Перейти к основному содержанию
3137 просмотров

Как выживают моногорода в Казахстане

Рассказываем на примере Аркалыка

Фото: Литер

Без финансовой поддержки бюджетов отопительный сезон в Аркалыке невозможен. Раньше местные власти могли запросить средства в республиканской казне. Но сегодня им приходится изыскивать иные способы получения помощи. Повышение тарифов не выход, у людей нет денег. Усугубляет ситуацию и тот момент, что одно из градообразующих предприятий сворачивает добычу бокситов.

После ухода ERG

Аркалык, где проживают 26 тыс. человек, рискует остаться дотационным городом. Его базовая отрасль – горнодобывающая промышленность, а градообразующим предприятием является филиал АО «Алюминий Казахстана» Торгайское бокситовое рудоуправление. Здесь трудятся почти 800 человек. Но уже в 2021 году в связи с истощением запасов и нерентабельностью производства транснациональная компания прекращает добычу бокситов.

Снижение объемов производства сказывается на экономике города и сегодня. За январь – август текущего года промышленными предприятиями произведено продукции на 5,7 млрд тенге, что на 26,7% меньше, чем за аналогичный период 2018 года.

Моногороду нужно будет жить дальше, поэтому здесь стараются развить другой бизнес. Реализуют два якорных инвестпроекта: строят птицефабрику и племенное хозяйство-репродуктор с откормочной площадкой. Потенциальным партнерам предлагают административные и хозяйственные постройки, которые останутся после ухода ERG.

«Были презентованы предложения по 20 освобождаемым помещениям общей площадью 20 тыс. квадратных метров. Их можно использовать в различных сферах малого бизнеса. ERG планирует кредитование своих освобождаемых работников, задумавших открыть дело», – рассказал «Курсиву» аким Аркалыка Эльдар Кузембаев.

Но пока удается не все. Например, из-за неликвидного залогового имущества начинающим бизнесменам очень трудно получить кредиты в рамках госпрограмм.

Закупить впрок не получается

Но в Аркалыке есть еще одна немаловажная проблема – город не готов к отопительному сезону. Мазут является единственным видом топлива для местной теплоэнергетической компании (ТЭК), в год его требуется 23 тыс. тонн.

Топливная часть в затратах на теплоснабжение составляет около 70%. Государственное коммунальное предприятие не в состоянии приобрести необходимый объем за счет собственных доходов. А повышение тарифов на тепловую энергию не дает положительного финансового результата, отмечают в акимате Аркалыка. Ведь порог платежеспособности городского населения низок. С повышением тарифов жители платят по счетам, как правило, меньше, и задолженность растет.

В прошлом году мазут обошелся местному бюджету примерно в 1,9 млрд тенге, в этом необходимо 2,5 млрд тенге.

Для решения проблемы был разработан специальный план, согласно которому поставку будут осуществлять частями. Из областного бюджета выделено 500 млн тенге, из которых больше 200 млн тенге будет потрачено на транспортировку.

«Определена социальная цена мазута – 100 тыс. тенге за тонну, стоимость железнодорожной перевозки за тонну составляет 15,9 тыс. тенге. С прошлого года мазут подорожал на 25%, а доставка – на 12,5%. В данный момент заключен договор на транспортировку с ТОО «PetroRetail»: оно предоставило самый дешевый железнодорожный тариф. Еще 22 августа 2019 года направлена бюджетная заявка на получение необходимой суммы», – рассказал на недавнем совещании в акимате Костанайской области Эльдар Кузембаев, пообещав, что тарифы для населения повышать не будут.

Пора браться за дело

Также для решения проблемы местные власти планируют перевести Аркалыкскую ТЭК с мазута на уголь. Этот проект задумали давно, но пока были дотации из республиканского бюджета, местные власти серьезно за его реализацию не брались.

В апреле 2019 года было разработано ТЭО «Реконструкции системы теплоснабжения города Аркалыка до 2030 года», затем в акимате представили проект­но-сметную документацию по объекту. Сейчас документы проходят государственную экспертизу. Получить положительное заключение чиновники надеются уже в октябре, а реализовать проект планируют в ближайшее время.

«Хотим уже в 2021 году перейти на уголь. Сейчас идет большая работа по ускорению подготовки документов этого проекта. Старые системы ТЭЦ не будут пока демонтировать, несколько сезонов нужно будет иметь запасы жидкого топлива, чтобы обкатать систему. Покупка мазута – это очень большая нагрузка на бюджет», – подчеркнул аким Костанайской области Архимед Мухамбетов.

По предварительным подсчетам, на реконструкцию системы теплоснабжения понадобится примерно 9 млрд тенге. Пока власти не озвучили, во сколько будет обходиться топливо для Аркалыка после ввода в действие нового оборудования. Было лишь отмечено, что цена на твердое топливо значительно ниже и составляет 10–15 тыс. тенге за тонну.

1387 просмотров

Алматинский и актюбинский технадзор вытесняет из Уральска местные фирмы

Они не могут конкурировать с ними в госзакупках

Фото: Silentalex88

Причиной тому стали изменения в законодательстве: в конкурсах на оказание услуг в сфере строительства по ЗКО побеждают лишь актюбинские или алматинские фирмы, у которых суммы налоговых отчислений в бюджет много выше, чем у местных технадзорных компаний. 

Всего в ЗКО около 20 фирм, оказывающих услуги технического надзора при строительстве зданий, сооружений и автомобильных дорог. С начала 2019 года в условиях конкурсов на проведение государственных закупок определяющим показателем была внесена сумма уплаченных предприятием налогов за последние четыре года. И уральские фирмы-технадзоры перестали побеждать в тендерах. Победителями конкурсов на оказание услуг технадзора при строительстве государственных объектов в ЗКО стали иногородние фирмы – ТОО «Дирекция строящихся предприятий «Стройинтеграция» (Алматы), ТОО «Актаустройэксперт» (Нур-Султан), ТОО «Инженерное бюро NURTAU» (Актобе), ТОО «Актобестройэксперт» (Актобе), ТОО «DS&V» (Костанай).

Выиграли много, а спецов мало?

В октябре 2019 года пять инжиниринговых компаний Уральска – ТОО «Сана Маркет», ТОО «АНТинжсервис», ТОО «Сектор строительных услуг «Сенiмдi сапа», ТОО «БатысСапа Инжиниринг», ТОО «КИУС» – написали заявление в управление государственного архитектурно-строительного контроля ЗКО. Они попросили ведомство провести проверку соответствия качества услуг по техническому надзору за строительными объектами в области. 

Причиной проверки, с точки зрения местных предпринимателей, может служить тот факт, что неместные фирмы выиграли огромное количество лотов на технадзор при строительстве 14 многоэтажных домов, 4 водопроводов, 67 одноэтажных домов, 3 школ, 6 дорог. Учитывая разбросанность объектов по области, у местных фирм возник вопрос: сумеют ли победители качественно выполнить взятые на себя обязательства? 

Не получив из ГАСКа ответа, в ноябре 2019 года бизнесмены обратились в Палату предпринимателей ЗКО, где помимо вопросов качества услуг затронули и больной для инжиниринговых компаний области вопрос – близкое к банкротству финансовое положение. 

Руководитель ТОО «КИУС» Мурат Бахишев – именно он и стал инициатором написания тревожных писем в ГАСК и ПП – объяснил «Курсиву», что его предприятие работает с 2007 года, и при участии ТОО «КИУС» в ЗКО были построены десятки социальных объектов, много­этажных домов, автодорог.

«Во многих договорах на наши услуги прописано, что представители фирмы-технадзора должны постоянно находиться на строительном объекте. При возведении многоэтажного дома или, к примеру, строительстве автодороги там должны работать до шести специалистов технадзора. У нас вызывает большое сомнение, как фирмы из Алматы или Актобе, выигравшие не один десяток тендеров по стране, смогут обеспечить при строительстве объектов должное количество специалистов», – рассуждает Мурат Бахишев.

По его словам, уже сейчас иногородние компании переманивают к себе на работу сотрудников местных фирм. 

Аналогичного мнения придерживается и руководитель фирмы-технадзора ТОО «АНТинж­сервис» Нурлан Мурзагалиев. Он считает, что сложившаяся ситуация с технадзором в ЗКО породит лишь одно: отсутствие надлежащего контроля со стороны госорганов, поскольку фирмы-технадзоры нанимает именно государство в лице областных управлений строительства. В итоге может пострадать качество строительных работ. 

Узкая направленность – путь к разорению

Относительно нового условия участия в тендере – отнесения в зачет участника конкурса суммы уплаченных налогов за последние четыре года – оба руководителя инжиниринговых компаний считают, что именно оно выбило из участия в госзакупках всех уральских технадзоров. 

«Уральские инжиниринговые фирмы заняты только в сфере технадзора за строительством. В то время как алматинские или актюбинские фирмы – победители большинства конкурсов – выполняют весь комплекс строительных работ – от проектирования до строительно-монтажных работ плюс технический и авторский надзор за строительством», – говорит  Нурлан Мурзагалиев.  

Сейчас, по его словам, «АНТинж­сервис» переживает нелегкие времена: из фирмы уже ушли два специалиста, осталось пятеро. Платить зарплату людям нечем. Из госзаказа у ТОО остался лишь проект по газоснабжению сел Казталовского района ЗКО. В конце декабря «АНТинж­сервис» завершит проект, и фирма сократит свой штат еще на три специалиста.

Аналогичная ситуация у большинства инжиниринговых компаний Уральска. В ТОО «КИУС» из 11 специалистов сейчас работают шесть. Люди уходят, потому что нет тендеров, соответственно, нет и достойной зарплаты. 

«Сейчас мы даже не заглядываем на портал госзакупок – шансов выиграть тендеры на технадзор у нас нет никаких. У меня осталось несколько проектов прошлых лет: спортивная школа-интернат в поселке Деркул и пристройка к зданию ДКНБ. К середине лета 2020 года мы их завершим и пойдем ко дну», – констатирует Мурат Бахишев.

Главы уральских инжиниринговых фирм отмечают, что новые нормы закона о госзакупках, по сути, монополизируют рынок услуг технадзора в сфере строительства. И даже если правила госзакупок будут изменяться в перспективе, не исключено, что к тому времени инжиниринговые фирмы Уральска уже разорятся.

Выше закона не прыгнешь 

Руководитель управления госзакупок по ЗКО Бибигуль Ниеткалиева сообщила «Курсиву», что с начала 2019 года они провели 29 конкурсов на услуги технадзора. Один из них выиграла местная фирма – ТОО «Жана консалтинг Ltd», в других победили иногородние инжиниринговые компании. Средняя сумма одного лота по технадзору, по словам г-жи Ниеткалиевой, – 10 млн тенге. 

«Раньше технадзоры, чтобы выиграть конкурс, могли демпинговать, предлагать цену услуг ниже заявленной в тендере на 40-50%. Теперь, во избежание получения некачественных услуг, внесена норма, предписывающая участникам тендеров не допускать понижения цены ниже 15%», – пояснила Бибигуль Ниеткалиева.

То, что местные фирмы из-за меньших сумм налоговых отчислений оказались аутсайдерами тендеров на услуги технадзоров, изменить в управлении госзакупок не в силах.  

Председатель совета по защите прав предпринимателей ПП ЗКО Хайдар Капанов считает, что в этой ситуации побороться все-таки стоит. На местном уровне, как подчеркивает г-н Капанов, такие вопросы не решаются. Поэтому обращение инжиниринговых компаний Уральска они перенаправили в РПП «Атамекен». 

«Наша резолюция – из законодательства нужно убирать норму о включении суммы уплаты налогов за четыре года в список ключевых при участии бизнеса в тендерах на госзакупки в сфере строительства. О какой поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства может идти речь, если такими поправками в законодательстве мы душим МСБ на корню?» – заключил Хайдар Капанов.
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance