Перейти к основному содержанию

3657 просмотров

Казахстанские садоводы идут на Запад за яблочной экспертизой

И можно ли в стране хорошо заработать на этом фрукте?

Фото: Олег Спивак

По итогам 2019 года Казахстан может произвести около 300 тыс. т яблок на 54 млрд тенге при общем потенциале рынка более 80 млрд. В прошлом году казахстанским садоводам удалось вырастить 222 тыс. т этого фрукта, говорится в отчетах Комитета по статистике Министерства нацэкономики РК.

Основной объем яблок был собран индивидуальными предпринимателями и фермерскими хозяйствами – более 138,3 тыс. т: 62,5 тыс. т дали хозяйства населения и 21,6 тыс. т – сельскохозяйственные предприятия. Другими словами, основной объем казахстанских яблок выращивается небольшими хозяйствами. Под яблоневыми садами в Казахстане находится более 34,6 тыс. га земли.

В Казахстане стали выращивать больше яблок по нескольким глобальным причинам. Во-первых, растет спрос, во-вторых, импорт все еще составляет серьезную часть в этой отрасли и, в-третьих, государство начало поддерживать отечественного производителя, субсидируя кредитные ставки и возвращая часть расходов на производство.

яблоки копия.jpg

К переработке через холодильники

«Садоводство в Казахстане нуждается в реформировании, а производителям необходимо объединяться для решения общих проблем. Консолидация участников рынка делает наш голос громче, таким образом, мы можем донести свою аргументированную позицию до власти», – рассказал «Курсиву» генеральный директор ТОО «Arnau Agro» Асет Рахишев.

Он уверен, что основными игроками на рынке производства яблок должны стать средние и крупные хозяйства законченного цикла. То есть рядом с садами должны быть холодильники, линии переработки и другая инфраструктура, которая принесет добавленную стоимость выращенному урожаю.

Сам Асет в яблочном бизнесе уже несколько лет, а садам, в которые он инвестировал несколько миллионов долларов, – 1,5 года. Под интенсивным садоводством у Рахишева в Енбекшиказахском районе Алматинской области 68 га земли, которые он планирует увеличить до 300 га.

Напомним, первые интенсивные сады появились в Казахстане примерно 10 лет назад на землях компании Almaprodex Раимбека Баталова. 

«Горизонт окупаемости в нашем бизнесе относительно большой – деньги возвращаются в районе от 6 до 10 лет в зависимости от урожайности, менеджмента и многих других факторов, – говорит Асет. – Садоводство в стране возрождается, поэтому нам необходимы длинные деньги институтов развития. Государство нам помогает средствами через субсидирование кредитных ставок или через возвратное финансирование, когда нам возмещаются затраты, например, на покупку иностранных саженцев, строительство оросительных систем, покупку техники, ГСМ или на приглашение иностранных специалистов в Казахстан».

В среднем государство тем или иным образом помогает садоводам компенсировать около 15% производственных инфраструктурных затрат. Садоводство сегодня находится в поиске максимально эффективных решений, поэтому отрасль массово переходит на интенсивные сады, которые начинают приносить яблоки уже в первый-второй год после посадки.

«Интенсивные сады требуют больших инвестиций в инфраструктуру: электричество, бетонные конструкции, нужно много техники, металлоконструкций, удобрений. Здесь на одном гектаре 2-4 тыс. деревьев растет. Необходима система капельного орошения, для которой нужно строить собственное мини-водохранилище, – делится опытом Асет Рахишев. – В первый год интенсивные сады приносят от 2 до 6 тонн яблок с гектара, а, к примеру, полукарликовые сады приносят первые яблоки только на третий-четвертый год».

В садах Arnau Agro используется подвой М9 – это корневая система, к которой прививается определенный сорт, как старые сорта, так и новые. У М9 корневая система не уходит глубоко в землю, а располагается на глубине 0,5-1 метра, поэтому для полива достаточно капельной системы.
В настоящее время на Arnau Agro идет строительство первой очереди холодильников на 2,5 тыс. т яблок, которое планируется закончить к осени 2020 года. Вторая очередь строительства предусматривает увеличение площади холодильников до 5 тыс. т. Это позволит Arnau Agro продавать яблоки круглый год, ведь в сезон оптовые цены могут опускаться до 150 тенге за килограмм, хотя в рознице качественные яблоки обойдутся в 500-600 тенге за кило. Осенью, зимой и весной цены на яблоки растут из-за весьма скудного местного предложения.

После того как будут достроены холодильники, на Arnau Agro планируется запустить переработку. В планах компании – начать производство и розлив соков, возможно, будет производство других продуктов, например детского пюре. Правда, это уже другие, более серьезные инвестиции.

Спрос растет

Пока мы беседуем с Асетом Рахишевым о будущем казахстанского садоводства, на территорию Arnau Agro прибывают машины с шымкентскими номерами за яблоками.

«В Алматы у нас идет мало яблок, основные объемы у нас забирают покупатели из Шымкента и России», – говорит он.

По данным Комитета по статистике, Казахстан в 2018 году импортировал почти 121 тыс. тонн яблок на сумму $56,2 млн, в основном из Китая и Польши. При этом экспорт яблок в 2018  по сравнению с предыдущим годом вырос более чем в два раза, но остался на незначительном уровне – всего 4 тыс. тонн на $1,3 млн. Таким образом, примерная емкость «яблочного» рынка в Казахстане составляет в целом около 450 тыс. тонн и может потенциально оцениваться в 81 млрд тенге.

Казахстан экспортирует совсем немного яблок по сравнению с тем, сколько завозит, однако в росте экспорта есть серьезный прогресс и потенциал. Мы говорим про промышленный экспорт, потому что те же российские торговые сети начинают вести разговор с казахстанским хозяйством, если то сможет поставить от 2 тыс. т яблок за год, причем равными объемами, растянутыми на весь год, а для этого опять же нужны холодильники. Иностранные эксперты видят большое будущее у казахстанского садоводства.

Иностранцы говорят о солнце

«Я считаю, что у Казахстана и у Алматы в частности высокий потенциал садоводства, в том числе по выращиванию яблок. Здесь прекрасный для этого климат: много солнца и воды. – Рассказывает нидерландский независимый консультант Delphy BV Эрик Буитенхуис (Erik Buitenhuis). – К тому же рядом с Казахстаном находятся огромные рынки сбыта: Китай, Россия, Индия и Юго-Восточная Азия».

Эрик считает, что у Казахстана есть все шансы стать мировым центром «яблочной» экспертизы наряду с существующими: США (Вашингтон), Нидерландами, Италией, Новой Зеландией. Для этого государству необходимо участвовать в подготовке кадров для отрасли – это инфраструктурная задача, которая не должна ложиться на плечи только бизнеса.

«Интенсивное садоводство начало развиваться в Казахстане только последние семь лет. Пока еще в стране не хватает знаний и практического опыта; есть старая школа, которая теряет актуальность своих знаний с каждым годом, – рассказывает Эрик. – В Казахстан я приезжаю часто (в этом году прилетел уже в шестой раз), встречаюсь с инвесторами, консультирую хозяйства. Главная проблема отрасли сейчас, на мой взгляд, – это нехватка кадров: агрономов, бригадиров, трактористов и других специалистов».

Мнение

Руководитель Ассоциации садоводов Алматинской области Арсен Рысдаулетов: 

Основные проблемы развития садоводства в Казахстане – это инфраструктурные и кадровые. Для их решения и была создана наша ассоциация, в которую сегодня входят 15 хозяйств. Внутри нашей организации мы делимся опытом, знаниями, вместе приглашаем иностранных специалистов для обучения наших работников. Закупки и поставки лучше делать сообща – это уже другие объемы, что позитивно влияет на цены.

Попутно мы будем участвовать в международном проекте «Голландские фруктовые решения Казахстан» (DFSK). В Нидерландах 14 компаний создали кластер, и они зашли с этим решением в Казахстан. DFSK является проектом государственно-частного партнерства (ГЧП) между правительством Нидерландов с их бизнесменами. В партнерство входят питомники, выращивающие саженцы, производители капельного поливного оборудования, производители садовой химии и другие. Все активы DFSK находятся в Нидерландах, а в Казахстане голландцы намерены сделать демонстрационный участок на 2 га, чтобы показывать лучшие практики. На этот проект планируется привлечь КазНАУ и Институт плодоовощеводства (KF&VRI). На казахстанском рынке это первый подобный проект, который должен запуститься в 2020 году. Наша главная цель – создание центра компетенции по садоводству в Казахстане.

Мы видим интерес к Казахстану и из других мировых центров компетенции садоводства, например из США, Италии, Германии. С последними мы планируем создать школу в Енбекшиказахском районе, где будем готовить специалистов для собственных производств. Это задача не на год, а на десятилетия, ведь для того чтобы подготовить квалифицированного агронома, нужно около 10 лет. 

Мы везем в Казахстан и американскую экспертизу из Корнелльского университета – крупнейшего университета США, который входит в ту самую Лигу плюща. У них лучшая школа по садоводству, при этом они разрабатывают новые подвои. Мы хотим некоторые из этих подвоев привезти в Казахстан, потому что у нас схожий климат с американскими регионами, граничащими с Канадой.

Меня иногда спрашивают, мол, зачем обращаетесь к иностранцам, неужели в Алматы разучились яблоки выращивать? В нашей ассоциации 15 участников – это крупные садовые комплексы, и пока только один из них вышел на урожайность от 50 т с га. В Европе получают до 90 т с га.

Члены Ассоциации садоводов Алматинской области в 2019 году планируют собрать 24 тыс. т яблок, что является почти 10% от общего предполагаемого урожая по стране.

1397 просмотров

Стоимость реконструкции аэропорта в Уральске может превысить 2,4 млрд тенге

Строительные работы планируют завершить в следующем году

Фото: Shutterstock.com

С начала реконструкции уральского аэропорта проект переделывали дважды, и стоимость увеличилась с 1,5 до 2,4 млрд тенге. В управляющей компании рассказали, что поскольку речь идёт о строительстве - сумма может ещё увеличиться.

«Изначально проект шёл, как реконструкция терминала. Сейчас известно, что просадка здания не позволяет ничего надстраивать или делать какие-либо пристройки: и фундамент, и колонны имеют высокий износ. Мы дважды переделывали проект. Теперь уже речь идёт не о реконструкции, а о строительстве нового аэропорта», - сообщил первый заместитель председателя АО «СПК «Орал» Артур Доскалиев.

Сумму на строительство терминала выделяет нефтедобывающая компания KPO B.V. (нидерландское юрлицо, участвующей в разработке Карачаганакского месторождения) в рамках договорных социальных обязательств. На торжественном закрытии аэропорта на ремонт в июле 2019 года генеральный директор компании Эдвин Блом говорил о 1,5 млрд тенге инвестиций. 

По договору с правительством Казахстана за право разрабатывать месторождение, компания KPO B.V. обязана ежегодно выплачивать $30 млн на социальные объекты для населения ЗКО.

Новый эскиз здания уральского аэропорта..jpg
 
В январе 2020 года власти презентовали новый эскизный проект. Стоимость нового терминала оценили в 2,4 млрд тенге. Согласно документу в новом аэропорту должна была появиться возможность установки рукава для посадки пассажиров на борт самолета, увеличиться площадь с 3,85 тыс. до 7 тыс. квадратных метров, и вырасти пропускная способность – со 160 тыс. до 350 тыс. пассажиров в год. 

Тогда заместитель акима области Тимуржан Шакимов заверил, что этот проект – окончательный, что к обследованию привлекли проектный институт АО «КАЗНИИС строительства и архитектуры», и если где-то еще в процессе строительства найдутся поврежденные конструкции — их тоже заменят. Но всё снова пошло не по плану.

«Поскольку теперь мы говорим о строительстве – сумма может вырасти еще. Мы создали новый эскиз, прорабатываем, чтобы терминал был полностью готов и никаких проблем не возникло», - пояснил Артур Доскалиев.

Перед началом реконструкции в 2019 году аэропорт был продан АО «СПК Орал», а после окончания снова будет возвращён в частные руки на условиях поэтапного выкупа и возмещения затрат. Необходимость таких «манёвров» объяснили тем, что по закону социальные объекты, на которые KPO B.V. выделяют деньги должны быть в собственности государства. Сумму сделки в СПК не назвали, сославшись на коммерческую тайну. 

«Акимат не может управлять аэропортом – вида деятельности такого нет. Тут или создавать новое предприятие, или передавать имеющемуся с таким видом деятельности. Поэтому после завершения всех работ, аэропорт планируется продать прежним управляющим – ТОО «Международный аэропорт «Орал», - рассказал заместитель председателя СПК.

Новый эскиз здания уральского аэропорта. (2).jpg

В конце апреля директор аэропорта Хайретдин Раскалиев в интервью газете «Время» обвинял проектировщиков в искусственном удорожании проекта. По его словам, руководство ТОО «Международный аэропорт «Орал» заинтересован в прозрачном финансировании, так как впоследствии им придётся возмещать затраты на строительство. В СПК «Орал» заверили, что все конфликтные вопросы с бывшими владельцами аэропорта были улажены, и смета полностью соответствует требованиям.

«Тут как: мы закладываем в смете пропускной сканер, например, а он уже есть (у ТОО «Международный аэропорт «Орал» - прим. «К»). Но мы не можем его не включить, ведь сейчас аэропорт у нас в собственности, а у нас нет сканера. Поэтому проект мы обязаны считать полностью, учитывая каждую деталь, чтобы в нём было абсолютно всё при открытии. Конечно, впоследствии, при закупе, мы будем вычитать то, что уже есть у прежних владельцев», - пояснил Артур Доскалиев.

ТОО «Международный аэропорт «Орал» зарегистрировано 17 февраля 1997 года. Директором аэропорта числится Хайретдин Раскалиев, а единственным учредителем ТОО «Беркут Аэропорт». 

В составе учредителей ТОО «Беркут Аэропорт» - два ТОО и одно физическое лицо.

Одно из предприятий владельцев - ТОО «Меридиан Капитал» принадлежит Нурболу Султану. Господин Султан приходится сыном покойному экс-главе администрации президента Сарбаю Калмурзаеву, а также входит в топ-50 самых богатых людей Казахстана по версии Forbes. 

Ещё одним владельцем ТОО «Беркут Аэропорт» значится ТОО «STAIER GROUP», учредителем которого является Айтмухаммед Алдажаров, член совета директоров (независимый директор) АО «Интергаз Центральная Азия».

Физическим лицом в руководителях ТОО «Беркут Аэропорт» числится экс-руководитель ТОО «Bek Air» и жена главы «Bek Air» Нурлана Жумасултанова - Айгуль Жумасултанова. Она проработала на посту руководителя компании с 29 августа 2013 года по 18 июля 2016 года. 

На отчётной встрече с населением аким ЗКО Гали Искалиев упомянул, что строительство хотят завершить в 2021 году. Удастся ли уложиться в этот срок, в СПК ответить затруднились.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif