Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1103 просмотра

Нефтяники просят отменить уголовное наказание за сжигание попутного газа

В Казахстане ожидаются значительные изменения в экологическом законодательстве

Фото: Shutterstock

Одно из главных новшеств состоит в том, что теперь власти намерены отказаться от тотального экологического регулирования и заострить внимание на деятельности крупных природопользователей. При этом будут внесены поправки и в правила проведения оценки воздействия на окружающую среду.

По опыту других стран

Правительство Казахстана уже в этом году планирует внести на рассмотрение парламента проект новой редакции Экологического кодекса. Ранее приказом министра энергетики была создана рабочая группа, в которую вошли представители ассоциаций, промышленных компаний и других заинтересованных лиц. На данный момент проект Экологического кодекса и сопутствующие ему законопроекты разработаны и проходят стадию обсуждения с общественностью и бизнесом.

«Главным направлением совершенствования экологического законодательства является реализация экологического принципа «загрязнитель платит», – отметил, выступая на общественных слушаниях, прошедших в Атырау, председатель Комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК Зулфухар Жолдасов. Он пояснил, что после принятия нового кодекса предприятия-природопользователи сами будут восстанавливать ущерб, нанесенный ими экологии. То есть их ответственность не ограничится только платой за эмиссии в окружающую среду. Кроме того, предприятия должны расходовать на природоохранные мероприятия столько же средств, сколько они потратили на плату за эмиссии, ставки которой еще будут повышены.

По словам чиновника, сейчас платежи за эмиссии поступают в местный бюджет, но из них максимум 10% тратится на восстановление окружающей среды. Как правило, акиматы используют эти деньги на строительство дорог, школ и других объектов. «В бюджетном законодательстве мы инициируем полное возвращение этих денег на экологические нужды», – пояснил г-н Жолдасов. При этом он отметил, что все планируемые изменения в законодательстве основаны на опыте развитых стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

инфографика 1.png

С заботой о флоре и фауне

Также одно из новшеств Экологического кодекса касается проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Теперь природопользователи должны будут учесть предельно допустимые нормы воздействия не только на здоровье человека, но и на животных и растительность.

«Например, у ТШО санитарная зона составляет семь километров. Задача компании – достичь безопасности для организма человека в этом ареале. Мы предлагаем к этому параметру добавить возможность принятия на себя ответственности за воздействие на все живые организмы. То есть теперь будет учитываться воздействие и на растения, и на животный мир», – отметил спикер.

К тому же разработчики нового Экологического кодекса предлагают вместо регулирования большого количества природопользователей сфокусироваться на деятельности крупнейших предприятий-загрязнителей. «Во всем мире 80% загрязнений приходится на 20% загрязнителей», – отмечает Зулфухар Жолдасов и добавляет, что основная работа будет вестись как раз с крупными предприятиями.

Например, как сообщил руководитель управления природных ресурсов и регулирования природопользования Атырауской области Кадыржан Арыстан, из 200 тыс. тонн вредных веществ, выбрасываемых в год предприятиями региона, 194 тыс. тонн приходится на 16 крупных компаний. В целом по республике, по данным Жолдасова, планируется составить список 50 таких крупных предприятий-загрязнителей.

Внезапная проверка

Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК намерено вернуть право уполномоченного органа проводить внезапные проверки предприятий. Сейчас для этого необходимо запрашивать разрешение прокуратуры. Зулфухар Жолдасов привел в пример аварию на месторождении Каламкас компании «Мангистаумунайгаз», где произошла разгерметизация скважины, а потом и пожар. Видеоролики с места происшествия уже несколько часов гуляли по интернету, а уполномоченный орган не мог посетить предприятие, поскольку ждал разрешения надзорного ведомства. Однако такие проверки не нравятся нефтяникам.

«Наши объекты относятся к опасным. Если будут внезапные проверки еще и с участием общественников, а они должны пройти все курсы по сероводороду, по технике безопасности, то как вы будете этот вопрос решать?» – спросила представитель «Норт Каспиан Оперейтинг Компани» Юлия Агай.

«Бизнес обычно не хочет, чтобы общественность участвовала в наших проверках, и мы это знаем», – отметил Зулфухар Жолдасов, но добавил, что, несмотря на это, общественники будут принимать участие в проверках, и операторам придется провести их обучение технике безопасности. Представитель другого крупного нефтегазового оператора, ТОО «Тенгизшевройл», Алия Аристанбаева предложила председателю Комитета экологического регулирования и контроля при внесении поправок в сопутствующие законодательные нормы отменить статью 329 Уголовного кодекса РК, где говорится об ответственности за загрязнение атмосферы.

«Сжигание газа производится для того, чтобы предотвратить аварии или катастрофы. И сейчас, если размер штрафа превышает определенную сумму, то ответственных лиц привлекают к уголовной ответственности», – говорит она и отмечает, что такая норма отпугивает потенциальных инвесторов от участия в добыче нефти. Однако Зулфухар Жолдасов напомнил, что на данный момент ни одного нефтяника не привлекали к уголовной ответственности за сжигание попутного газа, а чтобы привлечь человека к уголовной ответственности, недостаточно совершенного нарушения. «Почему не возбуждается уголовное дело? Потому что не доказывается преступный умысел. И ваши опасения исключаются. Если у вас нет намерения отравить людей, то вы не подпадаете под эту статью. Она должна оставаться для тех, кто имеет такой умысел», – считает чиновник.

При этом, как сообщил недавно в ходе совещания по проблемам развития нефтегазового комплекса министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев, в последние годы в республике наблюдается уменьшение эмиссий нефтегазовых компаний в атмосферу за счет сокращения объемов сжигаемого газа. За период с 2006 по 2018 год объемы сжигаемого газа снижены в четыре раза. В целом, по данным ведомства, за 2018 год в республике было зафиксировано более 2,7 тыс. случаев высокого загрязнения и 241 случай экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха. Отметим, выше приведена только часть поправок, которые планируется внести в экологическое законодательство.


1892 просмотра

Польше не дадут реанимировать проект Одесса – Гданьск

И пойдет ли по этому пути казахстанская нефть в Восточную Европу

Коллаж: Вадим Квятковский

PKN Orlen заявляет о необходимости перенаправить казахстанскую нефть в Польшу через систему Одесса – Броды. У экспертов эта идея пока поддержки не находит. 

Нефтепровод Одесса – Броды был построен в 2001 году. Подразумевалось, что он будет продлен до Гданьска. Главным инициатором этого проекта выступает PKN Orlen, у которого семь нефтеперерабатывающих активов в Польше, Литве и Чехии и в планах – поглощение еще одной крупной польской компании Lotos. 

В Гданьске хотят чистой казахской нефти

Сейчас Одесса – Броды смыкается с трубопроводом «Дружба», по которому нефть доставляется в Польшу. Отдельный отрезок из Львовской области в соседнее государство не построен, но к разговорам о нем Польша и Украина возвращаются снова и снова. На форуме KAZENERGY это сделал Лукаш Холубовски, председатель правления OrlenPaliwa Sp., дочки компании PKN Orlen. «Мы зависим от поставок сырой нефти из России, но вдвое увеличили поставки из Казахстана, в следующем году будем наращивать поставки на 30%, – сказал Холубовски. – Казахстанская нефть транспортируется в Россию, смешивается с российскими сортами и в таком виде поступает на наши НПЗ. Но мы верим в возможность инвестиций в другой маршрут, для того чтобы сырая нефть поступала напрямую и не смешивалась с российскими продуктами».

Холубовски признает, что использование маршрута Одесса – Броды для обеспечения НПЗ в Литве, принадлежащего Orlen, будет обходиться дороже, но компания готова переплачивать. «Мне кажется, иногда надо платить больше для того, чтобы у нас была диверсифицированная система поставок сырья, не зависящая от одной страны», – заявил он.

Овчинка чистоты не стоит

По данным Казахстанского института нефти и газа, объем приобретаемой для переработки в Литве каспийской нефти в прошлом году составил 1,2 млн тонн, а в 2017 году – 1,3 млн тонн. Поэтому аналитики этого института сомневаются в осуществимости планов Orlen: даже если объем покупаемой нефти вырастет на 30%, помимо достройки отдельной ветки до Гданьска нужно строить еще и перемычку с трубой Каспийского трубопроводного консорциума, и за это вряд ли кто-то возьмется.

КТК также смешивает российскую нефть с каспийской, но, по словам заместителя генерального директора консорциума Каиргельды Кабылдина, технологически может обеспечить чистоту поставок. «Если будет востребованность чистой тенгизской нефти, можно это сделать и через Россию: прокачивать партиями нефть по тому же КТК в направлении Польши. Технически такие возможности существуют, но эти вопросы будут решаться только в том случае, если будет постоянный большой рынок спроса», – объяснил Кабылдин.

Сегодняшние 1,2 млн тонн нефти для переработки в Литве на фоне 61 млн тонн общего объема прокачки по КТК в прошлом году и 65 млн тонн, которые консорциум планирует прокачать по своей системе в нынешнем, – капля в море. К тому же, по словам Кабылдина, тенгизская нефть может оказаться технологически неприемлемой для европейских НПЗ без смешивания с Urals или с другими сортами нефти, потому что в ней высокое содержание серы. «Все эти вопросы должен регулировать рынок, а он сегодня не поддерживает финансирование подобных проектов», – резюмирует Кабылдин.

При всем богатстве выбора КТК пока безальтернативен 

Руководитель аналитического отдела компании PRISM Бенджамен Годвин напоминает, что КТК, начав свою деятельность одновременно с Одесса – Броды, к настоящему моменту прокачал через свою систему объем, сопоставимый с целым месторождением – 624 млн тонн нефти. И ни разу не останавливался, в отличие от украинской трубы. «Когда мы начинаем рассуждать об альтернативных КТК маршрутах, мы возвращаемся к политизации Черного моря, забывая об экономической составляющей вопроса, – говорит Годвин. – И есть пример трубы Баку – Тбилиси – Джейхан: объем политических усилий и кредитования был просто огромным, но сейчас не совсем понятно: а что дала эта диверсификация?» – говорит он.

По трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан Казахстан сейчас транспортирует около 3 млн тонн своей нефти в год, по системе КТК – 54 млн тонн. Это соотношение, по мнению главы энергетических исследований по России и Каспийскому региону IHS Markit Мэтью Сейгерса, показывает, что КТК – основной маршрут для поставок казахстанской нефти. «КТК стал намного более важной вещью, чем мы раньше могли себе представить: в прошлом году он прокачал три четверти казахстанского объема сырой нефти. Это подтверждает тот факт, что Россия является прекрасной транзитной страной, – говорит Сейгерс. – В начале 90-х мы считали, что Россия будет нестабильным поставщиком, поэтому и искали альтернативы, но она зарекомендовала себя надежным партнером», – заключает он.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций