915 просмотров

В Атырау доля местного содержания в закупках госорганов составила всего 13%

Больше всех «пострадали» предприятия мебельной отрасли

Фото: Shutterstock.com

Палата предпринимателей Атырауской области проводит мониторинг закупок товаров, работ и услуг предприятиями региона и местными исполнительными органами, передает корреспондент Kursiv.kz.

В 2018 году, к примеру, общий объем закупки товаров, работ и услуг по региону составил 5,4 трлн тенге. Из них доля местного содержания равна 40%, или 2,2 трлн тенге.

«При этом объем закупок государственных органов превысил 214 миллиардов тенге, из которых доля местного содержания составила 27,3 миллиардов тенге, или 13%», – сообщил на минувшей неделе на заседании Регионального совета директор Палаты предпринимателей Атырауской области Абдулла Идресов.

В частности, местные государственные органы закупили продукции легкой промышленности на 1,2 млрд тенге, где доля товаров отечественных производителей составила всего 12,6 млн тенге, или 1,3%. Мебели закупили власти на 600 млн тенге, а у местных поставщиков ее приобрели всего на 800 тыс. тенге (0,13%). Из местных товаров более всего госорганы потратились на приобретение продукции пищевой промышленности – 873 млн тенге. То есть более 91% из суммы в размере 958 млн тенге, израсходованных на еду.

При этом местными исполнительными органами за восемь месяцев текущего года было запланировано приобрести товаров пищевой промышленности почти на 539 млн тенге, а фактически приобретено на 267,6 млн тенге. Продукции мебельной отрасли планировалось закупить на 95,3 млн тенге, фактически куплено на 21,4 млн тенге. Товаров легкой промышленности планировали приобрести на сумму свыше 108 млн тенге, на самом деле закупили на 69,4 млн тенге.

banner_wsj.gif

3649 просмотров

В Казахстане торговые центры ожидают к осени оттока арендаторов

Прогнозируется, что последствия кризиса для ретейлеров еще впереди

Фото: Офелия Жакаева

Двухмесячный карантин практически не проредил ряды арендаторов торговых площадей в казахстанских торговых центрах. Но девелоперы настроены не слишком оптимистично и прогнозируют, что главные последствия кризиса для ретейлеров еще впереди.

С 25 мая арендаторы ТРЦ открыли двери своих офлайн-магазинов и начали торговлю, пытаясь наверстать месяцы простоя. Девелоперы сообщают, что потерь среди арендаторов торговых центров практически нет.

«Несмотря на сложнейший период на рынке ретейла, на данный момент мы существенного оттока арендаторов не видим ни в своих центрах, ни в других проектах на рынке», – комментирует ситуацию директор по управлению торговыми активами компании, управляющей несколькими ТРЦ в Алматы и Нур-Султане, Шахида Садырова.

Слабым звеном оказались единичные мелкие арендаторы, которые не успели закупить летние коллекции перед объявлением режима ЧП. Так, молл «Апорт» из 272 арендаторов покинули 9 небольших индивидуальных предпринимателей. ТРЦ «Спутник» не досчитался двух-трех арендаторов. В то же время в молле «Апорт» за первый месяц работы после локдауна открыли свои магазины десять новых брендов, кроме того, открылся бар «Пинта», который занял сразу 900 кв. м. Готовится к открытию McDonald’s с McCafe, Marwin&Меломан и еще несколько брендов, сообщает один из основателей и совладелец моллов «Апорт» Дмитрий Ревин.

В «Достык Плаза», по данным директора департамента аренды Марины Шишкиной, открылись новые бутики по продаже ювелирных изделий, парфюмерии, товаров для детей. Девелоперы отмечают, что период локдауна повысил спрос на домашний текстиль, товары для творчества, книги, настольные и семейные игры. Однако владельцы и управляющие торговыми центрами не спешат радоваться, полагая, что последствия текущего кризиса отрасль почувствует к осени. К этому времени рынок могут покинуть в первую очередь непрофессиональные и несетевые игроки, у которых нет достаточной ликвидности для поддержания товарооборота.

«В ситуации неопределённости игроки на рынке зачастую не готовы принимать сложные для себя и судьбоносные решения. Мы прогнозируем существенный отток арендаторов, которые завершат свою историю на рынке после летнего сезона. Те арендаторы, которым не удалось договориться на особые льготные условия аренды, не смогут вовремя и в полном объёме заказать осенние коллекции и полноценно торговать на рынке», – объясняет Садырова.

«Осенью возможны изменения, когда мы почувствуем результаты карантина и остановки экономики», – соглашается с коллегой управляющий ТРЦ «Спутник» Ержан Уразбаев.

При ограничении доступа к офлайн-магазинам сложно будет удержаться на плаву и тем игрокам, кто не смог наладить онлайн-торговлю.

«Игроки, вовремя инвестировавшие в эффективные инструменты онлайн-продаж, сегодня окажутся в приоритете и будут иметь больше шансов на безболезненный выход из посткарантинного периода», – считает Садырова.

Чтобы минимизировать потери и сохранить вакантность на приемлемом уровне, девелоперы разрабатывают для арендаторов льготные схемы арендных платежей с разными сценариями.

Среди самых распространенных: скидки и отложенные платежи, равномерно распределенные на посткарантинный период, либо единовременные платежи в конце 2020-го – начале 2021 года.

 

*Материал подготовлен при поддержке Colliers International Kazakhstan
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg