Перейти к основному содержанию

Бизнесмены СКО обвинили россиян в недобросовестной конкуренции

Североказахстанские производители не могут закрепиться на российском рынке

Фото: Shutterstock.com

Крупнейший в Северном Казахстане производитель молочной продукции уходит с российского рынка. Причиной отказа от экспорта на предприятии называют недобросовестную конкуренцию. Трудности закрепления на торговых площадках РФ испытывают и другие североказахстанские компании.

В начале сентября Россельхознадзор ввел временные ограничения на поставку ряда продуктов из РК. В этот список вошел и известный в Казахстане бренд «Зенченко и К». Якобы в производимой компанией молочной продукции была выявлена кишечная палочка. На предприятии с этими обвинениями не согласны. А буквально на днях стало известно, что коммандитное товарищество «Зенченко и К» решило прекратить поставки на российские рынки сбыта в Курган и Омск. Раннее на заседании регионального совета по экспорту директор предприятия Геннадий Зенченко уже высказывался жестко о действующей на территории Евразийского союза недобросовестной конкуренции.

«Там поставлена задача, пусть устным распоряжением: дальше положенной квоты в 2-3% казахстанские товары не пускать. Мы говорим не обо всей России, а о приграничных областях. Мы торгуем в Омске через Казмолторг, год уже работаем, увеличения объема нет. Работали с Курганом: 13 тонн поставки было молочной продукции в два дня. Сегодня объемы упали до 3 тонн, на полках там вы нашей продукции не увидите, потому что открыто сказал их новый губернатор: зачем нам ваш товар на наших полках? Хотя людям нравится наша продукция – и в Кургане, и в Омcке. А к нам – пожалуйста, все что угодно везите», – отметил в своем выступлении генеральный директор КТ «Зенченко и К».

Действительно, полки североказахстанских супермаркетов буквально завалены российской продукцией. «Курсив» уже рассказывал, сравнивая наполнение магазинов в Омске и Петропавловске. Выяснилось, что по ряду наименований российские товары, что в РФ, что у нас, оказываются дешевле казахстанских, что, скорее всего, и позволяет омичам теснить производителей РК как на собственном рынке, так и на прилавках магазинов, например, в СКО.  

О трудностях североказахстанских товаропроизводителях на российских рынках «Курсиву» рассказывала и руководитель кондитерской фирмы «ViZaVi Company» Лейла Сайдашева. Несмотря на большой интерес со стороны покупателей, закрепиться на полках магазинов ближайшего соседа казахстанским кондитерам очень сложно.

«Имеются барьеры, мешающие выходу казахстанских производителей в РФ на серьезный уровень. Так что пока у нас реализация в основном идет через каналы опта, точки категорий В и С – небольшие магазины. Однако в данный момент стремительно растущие федеральные сети вытесняют эту категорию торговых площадок, в то же время не впуская кондитерские изделия из Казахстана на свои прилавки», – отмечает Лейла Сайдашева.

Серьезность ситуации подчеркивают и в НПП «Атамекен».В распространенном палатой сообщении указывается, что партнер по Евразийскому экономическому союзу негласно ограничивает выход казахстанских товаров на российский рынок. Ситуация с «Зенченко и К» не единичная. 

«По состоянию на август текущего года из 16 введенных с начала года ограничений в отношении Казахстана со стороны Россельхознадзора действовало 14. То есть более чем за полгода было снято всего лишь два ограничения на ввоз казахстанской сельхозпродукции в РФ. И такие ограничения действуют в целом на поставки, вне зависимости от предприятия», – говорится в сообщении Национальной палаты предпринимателей.

Подобные проблемы и у белорусских производителей. В августе текущего года в ходе заседания Совета ЕЭК уже поднимался вопрос о завышенных требованиях со стороны России в отношении молочной продукции. Поводом для возмущения предпринимателей послужило то, что с 8 мая т.г. Россельхознадзор ввел ограничения на ввоз продукции 37 белорусских молокоперерабатывающих предприятий.

Сейчас НПП «Атамекен» готовит официальное обращение в Евразийскую экономическую комиссию о необходимости снятия указанного барьера по доступу на российский рынок.

banner_wsj.gif

30088 просмотров

Какой казахстанский бизнес потеряет миллиарды тенге на эпидемии

В условиях чрезвычайного положения замирают целые секторы экономики

Фото: Олег Спивак

Целые секторы экономики замирают в условиях чрезвычайного положения в Казахстане и карантина в Алматы и Нур-Султане. Бизнес ищет варианты работы онлайн, но не для всех это возможно. 

Санитайзеры стали обязательным элементом крупных торговых центров в Казахстане. Но даже ежечасная дезинфекция и тепловизоры на входах не спасают бизнес в условиях карантина. «Информируем вас о закрытии всех ТРЦ сети в целях предотвращения угрозы распространения коронавирусной инфекции» – это объявление на сайте «Меги» появилось позавчера, 17 марта. Днем позже о приостановке деятельности сообщил молл «Апорт».  

Работать на территории торговых центров Алматы и Нур-Султана продолжают только супермаркеты и аптеки.

Бизнес закрывается на карантин

Оценивать влияние ЧП и карантина на казахстанский бизнес большинство опрошенных «Курсивом» экспертов отказались, ограничившись словами «последствия будут, но говорить о них рано».

Они перечислили лишь очевидный набор отраслей, которые пострадают первыми, – это непродовольственный ретейл, общепит, транспорт, досуг, туризм. Сфера оптовой и розничной торговли генерирует самое большое число рабочих мест. По данным статистики, в январе 2020 года этим бизнесом занимались 543,9 тыс. субъектов предпринимательства. Оборот розницы в феврале составил 767,1 млрд тенге. Совокупный вклад торговли в ВВП 2019 года – 11,6 трлн тенге. Вклад рынка услуг по проживанию и питанию в ВВП 2019 года составил 777,7 млрд тенге.

Профессиональные ассоциации, куда мы обратились за комментариями, также затруднились оценить масштаб грядущих потерь. Как удалось выяснить «Курсиву», после введения чрезвычайного положения посещаемость в этих заведениях обрушилась на 75%. Можно предположить, что с ужесточением ограничений до карантина поток посетителей сократится почти до нуля. Стоит заметить, что этот сегмент – один из самых динамично развивающихся, и не только в мегаполисах. По данным сервиса 2ГИС, число заведений общественного питания в Казахстане за последний год выросло на 17%. В пяти крупнейших городах страны число действующих точек общепита достигло 10 тыс. При этом число фреш-баров и кофеен удвоилось – до 4397, вдвое больше стало суши-баров, кофейни и кондитерские выросли на 40%, бары – на 32,8%, число пиццерий увеличилось на 31%. Формат кафе, кулинарий и столовых показал рост на 13%, ресторанов – на 8,3%. Все они с 19 марта в Алматы и Нур-Султане закрыты, карантин предполагает «установление нового режима работы объектов общественного питания по принципу «доставки до клиентов», с усилением санитарно-противоэпидемиологических мер». Некоторые представители этого рынка находят креативные пути для функционирования в условиях карантина – например, винотеки продолжают организовывать дегустации, но проходят они онлайн. 

bizness.jpg

Иллюстрация: Мадина Сапарбаева

Все участники дегустации получают вино на дом и общаются с сомелье через интернет. Сектор искусства, развлечений и отдыха, полностью остановленный карантинными мерами, обеспечивает работой 14 729 предприятий малого и среднего бизнеса. Их вклад в ВВП прошлого года – 502,7 млрд тенге. Госстат приводит статистику оборотов этого рынка в минувшем году: организаторы спортивных мероприятий привлекли 208,9 млрд тенге, организаторы культурно-массовых мероприятий – 54,3 млрд тенге. В целом годовой оборот в этой сфере составил 777 млрд тенге. В области оказания транспортных и складских услуг заняты 97,6 тыс. предприятий МСБ. Их вклад в ВВП минувшего года составил 5,5 трлн тенге. 

К каким последствиям приведут ограничения на перемещения, в компаниях и профильных ассоциациях сказать затруднились. Можно отметить, что интернет-магазины переживают рост числа заказов – для продуктовых онлайн-ретейлеров этот рост стал взрывным, и им сейчас приходится резко масштабировать бизнес, чтобы удовлетворить спрос. Проблемы перечисленных секторов экономики быстро отразятся на общем положении – как минимум одному бизнесу нечем будет платить аренду другому бизнесу. Негативный сценарий от одного из экспертов, который пожелал остаться неназванным, подразумевает цепную реакцию последствий, которая затянет в кризис все секторы экономики, включая и самые крупные. Анализ возможных последствий от введения жестких карантинных мер для экономики Казахстана, как стало известно «Курсиву», сейчас по заданию правительства делают несколько казахстанских аналитиков. 

Reuters со ссылкой на данные статистического ведомства КНР сообщает, что влияние карантина на экономику Китая оказалось следующим: промышленный сектор за февраль сократился на 13,5% (вместо прогнозируемых 1,5%), розничные продажи ужались на 20,5% (предсказывали 0,8%), строительная индустрия потеряла 24,5%. В результате аналитические центры сейчас ужесточают прогнозы, касающиеся влияния коронавируса на глобальную экономику.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif