Перейти к основному содержанию

2743 просмотра

Сагинтаев рассказал об «алматинской мечте»

И обратился к бизнесменам

Фото: Олег Спивак

Аким Алматы Бакытжан Сагинтаев, выступая на Kazakhstan Growth Forum 2019, рассказал об «алматинской мечте» и призвал бизнесменов к сотрудничеству и инвестициям в крупнейший город Казахстана. 

По его словам, в мегаполисе можно создать лучшую центрально-азиатскую систему социальных лифтов для предпринимателей, специалистов в технологиях, менеджменте, образовании. 

«Чтобы именно в Алматы реализовалась "алматинская мечта". Провожу аналогию с "американской мечтой". Моя позиция состоит в следующем: обеспечить высокие стандарты жизни алматинцев во всех районах мегаполиса вне зависимости от места проживания», - считает глава города.

Сагинтаев также сообщил, что «нижние» районы нуждаются в капиталовложениях. Условно местные власти разделили эту часть мегаполиса на шесть зон: новый городской центр Downtown, Северные Ворота, Восточные Ворота, Западные Ворота, Южные Ворота, СЭЗ ПИТ «Алатау». 

«В этих зонах будет сосредоточена большая часть прироста населения. Предстоит создать порядка 620 тысяч рабочих мест. Здесь развернется масштабное жилищное строительство, потребуются объекты социальной инфраструктуры и торговли, откроются большие возможности для бизнеса», - объяснил аким. 

Он сообщил, что уже в октябре предприниматели и горожане смогут ознакомиться с концепт-планом «Новый Алматы». Проект рассчитан на три года. 

«Во-первых, водоснабжение, наружное освещение, строительство и ремонт дорог, удобный общественный транспорт. Во-вторых, масштабное обновление жилищного фонда Алматы, системное и поэтапное решение вопроса ветхого жилья. По жилью - оценочно понадобится дополнительно 9,4 миллионов квадратных метров, то есть каждый год нужно вводить почти 1,6 миллион квадратных метров», - отметил глава города.

Градоначальник сообщил, что Алматы может демонстрировать экономический рост не менее 5% в год. «Для покрытия дефицита и обеспечения новых потребностей быстрорастущего мегаполиса, потребуется в разы увеличить инвестиции, в том числе за счет ГЧП и других механизмов привлечения частного сектора. Здесь "точки роста", огромное поле для участия бизнеса, хорошие возможности для нашего партнерства», - заверил он.

690 просмотров

Как в Казахстане развивается социальное предпринимательство

Официальной статистики по этому виду бизнеса в республике пока нет

Фото: Shutterstock

Социальными предпринимателями принято называть тех людей, чей бизнес в первую очередь нацелен на решение (в крайнем случае – смягчение) актуальных социальных проблем. Доходы от такого бизнеса позволяют компании быть устойчивой и продолжать свою полезную для общества и в то же время помогающую зарабатывать деятельность.

Идеи и люди

Несколько примеров из казахстанской практики социального предпринимательства. Бывший детдомовец Геннадий Франк создал социальное предприятие «Шанырак» – единственный в стране фонд помощи выпускникам детских домов, где последних не только обучают ремеслу и находят им работу, но и помогают открыть свой бизнес. На базе предприятия действуют школа производственного обучения, школа индивидуального предпринимательства и кадровое агентство.

Ерлан Кумискалиев открыл Центр «Атырау. Маленькая страна» – первый центр для реабилитации детей с ограниченными возможностями с помощью иппотерапии, другими словами – верховой езды. Центр также занимается реабилитацией детей с повреждениями головного мозга с использованием методов канистерапии (реабилитации с помощью собак) и работает над созданием собственной методики реабилитации детей с неврологическими патологиями.

Социальное кафе Kunde основал в столице Маулен Ахметов, в этом кафе работают люди с особенностями ментального развития.

Интернет-магазин Invamade продает хэндмейд-изделия, сделанные людьми с особыми потребностями и представителями социально уязвимых слоев населения. Основатель проекта Айжан Халилова не просто продает изготовленные ими игрушки, украшения и сувениры, но и, как настоящий предприниматель, старается повысить эффективность этого бизнеса и привлечь еще больше покупателей – например, приглашая к сотрудничеству дизайнеров, чтобы те предоставляли идеи, а мастера Invamade эти идеи реализовывали, создавая в итоге по-настоящему дизайнерские изделия.

Как становятся социальными предпринимателями

Цель социального предпринимателя – решение социальной проблемы, а не извлечение прибыли. Нередко такой бизнес вырастает из попыток человека решить проблему, которая оказалась важна непосредственно для него самого. Из числа таких предпринимателей – Турганжан Касымов, директор компании «Жолын болсын, балакай». Компания занимается установкой мобильных пандусов в Алматы. Вопрос стал актуален для самого Касымова после того, как в его семье появился ребенок – тогда будущий социальный предприниматель и осознал масштаб проблемы. Поднимать коляску по лестницам, часто узким и плохо освещенным, было тяжело не только супруге Турганжана Касымова, но и ему самому. Проблему основатель «Жолын болсын, балакай» решил созданием своей версии откидного пандуса – это раздвижная конструкция, которая крепится на стену и раскладывается на ступени только в момент использования. Применение нестандартных и инновационных решений – еще один признак социального предпринимательства.

Новая история

Организации, которые решают социальные задачи и при этом используют коммерческие услуги или выпуск продукции в качестве модели для обеспечения финансовой устойчивости деятельности, в Казахстане появились в середине 2000-х. Тогда коммерческие направления своей деятельности создали многие НПО.

Вторая волна развития социального предпринимательства пришлась на начало 2010-х – тогда уже появились тематические форумы и конференции, где происходил обмен опытом. Программы поддержки социальных предпринимателей и образовательные программы для них же начали проводить такие компании и организации, как «Шеврон», Alma U, Ассоциация развития гражданского общества, Фонд Евразия Центральной Азии, Британский Совет в Казахстане.

Определение социального предпринимательства в Казахстане пока не закреплено, нет и закона о социальном предпринимательстве. Но фокус на выявление и поддержку социальных предпринимателей уже сделан как общественными организациями, в том числе международными, так и госструктурами. Например, в 2019 году МИОР РК совместно с корпоративным фондом Impact Hub Almaty провели первую республиканскую премию Ozgeris ustasy. 15 ее победителей получили гранты на 500 тыс. тенге, а кроме того был сформирован Реестр социальных предпринимателей Казахстана, в который вошли 152 социальных предпринимателя страны. На основе этого реестра можно увидеть, что большинство (чуть больше 40%) социальных предпринимателей сконцентрированы в сегменте «помощь/поддержка уязвимых групп», второй по объему сегмент – «образование» (14,85%). 43,4% социальных предпринимателей ведут свою деятельность более пяти лет, а самые активные регионы в этом вопросе – Туркестанская область (там находятся 22% попавших в реестр социальных предпринимателей), Нур-Султан (19%) и только потом – Алматы (7%).

В этом году МИОР РК планирует проект «Изучение потенциала социального предпринимательства и разработка основополагающих методик его развития». Он предполагает не только анализ существующей ситуации, но и разработку пилотной программы по развитию социального предпринимательства среди НПО Казахстана и ее обсуждение с экспертным сообществом и представителями гражданского общества. Фактическим результатом проекта должны стать конкретные предложения – как выстраивать систему поддержки социального предпринимательства в республике.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif