Перейти к основному содержанию
1056 просмотров

Что мешает конкуренции в Евразийском союзе

Разбирались журналисты «Курсива»

Фото: Людмилла Калашникова

До 1 июля 2020 года Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) намерена подготовить проект международного соглашения, который урегулирует вопросы по использованию и признанию банковской гарантии для коммерческих финансовых организаций стран-участниц ЕАЭС и позволит казахстанским экспортерам участвовать в тендерах в странах-партнерах союза. Но пока бизнесмены лишь делятся проблемами, сетуя на очереди на таможне и тотальный досмотр грузов.

На тендер к соседям

ЕЭК планирует устранить препятствия, с которыми до сих пор сталкиваются экспортеры из стран – членов ЕАЭС при выходе на рынок государственных закупок России.

Как отмечает директор департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок Алия Джумабаева, в настоящее время комиссия готовит проект международного соглашения по взаимному признанию банковских гарантий, которое позволит урегулировать использование и признание банковский гарантий для коммерческих банков всех стран ЕАЭС.

По словам эксперта, в настоящее время российскими организаторами госзакупок в качестве тендерного обеспечения принимаются гарантии только тех банков, которые включены в перечень Минфина РФ. Для того чтобы попасть в этот список, казахстанский банк должен иметь кредитный рейтинг российских рейтинговых агентств, который могут получить только банки России. К слову, как отмечают аналитики «Ведомостей» Кирилл Лукашук и Александр Проклов, российская рейтинговая индуст­рия пока недостаточно развита, и это наглядно демонстрирует список кредитных рейтингов. «В этом списке сегодня порядка 150 компаний, что ничтожно мало для страны, в которой число средних и крупных предприятий измеряется тысячами. Для сравнения: в США агентствами большой тройки – S&P, Moody’s и Fitch – присвоено более 6 тыс. корпоративных рейтингов без учета инфраструктурных отраслей», – отмечают аналитики издания.

На данный момент ЕЭК предлагает Москве внести изменения в законодательство, которые бы до подписания соглашения предусматривали возможность признания банковских гарантий Евразийского Банка Развития и Межгосударственного банка.

Между тем, как отмечает Алия Джумабаева, рынок госзакупок ЕАЭС составляет более $122 млрд, тогда как доля Казахстана здесь составляет $12,7 млрд. По мнению эксперта, новое соглашение даст возможность казахстанскому бизнесу участвовать  в государственных закупках другого государства на тех же условиях, что и резиденты страны.

Таможня не дает добро

По мнению руководителя отдела сопровождения проектов Палаты предпринимателей ЗКО Эльмиры Утешевой, сегодня говорить о свободном перемещении товаров через границу в Западно-Казахстанской области не приходится.

Во-первых, по ее словам, управление экспортного контроля на таможне сканирует все без исключения документы на ввозимые и вывозимые из области товары, затрудняя работу бизнеса. Во-вторых, ЗКО является транзитной территорией для поступающих в РФ товаров из третьих стран, поэтому на таможне здесь производится их тотальный досмотр, согласно Таможенному кодексу РК. Но, как отмечает эксперт, проблема в том, что таможенные посты не соответствуют положенной инфраструктуре: товар должен выгружаться и досматриваться в том помещении, которое соответствует товарной позиции. Однако из-за того, что продукция досматривается в любую погоду на улице, она теряет свой товарный вид.

По словам Утешевой, импортеры области сталкиваются и с проблемой двойного налого­обложения. По нормам ЕАЭС НДС платится на территории получателя товара. Но отправители из России включают свои 20% НДС в стоимость товара. И получатель – казахстанский бизнесмен – тоже платит еще 12% НДС, уже на территории РК.

Сейчас, как отмечает Эльмира Утешева, этот вопрос постепенно решается. Бизнесмены ЗКО стали грамотнее: при заключении контракта с российскими фирмами они требуют, чтобы договор составлялся на отгрузку товара по себестоимости без включения оплаты НДС.

На данный момент, как отметила Эльмира Утешева, у многих предприятий – производителей мясной продукции возникла еще одна проблема при экспорте товаров на территорию России. Тот товар, который отправляют бизнесмены ЗКО (это 4 тыс. товарных позиций), входит в перечень изъятия в рамках ВТО. Поэтому во всех товарно-сопроводительных документах на этот товар должна быть электронная счет-фактура, заверенная печатью и подписью руководителя Комитета госдоходов. А также сертификат СТ-1, который выдает Палата предпринимателей. На сбор всех документов требуется немало времени, а товар требует быстрой отгрузки, поскольку мясо – скоропортящийся продукт.

Точка зрения

Серик Жумангарин, член коллегии блока по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК:

«ЕЭК – это наднациональный антимонопольный орган, он взаимодействует не только с казахстанским, но и со всем бизнесом на территории ЕАЭС, который работает в условиях транснационального рынка. Задача комиссии – обеспечить экономические свободы, которые являются основой любого экономического объединения: свободное движение товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Но сегодня самое главное ограничение, которое будет преследовать производителя, – это безопасность продукции, технические регламенты. 57 технических регламентов едины по всему союзу, из них 46 уже утверждены, и по ним придется работать. Нет ни одного барьера, который был бы незаконно принят и его невозможно было бы снять. Ни одна страна ЕАЭС не будет упираться, если есть явное нарушение антимонопольного законодательства во взаимной торговле. Есть системные барьеры, которые необходимо решать по западному региону. Это узкое горло таможенных постов – в Актюбинской области и ЗКО через них проходит большой транзитный поток. Машины скапливаются в большом количестве. Этот вопрос будет решаться на основе межправительственного соглашения. Российская сторона уже обсуждает этот вопрос – у них есть план модернизации своих таможенных постов. Системные проблемы, которые должны решаться на уровне ЕЭК, мы заберем себе. Те точечные проблемы бизнеса, которые должны решаться на уровне Казахстана, передадим в соответствующие госорганы и проконтролируем их решение».

1333 просмотра

Алматинский и актюбинский технадзор вытесняет из Уральска местные фирмы

Они не могут конкурировать с ними в госзакупках

Фото: Silentalex88

Причиной тому стали изменения в законодательстве: в конкурсах на оказание услуг в сфере строительства по ЗКО побеждают лишь актюбинские или алматинские фирмы, у которых суммы налоговых отчислений в бюджет много выше, чем у местных технадзорных компаний. 

Всего в ЗКО около 20 фирм, оказывающих услуги технического надзора при строительстве зданий, сооружений и автомобильных дорог. С начала 2019 года в условиях конкурсов на проведение государственных закупок определяющим показателем была внесена сумма уплаченных предприятием налогов за последние четыре года. И уральские фирмы-технадзоры перестали побеждать в тендерах. Победителями конкурсов на оказание услуг технадзора при строительстве государственных объектов в ЗКО стали иногородние фирмы – ТОО «Дирекция строящихся предприятий «Стройинтеграция» (Алматы), ТОО «Актаустройэксперт» (Нур-Султан), ТОО «Инженерное бюро NURTAU» (Актобе), ТОО «Актобестройэксперт» (Актобе), ТОО «DS&V» (Костанай).

Выиграли много, а спецов мало?

В октябре 2019 года пять инжиниринговых компаний Уральска – ТОО «Сана Маркет», ТОО «АНТинжсервис», ТОО «Сектор строительных услуг «Сенiмдi сапа», ТОО «БатысСапа Инжиниринг», ТОО «КИУС» – написали заявление в управление государственного архитектурно-строительного контроля ЗКО. Они попросили ведомство провести проверку соответствия качества услуг по техническому надзору за строительными объектами в области. 

Причиной проверки, с точки зрения местных предпринимателей, может служить тот факт, что неместные фирмы выиграли огромное количество лотов на технадзор при строительстве 14 многоэтажных домов, 4 водопроводов, 67 одноэтажных домов, 3 школ, 6 дорог. Учитывая разбросанность объектов по области, у местных фирм возник вопрос: сумеют ли победители качественно выполнить взятые на себя обязательства? 

Не получив из ГАСКа ответа, в ноябре 2019 года бизнесмены обратились в Палату предпринимателей ЗКО, где помимо вопросов качества услуг затронули и больной для инжиниринговых компаний области вопрос – близкое к банкротству финансовое положение. 

Руководитель ТОО «КИУС» Мурат Бахишев – именно он и стал инициатором написания тревожных писем в ГАСК и ПП – объяснил «Курсиву», что его предприятие работает с 2007 года, и при участии ТОО «КИУС» в ЗКО были построены десятки социальных объектов, много­этажных домов, автодорог.

«Во многих договорах на наши услуги прописано, что представители фирмы-технадзора должны постоянно находиться на строительном объекте. При возведении многоэтажного дома или, к примеру, строительстве автодороги там должны работать до шести специалистов технадзора. У нас вызывает большое сомнение, как фирмы из Алматы или Актобе, выигравшие не один десяток тендеров по стране, смогут обеспечить при строительстве объектов должное количество специалистов», – рассуждает Мурат Бахишев.

По его словам, уже сейчас иногородние компании переманивают к себе на работу сотрудников местных фирм. 

Аналогичного мнения придерживается и руководитель фирмы-технадзора ТОО «АНТинж­сервис» Нурлан Мурзагалиев. Он считает, что сложившаяся ситуация с технадзором в ЗКО породит лишь одно: отсутствие надлежащего контроля со стороны госорганов, поскольку фирмы-технадзоры нанимает именно государство в лице областных управлений строительства. В итоге может пострадать качество строительных работ. 

Узкая направленность – путь к разорению

Относительно нового условия участия в тендере – отнесения в зачет участника конкурса суммы уплаченных налогов за последние четыре года – оба руководителя инжиниринговых компаний считают, что именно оно выбило из участия в госзакупках всех уральских технадзоров. 

«Уральские инжиниринговые фирмы заняты только в сфере технадзора за строительством. В то время как алматинские или актюбинские фирмы – победители большинства конкурсов – выполняют весь комплекс строительных работ – от проектирования до строительно-монтажных работ плюс технический и авторский надзор за строительством», – говорит  Нурлан Мурзагалиев.  

Сейчас, по его словам, «АНТинж­сервис» переживает нелегкие времена: из фирмы уже ушли два специалиста, осталось пятеро. Платить зарплату людям нечем. Из госзаказа у ТОО остался лишь проект по газоснабжению сел Казталовского района ЗКО. В конце декабря «АНТинж­сервис» завершит проект, и фирма сократит свой штат еще на три специалиста.

Аналогичная ситуация у большинства инжиниринговых компаний Уральска. В ТОО «КИУС» из 11 специалистов сейчас работают шесть. Люди уходят, потому что нет тендеров, соответственно, нет и достойной зарплаты. 

«Сейчас мы даже не заглядываем на портал госзакупок – шансов выиграть тендеры на технадзор у нас нет никаких. У меня осталось несколько проектов прошлых лет: спортивная школа-интернат в поселке Деркул и пристройка к зданию ДКНБ. К середине лета 2020 года мы их завершим и пойдем ко дну», – констатирует Мурат Бахишев.

Главы уральских инжиниринговых фирм отмечают, что новые нормы закона о госзакупках, по сути, монополизируют рынок услуг технадзора в сфере строительства. И даже если правила госзакупок будут изменяться в перспективе, не исключено, что к тому времени инжиниринговые фирмы Уральска уже разорятся.

Выше закона не прыгнешь 

Руководитель управления госзакупок по ЗКО Бибигуль Ниеткалиева сообщила «Курсиву», что с начала 2019 года они провели 29 конкурсов на услуги технадзора. Один из них выиграла местная фирма – ТОО «Жана консалтинг Ltd», в других победили иногородние инжиниринговые компании. Средняя сумма одного лота по технадзору, по словам г-жи Ниеткалиевой, – 10 млн тенге. 

«Раньше технадзоры, чтобы выиграть конкурс, могли демпинговать, предлагать цену услуг ниже заявленной в тендере на 40-50%. Теперь, во избежание получения некачественных услуг, внесена норма, предписывающая участникам тендеров не допускать понижения цены ниже 15%», – пояснила Бибигуль Ниеткалиева.

То, что местные фирмы из-за меньших сумм налоговых отчислений оказались аутсайдерами тендеров на услуги технадзоров, изменить в управлении госзакупок не в силах.  

Председатель совета по защите прав предпринимателей ПП ЗКО Хайдар Капанов считает, что в этой ситуации побороться все-таки стоит. На местном уровне, как подчеркивает г-н Капанов, такие вопросы не решаются. Поэтому обращение инжиниринговых компаний Уральска они перенаправили в РПП «Атамекен». 

«Наша резолюция – из законодательства нужно убирать норму о включении суммы уплаты налогов за четыре года в список ключевых при участии бизнеса в тендерах на госзакупки в сфере строительства. О какой поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства может идти речь, если такими поправками в законодательстве мы душим МСБ на корню?» – заключил Хайдар Капанов.
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance