Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


969 просмотров

Что мешает конкуренции в Евразийском союзе

Разбирались журналисты «Курсива»

Фото: Людмилла Калашникова

До 1 июля 2020 года Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) намерена подготовить проект международного соглашения, который урегулирует вопросы по использованию и признанию банковской гарантии для коммерческих финансовых организаций стран-участниц ЕАЭС и позволит казахстанским экспортерам участвовать в тендерах в странах-партнерах союза. Но пока бизнесмены лишь делятся проблемами, сетуя на очереди на таможне и тотальный досмотр грузов.

На тендер к соседям

ЕЭК планирует устранить препятствия, с которыми до сих пор сталкиваются экспортеры из стран – членов ЕАЭС при выходе на рынок государственных закупок России.

Как отмечает директор департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок Алия Джумабаева, в настоящее время комиссия готовит проект международного соглашения по взаимному признанию банковских гарантий, которое позволит урегулировать использование и признание банковский гарантий для коммерческих банков всех стран ЕАЭС.

По словам эксперта, в настоящее время российскими организаторами госзакупок в качестве тендерного обеспечения принимаются гарантии только тех банков, которые включены в перечень Минфина РФ. Для того чтобы попасть в этот список, казахстанский банк должен иметь кредитный рейтинг российских рейтинговых агентств, который могут получить только банки России. К слову, как отмечают аналитики «Ведомостей» Кирилл Лукашук и Александр Проклов, российская рейтинговая индуст­рия пока недостаточно развита, и это наглядно демонстрирует список кредитных рейтингов. «В этом списке сегодня порядка 150 компаний, что ничтожно мало для страны, в которой число средних и крупных предприятий измеряется тысячами. Для сравнения: в США агентствами большой тройки – S&P, Moody’s и Fitch – присвоено более 6 тыс. корпоративных рейтингов без учета инфраструктурных отраслей», – отмечают аналитики издания.

На данный момент ЕЭК предлагает Москве внести изменения в законодательство, которые бы до подписания соглашения предусматривали возможность признания банковских гарантий Евразийского Банка Развития и Межгосударственного банка.

Между тем, как отмечает Алия Джумабаева, рынок госзакупок ЕАЭС составляет более $122 млрд, тогда как доля Казахстана здесь составляет $12,7 млрд. По мнению эксперта, новое соглашение даст возможность казахстанскому бизнесу участвовать  в государственных закупках другого государства на тех же условиях, что и резиденты страны.

Таможня не дает добро

По мнению руководителя отдела сопровождения проектов Палаты предпринимателей ЗКО Эльмиры Утешевой, сегодня говорить о свободном перемещении товаров через границу в Западно-Казахстанской области не приходится.

Во-первых, по ее словам, управление экспортного контроля на таможне сканирует все без исключения документы на ввозимые и вывозимые из области товары, затрудняя работу бизнеса. Во-вторых, ЗКО является транзитной территорией для поступающих в РФ товаров из третьих стран, поэтому на таможне здесь производится их тотальный досмотр, согласно Таможенному кодексу РК. Но, как отмечает эксперт, проблема в том, что таможенные посты не соответствуют положенной инфраструктуре: товар должен выгружаться и досматриваться в том помещении, которое соответствует товарной позиции. Однако из-за того, что продукция досматривается в любую погоду на улице, она теряет свой товарный вид.

По словам Утешевой, импортеры области сталкиваются и с проблемой двойного налого­обложения. По нормам ЕАЭС НДС платится на территории получателя товара. Но отправители из России включают свои 20% НДС в стоимость товара. И получатель – казахстанский бизнесмен – тоже платит еще 12% НДС, уже на территории РК.

Сейчас, как отмечает Эльмира Утешева, этот вопрос постепенно решается. Бизнесмены ЗКО стали грамотнее: при заключении контракта с российскими фирмами они требуют, чтобы договор составлялся на отгрузку товара по себестоимости без включения оплаты НДС.

На данный момент, как отметила Эльмира Утешева, у многих предприятий – производителей мясной продукции возникла еще одна проблема при экспорте товаров на территорию России. Тот товар, который отправляют бизнесмены ЗКО (это 4 тыс. товарных позиций), входит в перечень изъятия в рамках ВТО. Поэтому во всех товарно-сопроводительных документах на этот товар должна быть электронная счет-фактура, заверенная печатью и подписью руководителя Комитета госдоходов. А также сертификат СТ-1, который выдает Палата предпринимателей. На сбор всех документов требуется немало времени, а товар требует быстрой отгрузки, поскольку мясо – скоропортящийся продукт.

Точка зрения

Серик Жумангарин, член коллегии блока по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК:

«ЕЭК – это наднациональный антимонопольный орган, он взаимодействует не только с казахстанским, но и со всем бизнесом на территории ЕАЭС, который работает в условиях транснационального рынка. Задача комиссии – обеспечить экономические свободы, которые являются основой любого экономического объединения: свободное движение товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Но сегодня самое главное ограничение, которое будет преследовать производителя, – это безопасность продукции, технические регламенты. 57 технических регламентов едины по всему союзу, из них 46 уже утверждены, и по ним придется работать. Нет ни одного барьера, который был бы незаконно принят и его невозможно было бы снять. Ни одна страна ЕАЭС не будет упираться, если есть явное нарушение антимонопольного законодательства во взаимной торговле. Есть системные барьеры, которые необходимо решать по западному региону. Это узкое горло таможенных постов – в Актюбинской области и ЗКО через них проходит большой транзитный поток. Машины скапливаются в большом количестве. Этот вопрос будет решаться на основе межправительственного соглашения. Российская сторона уже обсуждает этот вопрос – у них есть план модернизации своих таможенных постов. Системные проблемы, которые должны решаться на уровне ЕЭК, мы заберем себе. Те точечные проблемы бизнеса, которые должны решаться на уровне Казахстана, передадим в соответствующие госорганы и проконтролируем их решение».


1185 просмотров

Бизнесменам не нужны убыточные коммунальные предприятия Балхаша

На их реабилитацию потребуются миллиарды тенге

Фото: Shutterstock

По мнению чиновников, коммунальные предприятия, снабжающие жителей Балхаша водой и теплом, непривлекательны для инвесторов. Так ли это на самом деле, выяснял «Курсив». 

Акимату Балхаша подчиняются три убыточных коммунальных госпредприятия (КГП): «Балхаш Су», «Су жылу транс» и «Балхашэнерго». Работы и услуги, не входящие в их тарифную смету, субсидируются из бюджета, чтобы тариф был финансово устойчивым и не возникло социальной напряженности. 

«Без субсидирования данных статей затрат стоимость коммунальных услуг была бы в несколько раз выше. 70% инженерных сетей города имеют большой износ. То есть расходы по содержанию предприятий несопоставимы с их доходами», – поясняет руководитель отдела ЖКХ Айрат Карамурзин.  

Подведомственные акимату организации являются не только убыточными, но и проблемными. КГП «Балхаш Су» и КГП «Су Жылу Транс» находятся в сложном финансовом положении, КГП «Балхашэнерго» – на реабилитации. 

Братья-близнецы

КГП «Балхаш су» снабжает население питьевой водой, а также отводит канализационные воды. На протяжении нескольких лет предприятие работает в убыток. В прошлом году на его поддержку из областного бюджета выделили 200 млн тенге, в этом – 184 млн тенге.  
 
По данным департамента регулирования естественных монополий Карагандинской области, неисполнение тарифных смет КГП «Балхаш Су» в 2017 году причинило ущерб потребителям в размере 282 млн тенге. Для его возмещения был введен компенсирующий тариф. На днях бывшего директора предприятия Талгата Ежибаева осудили на 3,5 года ограничения свободы за злоупотребление должностными полномочиями. Согласно материалам уголовного дела, он подделал документы, чтобы формально исполнить тарифную смету. Ущерб государству составил 123 млн тенге. 
 
Кроме того, КГП «Балхаш Су» задолжало своим работникам 46 млн тенге. Они не получали заработную плату два летних месяца – июль и август. Выяснилось, что счета государственного предприятия арестованы с июля 2019 года из-за долга перед поставщиком электроэнергии ТОО «КазЭнергоЦентр» в размере 460 млн тенге. 

Как пояснил г-н Карамурзин, предприятие не смогло выплатить данную сумму по причине сложной финансовой ситуации, в которой оказалось после введения компенсирующего тарифа. В связи с этим на его счета наложили арест, который уже сняли. Сейчас организация выходит на стабильный режим работы. Она рассчиталась с сотрудниками за июль, в то время как августовские зарплаты выплачивает по мере поступления средств на свой счет. 
 
Интересно, что дела КГП «Су Жылу Транс», поставляющего населению тепло и горячую воду, идут по похожему сценарию, с той лишь разницей, что оно еще не задерживало зарплаты сотрудникам. Организация тоже не исполняла тарифные сметы, причинив потребителям чуть меньший ущерб – 201 млн тенге. Сейчас бывшего руководителя организации Бейсембека Сармантаева обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, а именно в заключении фиктивных договоров с поставщиками на сайте госзакупок. 

В отношении КГП «Су Жылу Транс» департамент по регулированию естественных монополий Карагандинской области собирался ввести компенсирующий тариф. Однако в последний момент поменял решение, заменив его на более высокий тариф в качестве чрезвычайной регулирующей меры. Причиной послужило увеличение стоимости приобретаемой тепловой энергии у Балхашской ТЭЦ ТОО «Казахмыс Энерджи».

Фактическое повышение цен монополист произвел раньше на полтора месяца, чем предписывал антимонопольный орган. С 1 августа он увеличил тариф на горячую воду почти вдвое – со 136 тенге за куб. м до 262 тенге за куб. м. Сейчас по данному факту проводит расследование департамент. 

Вместе с тем КГП «Су Жылу Транс» задолжало ТОО «Kazakhmys Energy» 765 млн тенге, что почти вдвое больше по сравнению с долгами КГП «Балхаш Су» перед ТОО «Каз­ЭнергоЦентр». 

Предприятие также получает дополнительную поддержку от государства. В 2018 году из областного бюджета ему выделили 234 млн тенге, в 2019-м – 234 млн тенге.

Бездонный колодец 

Несколько лет назад в Казахстане началась оптимизация подведомственных организаций госорганам. В «Комплексный» план приватизации на 2016-2020 годы» вошли 780 объектов, из балхашских КГП в их числе оказалось только «Балхаш Энерго», которое до 2022 года будет проходить процедуру реабилитации.  

По словам Айрата Карамурзина, акимат не выставляет КГП «Балхаш Су» и КГП «Су Жылу Транс» на торги ввиду их инвестиционной непривлекательности. К примеру, для организации нормального водоснабжения на ремонт городских сетей, водозаборных и очистных сооружений, а также водовода поселка Саяк необходимо потратить 24,7 млрд тенге.

Юрист Ирина Фурсова полагает, что нежелание акимата передавать предприятия в частные руки может иметь другое объяснение.  
«С 2009 года департамент по регулированию естественных монополий утверждает инвестиционные программы для реконструкции коммунальных сетей. В числе прочих такой возможностью воспользовались ТОО «Караганды Су», ТОО «Теп­лотранзит Караганда», ТОО «Караганды Жарык». Балхашские КГП тоже могли бы проводить инвестиционные программы и через тариф получать деньги на реконструкцию коммунальных сетей. Почему акимат этого не сделал? Вероятно, ему выгодно брать субсидии из бюджета, совершенно не беспокоясь о модернизации этих сетей», – рассуждает правовед.
 
По мнению вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей РК Тимура Назханова, установленная еще в советские годы система функционирования КГП в настоящее время не работает, поэтому необходима полная перестройка. 

«Общественность не допускается к реальным расходам и доходам этих предприятий. Они фактически закрытые. Система такая, что все нужно кардинально менять. Иначе так и будет бездонный колодец, куда уходят деньги налогоплательщиков», – отметил г-н Назханов.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций