Перейти к основному содержанию
1874 просмотра

Карагандинские бизнесмены снова просят денег

Производители продукции легкой промышленности хотят льготы

Фото: Shutterstock

В отрасли накопились серьезные трудности, тормозящие ее развитие. Предприниматели считают, что решить проблемы может только государство. В первую очередь с помощью дешевых денег на модернизацию производства.

Даже нить из-за рубежа 

По мнению директора ТОО «ЕСКО», председателя комитета легкой промышленности при Палате предпринимателей «Атамекен» Карагандинской области Андрея Шмарина, сегодня развитию отрасли препятствуют многочисленные проблемы. 

В числе основных сдерживающих факторов он называет слабость отечественной сырьевой базы. Например, даже нить для пришива этикеток из полиэстера изготавливается за пределами страны. Хотя открытие предприятия по ее выпуску помогло бы загрузить не только легкое, но и нефтехимическое производство. Проблемными также остаются вопросы подготовки кадров, недобросовестная конкуренция со стороны производителей стран ЕАЭС, низкая оценка банками залогов предпринимателей, особенно в малых городах и сельской местности. 

«Исходя из всего этого складывается низкая маржинальность выпускаемой продукции. К которой прибавляется высокая стоимость коммунальных затрат, использование устаревшего, энергозатратного оборудования, недозагруженность наших предприятий. Средний процент загруженности – 50%», – обратился он к президенту РК Касым-Жомарту Токаеву на совещании по индустриально-инновационному развитию страны в Караганде. 

Андрей Шмарин утверждает, что товары под брендом «Сделано в Казахстане» узко представлены в крупных торговых сетях наподобие «Магнума» и «Арзана» по причине отсутствия льгот для отечественных товаропроизводителей. 

«Мы не имеем предоплаты. В отношении нас применяются ретробонусы, которые приводят к тому, что конечная стоимость продукции существенно вырастает для конечного потребителя. Также развитию нашего бизнеса мешает высокая стоимость арендной платы в торговых центрах», – пояснил спикер. 

По его словам, еще одной проблемой остается отсутствие преимущественного права отечественных товаропроизводителей в системе госзакупок, а также предоставления такого права организациям инвалидов, которые ничего не производят. 

Дайте дешевые деньги

Андрей Шмарин считает, что государство может принять меры, чтобы вывести легкую промышленность из кризиса. В первую очередь «дать дешевые деньги». 

«Недавно заработала государственная программа «Экономика простых вещей». 6% – интересный процент, учитывая ставку банковского финансирования. Но при этом со стороны предприятий есть четкое понимание, что на модернизацию, обновление оборудования, чтобы исключить высокие энергозатраты, и инновации ставка по кредиту не должна превышать 2%», – подчеркнул председатель комитета легкой промышленности. 

Как отметил заместитель премьер-министра РК Женис Касымбек, отечественные товаропроизводители не остаются без поддержки государства. Это касается легкой, пищевой, мебельной и строительной промышленности. 

«Предприниматели говорят, что на инвестиционные цели нужно давать процентную ставку не выше 2%. Действительно, такие прецеденты есть в России по ряду отраслей, в частности в машиностроении. Но надо понимать, что это дополнительные расходы из бюджета. 600 млрд тенге сегодня пошли не теми темпами, которых мы ожидали. Но мы внесли два пакета поправок. В частности, сегодня мы финансируем в рамках «Экономики простых вещей» и оборотный капитал. Третий пакет поправок планируем по рефинансированию предыдущих кредитных историй предприятий», – выступил представитель правительства. 

Он сообщил, что запускается двухлетняя государственная программа по поддержке отечественных товаропроизводителей, продающих товары за границу. Уже с этого года государство начнет субсидировать транспортные расходы местных предприятий сначала до границы Казахстана, а потом и до конечного потребителя. Общий объем финансирования составит 300 млрд тенге. 

А воз и ныне там

Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что озвученные проблемы являются вопросами выживаемости отрасли, поэтому правительству следует приложить максимум усилий для их решения. 

В целом глава государства отметил отсутствие качественных сдвигов в структуре экономики. За годы индустриализации в Казахстане было открыто 1250 новых промышленных предприятий с объемом инвестиций более 8 трлн тенге. Создано 120 тыс. новых рабочих мест. В стране начали выпускать 500 новых видов продукции, ранее отечественными предприятиями не производимой.

Однако, по оценке Токаева, кардинальных сдвигов в структуре экономики не произошло. На протяжении более чем 10 лет доля обрабатывающей промышленности в ВВП колеблется в районе 11%. Рост производительности труда с 2015 по 2018 год достиг лишь 4% при плане 12%. Свободные экономические и индустриальные зоны так и не стали в полной мере «точками притяжения инвестиций».

banner_wsj.gif

1762 просмотра

Экосистемы для МСБ

Кто из банков креативнее

Фото: Shutterstock/Garfieldbigberm

По мнению финансовых экспертов, разработка экосистем и супераппов – приложений, которые объединяют сервисы от заказа еды до инвестиций в облигации, станет доминирующей тенденцией в развитии банковского сектора на ближайшие годы. Для универсальных банков эффективность таких проектов будет зависеть в том числе от ориентации их экосистем не только на физлиц, но и на бизнес-клиентов. «Курсив» разбирался, какие дополнительные цифровые услуги для МСБ предлагают сегодня казахстанские банки.

В Казахстане не так много компаний, которые показывают стабильный рост, поэтому отечественным банкирам все сложнее конкурировать за бизнес-клиентов. Большинство банков предлагают на рынке схожие продукты, одинаковые тарифы, и все БВУ работают по одним и тем же государственным программам. Но часть кредитных организаций в борьбе за клиента переходят в цифровое пространство, разрабатывая собственные экосистемы – финансовые и нефинансовые услуги для МСБ.

«Сильная конкуренция приводит к тому, что просто создать отличный цифровой сервис недостаточно. Сегодня к нему надо иметь собственную дистрибуцию, которая обычно очень дорого обходится, и другую дополнительную инфраструктуру. Поэтому в сложившихся условиях может возникнуть хорошая коллаборация финтех-компаний и банков», – говорит Дамир Какиев, управляющий директор по малому (массовому) бизнесу ДБ «Альфа-Банк».

Еще не поздно

Отечественные банки строят экосистемы нескольких направлений: Open Banking и Marketplace, а также предлагают бизнесу спектр нефинансовых услуг. Дальше всех в сфере «банк-магазин» продвинулся Kaspi, впервые презентовавший свою торговую площадку еще в 2014-м. Большая часть казахстанских БВУ начала активно развивать дополнительные электронные сервисы лишь в 2019-м.

«Банковские экосистемы находятся на разных стадиях развития, – констатирует финансовый аналитик Сергей Полыгалов. – Одни банки активно разрабатывают и внедряют разные продукты для клиентов, другие ограничиваются использованием широко распространенных вариантов».

«Открытый банк» строится на технологиях Open API, то есть на общедоступном наборе программных инструментов, которые обеспечивают взаимодействие между приложениями банка. Благодаря открытым интерфейсам разработчики сторонних компаний могут получить доступ к функционалу и контенту БВУ и использовать его, например, для частичной интеграции или создания собственных приложений. По словам директора центра по развитию финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана Константина Пака, в этом направлении успешно двигаются несколько банков: «Forte и Kaspi работают в направлении Marketplace. Есть признаки того, что и Halyk начал развивать эту систему. Но, например, Альфа-Банк выбрал другую стратегию развития».

Эксперт считает, что диджитализация банковских сервисов может привести к росту выручки за счет расширения каналов продаж и новых вариантов монетизации.

«Для создания экосистем нужны большая клиентская база и серьезное финансирование. Из-за текущей ситуации в экономике, возможно, некоторые финансовые организации снизят инвестиции в такие проекты. Но все будет зависеть от спроса на эти продукты», – говорит Пак.

Будущее именно за дополнительными функциями БВУ, убежден Полыгалов.

«Те банки, которые будут активно развивать и применять информационные технологии, будут иметь больший спрос на свои услуги, – считает он. – Отчасти это видно уже сегодня, в условиях карантина. Те банки, которые смогли предоставить клиентам возможность дистанционного обслуживания, на мой взгляд, менее пострадали от ограничений».

Чем богаты

Обзор существующих экосистем банков, предназначенных для бизнес-клиентов, логично начать с крупнейшего игрока. В 2018 году, после интеграции Халыка с Казкомом, количество клиентов объединенной организации составило 300 тыс., и половина из них уже тогда были постоянными пользователями системы интернет-банкинга для юридических лиц – Onlinebank.

«Развитие экосистемы мы начали с внедрения полезных сервисов для массового сегмента МСБ, таких как выставление счетов на оплату в Onlinebank, отправка платежей и переводов внутри банка в режиме 24/7, в том числе на карты физических лиц, зачисление заработной платы», – рассказывает директор департамента транзакционного бизнеса Halyk Bank Гульсум Душатова.

Halyk первым в Казахстане внедрил сервис проверки компаний при отправке платежа. Банк бесплатно дает возможность получить отчет о благонадежности партнера.

«Мы предоставляем информацию клиентам из 30 открытых источников. В апреле мы внедрили такой сервис по компаниям из России, это позволило нашим клиентам проверить и обезопасить свои сделки», – говорит Душатова.

У большинства предпринимателей нет своей службы безопасности для проверки сотрудников на благонадежность, поэтому Халык внедрил сервис «HR-помощник», где также бесплатно можно узнать информацию о кандидате из 30 открытых источников. Еще один бесплатный сервис от структуры – это «Обухгалатер». Более 50% компаний сектора МСБ используют упрощенную декларацию (форма ФНО 910). Банк интегрирует сдачу документов с личным кабинетом налогоплательщика.

«Клиенту всего лишь нужно заполнить данные по оборотам, при этом система сама посчитает суммы налоговых и социальных отчислений и отправит декларацию», – сообщила Душатова.

Местные игроки

Банк ЦентКредит выстраивает экосистему для МСБ и ИП вокруг собственного интернет-банкинга и мобильного приложения для бизнес-клиентов StarBusiness.

«Мы единственные из первой десятки банков, кто предлагает бесплатное подключение к интернет- и мобильному банкингу для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. У некоторых банков при бесплатном подключении требуется приобретение ключа либо платная регистрация», – рассказали в пресс-службе БЦК.

Клиентам банка доступны внутрибанковские переводы в режиме 24/7, внешние переводы и платежи, онлайн-сопровож­дение валютных контрактов, онлайн-открытие депозитов, выпуск тендерных гарантий. Одна из фишек БЦК – платформа по конвертации валют по биржевому курсу, которая рассчитана на все юридические лица и ИП.

StarBusiness позволяет получить полный контроль над движением средств организации и ее филиалов, оформлять выпуск карт, оплачивать любые счета и многое другое. Также БЦК запустил открытую финансовую платформу, которая позволяет потенциальным партнерам без длительных подготовительных процедур интегрироваться с банком и создавать инновационные сервисы для общих клиентов. Данная опция будет интересна компаниям – обладателям собственных приложений, уточнили в БЦК.

Евразийский банк для повышения спроса на онлайн-услуги снизил тарифы на цифровое обслуживание, сообщила пресс-служба банка.

«Банк ведет работу по вводу в действие экосистемы: возможность работы в одном окне для бухгалтеров, использующих «1С-Бухгалтерию», получение ЭЦП через банковские программы, использование сервисов egov», – рассказали в пресс-службе Евразийского.

Российские «дочки»

В Альфа-Банке говорят, что намерены занять доминирующее положение в секторе малого и среднего бизнеса, предоставив предпринимателям возможность моментально получать банковские услуги по принципу одного окна. Приоритет банка – перевести все услуги из отделений в цифровые каналы.

«Клиенты малого бизнеса в Альфе уже совершают 99% платежей в интернет-банке и мобильном приложении. На следующем этапе мы начнем предоставлять клиентам небанковские сервисы. Главное для нас – решить конкретные проблемы клиента с помощью удобного дистанционного обслуживания», – рассказал Дамир Какиев.

Продукты банка для МСБ платные, но предприниматель может серьезно сэкономить, если оплатит услуги банка за год.

«За время карантина и ЧП мы сумели привлечь новых клиентов при помощи онлайн-открытия счетов за 10 минут. Альфа-Банк первым в стране начал открывать счета без выезда курьера для индивидуальных предпринимателей и ТОО», – сообщил Какиев.

Дочерний ВТБ находится в самом начале пути по созданию собственной экосистемы. Стоимость продуктов здесь еще не рассчитывали, но в банке говорят, что клиентам будет доступен выбор: осуществить покупку в рамках пакетного предложения по принципу «все включено» либо приобретать отдельные опции.

«Мы разрабатываем сервис онлайн-бухгалтерии, который позволяет в автоматическом режиме формировать упрощенную бухгалтерскую и налоговую отчетность и фактически заменяет некрупному бизнесу услуги бухгалтера. Также пакетное предложение будет включать опцию «Автоматический склад» для автоматизированного учета прихода и расхода товаров на складе», – сообщил член правления Банка ВТБ (Казахстан) Игорь Ли, курирующий в банке работу с МСБ.

Экосистема российского материнского Сбербанка громадна – она включает и поиск офис­ных помещений, и решения для бизнеса в области распознавания лиц, и образовательные платформы. Его казахстанская «дочка» начала продвигать экосистему только в прошлом году с продажи продуктов для бухгалтеров от компании Sber Solutions. С начала этого года банк предложил МСБ такие опции, как личный юрист и HR-сервисы.

«Последний рассчитывает заработную плату сотрудников, может заниматься подбором персонала и кадровым администрированием», – рассказала пресс-служба Сбербанка. Во II квартале банк намерен реализовать несколько опций (организация удаленного рабочего места, экспресс-аудит бухгалтерии) и услуги сопровождения (процедура банкротства, слияния и поглощения). «Кроме того, для кафе и ресторанов мы планируем предложить программу лояльности SberFood с сервисами бронирования столиков, предзаказа и доставки еды», – сообщили в Сбербанке.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png