетях сообщение вызывало большой резонанс. 

Антикоррупционная служба выступила с критикой ДГД ЗКО 17 сентября, на совещании, где обсуждали завершение уголовных дел в отношении трех налоговиков – сотрудников управления экспортного контроля. Как уже сообщал «Курсив», их обвиняют в получении взяток от водителей большегрузов, пересекавших пост «Сырым» в начале года. Сейчас дело передано в прокуратуру, дальше судебное расследование продолжит суд района Байтерек – на его территории находится пограничный автопереход «Сырым».  

В пресс-релизе, который был распространен сразу после совещания, антикоррупционная служба в частности сообщила: «… анализом установлены явные расхождения в статистической отчетности Пограничной службы КНБ и ДГД. Так, по сведениям Погранслужбы, в период с апреля по июнь 2019 года через пропускной пункт «Сырым» проехало 55 618 грузовых автомашин, а по данным ДГД – 23 008, т. е. на 32 610 автомашин меньше. …От официальных разъяснений руководство ДГД воздержалось. Следует отметить, что (подобная) непрозрачность является одним из условий коррупционных правонарушений…».  

«Расхождения в цифрах выявили в ходе уголовного расследования по факту получения взяток сотрудниками ДГД. После того, как эта информация попала в соцсети, департамент госдоходов начал шевелиться. Надеемся, они внесут ясность в этот вопрос», – сообщил в эксклюзивных комментариях «Курсиву» заместитель руководителя антикоррупционной службы по ЗКО Нурдаулет Самет.

По его мнению, недоработанный формат экспортного мониторинга на границе создает коррупционные риски, становится причиной пробок на границе. 

В свою очередь, в департаменте госдоходов ЗКО очень удивились претензиям антикоррупционной службы.   

«Мы действительно не учитываем весь грузовой транспорт, который пересекает нашу границу. Регистрируются только те фуры, которые передвигаются по странам ЕАЭС. Потому что большие потери по НДС идут именно в процессе коммерческой деятельности между этими странами. Тех, кто едет транзитом через Казахстан, мы в мониторинг не включаем. Например, большегруз может ехать с Самары до Саратова через Уральск. Экспортному контролю этот товар не интересен. Мы НДС с него не получаем. При этом Пограничная служба КНБ регистрирует абсолютно весь грузовой транспорт», – ответили на критику в пресс-службе ДГД ЗКО.

Там также уточнили: возможно, контроль над транзитным транспортом в будущем тоже включат в экспортный мониторинг.

«Тут есть проблемы. По документам, конечный получатель груза, например, находится в Таджикистане или России, но водители этой категории транспорта часть товара сбрасывают на территории Казахстана, не заплатив НДС. Мы уже ведем работу по отслеживанию таких большегрузов», – уточнила сотрудница департамента Айман Куанова.

В ходе мониторинга ДГД также не регистрирует транспорт, следующий из «третьих» стран, не входящих в список ЕАЭС, а также пустой грузовой транспорт, сообщили в пресс-службе департамента. А к критике отнеслись с юмором: нет худа без добра – это заставляет налоговиков применять новые меры контроля над проезжающим транспортом. К примеру, сотрудников экспортного контроля снабдили нагрудными регистраторами, а также планшетами для проверки базы данных предпринимателей, чьи фуры стоят в очереди на погранпост.  

«Сейчас внедряем проект установки онлайн-видеорегистратора на шлагбауме. Так точно будем знать, сколько фур проехало и выехало с поста. Это исключит коррупционные риски. К тому же в приложениях Whatsapp и Telegram департамент создал чаты, к которым присоединились водители большегрузов всех стран. Каждое утро ДГД сообщает: сколько фур находятся на том или ином пограничном переходе – их в ЗКО шесть. Таким образом, водители могут корректировать свой маршрут», – добавила Куанова.

Тем временем в антикоррупционной службе от ДГД ЗКО все равно ждут официальных объяснений.

«В курсе, что налоговики на границе регистрируют только транспорт, следующий в страны ЕАЭС. Мы сделали свой вывод и предоставили ДГД возможность провести служебное расследование. Ждем официальных разъяснений», – сказал Нурдаулет Самет.

442 просмотра

Как выбрать офис мечты

Три инсайда от основателя консалтинговой компании PFM Solutions Евгения Гриханова

Фото: Shutterstock

Любой бизнес рано или поздно сталкивается с выбором офиса. Этот процесс может быть как приятным, когда компания растет и расширяется, так и не очень, когда компания сокращает свои обороты и ищет офис поменьше.

Когда-то в прошлой сладкой жизни задумываться особо не приходилось: бизнес рос как на дрожжах, а офисы расхватывали как горячие пирожки. Дефицит офисной недвижимости не располагал к выбору – брали то, что давали, платили, сколько просили. 

Сегодня рынок изменился: есть из чего выбрать и есть над чем подумать. По данным ScotHolland | CBRE, вакансия офисных площадей по итогам 2019 года в Алматы составляет 10–15%, в Нур-Султане – около 20%. При этом предложение растет – совсем скоро в Нур-Султане будет введена в эксплуатацию офисная часть «Абу-Даби Плаза», и в этой конкурентной борьбе в выигрыше остается арендатор.

Прагматичный подход к выбору нового офиса своей мечты строится на трех шагах:

Шаг 1.

Определите свои требования к офису: локация, количество рабочих мест и необходимых вспомогательных помещений (кофе-поинт, переговорные и т. п.). Зачастую этому вопросу уделяют мало внимания, но это важно. 

Не ограничивайте себя в локации – пусть у вас будет три-четыре варианта, что позволит в итоге найти баланс по бюджету на аренду и не загонять себя в рамки одной локации и, как следствие, цены. Да и торг всегда уместен, ведь три-четыре варианта – это разные владельцы, и можно получить условия «повкуснее». Условно офисные здания делятся на три категории: A, B, C, которые сильно влияют на цену. Но не идите на поводу у арендодателей, стремящихся повысить класс офиса вместе с ценой, определите собственные критерии классности и приступайте к поиску офиса. 

Обязательно подумайте о сроке аренды – ответ на этот вопрос даст вам дополнительную скидку при долгосрочных отношениях и уверенность в том, что вас не оставят на улице через 11 месяцев.

Если вы маленькая компания, обратите внимание на коворкинги, тогда вам не потребуется думать о кофе-поинте или столовой – как правило, это включено в инфраструктуру общего пользования. А переговорная за дополнительную плату или бесплатно включена в стоимость аренды кабинетов или мест в коворкинге. Коворкинг удобен и в том случае, если у вас много сотрудников, которые не находятся в офисе – тогда вы можете оплачивать рабочие места оператору коворкинга за фактическое использование, что может быть гораздо эффективнее, чем пустующие столы и постоянная оплата аренды за них. 

В итоге у вас должны сформироваться четкие критерии: варианты расположения нового офиса, количество рабочих мест и вспомогательных помещений, готовность/неготовность к ремонту или приобретению мебели и, конечно, срок предполагаемой аренды. 

Шаг 2.

Подберите варианты офисов самостоятельно, например на портале krisha.kz, или с привлечением брокеров.

Если у вас есть секретарь или ответственный за хозяйственную деятельность сотрудник, дайте ему поручение проехать по районам, где вы хотите найти свой офис. Пусть он просмотрит на месте объявления с телефонами или зайдет в отдел аренды в бизнес-центре. 

При работе с брокером обязательно поинтересуйтесь, какие услуги он окажет за ваши деньги. Будет ли он отстаивать ваши интересы и анализировать договор аренды, порекомендует ли внести в договор условие о юридической защите ваших прав как арендатора; сделает ли он расстановку мебели; оценит ли технические возможности и так далее. Многие профессиональные брокеры все это делают, но, увы, их единицы. Очень часто брокеры берут с арендатора деньги за воздух, а с арендодателя – за то, что убедили вас арендовать помещение. 

Шаг 3.

После выбора подходящего офиса внимательно изучите договор и внесите важные условия.

Во-первых, попросите арендодателя дать информацию о мощности предоставляемого электричества и вентиляции с кондиционированием. Если вы планируете делать в офисе ремонт, проконсультируйтесь со специалистами, хватит ли вам этих мощностей. Если ремонт не нужен, пропишите в договоре ответственность арендодателя за климат и стабильную работу электрических сетей. Как правило, если у арендодателя скелет в шкафу, он не готов нести финансовую ответственность за стабильную работу этих систем, значит, вам надо поискать другой офис. Не поленитесь найти нужного специалиста и настоять на соответствующих договорных условиях, и тогда вам не придется кусать локти в душном и жарком офисе. 

Во-вторых, выясните, кто будет отвечать за содержание инженерных систем и нести эксплуатационные расходы. Обычно арендодатель пытается переложить эти затраты на арендатора, в этом случае расчеты помогут вам принять решение, подходит ли вам уровень расходов, и обсудить с собственником снижение арендной ставки. А если эту обязанность берет на себя арендодатель, постарайтесь, чтобы в договоре максимально четко были прописаны действия арендодателя, объемы и сроки.

В-третьих, обратите внимание на коммунальные расходы. Если они включены в арендную плату, пропишите ответственность сторон и смело подписывайте договор аренды. Если же вас просят оплачивать коммунальные расходы, требуйте установку счетчиков, иначе вы, вполне вероятно, будете платить не только за себя, но и за другого дядю. И помните: тариф регулируется государством, и арендодатель не вправе делать наценку, если у него нет лицензии на поставку коммунальных услуг.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif