1074 просмотра

Павлодарские автомойки остались без воды

Бизнесмены не могут найти общий язык с ТОО «Павлодар-Водоканал»

Фото: Shutterstock

Пять автомоек Павлодара простаивают с конца июля. Занимающееся водоснабжением предприятие лишило их доступа к воде. У каждой из сторон своя правда. Местные чиновники предлагают выяснять отношения согласно букве закона.

Проблема не на час

В Павлодаре региональный департамент по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК открывает проверку в отношении ТОО «Павлодар-Водоканал». Поводом стало обращение субъектов малого бизнеса, которые утверждают, что монополист без уведомления отключил им воду. Жалобу они озвучили на ежемесячной встрече с акимом города «Час предпринимателя». По словам бизнесменов, оснований для применения радикальной меры не было. В одном случае монополист мотивировал свои действия отсутствием некоторых документов, в другом – плохой работой производственных стоков автомоек.

«Мы не против проверок, но хотим, чтобы предварительно нам высылали уведомление о них и проводили отбор проб в нашем присутствии. А то пришли, когда нас не было на месте, посмотрели и вынесли вердикт», – сказала индивидуальная предпринимательница Светлана Базарбекова.

В свою очередь директор ТОО «Павлодар-Водоканал» Анатолий Моисей отметил, что в случае несогласия с предъявленными замечаниями бизнес может воспользоваться услугами независимой лаборатории. 

«На устранение нарушений даются сутки, затем мы либо вас отключим, либо будем брать пробы 20 раз подряд, пока у вас не будет зафиксирована допустимая норма», – сказал руководитель частной структуры. 

Аким города Кайрат Нукенов прокомментировал ситуацию средствам массовой информации. 

«Есть две стороны: ТОО «Павлодар-Водоканал» как поставщик воды и потребитель. Это их гражданские вопросы. Считаю, что есть обоюдное недопонимание и проблему надо решать. Я разговаривал с руководством водоканала, у которого есть потери. Они получают стоки с повышенным загрязнением, за которые предприниматели не хотят платить. Поэтому такие решительные меры и принимают. Считаю, что это нормальное явление, все должны жить в рамках закона», – говорит градоначальник. 

После встречи обе стороны сели за стол переговоров, которые ни к чему не привели. Вопрос вынесли на обсуждение совета по защите прав бизнеса. 

Своя правда

На очередную встречу никто от ТОО «Павлодар-Водоканал» не пришел. Но в озвученном на совете официальном письме директор компании указал, что потребителями были нарушены Правила пользования системами водоснабжения. 

«Выявлены факты незаконного подключения, нет допуска представителей услугодателя на объекты, отсутствуют договорные отношения. В адрес потребителей были отправлены расчеты и уведомления. Для заключения соглашений были приглашены уполномоченные представители, но наше приглашение было проигнорировано», – говорится в ответе главы ТОО «Павлодар-Водоканал». 

Но, по словам руководителя автомойки Washencar Самата Кенжебалина, при наличии всех необходимых документов он с прошлого года не может подключить к воде автомойку. Ему и не отказывают, но и договор не подписывают. В итоге предприниматель начал работу и за незаконное подключение получил штраф в объеме 770 тыс. тенге.

«Такую сумму предъявили нам, и это в период легализации. Мы готовы ее оплатить, потом в суде будем разбираться в вопросе законности ее начисления. Пока мы бы хотели открыться и начать работать», – отметил предприниматель в ходе совета.

А выход-то есть

«Курсив» выяснил, что монополист действительно объявил трехмесячную акцию «Водная легализация», чтобы дать последний шанс избежать наказания за самовольное подключение. Необходимая информация размещена на официальном сайте акима Павлодара. Мероприятие проходит в областном центре с 14 июня по 14 сентября. В этот период физическим и юридическим лицам дается возможность легализовать самовольное присоединение к сети водоснабжения и водоотведения города Павлодара и избежать таким образом штрафных санкций и взысканий. Пакет документов для оформления минимальный. 

Хозяйке только одной из пяти отключенных автомоек удалось решить вопрос положительно. Светлана Базарбекова заплатила штраф в сумме 400 тыс. тенге. К слову, самый минимальный из всех предъявленных сумм. Как сообщила «Курсиву» предпринимательница, чтобы возобновить деятельность, она взяла деньги, отложенные на отпуск, и погасила всю сумму. 

«Но это не значит, что я согласна с выставленной цифрой. Буду оспаривать ее в суде. Дело в том, что нам водоканал посчитал даже те дни, когда автомойка была отключена от водоснабжения. Сейчас я жду ответы от монополиста на свое письмо», – говорит предпринимательница.

Основная претензия поставщика воды к этой автомойке – плохая работа очистных со­оружений. 

«В уведомлении, которое мне выписали, указано о необходимости установить жироуловители. Я это, конечно, сделаю», – отметила спикер. 

Для предпринимательницы подключение автомойки важно, так как имеются обязательства по договорам с рядом организаций. В случае их невыполнения она попадет в списки недобросовестных поставщиков и будет лишена возможности участвовать в тендерах два года.

Предприниматели отмечают, что каждая вымытая машина – это налоговый вклад в бюджет, пенсионные выплаты и заработная плата работников, а дни простоя – это прямые убытки. Малый бизнес надеется, что споры будут решаться в суде, а не с помощью слесаря, который перекрывает кран.

banner_wsj.gif

207 просмотров

Летние площадки спасают сегмент Food & Beverage от разорения

Они стали хорошим подспорьем для рестораторов в период карантинных ограничений

Фото: Офелия Жакаева

В Алматы работают 3,3 тыс. ресторанов и кафе, в Нур-Султане – 1,9 тыс., судя по данным restoran.kz. Все эти заведения даже после частичного снятия эпидограничений не могут работать в полную силу. Под запретом караоке, кальянные, банкетные залы, ночные клубы и фудкорты. Во время усиления карантинных мер в прошедшие выходные межведомственная комиссия по недопущению распространения коронавирусной инфекции закрыла даже небольшие кафе и рестораны, разрешив работу лишь заведениям на открытом воздухе.

Спасительные летники 

Летние площадки пользовались популярностью и до карантина – они позволяют увеличить вместимость заведения почти вдвое, не требуют серьезных капиталовложений и сложных согласований. А в теплое время притягивают множество желающих посидеть на свежем воздухе.

DSC08017.JPG

 «В Нур-Султане, с учетом длинной зимы, если в ресторане есть «летка», то он в приоритете. В Алматы «летка» – это вообще неотъемлемая часть ресторана, некая классика», – говорит председатель гильдии шеф-поваров города Нур-Султана Рустам Имамниязов.

Но из-за сезонности акцент на летних площадках делали немногие заведения с очень удачным расположением, позволяющим заработать за теплое время года приличную прибыль. Даже в солнечном Алматы летние площадки, по данным restoran.kz, были лишь у каждого седьмого заведения. А в Нур-Султане и того меньше – короткое лето и сильные ветры мешают работе летников. 

Но сейчас, с учетом карантинных ограничений, именно летние площадки выручают рестораторов. Чтобы выжить и выполнить обязательства перед работниками и поставщиками, нужно привлечь посетителей, поэтому  операторы Food&Beverage (F&B) стали использовать каждый метр на свежем воздухе.

«В текущих условиях рестораторы пытаются максимально расширять площадь посадки на летнике, добавляя столы и стулья из основного зала», – продолжает Имамниязов.

DSC08200.JPG

Но лето спасло не всех – многие кафе и рестораны закрылись.

«Процентов пятьдесят не смогли выполнить стандарт и открыть летники. У многих не было площадок в принципе, а выставлять столы, которые мешают проезду, нельзя», – делится член Клуба рестораторов РК Зульфия Юсупова. 

«У нас ситуация в ресторанном бизнесе очень неоднозначная. Общепит работает, как в лотерее. Кейтеринг, фастфуд на фудкортах и банкеты не работают уже очень долго. Финансирования никакого нет. Все резервы закончились. В этом месяце окончательно уволили всех сотрудников с фудкортов «Меги» и кейтеринга. Работает только маленькая «Алина», и то на 30%», – отмечает ресторатор Юрий Пааль.

И это несмотря на то, что владельцы ТРЦ берут на себя расходы по содержанию фудкортов и не взимают с них аренду.

DSC08085.JPG

Как открыть летнюю площадку

Для получения разрешения на открытие летнего кафе, по данным Клуба рестораторов РК, достаточно написать заявление в управление городского планирования и урбанистки (УГПиУ) и приложить к нему эскизный проект летника. УГПиУ со своей стороны сообщает, что такое разрешение можно было оформить онлайн даже во время карантина. УГПиУ проверяет эскиз по основным критериям: расположению и используемым при обустройстве кафе материалам. Сезонное кафе должно непосредственно примыкать к стационарному заведению общественного питания или отстоять от него на расстоянии не более пяти метров.

При этом расположение летника не должно мешать движению пешеходов, велосипедистов и автотранспорта. Кафе нельзя размещать на крышах жилых домов или пристроек к ним. Также не допускается, чтобы внутри летних кафе оказались кроны и стволы деревьев. При обустройстве летней площадки нельзя использовать тяжелые строительные материалы – кирпичи, бетонные блоки и плиты, стальные профлисты. Запрещена облицовка летников черепицей, металлом, рубероидом, асбестоцементом, а также полимерной пленкой и баннерами. Пространство внутри нельзя перегораживать блоками с остеклением или сайдинг-панелями. Временная крыша должна быть в виде зонтов над каждым столиком или террасных маркиз открытого типа.

DSC08069.JPG

Санитарный надзор

На летних площадках, как и везде, ужесточены санитарные нормы:

«Если раньше просто подмели и помыли (летник. – «Курсив»), то теперь ежедневно проводится дезинфекция», – объясняет Юсупова.

Минимальное расстояние между столами – два метра, за одним столиком может сидеть не более четырех человек, за исключением членов одной семьи. На входе в летнее кафе для посетителей размещены антисептики и влажные коврики, кроме того, у клиентов измеряют температуру. У самих сотрудников общепита также проверяют температуру в начале и в конце смены. Во время работы они обязаны пользоваться одноразовыми масками и перчатками. Соблюдение санитарных норм проверяют сотрудники районных отделов департамента качества и безопасности товаров и услуг. Среди нарушений, которые сейчас выявляют чаще всего, – несоблюдение режима работы (общепит должен работать до 23.00), несоблюдение расстояния между столиками, отсутствие журнала прихода/ухода, термометрии сотрудников или ответственного за соблюдение сантребований, отсутствие или неправильное использование персоналом масок, перчаток, санитайзеров и тары для их утилизации, неправильное хранение продуктов питания и т. д. Заведения-нарушители штрафуют и приостанавливают их деятельность до тех пор, пока все правила не будут выполнены. 

2222_1.png

Улыбка под маской

Сегмент F&B во время пандемии оказался в сложной ситуации во всем мире. Сервис бронирования OpenTable, в котором представлено более 60 тыс. ресторанов по всему миру, подсчитал: четверть заведений, закрывшихся из-за пандемии, больше не откроется. Возобновившие работу рестораны и кафе ищут оригинальные решения, чтобы продемонстрировать гостеприимство и заботу о здоровье своих посетителей. В США, по данным Wall Street Journal (WSJ), официанты для ограничения контакта с обедающими откупоривают бутылку вина и ставят ее на стол, вместо того чтобы наполнить бокалы гостей. Со столов пропали специи, а графины с напитками заменены герметичными пакетами. Сотрудники ресторана Emilio’s, Harrison, N. Y. носят фиолетовые перчатки, чтобы не создавать ассоциации с больницей, и раскрывают одноразовые меню на глазах у посетителей, демонстрируя, что меню не используется повторно.

«Мы – артисты, это гостеприимство», – комментирует WSJ свои решения ресторатор Серджио Брасеско.

А McDonald’s Corp. предложил своей команде в масках приветствовать клиентов поднятием вверх больших пальцев.

Люди по-прежнему хотят посещать кафе и рестораны, чтобы пообщаться с другими людьми или семьей в другой обстановке. И по-прежнему ожидают увидеть на лице официанта приветственную улыбку, даже если она будет скрыта под маской. Как говорил Юрий Никулин, «даже после небольшой улыбки в организме обязательно дохнет один маленький микроб».

DSC08046.JPG

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg