Перейти к основному содержанию

1085 просмотров

Что мешает конкуренции в Евразийском союзе

Разбирались журналисты «Курсива»

Фото: Людмилла Калашникова

До 1 июля 2020 года Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) намерена подготовить проект международного соглашения, который урегулирует вопросы по использованию и признанию банковской гарантии для коммерческих финансовых организаций стран-участниц ЕАЭС и позволит казахстанским экспортерам участвовать в тендерах в странах-партнерах союза. Но пока бизнесмены лишь делятся проблемами, сетуя на очереди на таможне и тотальный досмотр грузов.

На тендер к соседям

ЕЭК планирует устранить препятствия, с которыми до сих пор сталкиваются экспортеры из стран – членов ЕАЭС при выходе на рынок государственных закупок России.

Как отмечает директор департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок Алия Джумабаева, в настоящее время комиссия готовит проект международного соглашения по взаимному признанию банковских гарантий, которое позволит урегулировать использование и признание банковский гарантий для коммерческих банков всех стран ЕАЭС.

По словам эксперта, в настоящее время российскими организаторами госзакупок в качестве тендерного обеспечения принимаются гарантии только тех банков, которые включены в перечень Минфина РФ. Для того чтобы попасть в этот список, казахстанский банк должен иметь кредитный рейтинг российских рейтинговых агентств, который могут получить только банки России. К слову, как отмечают аналитики «Ведомостей» Кирилл Лукашук и Александр Проклов, российская рейтинговая индуст­рия пока недостаточно развита, и это наглядно демонстрирует список кредитных рейтингов. «В этом списке сегодня порядка 150 компаний, что ничтожно мало для страны, в которой число средних и крупных предприятий измеряется тысячами. Для сравнения: в США агентствами большой тройки – S&P, Moody’s и Fitch – присвоено более 6 тыс. корпоративных рейтингов без учета инфраструктурных отраслей», – отмечают аналитики издания.

На данный момент ЕЭК предлагает Москве внести изменения в законодательство, которые бы до подписания соглашения предусматривали возможность признания банковских гарантий Евразийского Банка Развития и Межгосударственного банка.

Между тем, как отмечает Алия Джумабаева, рынок госзакупок ЕАЭС составляет более $122 млрд, тогда как доля Казахстана здесь составляет $12,7 млрд. По мнению эксперта, новое соглашение даст возможность казахстанскому бизнесу участвовать  в государственных закупках другого государства на тех же условиях, что и резиденты страны.

Таможня не дает добро

По мнению руководителя отдела сопровождения проектов Палаты предпринимателей ЗКО Эльмиры Утешевой, сегодня говорить о свободном перемещении товаров через границу в Западно-Казахстанской области не приходится.

Во-первых, по ее словам, управление экспортного контроля на таможне сканирует все без исключения документы на ввозимые и вывозимые из области товары, затрудняя работу бизнеса. Во-вторых, ЗКО является транзитной территорией для поступающих в РФ товаров из третьих стран, поэтому на таможне здесь производится их тотальный досмотр, согласно Таможенному кодексу РК. Но, как отмечает эксперт, проблема в том, что таможенные посты не соответствуют положенной инфраструктуре: товар должен выгружаться и досматриваться в том помещении, которое соответствует товарной позиции. Однако из-за того, что продукция досматривается в любую погоду на улице, она теряет свой товарный вид.

По словам Утешевой, импортеры области сталкиваются и с проблемой двойного налого­обложения. По нормам ЕАЭС НДС платится на территории получателя товара. Но отправители из России включают свои 20% НДС в стоимость товара. И получатель – казахстанский бизнесмен – тоже платит еще 12% НДС, уже на территории РК.

Сейчас, как отмечает Эльмира Утешева, этот вопрос постепенно решается. Бизнесмены ЗКО стали грамотнее: при заключении контракта с российскими фирмами они требуют, чтобы договор составлялся на отгрузку товара по себестоимости без включения оплаты НДС.

На данный момент, как отметила Эльмира Утешева, у многих предприятий – производителей мясной продукции возникла еще одна проблема при экспорте товаров на территорию России. Тот товар, который отправляют бизнесмены ЗКО (это 4 тыс. товарных позиций), входит в перечень изъятия в рамках ВТО. Поэтому во всех товарно-сопроводительных документах на этот товар должна быть электронная счет-фактура, заверенная печатью и подписью руководителя Комитета госдоходов. А также сертификат СТ-1, который выдает Палата предпринимателей. На сбор всех документов требуется немало времени, а товар требует быстрой отгрузки, поскольку мясо – скоропортящийся продукт.

Точка зрения

Серик Жумангарин, член коллегии блока по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК:

«ЕЭК – это наднациональный антимонопольный орган, он взаимодействует не только с казахстанским, но и со всем бизнесом на территории ЕАЭС, который работает в условиях транснационального рынка. Задача комиссии – обеспечить экономические свободы, которые являются основой любого экономического объединения: свободное движение товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Но сегодня самое главное ограничение, которое будет преследовать производителя, – это безопасность продукции, технические регламенты. 57 технических регламентов едины по всему союзу, из них 46 уже утверждены, и по ним придется работать. Нет ни одного барьера, который был бы незаконно принят и его невозможно было бы снять. Ни одна страна ЕАЭС не будет упираться, если есть явное нарушение антимонопольного законодательства во взаимной торговле. Есть системные барьеры, которые необходимо решать по западному региону. Это узкое горло таможенных постов – в Актюбинской области и ЗКО через них проходит большой транзитный поток. Машины скапливаются в большом количестве. Этот вопрос будет решаться на основе межправительственного соглашения. Российская сторона уже обсуждает этот вопрос – у них есть план модернизации своих таможенных постов. Системные проблемы, которые должны решаться на уровне ЕЭК, мы заберем себе. Те точечные проблемы бизнеса, которые должны решаться на уровне Казахстана, передадим в соответствующие госорганы и проконтролируем их решение».

483 просмотра

Как выбрать офис мечты

Три инсайда от основателя консалтинговой компании PFM Solutions Евгения Гриханова

Фото: Shutterstock

Любой бизнес рано или поздно сталкивается с выбором офиса. Этот процесс может быть как приятным, когда компания растет и расширяется, так и не очень, когда компания сокращает свои обороты и ищет офис поменьше.

Когда-то в прошлой сладкой жизни задумываться особо не приходилось: бизнес рос как на дрожжах, а офисы расхватывали как горячие пирожки. Дефицит офисной недвижимости не располагал к выбору – брали то, что давали, платили, сколько просили. 

Сегодня рынок изменился: есть из чего выбрать и есть над чем подумать. По данным ScotHolland | CBRE, вакансия офисных площадей по итогам 2019 года в Алматы составляет 10–15%, в Нур-Султане – около 20%. При этом предложение растет – совсем скоро в Нур-Султане будет введена в эксплуатацию офисная часть «Абу-Даби Плаза», и в этой конкурентной борьбе в выигрыше остается арендатор.

Прагматичный подход к выбору нового офиса своей мечты строится на трех шагах:

Шаг 1.

Определите свои требования к офису: локация, количество рабочих мест и необходимых вспомогательных помещений (кофе-поинт, переговорные и т. п.). Зачастую этому вопросу уделяют мало внимания, но это важно. 

Не ограничивайте себя в локации – пусть у вас будет три-четыре варианта, что позволит в итоге найти баланс по бюджету на аренду и не загонять себя в рамки одной локации и, как следствие, цены. Да и торг всегда уместен, ведь три-четыре варианта – это разные владельцы, и можно получить условия «повкуснее». Условно офисные здания делятся на три категории: A, B, C, которые сильно влияют на цену. Но не идите на поводу у арендодателей, стремящихся повысить класс офиса вместе с ценой, определите собственные критерии классности и приступайте к поиску офиса. 

Обязательно подумайте о сроке аренды – ответ на этот вопрос даст вам дополнительную скидку при долгосрочных отношениях и уверенность в том, что вас не оставят на улице через 11 месяцев.

Если вы маленькая компания, обратите внимание на коворкинги, тогда вам не потребуется думать о кофе-поинте или столовой – как правило, это включено в инфраструктуру общего пользования. А переговорная за дополнительную плату или бесплатно включена в стоимость аренды кабинетов или мест в коворкинге. Коворкинг удобен и в том случае, если у вас много сотрудников, которые не находятся в офисе – тогда вы можете оплачивать рабочие места оператору коворкинга за фактическое использование, что может быть гораздо эффективнее, чем пустующие столы и постоянная оплата аренды за них. 

В итоге у вас должны сформироваться четкие критерии: варианты расположения нового офиса, количество рабочих мест и вспомогательных помещений, готовность/неготовность к ремонту или приобретению мебели и, конечно, срок предполагаемой аренды. 

Шаг 2.

Подберите варианты офисов самостоятельно, например на портале krisha.kz, или с привлечением брокеров.

Если у вас есть секретарь или ответственный за хозяйственную деятельность сотрудник, дайте ему поручение проехать по районам, где вы хотите найти свой офис. Пусть он просмотрит на месте объявления с телефонами или зайдет в отдел аренды в бизнес-центре. 

При работе с брокером обязательно поинтересуйтесь, какие услуги он окажет за ваши деньги. Будет ли он отстаивать ваши интересы и анализировать договор аренды, порекомендует ли внести в договор условие о юридической защите ваших прав как арендатора; сделает ли он расстановку мебели; оценит ли технические возможности и так далее. Многие профессиональные брокеры все это делают, но, увы, их единицы. Очень часто брокеры берут с арендатора деньги за воздух, а с арендодателя – за то, что убедили вас арендовать помещение. 

Шаг 3.

После выбора подходящего офиса внимательно изучите договор и внесите важные условия.

Во-первых, попросите арендодателя дать информацию о мощности предоставляемого электричества и вентиляции с кондиционированием. Если вы планируете делать в офисе ремонт, проконсультируйтесь со специалистами, хватит ли вам этих мощностей. Если ремонт не нужен, пропишите в договоре ответственность арендодателя за климат и стабильную работу электрических сетей. Как правило, если у арендодателя скелет в шкафу, он не готов нести финансовую ответственность за стабильную работу этих систем, значит, вам надо поискать другой офис. Не поленитесь найти нужного специалиста и настоять на соответствующих договорных условиях, и тогда вам не придется кусать локти в душном и жарком офисе. 

Во-вторых, выясните, кто будет отвечать за содержание инженерных систем и нести эксплуатационные расходы. Обычно арендодатель пытается переложить эти затраты на арендатора, в этом случае расчеты помогут вам принять решение, подходит ли вам уровень расходов, и обсудить с собственником снижение арендной ставки. А если эту обязанность берет на себя арендодатель, постарайтесь, чтобы в договоре максимально четко были прописаны действия арендодателя, объемы и сроки.

В-третьих, обратите внимание на коммунальные расходы. Если они включены в арендную плату, пропишите ответственность сторон и смело подписывайте договор аренды. Если же вас просят оплачивать коммунальные расходы, требуйте установку счетчиков, иначе вы, вполне вероятно, будете платить не только за себя, но и за другого дядю. И помните: тариф регулируется государством, и арендодатель не вправе делать наценку, если у него нет лицензии на поставку коммунальных услуг.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif