Перейти к основному содержанию


1 просмотр

Бизнесмены на побережье озера в ВКО занижают доходы в 10 раз

Региональные власти ведут борьбу с теневой экономикой в туристической отрасли

Фото: Shutterstock

Малый и средний бизнес Урджарского района ВКО, предоставляющий сервисные услуги туристам Алаколя, скрывает большую часть прибыли. По документам предприниматели побережья зарабатывают на туристах 1,5 миллиарда тенге, но реальный оборот, выявленный после проверок, превышает 11 миллиардов тенге. Третий год региональные власти ведут борьбу с теневой экономикой в туристической отрасли района. Результаты выяснял «Курсив».

Большее – лучшим

Алаколь входит в ТОП-10 туристических зон Казахстана. Для Восточного Казахстана это не только повод для гордости, но и возможность развивать туризм в этой зоне за счет средств республиканского бюджета. На обустройство инфраструктуры курортной зоны Алаколя, которая географически находится в Восточно-Казахстанской области, казна потратила уже более 6 млрд тенге. Как следствие, к благоустроенному пляжу с гостиницами и кафе тянутся туристы – ежегодно количество отдыхающих увеличивается. Растет и финансовый оборот бизнеса, предоставляющего сервисные услуги. Но динамичное развитие туристической зоны, по мнению акима ВКО Даниала Ахметова, не стимулирует бизнес работать честно.

«В прошлом году выплачено налогов 67 млн тенге, и это в два раза больше, чем годом ранее. Но оборот-то 11 млрд тенге. Если бы сегодня все, кто занимается гостиничным бизнесом, стали индивидуальными предпринимателями (а не ТОО. – «Курсив»), то они бы заплатили минимум 3% от этой суммы – 330 млн тенге. Но при таком обороте ИП не могут существовать, будь они ТОО, заплатили бы много больше. Никто не платит налоги. Мы столько средств выделяем на благоустройство для привлечения туристов, а где встречные обязательства бизнеса? Каждый считает за честь обмануть свою страну. Все говорят «дайте», но никто не хочет хотя бы часть своих обязательств перед обществом выполнить», – отмечает глава региона.

Статистика против реальности

Согласно данным, которые во время отчетного периода предоставляют хозяева алакольских гостиниц и баз отдыха, в год пестрое озеро со стороны ВКО посещают около 95 тыс. человек. Но в этой цифре можно усомниться после обнародования результатов мониторинга, проводимого специалистами областного управления туризма и внешних связей. Чтобы посчитать, сколько человек побывали на побережье за прошлое лето, чиновники запросили информацию у операторов сотовой связи. Оказалось, что количество зарегистрированных номеров мобильной связи в этой зоне более 378 тыс.

«Учитывая, что один человек мог не единожды за лето посещать Алаколь, общее количество приехавших на берег составило 600 тыс. человек. У нас, по официальной статистике, объем оказанных услуг только за проживание туристов в ВКО – 6 млрд тенге, из них 1,5 млрд тенге – это налоги от МСБ, осуществляющего деятельность на Алаколе. Здесь еще не учитываются дополнительные услуги, торговля, продажи от шашлычных, магазинов и прочих сервисных услуг. Даже тот оборот, который был предварительно рассчитан, – 11 млрд тенге – это минимум от того, сколько в реальности туристы тратят на Алаколе. На самом деле здесь гораздо больший объем теневой экономики», – отметил в комментариях «Курсиву» руководитель управления туризма и внешних связей ВКО Марат Кабаков.

Для примера глава ведомства приводит результаты акции «Требуй чек», проведенной среди туристов Алаколя. В течение двух дней гости побережья, участвовавшие в лотерее, должны были приносить свои чеки на сумму 2 тыс. тенге и более за предоставленные им мелкие услуги и товары. Выяснилось, что только за два дня туристы произвели покупки на 700 тыс. тенге. И это только деньги учтенных участников акции.
 
К работе по проверке туристических объектов Алаколя активно подключились и налоговики. Благодаря совместной работе в этом году МСБ, осуществляющий деятельность на побережье Алаколя, выплатил налогов на 106 млн тенге (рост на 57%).

А теперь наказание

По информации, полученной от департамента госдоходов (ДГД) по ВКО, для проведения контроля этим летом на побережье Алаколя было командировано дополнительно 17 сотрудников ДГД. Проведено 40 проверок, из них 31 рейд и девять хронометражных обследований. После подсчета посетителей стало ясно, что в девяти домах отдыха сумма предполагаемого дохода по сравнению с прошлым годом увеличена на 54%. В ходе проверки выяснилось, что 55 человек осуществляли свою предпринимательскую деятельность даже без оформления ИП. После того, как им рассказали о последствиях такой работы, они были зарегистрированы в ДГД.

«По результатам 31 тематической рейдовой проверки выявлено 40 нарушений. Из них 19 – это отсутствие кассовых аппаратов, в шести случаях не соблюдался порядок работы с «кассой». Установлено 12 фактов хранения и продажи спиртных напитков без лицензии», – говорится в сообщении ДГД ВКО.

За отсутствие и неправильную работу с контрольно-кассовыми машинами 23 налогоплательщикам вынесено предупреждение, двоих наказали штрафом в размере 101 тыс. тенге. А 12 нелегальным продавцам горячительных напитков теперь придется объясняться на скамье подсудимых. Всю алкогольную продукцию у них изъяли и подали административные материалы в судебные инстанции.

84168.jpg

Под надзором

По словам Марата Кабакова, практически все налоги от турзоны Алаколя остаются в бюджете ближайшего к побережью села Кабанбай Урджарского района. И рост поступлений в казну должен в первую очередь отразиться на жизни этого аула.

«Мы понимаем, на бизнес нельзя давить, поэтому работа идет на предупреждение, разъяснение. Никаких особых требований к МСБ не предъявлялось. Вы просто честно платите налоги и выполняйте требования законодательства по санитарному состоянию и уровню сервиса. Но, к сожалению, от бизнеса нет отдачи», – подчеркивает глава управления туризма и внешних связей.

В ближайшие четыре года Алаколь ждут новые инвестиционные вливания. Готовятся проекты на берегоукрепление, благоустройство, прокладку сетей, реконструкцию аэропорта Урджара на общую сумму свыше 28 млрд тенге. И при вливании таких крупных сумм работа по выведению бизнесменов солнечного Алаколя «из тени» будет продолжена.


4930 просмотров

Аида Балаева: «Решение судов администрация президента отменить не может»

Какими проблемами занимается созданный 100 дней назад отдел по контролю за рассмотрением обращений Администрации президента РК

Фото: Сергей Монко

Какими проблемами занимается созданный 100 дней назад отдел по контролю за рассмотрением обращений Администрации президента РК.

Аида Балаева, глава созданного при Администрации президента РК отдела по контролю за рассмотрением обращений, готовится к поездке по Казахстану – будет принимать людей на местах. Она рассказала «Курсиву» о том, чем занимается новый отдел администрации президента Токаева в повседневном режиме.

– Аида Галымовна, с чего начинается стандартный день помощника президента страны: с чашки кофе или сразу с ознакомления с большим количеством обращений в адрес главы государства?

– Как это ни странно, но с пожелания доброго утра моим подписчикам на Facebook. Этой традиции уже скоро будет пять лет. Как сейчас помню, в один из январских дней 2015 года на своей странице опубликовала простую открытку «С добрым утром!». Очень удивили живые отклики и искренние слова благодарности моих друзей. С этого дня решила делать это ежедневно, даже если кому-то и не нравится. Всегда руководствуюсь принципом: делать добро нужно, начиная с себя, даже если это будет доброе слово!

– Сколько различных жалоб ежедневно поступает в администрацию президента – десятки или все-таки сотни?

– Статистика поступающих в администрацию президента обращений демонстрирует стабильно высокие показатели. В среднем сотрудниками отдела регистрируется 250–300 обращений ежедневно. И это не считая заявлений, поступающих в дни приема граждан.

– А каким образом можно попасть на прием?

– Любой гражданин может позвонить в общественную приемную по телефону 74-17-96 и зарегистрироваться на свободное время в ближайший прием. Единственное условие: гражданину необходимо указать свое имя и контактные данные, а также характер вопроса, чтобы в случае необходимости мы могли пригласить на встречу представителей заинтересованных государственных органов.

– Какой из регионов является самым активным, если судить по количеству обращений?

– В администрацию президента поступают обращения граждан со всех регионов страны. Вместе с тем наряду с нашими мегаполисами традиционными лидерами являются Алматинская и Туркестанская области. Объективно это объясняется количеством жителей, проживающих в регионах.

– Предполагаю, что граждан нашей страны больше всего волнует социальная сфера, но в настоящий момент социальным вопросам государство уделяет очень большое внимание. Насколько это оправданно?

– Прежде всего хочу напомнить, что Основной закон страны закрепляет принципы социально ориентированного государства. Поэтому с первых лет независимости вопросы социальной политики получали особое внимание государства. В последние годы явно ощущается усиление данной тенденции. Во многом это реакция на кризисные явления в мировой экономике, которые так или иначе влияют и на нашу страну. В таких условиях на первый план выходит обеспечение социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения, которые первыми ощущают на себе все изменения в экономической сфере.

– Не получится ли так, что из-за значительного увеличения социальной поддержки в обществе усилятся иждивенческие настроения?

– Понимаю, о чем вы говорите. В любой стране мира социальные пособия – это подержание минимального уровня жизни нуждающихся граждан. Большинство людей всегда будут стремиться к укреплению своего социального статуса. Это заложено в нас самой природой. Поэтому сидеть на пособиях всю жизнь – это скорее распространенный стереотип, навеянный мифами о беззаботной жизни в некоторых зарубежных странах, чем практика реальной жизни. Ведь получатели пособий за рубежом в большинстве своем эмигранты, то есть люди, которые не смогли адаптироваться в социуме. Возможно, у кого-то это вызовет скепсис, но я полагаю, что у нас созданы все условия, чтобы каждый желающий мог реализовать свой потенциал. Главная проблема, на мой взгляд, связана со слабой разъяснительной работой государственных органов в этом направлении. Поэтому люди зачастую просто не знают, какими программами воспользоваться. Ведь возможность получить новую квалификацию, трудо­устроиться или создать свой малый бизнес открывает гораздо большие перспективы, чем получение тех или иных пособий.

– А что, по Вашим наблюдениям, больше всего беспокоит казахстанских предпринимателей среднего и малого бизнеса?

– Предприниматели – это такие же граждане страны, поэтому они используют свои права на обращение в администрацию президента как граждане либо от имени юридических лиц, которых они представляют. В любом случае поступившее обращение будет рассматриваться в соответствии с установленным регламентом. Спектр вопросов, поднимаемых бизнесом, как и по любому другому направлению, достаточно широк. Но среди наиболее часто встречаю­щихся – недовольство решениями судов, земельные споры, вопросы налогообложения, поддержки производств и так далее. Здесь хочу подчеркнуть, что комментировать либо отменить решение суда администрация президента не может. Однако все другие вопросы внимательно рассматриваются и практически стопроцентно ставятся на контроль профильных государственных органов.

– И как часто положительно решаются вопросы людей, обратившихся за помощью в Администрацию президента?

– Понятие «положительное решение» достаточно условное. Важнее удовлетворить ответом заявителя. Ведь по многим вопросам просто невозможно сделать так, как просит гражданин. Особенно если у него на руках судебные решения всех инстанций, которые он проиграл. Здесь на первый план выходит качество разъяснения. Поэтому с момента создания отдела введена практика контрольных звонков заявителям по наиболее значимым вопросам с целью выяснения, как сам заявитель оценивает полученный ответ. В случае необходимости граждане записываются на личный прием, чтобы еще раз предметно разобраться в ситуации и получить исчерпывающий ответ профильных государственных органов или юриста.

– Бывали ли случаи, когда Вам на стол попадали обращения, от которых, как говорится, оторопь брала?

– Таких примеров немало. Ведь каждое обращение внимательно изучается и анализируется. Наиболее распространенный пример – «судьбоносные» изобретения и открытия, с которыми обращаются наши талантливые граждане, несмотря на отсутствие научного обоснования. Сразу вспоминаю один прием, когда гражданин эмоционально рассказывал об изобретенной им формуле успеха. На уточняющий вопрос, как эта формула помогла лично вам, он задал не менее резонный встречный вопрос: «а при чем здесь я?» Получился живой анекдот.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций